4. Timoshenko A.S. Ecological safety and international law // Soviet Yearbook of International Law, 1988. - Moscow: Nauka, 1989. - P. 23-38.
5. Presidential Decree of April 19, 2017 No. 176 "On the Environmental Security Strategy of the Russian Federation for the period up to 2025" [Electronic resource] // Access mode: http: // www.consultant.ru/ Address: 20.01.2019.
6. Presidential Decree of December 31, 2015 No. 683 "On the National Security Strategy of the Russian Federation" [Electronic Resource] // Access Mode: http: // www.consultant.ru/ Address: 20.01.2019.
7. Federal Law "On Environmental Protection" dated January 10, 2002 No. 7-ФЗ [Electronic resource] // Access mode: http: // www.consultant.ru/ Address: 20.01.2019.
Д.М. Горлов - к.э.н., доцент кафедры менеджмента, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, ([email protected]),
D.M. Gorlov, Candidate of Economics, Associate Professor of Management, Kuban State Agrarian UniversitynamedafterI.T. Trubilina;
Л.В. Коваленко, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры менеджмента, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, ([email protected]),
L.V. Kovalenko - Candidate of Philosophy, Senior Lecturer, Department of Management, Kuban State Agrarian Universitynamed after I.T. Trubilina.
К ВОПРОСУ О РОЛИ ПРОГРЕССИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ TO THE QUESTION OF THE ROLE OF PROGRESSIVE TECHNOLOGIES IN MODERN MANAGEMENT
Аннотация. В статье рассмотрена необходимость реализации прогрессивных технологий в современном менеджменте на примере формирования экологического потенциала городов. Отмечено, что формирование экологического потенциала является наиболее эффективным способом воздействия не только на экологическую, на и социально-экономическую систему современного города. Реализация прогрессивных технологий подразумевает регулирование отношений между обществом и природой с помощью административно-командных инструментов в сочетании с экономическими рычагами стимулирования. Таким образом, экологическая составляющая менеджмента является не менее значимой, чем экономическая или социальная.
Annotation. The article discusses the need for the implementation of advanced technologies in modern management on the example of the formation of the ecological potential of cities. It is noted that the formation of ecological potential is the most effective way to influence not only the ecological, but also the socio-economic system of the modern city. The implementation of progressive technologies involves the regulation of relations between society and nature with the help of administrative-command tools in combination with economic incentives. Thus, the environmental component of management is no less significant than the economic or social one.
Ключевые слова: система дошкольного образования, социальной управление, функция, эффективность, качество, общество, динамика, структура, кадровое обеспечение.
Keywords: system of preschool education, social management, function, efficiency, quality, society, dynamics, structure, staffing.
Реализация прогрессивных технологий в современном менеджменте является одним из обязательных условий осуществления эффективного управления. Рассматривая менеджмент городских территорий, необходимо отметить, что данный тип менеджмента представляет собой достаточно сложную управленческую категорию, включающую множество направлений. Важнейшим направлением является управление экологическим потенциалом современного города.
Экологический потенциал можно охарактеризовать как один из элементов интегрального потенциала территории или территориального потенциала региона. В структуре территориального потенциала он занимает одно из ведущих мест и лежит на стыке природного, экономического и социального потенциалов в поле информационного потенциала региона [2, с. 632].
Экологический потенциал городов представляет собой особый вид эколого-экономического потенциала. Градостроительство как область человеческой деятельности характеризуется высокой мерой природопотребле-ния. Города используют ресурсы всех геосфер: литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы - флору и человеческие резервы.
Современная управленческая практика подразумевает осуществление активного воздействия на формирование экологического потенциала городов и его совершенствования. Совершенствование экологического потенциала городов представляет собой реализацию комплекса мер, направленного на достижение ряда целей (рис. 1).
Рис. 1. Цели совершенствования управления экологическим потенциалом городов
Как видно из рис. 1, совершенствование экологического потенциала способствует решению целого комплекса социо-эколого-экономических задач. В конечном счете, решение обозначенных задач призвано обеспечить всестороннее развитие современного города.
Вместе с тем, практика управления экологическим потенциалом городов Краснодарского края свидетельствует о том, что основную долю мероприятий данного типа управленческого воздействия составляют мероприятия по осуществлению экологического контроля и надзора.
