А.В. Осипьян, К.Э. Царитова К ВОПРОСУ О САМОДЕТЕРМИНАЦИИ ПРЕСТУПНОСТИ
Статья посвящена рассмотрению феномена самодетерминации преступности, установлению ее особенностей, анализу форм самодетерминации. Представляется, что самодетерминация - одно из базовых качеств преступности.
Ключевые слова: преступное деяние, самодетерминация преступности, формы самодетерминации преступности, воспроизводство, организованная преступность, криминальная субкультура, аномия, безнаказанность.
В настоящее время в преступности отмечаются активные процессы, в частности, активизировались ее организованные формы, криминальный профессионализм, стабильно высока доля рецидива. Все это приводит к необходимости искать новые меры противодействия проявлениям самодетерминации преступности.
На вопросах самодетерминации преступности уже не первый год сосредоточено внимание ученых, в трудах которых указывается на то, что преступность - это системно-структурное общественное явление, имеющее способность к самовоспроизводству.
Самодетерминация преступности - это процесс порождения, воспроизводства преступностью новых антиобщественных актов1.
Рассматривая формы самодетерминации преступности, отметим, что первая из них связана с безнаказанностью, являющейся причиной многих последующих криминальных действий, когда противозаконный вариант поведения становится нормой. Специфика безнаказанности основана на латентности, когда фактически совершенные криминальные действия не фиксируются в статистике. Успешно реализованное преступное поведение (нераскрытое преступление, не установлен субъект, его совершивший) зачастую приводит к совершению повторного преступления. Отсутствие надлежащего реагирования на совершенное криминальное поведение со стороны правоохранительных органов порождает такие виды преступности, как рецидивная (криминологический рецидив) и профессиональная. Данную форму самодетерминации характеризуют и те преступники - рецидивисты, которые за совершение первого преступного деяния были пойманы и привлечены к уголовной ответственности, но даже после этого не перестали заниматься преступной деятельностью. Ни для кого не секрет, что в местах лишения свободы осужденные лица закрепляют старые знания о преступной деятельности, улучшают их и получают новые. После отбытия наказания осужденным, общество получает опытного гражданина преступного мира.
Среда рецидивистов - не только емкое «хранилище запасов» преступности, но и более сильный источник насаждения культуры криминального мира2. Такие преступники распространяют криминальную субкультуру, привычки, правила поведения, тем самым негативно воздействуя на неустойчивых в нравственном отношении людей, во многих случаях на лиц, не достигших совершеннолетия, вовлекая их в совершение противозаконных деяний. Рецидивную и профессиональную преступность невозможно представить без воздействия на них криминальной субкультуры. В указанных видах преступности просто не может не быть такой субкультуры, как скажем, нет таких мест лишения свободы, где бы не было конкретных норм и правил поведения, определенного жаргона, разного статуса у осужденных лиц.
Нужно обратить внимание и на такой момент: длительное невозбуждение уголовного дела, приводит к тому, что у субъекта, совершившего противозаконное деяние, появляется чувство безнаказанности, что впоследствии выступает причиной повторного совершения им аналогичного деяния. Как отмечает Макаров В.В. «безнаказанность создает благоприятную внешнюю среду для самодетерминации, или способности к самовоспроизводству, что является одним из ключевых системных качеств преступности»3.
© А.В. Осипьян, К.Э. Царитова, 2021.
1 Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М., 2015. С. 147.
2 Причины преступности в России / Ю.А. Антонян, Е.М. Тимошина и др. М., 2013. С. 274.
3 Макаров В.В. Криминологическое исследование самодетерминации преступности: Дисс. .. .канд. юрид. наук. М., 2014. С. 123.
Следует также заметить, что повторные противозаконные действия обладают некоторой особенностью - влекут более тяжкие последствия (в сравнении с первым преступлением), так как второе преступление лицо более тщательно планирует, после его исполнения принимает все необходимые меры, чтобы не быть привлеченным к уголовной ответственности, распоряжается имуществом, приобретенным незаконным путем, и т.д.
Вторая форма самодетерминации преступности состоит в совершении «вспомогательных» преступлений, обязательно приводящих в последующем к основному преступному деянию (необходимых для его совершения). Например, субъекту, замыслившему изъять органы у человека (в целях трансплантации), для начала необходимо совершить преступление, предусмотренное ст. 126 УК РФ.
Таким образом, «вспомогательное» преступление - условие, способствующее достижению желаемого результата - совершению основного преступления.
К этой форме самодетерминации относится и «постпреступная» деятельность, которая бывает связана с реализацией других (новых) преступных актов. Речь идет о случаях, когда вспомогательное преступление совершается в целях сокрытия основного преступного деяния. Например, лицо, совершившее преступное деяние, ответственность за которое установлена статьей 131 УК РФ, убивает потерпевшую.
