Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СЕНСОРНОМ РАЗВИТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ'

К ВОПРОСУ О СЕНСОРНОМ РАЗВИТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
26
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
умеренная интеллектуальная недостаточность / сенсорное разви-тие / результаты коррекционной работы / специальная коррекционная общеобразова-тельная школа-интернат / moderate intellectual incapacity / sensory development / results of intervention / special remedial boarding school

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Будаева Сэсэг Дагбадоржиевна

В статье поднимается вопрос актуальности сенсорного развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Отмечено, что многие проблемы сенсорной сферы могут быть преодолены лишь в ходе целенаправленной коррекционно-развивающей работы. Представлены результаты исследования, проведенного в ГБОУ «СКОШИ № 2» города Улан-Удэ. Для отслеживания развития сенсорных процессов проведена входная и итоговая диагностика с применением диагностиче-ских заданий Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича. Полученные результаты проанали-зированы с применением U-критерий Манна-Уитни. Результаты диагностики и кор-рекционно-развивающей работы свидетельствуют о своеобразии сенсорного разви-тия детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Будаева Сэсэг Дагбадоржиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORE ON SENSORY DEVELOPMENT OF PUPILS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

The article raises the issue of the applicability of sensory development of chil-dren with intellectual disabilities. It is noted that many problems of sensory development can be overcome only in the course of purposeful remedial work. We have presented the results of a study conducted at Special Remedial Comprehensive Boarding School No. 2 in Ulan-Ude. The sample included 28 students aged 11 to 13 years, who are studying ac-cording to the 2nd option of the adaptive curriculum for children with mental retardation (intellectual disabilities). To trace the development of sensory processes we have carried out input and final diagnostics using the tasks by N. I. Ozeretsky and M. O. Gurevich. The results obtained were analyzed using the Mann–Whitney U test. The results of diag-nostics and remedial work testify to the originality of the sensory development of chil-dren with moderate intellectual disability.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СЕНСОРНОМ РАЗВИТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

Научная статья УДК 376.1

DOI: 10.18101/2307-3330-2022-2-19-22

К ВОПРОСУ О СЕНСОРНОМ РАЗВИТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

© Будаева Сэсэг Дагбадоржиевна

педагог-психолог,

Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 2 г. Улан-Удэ

Россия, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Дальневосточная, 1

seseg1407@mail.ru

Аннотация. В статье поднимается вопрос актуальности сенсорного развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Отмечено, что многие проблемы сенсорной сферы могут быть преодолены лишь в ходе целенаправленной коррекционно-развивающей работы. Представлены результаты исследования, проведенного в ГБОУ «СКОШИ № 2» города Улан-Удэ. Для отслеживания развития сенсорных процессов проведена входная и итоговая диагностика с применением диагностических заданий Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича. Полученные результаты проанализированы с применением и-критерий Манна-Уитни. Результаты диагностики и кор-рекционно-развивающей работы свидетельствуют о своеобразии сенсорного развития детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью.

Ключевые слова: умеренная интеллектуальная недостаточность, сенсорное развитие, результаты коррекционной работы, специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат.

Для цитирования

Будаева С. Д. К вопросу о сенсорном развитии обучающихся с интеллектуальными нарушениями // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2022. № 2. С. 19-22.

В настоящее время отмечается тенденция увеличения количества детей с умственной отсталостью. Дети и подростки, имеющие отклонения в умственном развитии, составляют от 3 до 5% общей численности населения страны (С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова, Л. М. Шипицина). Также указано, что от всего числа людей с умственной отсталостью количество людей с умеренной умственной отсталостью составляет чуть более 10% [4]. В исследованиях отмечено, что умственная отсталость детей тесным образом сочетается с аномальным развитием сенсорно-перцептивной сферы, которая для них является одним из базовых способов познания окружающего мира и социализации в обществе. Проблемы сенсорного развития детей с интеллектуальной недостаточностью рассматривались многими педагогами и психологами: Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец и др., в том числе у детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью С. Д. Забрамной, А. Р. Маллером, Л. А. Венгером, М. В. Жигоре-вой и др.