Как показали результаты проведенного анализа, общее количество проверок, проводимых в приморских городах Краснодарского края, на протяжении пяти лет увеличивается. В г. Анапа и г. Ейск, как видно из таблицы 1, существенно возросло число проверок, проводимых по требованию надзорных органов. В г. Приморско-Ах-тарск, напротив, возросло количество рейдов в составе административных комиссий.
В управлении экологическим потенциалом страны, региона, а также муниципальных образований ведущую роль играет программно-целевой метод управления [1, с. 37].
Вследствие этого, необходимо исследовать эффективность реализации программно-целевого метода управления экологическим потенциалом приморских городов Краснодарского края.
Для оценки роли программно-целевого метода в управлении экологическим потенциалом необходимо рассмотреть его реализацию на всех уровнях управления. Так, на уровне Российской Федерации действует Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 гг., отражающая основные цели, задачи, принципы формирования и развития экологического потенциала станы и регионов. На региональном уровне действует Государственная программа Краснодарского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства» на 2016-2021 гг., которая содержит цели, задачи, прогнозные показатели развития экологического потенциала Краснодарского края. Оценка Государственной программы позволяет утверждать, что осуществление экологизации городов Краснодарского края находится на так называемой стадии зарождения (или второй стадии). Данная стадия экологизации характеризуется началом формирования прогрессивной нормативно-правовой базы для реализации экологического менеджмента. Так, Государственная программа РФ «Охрана окружающей среды» регламентирует прямое государственное регулирование отношений между обществом и природой с помощью административно-командных инструментов в сочетании с экономическими рычагами стимулирования. Иначе говоря, экологическая составляющая государственного управления является не менее значимой, чем экономическая или социальная.
Таблица 1 - Динамика мероприятий в сфере контроля экологического потенциала приморских городов
Краснодарского края
Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г. к 2013 г., в %
г. Анапа
Проведено проверок - всего 284 291 311 324 340 119,7
в т. ч. по требованию надзорных органов 122 129 150 181 196 160,7
по обращениям граждан 31 24 39 42 38 122,6
рейдов в составе административных комиссий 131 138 122 101 106 80,9
г. Ейск
Проведено проверок - всего 238 233 247 260 257 108,0
в т. ч. по требованию надзорных органов 91 117 110 124 127 139,6
по обращениям граждан 20 29 24 35 44 в 2,2 раза
рейдов в составе административных комиссий 127 87 113 101 86 67,7
г. Приморско-Ахтарск
Проведено проверок - всего 209 217 223 220 236 112,9
в т. ч. по требованию надзорных органов 84 80 91 83 71 84,5
по обращениям граждан 11 16 23 21 18 163,6
рейдов в составе административных комиссий 114 121 109 116 147 128,9
Согласно государственной программе Краснодарского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства» на 2016-2021 гг. целями управления экологическим потенциалом являются:
- охрана окружающей среды и повышение уровня экологической безопасности.
- развитие экологических подсистем (водное, лесное хозяйство и др.);
- увеличение протяженности новых сооружений инженерной защиты и берегоукрепления, находящихся в государственной собственности Краснодарского края.
- увеличение протяженности водных объектов, на которых закреплены границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос.
Федеральный и региональный уровни управления экологическим потенциалом определяют характер муниципальной политики в данном направлении. Например, для эффективного управления экологическим потенциалом муниципального образования г. Краснодар управляющее воздействие осуществляется по следующим направлениям:
- повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем на территории муниципального образования г. Краснодар.
- обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод, осуществление мер по охране водных объектов или их частей на территории муниципального образования г. Краснодар.
- сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения.
Для наиболее всестороннего изучения проблем и перспектив реализации прогрессивных технологий в менеджменте современных городских территорий нами был проведен SWOT-анализ менеджмента экологического потенциала приморских городов Краснодарского края (таблица 2).
Как видно из результатов проведенного SWOT-анализ в контексте управления экологическим потенциалом приморских городов Краснодарского края, на сегодняшний день данный тип управления сталкивается с рядом проблем. Основными из них являются:
- отсутствие документов, регламентирующих стратегическое развитие приморских городов Краснодарского края в сфере экологии;
- стремительное загрязнение пресноводных ресурсов, приводящее к нарушению экосистем приморских
городов;
- расширение площадей несанкционированных свалок и неэффективная переработка твердых бытовых отходов;
- увеличение объемов засорения территорий приморских городов.
