Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РОЛИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

К ВОПРОСУ О РОЛИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Субъекты малого предпринимательства / налоговое планирование / налоговая нагрузка / методика расчета / Small business entities / tax planning / tax burden / methods of calculating the tax burden

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жигас Маргарита Герутисовна, Лаврова Лариса Александровна

Глобализации и растущие вызовы информационно-цифровой экономики актуализируют вопросы: модернизации российской системы налогообложения с позиции сокращения налоговой нагрузки на бизнес; упрощения действующей системы, повышения значимости налогового планирования для всех коммерческих организаций и субъектов малого предпринимательства как наиболее значимой. Целью исследования является обоснование необходимости применения налогового планирования на предприятиях малого бизнеса как основы развития экономики государств. Методологической основой исследования являются теоретические и практические аспекты налогового планирования, управления налоговой нагрузкой. Информационно-аналитическую основу исследования составили статистические материалы, подготавливаемые Федеральной службой государственной статистики и Федеральной налоговой службой в рамках Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Объектом — выступают предприятия малого предпринимательства Иркутской области. Научная новизна заключается в формировании авторского концептуального подхода к налоговому планированию: на основе критико-аналитического анализа научных публикаций предложена трактовка понятия «налоговое планирование», обоснована необходимость его применения. Анализ практических ситуаций и финансовых показателей предприятий малого бизнеса дает основание утверждать, что управление налоговой нагрузкой на предприятиях малого бизнеса проводится недостаточно эффективно, и с применением незаконных и трудозатратных способов. Кроме того, зачастую сопряжено с высокими рисками для «жизнеспособности» бизнеса и собственников, так как оптимизация (минимизация) налогообложения проводится с применением незаконных методов и переходит в уклонение от уплаты налогов. В ходе исследования апробирована методика расчета сглаженного интегрального показателя на основе использования коэффициентов налоговой нагрузки по выручке, валовой прибыли и чистой прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жигас Маргарита Герутисовна, Лаврова Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ROLE OF TAX PLANNING IN SMALL BUSINESS ENTITIES

The article considers: the role of small business in the economy of states, theoretical and practical aspects of tax planning, tax burden management based on a critical analytical analysis of publications and the role of methodologies based on the analysis of indicators with which the amount of tax payments is correlated. Globalization and the growing challenges of the information and digital economy actualize the issues of: modernization of the Russian tax system in order to reduce the tax burden on business; simplification of the current system, increasing the importance of tax planning for all commercial organizations and small businesses as the most significant. The analysis of practical situations and financial indicators of small business enterprises gives grounds to assert that the management of the tax burden at small businesses is not carried out effectively enough, and with the use of illegal and labor-intensive methods. In addition, it is often associated with high risks for the "viability" of businesses and owners, since the optimization (minimization) of taxation is carried out using illegal methods and turns into tax evasion. In the course of the study, the author's methodology for calculating the smoothed integral indicator based on the use of tax burden coefficients for revenue, gross profit and net profit was tested. The results can be used by the management of commercial organizations to manage the tax burden, as well as by government agencies to optimize tax policy.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РОЛИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Научная статья

УДК 336.228.3

EDN PDKHUU

DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(4).1358-1374

М.Г. Жигас10 , JI.А. Лаврова2 Э

1 Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

2 Омский государственный университет им. ФМ. Достоевского, г. Омск,

Российская Федерация

Автор, ответственный за переписку: М.Г. Жигас, gigasmg@bgu.ru

К ВОПРОСУ О РОЛИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

АННОТАЦИЯ. Глобализации и растущие вызовы информационно-цифровой экономики актуализируют вопросы: модернизации российской системы налогообложения с позиции сокращения налоговой нагрузки на бизнес; упрощения действующей системы, повышения значимости налогового планирования для всех коммерческих организаций и субъектов малого предпринимательства как наиболее значимой. Целью исследования является обоснование необходимости применения налогового планирования на предприятиях малого бизнеса как основы развития экономики государств. Методологической основой исследования являются теоретические и практические аспекты налогового планирования, управления налоговой нагрузкой. Информационно-аналитическую основу исследования составили статистические материалы, подготавливаемые Федеральной службой государственной статистики и Федеральной налоговой службой в рамках Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Объектом — выступают предприятия малого предпринимательства Иркутской области. Научная новизна заключается в формировании авторского концептуального подхода к налоговому планированию: на основе критико-аналитического анализа научных публикаций предложена трактовка понятия «налоговое планирование», обоснована необходимость его применения. Анализ практических ситуаций и финансовых показателей предприятий малого бизнеса дает основание утверждать, что управление налоговой нагрузкой на предприятиях малого бизнеса проводится недостаточно эффективно, и с применением незаконных и трудозатратных способов. Кроме того, зачастую сопряжено с высокими рисками для «жизнеспособности» бизнеса и собственников, так как оптимизация (минимизация) налогообложения проводится с применением незаконных методов и переходит в уклонение от уплаты налогов. В ходе исследования апробирована методика расчета сглаженного интегрального показателя на основе использования коэффициентов налоговой нагрузки по выручке, валовой прибыли и чистой прибыли. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Субъекты малого предпринимательства, налоговое планирование, налоговая нагрузка, методика расчета.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 28 ноября 2023 г.; дата принятия к печати 07 декабря 2023 г.; дата онлайн-размещения 29 декабря 2023 г.

Original article

M.G. Zhigas1H , L.A. Lavrova2 )

1 Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

2 Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russian Federation

Corresponding author: M.G. Zhigas, gigasmg@bgu.ru

ON THE ROLE OF TAX PLANNING IN SMALL BUSINESS ENTITIES

ABSTRACT. The article considers: the role of small business in the economy of states, theoretical and practical aspects of tax planning, tax burden management based on

© Жигас М.Г., Лаврова ЛА., 2023

a critical analytical analysis of publications and the role of methodologies based on the analysis of indicators with which the amount of tax payments is correlated. Globalization and the growing challenges of the information and digital economy actualize the issues of: modernization of the Russian tax system in order to reduce the tax burden on business; simplification of the current system, increasing the importance of tax planning for all commercial organizations and small businesses as the most significant. The analysis of practical situations and financial indicators of small business enterprises gives grounds to assert that the management of the tax burden at small businesses is not carried out effectively enough, and with the use of illegal and labor-intensive methods. In addition, it is often associated with high risks for the "viability" of businesses and owners, since the optimization (minimization) of taxation is carried out using illegal methods and turns into tax evasion. In the course of the study, the author's methodology for calculating the smoothed integral indicator based on the use of tax burden coefficients for revenue, gross profit and net profit was tested.