В своих исследованиях Л. А. Венгер отмечает, что развитие сенсорно-перцептивных действий ребенка напрямую влияет на совершенствование познавательной сферы и способностей [2]. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский обра-

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

2022/2

щают внимание на взаимосвязь и взаимообусловленность сенсорного развития и разных видов деятельности ребенка. Здесь отмечено, что от развития сенсорных процессов зависит продуктивность любой деятельности. Например, в школьном возрасте сенсорное развитие непосредственно влияет на учебную, конструктивную, изобразительную, трудовую деятельность. Также В. А. Крутецкий акцентирует, что всестороннее развитие сенсорной сферы ребенка связано с его творческой деятельностью: например, рисование развивает зрительные ощущения, слушание музыки — слух, а любовь к спорту — двигательные ощущения [5].

В исследовании детей с умственной отсталостью подчеркивается о том, что сенсорно-перцептивная сфера детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью отличается качественным своеобразием. По причине нарушения сенсорно-перцептивной сферы у ребенка нарушается восприятие окружающего мира. Восприятие характеризуется своеобразием даже у тех обучающихся, которые не имеют повреждений анализаторов. Это объясняется нарушением анализа информации в коре головного мозга [3]. Но в то же время отмечается, что причиной недоразвития сенсорной сферы может быть не только органическое поражение нервной системы, но и отсутствие целенаправленного сенсорного развития детей (М. С. Певзнер, В. И. Лубовский и др.). Таким образом, наиболее полное развитие сенсорно-перцептивной сферы обучающихся с умственной отсталостью составляет актуальную задачу специального образования.

Для решения одной из сторон выделенных проблем проведено исследование в одной из специальных (коррекционных) школ города Улан-Удэ. Выборку составили 28 обучающихся специальных классов в возрасте 11, 12, 13 лет, обучение которых ведется по второму варианту АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Дети были распределены поровну на экспериментальную и контрольную группы. Для отслеживания развития сенсорных процессов проведена входная и итоговая диагностика с применением диагностических заданий Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича. Полученные результаты математически проанализированы с применением и-критерия Манна-Уитни. В экспериментальной группе для развития сенсорной сферы реализована коррекционно-развивающая программа, состоящая из следующих разделов: тактильно-двигательное восприятие, восприятие формы, величины, цвета, развитие зрительного восприятия, развитие слухового восприятия, восприятие пространства, восприятие времени. Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий. В основе системы занятий лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия, упражнения на пространственную ориентировку в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.) [1]. С учетом требований к организации обследования диагностика и коррекционные занятия проводились в сенсорной комнате, где созданы комфортные специальные условия для работы с обучающими. Учитывая особенности развития детей с умственной отсталостью и во избежание переутомления детей, использовался материал многофункционального характера, с помощью которого можно создавать учебные и игровые ситуации,

также применялись экономичные по времени процедуры диагностики. Диагностический и коррекционно-развивающий материал подбирался в соответствии с состоянием анализаторов и речи.

Итак, сравнение контрольной и экспериментальной групп показывает, что коррекционная программа дает результаты, но само развитие детей с умственной отсталостью идет очень медленно и едва заметно, исследуемые значения едва дотягивают до базовых уровней. С целью доказательства или опровержения эффективности реализации программы развития сенсорно-перцептивной сферы младших школьников с умеренной умственной отсталостью был применен статистический анализ. Выяснилось, что на констатирующем этапе по критериям «Оценка статического равновесия», «Оценка динамического равновесия», «Оценка ручной моторики», «Оценка тактильных ощущений», «Оценка зрительного восприятия», «Оценка слухового восприятия» есть различия между экспериментальной и контрольной группами. По критериям «Оценка владения сенсорными эталонами», «Тесты цветоразличения», «Различение формы», «Восприятие величины», «Оценка пространственного восприятия», «Оценка восприятия времени» не обнаружены статистически значимые связи, соответственно не имеются различия между экспериментальной и контрольной группами. Статистический анализ по итогам формирующего эксперимента показал, что по критериям «Оценка статического равновесия», «Оценка динамического равновесия», «Оценка ручной моторики», «Различение формы», «Восприятие величины» статистически значимая связь не обнаружена. А по критериям «Оценка тактильных ощущений», «Тесты цветоразличения», «Оценка зрительного восприятия», «Оценка слухового восприятия», «Оценка пространственного восприятия», «Оценка восприятия времени» на констатирующем и контрольном этапах существуют статистически значимые связи.