В Уголовном кодексе Российской Федерации отсутствуют понятия «вспомогательное», или как еще говорят, «подсобное», «сопряженное» преступление. Однако, как квалифицирующий признак сопряженность есть в некоторых статьях УК РФ, скажем, в пункте «к» части 2 статьи 105 УК РФ. Само же понятие «сопряженность» говорит о наличии внутренней связи между различными преступными деяниями. Понятие «сопряженный» - это «взаимно связанный, непременно сопровождаемый чем-либо»1.
Третья форма самодетерминации состоит в том, что образовавшаяся организованная группа (преступное сообщество), совершает целый ряд разных криминальных действий, для реализации которых она была образована. Например, если преступная организация занимается преступлениями, ответственность за которые предусмотрена ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство), то в процессе выполнения этой деятельности бывают необходимы подлоги документов, подкуп чиновников, уклонение от уплаты налогов и т.д. Организованная преступная деятельность всегда включает в себя комплекс криминальных действий и бывает направлена на привлечение к их выполнению новых людей.
Механизм самодетерминации организованной преступности проявляется в ее связи с преступлениями насильственного характера, в связи с чем, нужно указать на 2 направления:
- совершение организованными преступными группами насильственных деяний в целях ликвидации конкурентов в преступном мире и криминальном бизнесе;
- участие организованных преступных групп в заказных убийствах, похищениях людей (для рабского труда), трансплантации органов и др.2
В России организованная преступность привела к увеличению числа корыстных и насильственных преступных деяний со стороны лиц, «обслуживающих» высшие эшелоны организованных преступных сообществ. Именно этот вид преступности выступает одним из существенных обстоятельств политической, социально-экономической нестабильности в нашем государстве.
Ученые рассматривают организованную преступность как сложный социальный феномен, который очень тесно переплетается с иными институтами общества и процессами3.
Способность организованной преступности к самовоспроизводству определена характерными ей особенностями:
•слиянием общеуголовной и экономической составляющей;
•наличием «общака» и постоянного процесса легализации денежных средств, полученных криминальным путем;
•коррумпированными связями;
•наличием международных криминальных связей;
•системностью противозаконной деятельности, связанной с наличием особой структуры, распреде-
" 4
лением ролей и т.д.4
Последняя (четвертая) форма самодетерминации преступности связана с психологией людей. А именно, когда уровень преступности высок, а преступники не привлекаются к ответственности, появляется
1 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1986. С. 650.
2 Бочкарева Е.В. Организованная преступность как форма самодетерминации преступности // Актуальные проблемы российского права, 2019, № 1. С. 26.
3 Гилинский Я.И. Организованная преступность: понятие, история, деятельность, тенденции // Проблемы изучения и противодействия организованной преступности: Сборник статей по материалам Всероссийского круглого стола. СПб., 2015. С. 26.
4 Макаров В.В. Самодетерминация преступности посредством ее организованных форм // Поволжский педагогический поиск (научный журнал), 2013, № 4. С. 143.
«аномия» в поведении людей, возникает состояние допустимости криминальных действий. Это - безнорма-тивность в поведении граждан нашего государства, при которой появляется представление о слабости закона, отсутствие веры в эффективную работу правоохранительных органов, изменяются грани того, что можно. Все это способствует достаточно легкому становлению на преступный путь.
Увеличение масштабов преступности влечет ее последующий рост, а сама преступность становится естественной формой жизни.
Библиографический список
1. Бочкарева Е.В. Организованная преступность как форма самодетерминации преступности // Актуальные проблемы российского права, 2019, № 1.
2. Гилинский Я.И. Организованная преступность: понятие, история, деятельность, тенденции // Проблемы изучения и противодействия организованной преступности: Сборник статей по материалам Всероссийского круглого стола. СПб., 2015.
3. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М., 2015.
4. Макаров В.В. Самодетерминация преступности посредством ее организованных форм // Поволжский педагогический поиск (научный журнал), 2013, № 4.
5. Макаров В.В. Криминологическое исследование самодетерминации преступности: Дисс. .канд. юрид. наук. М., 2014.
6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1986.
7. Причины преступности в России / Ю.А. Антонян, Е.М. Тимошина и др. М., 2013.
ОСИПЬЯНАННА ВАЛЕРЬЕВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса, Горский государственный аграрный университет, Россия.
ЦАРИТОВА КРИСТИНА ЭЛДАРОВНА - магистрант, Горский государственный аграрный университет, Россия.