The results can be used by the management of commercial organizations to manage the tax burden, as well as by government agencies to optimize tax policy. KEYWORDS. Small business entities, tax planning, tax burden, methods of calculating the tax burden.

ARTICLE INFO. Received November 28, 2023; accepted December 07, 2023; available online December 29, 2023.

Современные прогрессивные экономики мира идут по пути оптимизации системы налогообложения, ее упрощения, сокращения налоговой нагрузки, числа собираемых налогов и сборов. Несмотря на различные мнения и дискуссии данная точка зрения имеет достаточно широкое распространение в научном сообществе. Основная доля государств выстраивает свою налоговую политику на «процессах совершенствования налоговой системы в направлении поэтапного ограничения налоговых притязаний при помощи уменьшения общего количества налогов, уменьшения их величины и упрощения соответственных фискальных процедур» [1].

Оценка экспертных данных зарубежных стран-лидеров [2] свидетельствует о политике постепенного снижения налоговой нагрузки на бизнес, использовании различных методов. Большое распространение получают как законные, так и незаконные методы снижения общей налоговой нагрузки, принимающие форму уклонения от уплаты налогов. Несмотря на жесткое законодательство, такие методы достаточно широко распространены [3]. Для борьбы с ними в западных странах принимаются новые законы, уточняющие правила налогового и бухгалтерского учетов [4], а также процедуры контроля за налогоплательщиками [5—7].

Малый бизнес в России развивается в период неопределенности национальной экономики, пересмотра законодательства, смены ориентиров социально-экономического курса в ближайшей перспективе. Мнения различных ученых и практиков о роли малого бизнеса в экономике государства существенно различаются: от занижения значимости до крайне высокого значения и роли для развития страны. По нашему мнению, роль субъектов малого бизнеса в экономике определяется совокупностью решаемых задач, включая социальную значимость: увеличение рабочих мест, снабжение рыночных ниш, не занятых крупным бизнесом, развитие инновационных разработок. Наибольшую часть среднего класса по статистике составляют именно владельцы малых предприятий.

Уровень развития малого бизнеса в любом национальном государстве характеризуется показателями: численность субъектов в структуре экономики страны; их вклад в ВВП (табл. 1); численность занятого населения в структуре малого бизнеса; вклад в наполнение бюджетов федерального и регионального уровней; содействие диверсификации экономики посредством насыщения рынка товарами

для наиболее эффективного удовлетворения потребителей и выявления их истинных потребностей.

Таблица 1

Показатели развития малого бизнеса в разрезе экономики РФ за 2018—2022 гг.*

Показатель 2018 2019 2020 2021 2022

Доля малого бизнеса в ВВП, % 22,0 20,4 20,7 20,3 21,2

Доля занятых в малом бизнесе, % 27 27 26 27 28

* Источник: Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства / ФНС России // Федеральная налоговая служба России. Москва, 2023. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html.

Доля малого бизнеса превышает пятую часть, это существенно, но недостаточно. Следовательно, требует разработки и внедрения различных мероприятий.

Динамика данных показывает ухудшение обстановки, касающейся количества субъектов малого бизнеса, а также занятости в данном сегменте. За период с 2015 г. доля вклада малого бизнеса в валовой внутренний продукт в стране имела тенденцию к росту, далее начала снижаться. Максимальная доля была достигнута в 2017 г. Доля занятых в сфере малого бизнеса колеблется за период от 26 % до 28 %. По данным показателям Россия существенно отстает от целого ряда стран (табл. 2).

Таблица 2

Доля малого бизнеса в ВВП и в структуре занятости в РФ и в некоторых странах*

Страна Доля в ВВП, % Доля занятых, % Страна Доля в ВВП, % Доля занятых, %

РФ 20,8 27,0 Малайзия 39,0 48,0

США 56,0 52,0 Вьетнам 40,0 50,0

Германия 43,0 57,0 Узбекистан 56,9 78,0

Китай 60,0 83,0 Израиль 62,3 68,7

Сингапур 43,0 70,0 ЮАР 42,0 47,0

Япония 55,0 72,0

* Составлена авторами.

Вклад малого бизнеса в структуре консолидированного бюджета весьма ощутим, поскольку поступления от данного субъекта рынка позволяют наиболее эффективно государству проводить социально-экономическую политику и повышать уровень жизни в регионах. Так, за 2022 г. налоговые отчисления малого бизнеса составили 4,7 трлн р., или 20 % от всех доходов бюджетной системы [8].

Как отмечалось выше, субъекты малого бизнеса способны более оперативно внедрять новшества в бизнес-модель, что повышает их финансовое состояние и позволяет оставаться стабильными при стремительных изменениях внешней среды. Имеющий большой опыт конкурентной борьбы, малый бизнес активно начал внедрять новые управленческие, производственные и иные процессы, а гибкая и относительно небольшая организационная структура обеспечивает получение оперативной обратной связи на всех уровнях. Благодаря этому именно малый бизнес во многом принял на себя роль проводника инноваций в российскую экономику после введенных в 2022 г. санкций [9]. Динамику показателей развития малого бизнеса в России рассмотрим на примере Иркутской области за 2018—2022 гг.