Таблица 2 - SWOT-анализ менеджмента экологического потенциала приморских городов Краснодарского края
Сильные стороны (S) -strength Слабые стороны (W) - weakness
1. Принят ряд законодательных актов федерального и регионального значения, а так же региональных программ касающихся охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности. 2. Осуществляется грантовая поддержка местных инициатив граждан. 3. Приморские города не нуждаются в привозной воде. 1. Отсутствие стратегий экологического развития малых приморских городов. 3. Недостаточность средств местного бюджетов, дисбаланс между расходными полномочиями и финансовым обеспечением, узкая доходная база. 4. Неэффективный контроль и надзор в сфере ответственности за экологические правонарушения. 5. Ухудшение экологической обстановки негативно сказывается на миграционных процессах, увеличивает заболеваемость и естественную убыль населения. 6. Загрязнение земель, вод и воздуха отходами сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. 7. Нарушение правил хранения минеральных удобрений. 8. Загрязнение водных объектов неочищенными и недостаточно очищенными сточными водами.
9. Неэффективная переработка ТБО и наличие несанкционированных свалок
Возможности (О) - opportunity Угрозы (Т) - threat
1. Увеличение государственной поддержки социально- экономического развития приморских городов. 3. Развитие инженерной инфраструктуры. 4. Совершенствование функционального зонирования территорий приморских городов. 5. Реконструкция, техническое перевооружение и новое строительство инженерных сетей. 6. Организация на предприятиях современных очистных сооружений. 7. Повышение осознания населением экологических проблем и важности экологической культуры. 13. Создание промышленных зон, не наносящих ущерба окружающей среде. 1. Расширение площадей несанкционированных свалок. 2. Дальнейшее ухудшение экологической обстановки. 3. Потеря туристической и рекреационной ценности некоторых территорий приморских городов. 4. Утрата биологического разнообразия территории. 5. Поджоги несанкционированных свалок. 6. Масштабное засорение территорий приморских городов. 7. Значительное увеличение платежей за вывоз мусора.
Таким образом, в условиях непостоянства развития жизнеобеспечивающей инфраструктуры города, быстро меняющихся экономических, правовых и экологических условиях, изменения территориальных границ города, необходимости совмещать задачи охраны окружающей среды с ростом экономического потенциала требуется выработка новых подходов к сохранению природных и природно-антропогенных систем, обеспечению приемлемого качества окружающей среды.
Сегодняшняя парадигма развития города предполагает необходимость решения застарелых городских проблем во всех отраслях хозяйства для улучшения экологических показателей не только на сегодняшний день, но и в расчете на перспективу. Главной задачей экологического стратегического развития является сохранение баланса между охраной природы города и ее разумным, контролируемым использованием при содействии технологическому развитию всех отраслей городского хозяйства, направленному на обеспечение устойчивого развития и создание комфортной среды обитания.
Источники:
1. Бережной А.В., Думанян А.В. Управление развитием курортно-рекреационного комплекса в муниципальном образовании / Экономика и управление в условиях современной России // Материалы всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 36-39.
2. Коваленко Л.В., Шепилова С.Ю. Значение экологического потенциала территории в развитии отрасли молодежного туризма Краснодарского края / Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики // Материалы XI международной научно-практической конференции. 2018. С. 631-635.
Sources:
1. Berezhnoy A.V., Dumanyan A.V. Management of the development of the resort and recreation complex in the municipality / Economics and Management in the Conditions of Modern Russia // Materials of the All-Russian Scientific Practical Conference. 2018. pp. 36-39.
2. Kovalenko L.V., Shepilova S.Yu. The value of the ecological potential of the territory in the development of the youth tourism industry of the Krasnodar Territory / Economics and Management: topical issues of theory and practice // Proceedings of the XI International Scientific and Practical Conference. 2018. pp
И.Т. Дзагоева - доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономическая безопасность, бухгалтерский учет, финансы и аудит» ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет», ([email protected]),
I.T. Dzagoeva - Doctor of Economics, Professor of the Department "Economic Security, Accounting, Finance and Audit" FSBI of HE "Gorsky State Agrarian University";
В.А. Дзагоев - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг» ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет», ([email protected]),
V.A. Dzagoev - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Management and Marketing Department at the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Gorsky State Agricultural University.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF STATE REGULATION AND SUPPORT OF AGRICULTURE
Аннотация. В настоящей статье рассмотрены проблемы государственного регулирования сельского хозяйства, государственная поддержка малых форм хозяйствования. В рамках подготовки работы, были изучены