Таким образом, после реализации программы в экспериментальной группе параметры сенсорно-перцептивной сферы младших школьников с интеллектуальными нарушениями показали положительную динамику. Наибольшая эффективность программы получена по цветоразличению, пространственно-временному восприятию. Более детальное рассмотрение распределения ранговой позиции показателей показывает незначительную динамику в критериях «Оценка статического равновесия», «Оценка динамического равновесия», «Оценка ручной моторики». Например, в экспериментальной группе наблюдается положительное изменение ранговой позиции: повышение критерия «Оценка статического равновесия» с 10-го до 14-го ранга, «Оценка динамического равновесия» с 10-го до 14-го ранга, «Оценка ручной моторики» с 12-го до 15-го ранга. Отметим, что в контрольной группе произошло снижение ранговых позиций данных критериев: «Оценка статического равновесия» и «Оценка динамического равновесия» переместились с 20-го на 15-й ранг, а критерий «Оценка ручной моторики» с 18-го ранга на 15-й. Основываясь на данных ранжирования, можно утверждать, что программа незначительно, но положительно повлияла на развитие статического равновесия, динамического равновесия и ручной моторики обучающихся экспериментальной группы. Результаты исследования обозначили необходимость усиления коррекционно-развивающей работы в развитии представлений о форме и величине предметов, в развитии ручной и общей моторики обучающихся.

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

2022/2

В целом реализация коррекционно-развивающей программы способствовала развитию сенсорно-перцептивной сферы младших школьников с умеренной умственной отсталостью. Достоверность полученных результатов подтверждена математической обработкой данных (U-критерий Манна-Уитни).

Литература

1. Будаева С. Д. Опыт развития сенсорных процессов обучающихся в условиях коррекционной школы // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2021. № 2. С. 16-20. Текст: непосредственный.

2. Венгер Л. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждение. Москва: Просвещение, 1972. С. 9-18. Текст: непосредственный.

3. Золоткова Е. В. Коррекционно-развивающая работа в сенсорной комнате с детьми и подростками, имеющими интеллектуальную недостаточность: методические рекомендации / Мордов. гос.пед.инст. Саранск, 2018. С. 48. Текст: непосредственный.

4. Корпев А. В. Коррекция двигательных действий детей с умеренной умственной отсталостью на физкультурных занятиях в условиях детсткого дома-интерната 13.00.04. URL: https ://nauka-pedagogika. com/pedagogika-13 -00-04/dissertaciya-korrektsiya-dvigatelnyh-deystviy-detey-s-umerennoy-umstvennoy-otstalostyu-na-fizkulturnyh-zanyatiyah-v-usloviyah-detskogo (дата обращения: 15.02.2022). Текст: электронный.

5. Крутецкий В. А. Психология: учебник для учащихся педагогических училищ. Москва: Просвещение, 1980. 352 с. Текст: непосредственный.

MORE ON SENSORY DEVELOPMENT OF PUPILS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Seseg D. Budaeva Educational Psychologist,

Special Remedial Comprehensive Boarding School No. 2 1 Dalnevostochnaya St., Ulan-Ude 670047, Russia seseg1407@mail.ru

Abstract. The article raises the issue of the applicability of sensory development of children with intellectual disabilities. It is noted that many problems of sensory development can be overcome only in the course of purposeful remedial work. We have presented the results of a study conducted at Special Remedial Comprehensive Boarding School No. 2 in Ulan-Ude. The sample included 28 students aged 11 to 13 years, who are studying according to the 2nd option of the adaptive curriculum for children with mental retardation (intellectual disabilities). To trace the development of sensory processes we have carried out input and final diagnostics using the tasks by N. I. Ozeretsky and M. O. Gurevich. The results obtained were analyzed using the Mann-Whitney U test. The results of diagnostics and remedial work testify to the originality of the sensory development of children with moderate intellectual disability.

Keywords: moderate intellectual incapacity, sensory development, results of intervention, special remedial boarding school.

For citation

Budaeva S. D. More on Sensory Development of Pupils with Intellectual Disabilities. Bulletin of Buryat State University. Education. Person. Society. 2022; 2: 19-22 (In Russ.).

The article was submitted 02.04.2022; approved after reviewing 13.05.2022; accepted for publication 04.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.