Как видно из таблицы, отмечается падение показателей развития малого бизнеса. Основные потери СМБ в Иркутской области во время кризиса понесли тури-

Таблица 3

Динамика показателей развития малого бизнеса в России и Иркутской области за 2018-2022 гг.*

Показатели 2018 2019 2020 2021 2022 Абс. Изм. 2022/2018 Темп роста, %

в России

Количество ИП, тыс. ед. 3 222 3 326 3 388 3 313 3 553 331 110

Количество ЮЛ, тыс. ед. 2 818 2 715 2 529 2 372 2 314 -504 82

Количество субъектов малого бизнеса, тыс. ед. 6 040 6 041 5 917 5 685 5 867 -173 97

Количество занятых в малом бизнесе, тыс. чел. 16 107 15 874 15 332 15 491 14 662 -1 445 91

в Иркутской области

Количество ИП, ед. 63 218 63 525 56 690 55 534 57 307 -5 911 91

Количество ЮЛ, ед. 59 557 55 867 53 229 51 484 50 015 -9 542 84

Количество занятых в малом бизнесе, тыс. чел. 177 162 157 166 161 -16 91

* Источник: Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства / ФНС России // Федеральная налоговая служба России. Москва, 2023. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html ; Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области. URL: https://38.rosstat.gov.ru/folder/191485?print=1.

стический, ресторанный бизнес, деятельность в сфере культуры, спорта и развлечений. Все это привело к ухудшению финансового и хозяйственного положения предприятий, а также риску сокращения рабочих мест [10].

В первую очередь данный фактор связан с падением покупательной способности и снижением спроса на услуги данного субъекта рынка, а также, наряду с социальными факторами, выделяют усиление налогового контроля: повышение НДС, внедрение онлайн-касс, усиление контроля в сфере борьбы с «фирмами-однодневками» [11].

Тенденция к сокращению субъектов малого бизнеса связана в наибольшей степени с кризисными явлениями и ограничениями на работу в связи с пандемией и переустройством экономики страны. Данная динамика объясняется возникающими кризисами, существенно усложняющими рабочие процессы предприятий.

Наряду с уменьшением количества предприятий, отмечается рост среди ИП. С одной стороны, влияние цифровизации, усиление контроля за деятельностью экономических субъектов и борьба с сомнительными денежными транзакциями поспособствовали выходу многих экономических субъектов из теневой экономики. С другой стороны, отягощение для ведения бизнеса, связанные с ограничениями в период начала пандемии вкупе с кризисными явлениями, привело к переходу от ЮЛ к ИП с целью снижения налоговой нагрузки.

Для сглаживания эффекта негативного влияния экономических факторов и помощи предприятиям малого бизнеса справиться с кризисом, который не все могут преодолеть самостоятельно, были предложены меры государственной поддержки в отношении категории налогоплательщиков, наиболее пострадавших в период распространения СОУГО-19 отраслей. К основным мерам поддержки относятся:

— установление региональных налоговых преференций по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН) и транспортному налогу;

— освобождение от арендной платы за имущество, находящееся в государственной собственности Иркутской области;

— возможность получения отсрочки платы по кредитам.

Фондом микрокредитования были предоставлены льготные микрозаймы, в том числе на неотложные нужды предпринимателей. Выдано 274 микрозайма на сумму 692,1 млн р., в том числе 66 займов на 191,2 млн р. на неотложные нужды. По антикризисным мерам при поручительстве Фонда поддержки и Центра «Мой бизнес» 120 субъектам малого бизнеса предоставлено 2,9 млрд р. на кредиты, реструктурированы кредитные договоры 39 предпринимателям на сумму 1,2 млрд р. [10].

Для более удобного взаимодействия с предпринимателями были созданы специальные каналы связи в социальных сетях, где выкладывается вся актуальная информация. Также была организована специальная горячая линия.

Банки региона одобрили более 5,1 тыс. заявлений на получение поддержки на общую сумму 27,3 млрд р., из них 556 заявлений на кредиты под 0 % на заработную плату на общую сумму более 1,3 млрд р. и 3 019 заявлений на сумму 7,5 млрд р. по программе льготного кредитования под 2 %.

В 2020 г. в Иркутской области работодателям предоставлялись субсидии в виде частичной компенсации затрат на заработную плату трудоустроенных из числа безработных. В 2021 г. были выделены субсидии работодателям для трудоустройства 1 791 безработного гражданина.

Данные меры поддержки помогли «смягчить» отрицательное воздействие пандемии на малый бизнес. Однако это не означает, что все проблемы были решены. В первую очередь это связано с тем, что поддержка была оказана самым пострадавшим отраслям, однако определение таких отраслей стало возможно лишь с течением времени, из-за чего много реально пострадавших отраслей оказалось отрезанным от данного типа поддержки. Вторым фактором можно отметить то, что некоторые принятые меры лишь «отодвигали» реальное решение проблемы на будущее (в основном это касается лишь предоставления различных отсрочек) [12].

Согласно опросу предпринимателей, проведенному общероссийским народным фронтом (ОНФ), чуть более половины, в частности 52 %, опрошенных указали, что относятся к перечню пострадавших отраслей. Из этого числа 78 % обращались за получением субсидий, а по итогу оформить ее смогли только 54 %, что составляет около 25 % опрошенных.

С банками ситуация сложилась немного хуже: 51 % предприятий запрашивали (или хотели бы запросить) кредит для выплаты зарплат по ставке 0 %; 42 % — кредит по ставке 8,5 %. Однако,74 % получили отказ в оформлении льготного кредита по ставке 0 %, а 87 % — отказ в оформлении кредита под 8,5 % [12].

Из сложившейся ситуации можно сделать вывод о том, что участие в программах поддержки оказало положительное влияние на целостность сектора предпринимательства и позитивные взаимоотношения между государством и малым бизнесом. Таким образом, можно заметить, что охват малого бизнеса различными мерами поддержки существенно возрос, поскольку ранее в опросе предпринимателей было сложно выявить даже 1 % бенефициаров государственной поддержки [12].

Стратегические документы правительства нацеливают вектор развития малого бизнеса не просто на восстановление, а на активный рост данного сектора [13].

Таким образом, нами были рассмотрены основные тенденции развития малого предпринимательства в Российской Федерации и отдельно в Иркутской области. Вывод: малый бизнес сумел преодолеть кризисные периоды и начал постепенное восстановление и адаптацию к новым условиям. В ходе кризисов по малому бизнесу был нанесен определенный удар, который привел к негативным последстви-

ям в виде сокращения занятости и числа малых предприятий. Однако в последнее время наметилась положительная тенденция. Таким образом, малый бизнес продемонстрировал устойчивость и умение быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Далее рассмотрим методы управления налоговой нагрузкой, применяемые предприятиями малого бизнеса.

В условиях нестабильности актуализируется значение эффективного финансового менеджмента, одним из направлений которого является налоговый менеджмент. Отметим, что в настоящее время в субъектах малого бизнеса крайне редко внедряется система корпоративного налогового менеджмента. Вместо этого вопросами налогообложения занимается либо сам собственник, либо бухгалтер на аутсорсинге или в штате компании. Вследствие этого предпринимателю требуется знать и отслеживать постоянные изменения налогового законодательства. Налоговое планирование является важной составляющей финансового планирования предприятия, направленной на уменьшение налоговых платежей (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей).

Вопросы налогового планирования и используемые методики расчетов налоговой нагрузки на хозяйственные субъекты следует отнести к базовым понятиям в теории и методологии налогообложения. Основная задача налогового планирования — выбор оптимальной формы налогообложения и снижение налоговой нагрузки. При этом способы и методы налогового планирования должны соответствовать требованиям действующего законодательства. Если налоговое планирование выходит за рамки законных способов, то планирование уже становится уклонением от уплаты налогов.

Принятие практических решений в области налогообложения «должно базироваться на строгом теоретическом обосновании предполагаемых преобразований, изменений и дополнений» [14].

Теоретическую основу управления налоговой нагрузкой исследования составили научные статьи российских и зарубежных ученых-экономистов, таких как: О.В. Агабекян, Т.Р. Валинуров, К.А. Власенко, И.В. Горский, И.А. Дрожжина, Н.В. Елизарова, Е.Ю. Жидкова, С.П. Земцов, Е.А. Кирова, И.А. Коростелки-на, М.Н. Крейнина, М.И. Литвин, А.Ю. Мишин, Н.А. Зайцева, В.Г. Пансков, А.Н. Романов, Т.А. Тюленева, М.М. Шадурская, D. Campbell, Albert B. Ellentuk, Ed. Johnson, W.R. Lam, P. Wingender, E.G. Tomsett, затрагивающих в своих публикациях налоговые системы, методики налогообложения, оптимизацию налогообложения, а также экономику, финансы, бизнес.

Отечественные, зарубежные ученые и практики в области налогов и налогообложения О.А. Левшукова, Г.И. Анохина, А.А. Филиппова, Е.А. Самсонов, И.В. Синицына, Е.С. Тарасенко, Л.Г. Лопастейская, И.В. Липатова, Г.М. Ка-шичкина, Е.К. Лукьянчикова, В.Д. Зырянова, А.С. Морозова, Э.Г. Шурдумова, С.А. Байзулаева, З.А. Бекова уделяют большое внимание раскрытию таких дефиниций как налоговое планирование и налоговая нагрузка, методики расчетов налоговой нагрузки изучают и разарабатывают М.М. Шадурская, И.А. Дрожжина, И.А. Коростелкина, А.Н. Цыгичко и др.

В своих исследованиях авторские методики расчетов налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты обоснованно предлагают ученые М.Н. Крейнина, Е.А. Кирова, М.И. Литвин, I.M. Niyazmetov, A.S. Rakhmonov, O. Otabekov [15].

Стоит отметить отсутствие однозначности подходов к вышеуказанным понятиям, как наиболее часто используемых в научных публикациях, так и в методиках. Исследования этой области знаний показывают наличие разных уровней влияния налогообложения (макро- и микро) как на результаты финансовой деятельности коммерческих организаций, так и в целом на национальную экономику [16].

Налоговое планирование, как процесс деятельности финансовых служб организаций, в последнее время активно развивается и внедряется в практику как результат применения научных знаний. Разработка и внедрение схем оптимизации налоговых платежей, не нарушающих требований законодательства в области бухгалтерского учета и налогообложения в России крайне актуальна, по мнению ученых И.В. Синицыной и Т.Н. Шибковой [17].

Сущностью налогового планирования, с точки зрения авторов Е.К. Лукьян-чиковой, В.Д. Зыряновой и А.С. Морозовой, является «...признание за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законом средства для минимизации налоговых платежей» [18]. При этом, авторы едины во мнении, что налоговое планирование может быть, как «индивидуально направленным и носить адресный характер, так и применяться в финансово-хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов». Данного мнения придерживаются также ученые Э.Г. Шурдумова, С.А. Байзулаев и З.А. Бекова, отмечая, что «налоговое планирование является основой оптимизации хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта с учетом требований законодательства в сфере налогообложения в целях выработки качественной стратегии развития предприятия» [19].

Таким образом, соглашаясь с мнением вышеуказанных авторов, можно резюмировать: налоговое планирование — это совокупность законных методов, способов и механизмов снижения объемов налогов, начисляемых коммерческой организации за их деятельность, для целей дальнейшего развития и расширения бизнеса и инвестиционных возможностей.

К основным инструментам налогового планирования можно отнести:

— специальные налоговые режимы;

— зоны льготного налогообложения на территории Российской Федерации и за рубежом;

— налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством;

— пониженные налоговые ставки;

— учетную политику в целях налогообложения;

— формы договорных отношений; и др.

Перечисленные инструменты налогового планирования имеют непосредственное отношение к налоговой нагрузке, показателю, который отражает уровень налогового бремени налогоплательщика.

Необходимость исследования налоговой нагрузки как дефиниции обусловлена несколькими причинами.

Во-первых, при определении и реализации налоговой политики государство не может не принимать в расчет воздействие, оказываемое налоговой нагрузкой на деятельность коммерческих организаций. Приведенное выше определение понятия налоговая нагрузка указывает на влияние показателей деятельности организации на способность ее дальнейшего развития. Следовательно, государство, стремясь максимизировать налоговые поступления в различные уровни бюджетов, не должно выйти за предельно допустимые уровни налоговой нагрузки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, анализ налоговой нагрузки и ее влияния на финансовые показатели деятельности организаций различных отраслей позволит государству эффективнее устанавливать налоговые льготы и администрировать налоговые платежи.

В-третьих, коммерческие организации получают возможность осуществлять эффективный налоговый менеджмент, основываясь на данных, полученных при оценке налоговой нагрузки путем разработки налоговой политики, оценки влияния налоговой нагрузки на финансовые показатели, организации процессов налогового планирования, а также дальнейшей оценки результатов предпринятых мер.

Существует множество способов расчета налоговой нагрузки. Как правило, налоговая нагрузка выражается отношением суммы начисленных налогов за налоговый период к определенной экономической базе (доходы (выручка), прибыль, чистые активы и т.д.).

И.А. Коростелкина выделяет несколько основных подходов к определению терминов «налоговая нагрузка» и «налоговое бремя» [20]. Однако в целях нашего исследования необходимость разделения данных понятий отсутствует, поэтому далее в качестве основного будем использовать термин «налоговая нагрузка» и придерживаться мнения М. М. Шадурской, а именно: налоговая нагрузка — это «показатель, позволяющий оценить влияние действующей налоговой системы на основные финансовые показатели деятельности коммерческой организации и способность развития бизнеса в долгосрочном периоде» [21].

В настоящее время отсутствует единая методика, позволяющая рассчитать и проанализировать влияние налоговой нагрузки на коммерческую организацию. Обобщив различные подходы к данной проблеме, предложенные учеными и практиками С.С. Ованесяном [22], М.Г. Жигас, М.Н. Крейниной, Е.А. Кировой, М.И. Литвиным, И.В. Медведевым, Федеральной налоговой службой Российской Федерации [23], отметим, что некоторые методики являются авторскими, либо квазиавторскими (Т.К. Островенко, Е.А. Смородиной,) поскольку представлены вариациями на тему включения, либо исключения соответствующих налогов из расчетов, а также, определения базы уплаты налогов и т. д. В целом можно сказать, что методики определения налоговой нагрузки налогоплательщика отличаются набором налогов и взносов, включаемых в расчет.

По нашему мнению, наиболее точным является использование подходов, предложенных М.Г. Жигас и И.В. Медведевым [23]. Необходимо учитывать именно начисленные налоги, так как они отражают реальную налоговую нагрузку на предприятие с точки зрения налогового законодательства. Сумма реально уплаченных налогов при этом отражает скорее то, как предприятие справляется с налоговой нагрузкой и особенности уплаты отдельных видов налогов.

Также, для расчета показателя налоговой нагрузки целесообразно сначала производить расчет по методике, предложенной Е.А. Кировой, а именно: при расчете абсолютной налоговой нагрузки следует учитывать все начисленные к уплате налоги, в том числе косвенные, за исключением тех, по которым коммерческая организация является налоговым агентом, а также страховые взносы. И.А. Ко-ростелкина предлагает включать косвенные налоги с учетом поправочного коэффициента, показывающего, в какой степени косвенные налоги перекладываются на конечного потребителя на основе показателя эластичности спроса по цене [20]. При проведении реальных расчетов в коммерческих организациях данный подход, на наш взгляд, представляется неприемлемым в связи со сложностью оценки эластичности спроса.

Использование суммы сопутствующих налоговых издержек, возникающих в коммерческой организации в связи с необходимостью ведения налогового учета в качестве более применимого варианта предлагаемой методики, представляется наиболее приемлемым [23].

Таким образом, абсолютную налоговую нагрузку предлагается рассчитать по формуле:

НН й = НП + СО„ + НИ,

абс Н Н 7

где, НПН — начисленные налоговые платежи; СОН — начисленные отчисления на социальные нужды; НИ — сопутствующие налоговые издержки.

Соотнесение абсолютной налоговой нагрузки с одним показателем, на наш взгляд, представляется малоинформативным. Наиболее важным является исследование соотношения абсолютной налоговой нагрузки с выручкой, валовой прибылью и чистой прибылью после уплаты налогов. Предложенный расчет средней величины перечисленных показателей позволит получить интегральный сглаженный результат для коммерческой организации, а расчет каждого из коэффициентов покажет влияние налоговой нагрузки на конкретные показатели деятельности. Таким образом, предложенная авторами формула расчета налоговой нагрузки имеет следующий вид:

рщ ^"ННв + /^ННдд + ЮШЧП ОО'У

где, ^ННВ — коэффициент налоговой нагрузки по выручке, рассчитываемый по формуле:

ННабс

tfHHB =

Б

#ННВП — коэффициент налоговой нагрузки по валовой прибыли, рассчитываемый по формуле:

эффициент налоговой нагрузк

по формуле:

_КННЧП — коэффициент налоговой нагрузки по чистой прибыли, рассчитываемый

Данные показатели не требуют дополнительного расчета и могут быть взяты из отчета о финансовых результатах коммерческой организации за анализируемый отчетный период. Представленные показатели и их соотношение часто используются при финансовом анализе и являются ключевыми для определения рентабельности организации и влияния налоговой нагрузки на них.

Расчет средней величины по трем коэффициентам позволяет, на наш взгляд, сгладить индивидуальные и отраслевые особенности предприятий. Так, организации в сфере оптовой торговли характеризуются более низкой валовой рентабельностью и добавленной стоимостью по сравнению, например, с организациями розничной торговли. Организации из сферы услуг, наоборот, зачастую обладают высокой валовой рентабельностью, а выручка практически равна добавленной стоимости. Таким образом, соотнесение уплаченных налогов с единым показателем для всех предприятий искажает полученный результат.

В рамках проведенного исследования авторами сделаны выводы о том, что получение сглаженного интегрального показателя позволит установить средние показатели, при которых налоговая нагрузка будет считаться приемлемой или критической как в рамках определенных отраслей, так и для всех коммерческих организаций в целом. Использование данных коэффициентов позволит менеджменту организации проводить более качественное управление налоговой нагрузкой и финансами организации в целом. Результаты заключаются в интерпретации основных принципов, на которых базируется построение системы налогового менеджмента на предприятии: взаимосвязь с общей системой управления финансами; комплексный и стратегический характер принимаемых

управленческих решений; динамизм; многовариантность подходов; учет фактора риска [24].

В сложившейся в настоящее время ситуации, малый бизнес продемонстрировал устойчивость и умение быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Рассмотрим методы управления налоговой нагрузкой, применяемые предприятиями малого бизнеса. В результате исследования нами проведен расчет налоговой нагрузки на примере предприятий малого бизнеса Иркутской области, а также основные используемые ими способы снижения налоговых платежей. Проанализируем три группы СМП «Предприятие А», «Предприятие Б», «Предприятие В» (табл. 4).

Таблица 4

Методы управления налоговой нагрузкой, применяемые предприятиями малого бизнеса*

СМП «Предприятие А» Результат анализа данных: управленческий баланс Результат анализа: отчет о прибылях и убытках Основные способы налоговой оптимизации, используемые организацией. Комментарии авторов

Сеть из 55 % от валюты Валовая рента- Льготная система налого- Предприя-

четырех баланса занимают бельность — 17 обложения — ПСН; часть тие исполь-

ми- товарно-матери- %, товара продается за на- зует только

ни-мар- альные запасы. чистая рента- личные, что позволяет не один способ

кетов в Основные сред- бельность — учитывать их для расчета налоговой

формате ства — 32 %. Они 7 %, что явля- общего дохода, подаваемого оптимизации —

«У представлены ется хорошими в налоговую; официально применение

дома» собственным тор- показателями трудоустроено минималь- специального

говым помещени- для розничной но возможное количество налогового ре-

ем, а также двумя торговли. сотрудников, которые жима. Осталь-

грузовиками Рентабельность получают минимальную ные способы

для ежедневной собственного официальную заработную снижения нало-

доставки товаров с капитала — 9 %. плату; бизнес разделен на говой нагрузки

оптовой базы. В прочие расхо- два индивидуальных пред- носят незакон-

Ликвидные сред- ды включены принимателя, по два мага- ный характер и

ства — 3% от начисления по зина на каждого, с целью несут высокие

валюты баланса. консалтинговым уменьшения декларируемой потенциаль-

Собственный и консультацион- выручки; заключен дого- ные риски для

капитал — 87% от ным услугам, ус- вор аренды с юридическим собственника

всех пассивов, что луги банковского лицом, имеющим лицен- бизнеса.

означает прак- обслуживания, зию на продажу алкоголя С применени-

тически полное списания на про- и установлен отдельный ем таких схем

финансирование срочку и брак, терминал, что позволяет собственнику

организации за а также прочие продавать алкоголь, не реги- бизнеса удалось

счет собственных хозяйственные стрируя юридическое лицо, снизить нало-

средств расходы а следовательно, не вести бухгалтерский учет говые платежи до ста тысяч рублей в месяц

* Составлена авторами.

Рассмотрим все виды налоговых платежей, представленные в табл. 5.

Если убрать все применяемые методы уклонения от уплаты налогов, кроме торговли алкоголем без образования юридического лица и получения лицензии, так как в этом случае корректным будет учитывать также увеличившиеся издержки на бухгалтерский учет, величина налоговых платежей существенно возрастет.

Чистая прибыль существенно снизится и составит 34 729 р. в месяц. Чистая рентабельность и рентабельность собственного капитала составят менее 1 %. Пересчитаем налоговую нагрузку на организацию:

Как видно из приведенного выше примера, показатель налоговой нагрузки в 1 125,8 % является избыточным и говорит об экономической неэффективности предприятия. В первую очередь на величину данного показателя влияет величина чистой прибыли, что отражает итоговую цель деятельности коммерческого предприятия — извлечение прибыли.

Исключение незаконных методов оптимизации ведет к существенно возросшей налоговой нагрузке, что ставит организацию на порог рентабельности. Отдача от инвестиций становится крайне низкой, деятельность организации приобретает экономическую нецелесообразность. Далее рассмотрим организацию «Предприятие Б» (табл. 6, 7)

Таблица 6

Налоговые платежи «Предприятия Б» с применением и без применения методов уклонения от уплаты налогов*

СМП «Предприятие Б» Результат анализа данных: управленческий баланс Результат анализа: отчет о прибылях и убытках Основные способы налоговой оптимизации, используемые организацией Комментарии авторов

Занимается Наибольшую часть активов, Валовая рента- Официально Предприя-

реализаци- 35% от валюты баланса, бельность произ- трудоустро- тие исполь-

ей пищевой занимают основные средства. водства — 32 %, ены не все зует только

продукцией Они представлены производ- оптовой тор- сотрудники, схемы

собственного ственным оборудованием, говли — 23 %, а заработная уклонения

производства, складскими и производ- общая — 25 %. плата трудо- от уплаты

а также опто- ственными помещениями, Чистая рентабель- устроенным налогов, что

вой торговлей. транспортными средствами ность находится сотрудникам несет высо-

У организа- для доставки продукции и на уровне 15 %. выплачивается кие потен-

ции есть соб- товаров. Среди оборотных Рентабельность не полностью циальные

ственные про- активов наиболее высокую собственного капи- официально; риски для

изводственные долю в размере 30 % валюты тала — 9 %. часть товара собственни-

помещения баланса занимает дебитор- Чистая рента- продается за ка бизнеса

и оборудова- ская задолженность. Товары бельность немно- наличный

ние, а также и запасы составляют 20 %, а го превышает расчет

складские ликвидные средства — 15 %. среднеотраслевую.

помещения Собственный капитал — Обусловлено это

35 % от всех пассивов, что применением не-

является достаточно высоким законных методов

показателем. оптимизации, что

Следует отметить отсутствие будет продемон-

на предприятии долгосроч- стрировано ниже

ных кредитов и займов

* Составлена авторами по данным ПАО «Сбербанк».

Таблица 7

Налоговые платежи «Предприятия Б»

Вид налогового платежа Сумма, р. с использованием схем уклонения от уплаты налогов Сумма, р. без использования схем уклонения от уплаты налогов

Социальные взносы 521 047 880 000

Налог на прибыль 72 276 2 620 847

НДС 114 520 114 520

Транспортный налог 6 534 6 534

Налог на имущество и земельный налог 8 842 8 842

* Составлена авторами по данным ПАО «Сбербанк

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2023. Т. 14, № 4 issn 2411-6262 2 0 2 3, vol. 14, no. 4

Таким образом, если убрать применяемые методы уклонения от уплаты налогов, величина налоговых платежей существенно возрастет. Чистая прибыль существенно снизится и составит 7 816 974 р. в месяц. Чистая рентабельность составит 13 %, а рентабельность собственного капитала — 8 %.

Как видно из приведенного выше примера, показатель налоговой нагрузки в 104,4 % не является избыточным, но находится близко к критической отметке и ставит экономическую эффективность предприятия под вопрос.

Приведем данные проведенного анализа по «Предприятию В» (табл. 8).

Таблица 8

Налоговые платежи «Предприятия В» с применением и без применения методов уклонения от уплаты налогов*

«Пред- Результат анализа дан- Результат анализа: отчет о Основные спо- Коммен-

приятие ных: управленческий прибылях и убытках собы налоговой тарии

В» баланс оптимизации, используемые организацией авторов

Сеть ма- 50 % от валюты баланса, В прочие расходы включены Предприятие Если

газинов занимают товарно-мате- начисления по консалтин- использует убрать

одежды, риальные запасы. говым и консультационным льготную систе- разде-

состоя- Основные средства — услугам, услуги банковского му налогообло- ление

щая из 22 %, представлены обслуживания, списания на жения — ПСН; бизнеса

5 точек транспортными сред- брак и прочие хозяйственные бизнес разделен на 2 ИП,

продаж ствами собственников, расходы. на два инди- предпри-

используемыми в пред- Валовая рентабельность — видуальных ятие не

ставительских целях. 41 %, чистая рентабель- предпринима- сможет

Ликвидные средства — ность — 17 %, а рента- теля, с целью приме-

4 %, а авансы выдан- бельность собственного уменьшения нять

ные — 2 % активов капитала — 34 %. Столь декларируемой ПСН

предприятия. высокий показатель валовой выручки

22 % от валюты баланса рентабельности обусловлен

составляет выданный высокой торговой наценкой.

займ юридическому Высокая рентабельность соб-

лицу. ственного капитала отражает

Собственный капитал — эффективное использование

14 % от всех пассивов ор- как собственных, так и заем-

ганизации, что является ных средств собственником

хорошим показателем бизнеса

* Составлена авторами по данным ПАО «Сбербанк».

Рассчитаем величину налоговых платежей при УСН 6 %. Данные представлены в табл. 9

Таблица 9

Налоговые платежи «Предприятия В»*

Вид налогового платежа Сумма, р. без использования схем уклонения от уплаты налогов Сумма, р. с использованием схем уклонения от уплаты налогов

Социальные взносы 213 052 213 052

ПСН 95 091

УСН 1 128 703

Транспортный налог 6 825 6 825

* Составлена авторами по данным ПАО «Сбербанк».

Чистая прибыль существенно снизится и составит 2 198 726 р. в месяц. Чистая рентабельность составит 12%, а рентабельность собственного капитала — 23 %.

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета

2023, vol. 14, no. 4 issn 2411-6262 2 0 23. Т. 14, № 4

Таблица 5

Налоговые платежи «Предприятия А» с применением и без применения методов уклонения от уплаты налогов*

Вид налогового платежа Сумма, р. с применением методов уклонения от уплаты налогов Сумма, р. без применения методов уклонения от уплаты налогов

Социальные взносы 54 800 289 800

ПСН 42 250

УСН 6 % 831 151

Транспортный налог 1 991 1 991

Налог на имущество 1 816 1 816

* Составлена авторами по данным ПАО «Сбербанк».

Следует отметить, что исключение незаконных методов оптимизации не приводит к нерентабельности бизнеса, но повышает налоговую нагрузку на 21 процентный пункт, что является существенной величиной. В данном расчете мы оставили единственный законный метод снижения налоговой нагрузки — применение УСН. Иные методы, возможные к применению данной организацией, будут рассмотрены ниже.

В приведенных примерах налоговая нагрузка оказала существенное влияние на рентабельность всех организаций, однако степень воздействия оказалась различной. Так, для первой организации налоговая нагрузка оказалась избыточной, такое предприятие вынуждено будет уйти с рынка. Второе предприятие было поставлено на порог рентабельности. Третье предприятие оказалось способно полноценно функционировать и приносить хороший доход даже при возросшей налоговой нагрузке.

Проанализируем целесообразность внедрения налогового менеджмента у СМБ на примере приведенных выше организаций малого бизнеса.

Первое предприятие само по себе может существовать только в условиях теневой экономики. Без применения мер по уклонению от уплаты налогов, данное предприятие экономически неэффективно и не должно существовать в открытой и развитой экономике.

Третье предприятие способно успешно функционировать в условиях применения только законных мер по налоговой оптимизации. Оно показывает хорошие количественные и качественные финансовые показатели, не теряет потенциала экономического роста, приносит хорошую прибыль собственникам. Внедрение налогового менеджмента на данном предприятии нецелесообразно, так как издержки на его внедрение превысят возможный к получению экономический эффект от его внедрения.

Второе предприятие более чувствительно к изменению налоговой нагрузки, на нем применяется общая система налогообложения, что влечет за собой повышенную сложность налогового учета и как следствие, большие издержки на налоговое администрирование. Уход от применения методов уклонения от уплаты налогов существенно ухудшает финансовые показатели и снижает потенциал экономического роста. Однако даже в таком случае предприятие остается экономически эффективным.

Таким образом, проведенное исследование основных способов снижения налоговой нагрузки позволило предложить финансовая модель оценки целесообразности внедрения системы налогового менеджмента на предприятии. Данная модель позволит смоделировать финансовый результат от внедрения данной системы с учетом издержек на ее внедрение и функционирование.

В данном исследовании был проведен анализ понятийного аппарата, используемого при определении понятий «налоговое планирование», «налоговая нагрузка»; критико-аналитический обзор методик расчета налоговой нагрузки различных авторов с определением их преимуществ и недостатков.

Рационально разработанная учетная политика должна быть направлена на достижение обоснованных экономических результатов и может оказать влияние на налоговую нагрузку хозяйствующего субъекта. Важно понимать, что при формировании налоговой политики налогоплательщик может обосновывать выбор варианта исчисления налогооблагаемой базы, что в конечном итоге приведет к снижению налоговых рисков в рамках действующего законодательства.

Список использованной литературы

1. Федосимов Б.А. Подходы США в снижении налоговой нагрузки на бизнес / Б.А. Фе-досимов // Российский экономический вестник. — 2021. — Т. 4, № 1. — C. 249-253.

2. Конончук И.А. Организация налогового менеджмента в корпорациях США / И.А. Конончук. — EDN XEUFZR // Экономика и банки. — 2016. — № 2. — С. 20-26.

3. Fedotov D.Yu. Tax burden and shadow economy growth in Russian regions. / D.Yu. Fedotov. — DOI 10.15826/jtr.2021.7.3.104. — EDN ACIMXA // Journal of Tax Reform. — 2021. — № 7 (3). — P. 284-301.

4. Tomsett E.G. Tax planning for multinational companies / E.G. Tomsett. — New York ; London : Woodhead-Faulkner, 2019. — 240 p.

5. Johnson Ed. Principles of Business Taxation / Ed. Johnson. — New York : Toolkit Media Group, 2014. — 760 p.

6. Campbell D. International tax planning / D. Campbell. — London ; Boston : Kluwer law intern., 2015. — 350 p.

7. Ellentuk A.B. Laventhol and Horwath Small Business Tax Planning Guide / A.B. Ellentuk. — New York : Avon Books, 2018. — 241 p.

8. Бойко А. Малый бизнес заплатил в бюджетную систему почти 5 трлн рублей в 2022 году / А. Бойко // Ведомости. — 2023. — 26 мая. — URL: https://www.vedomosti.ru/ economics/articles/2023/05/26/977136-malii-biznes-zaplatil-5-trln.

9. Юрьева М.И. К проблеме механизмов государственной поддержки инновационной активности малого бизнеса в Российской Федерации / М.И. Юрьева. — EDN ATOJOU // Коррек-ционно-педагогическое образование : электронный журнал. — 2022. — № 3 (33). — С. 51-55.

10. Люстрицкий Д.Г. Всем предпринимателям Иркутской области помогают в пандемию коронавируса / Д.Г. Люстрицкий // Областная. — 2021. — 26 мая.

11. Земцов С.П. Тенденции развития сектора малых и средних предприятий в условиях пандемии и кризиса / С.П. Земцов, Ю.В. Царева. — EDN MYXTIV // Экономическое развитие России. — 2020. — Т. 27, № 5. — С. 71-82.

12. Выжутович В.В. Тест на ковид. Жизнь после. Малый бизнес / В.В. Выжуто-вич // Российская газета. — 2021. — 7 июня. — URL: https://rg.ru/2021/06/07/tema-s-sociologom-aleksandrom-chepurenko.html.

13. Дунаев Д.А. Влияние пандемии COVID-19 на сектор малого бизнеса Иркутской области / Д.А. Дунаев, М.В. Винокурова. — EDN GGMCHC // Развитие малого предпринимательства в Байкальском регионе : материалы междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 23 нояб. 2021 г. — Иркутск, 2021. — С. 303-339.

14. Пансков В.Г. О некоторых проблемных вопросах понятийного аппарата в теории налогообложения / В.Г. Пансков. — DOI 10.17150/1993-3541.2015.25(3).450-456. — EDN TYJZAH // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 3. — С. 450-456.

15. Niyazmetov I.M. Economic Growth and Optimal Tax Burden: A Case of Uzbekistan's Economy / I.M. Niyazmetov, A.S. Rakhmonov, O. Otabekov. — DOI 10.15826/jtr.2023.9.1.128. — EDN WOEXRH // Journal of Tax Reform. — 2023. — № 9 (1). — С. 47-63.

16. Анохина Г.И. Совершенствование организации налогового планирования на предприятии / Г.И. Анохина. — EDN JXMEBZ // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. — 2008. — № 3. — С. 325-329.

17. Синицына И.В. Международный опыт налогового планирования и возможности его использования в российской практике по обеспечению экономической безопасности / Синицына И.В., Шибкова Т.Н. — EDN VRJABD // Государство в международной трансформации экономики: безопасность, региональные возможности и реалии. — Ставрополь, 2020. — T. 2. — С. 222-231.

18. Лукьянчикова Е.К. Налоговое планирование как компонента экономической безопасности / Е.К. Лукьянчикова, А.С. Морозова, В.Д. Зырянова — EDN YRPCPL // Дневник науки. — 2017. — № 5. — С. 30.

19. Шурдумова Э.Г. Направления повышения эффективности деятельности предприятия на основе налогового планирования / Э.Г. Шурдумова, С.А. Байзулаев, З.А. Бекова. — EDN XNYVNB // Наука сегодня: глобальные вызовы и механизмы развития : материалы междунар. науч.- практ. конф., Вологда, 25 апр. 2018 г. — Вологда, 2018. — Ч. 2. — С. 5-7.

20. Коростелкина И.А. Методика расчета налоговой нагрузки экономических субъектов / И.А. Коростелкина. — EDN SJVFXD / / Международный бухгалтерский учет. — 2014. — № 32. — С. 41-51.

21. Корпоративный налоговый менеджмент : учебник / М.М. Шадурская, Е.А. Смородина, И.В. Торопова, Т.В. Бакунова. — Москва : Юрайт, 2023. — 230 с.

22. Ованесян С.С. Системный анализ влияния налогов на мотивацию и налоговую нагрузку бизнеса / С.С. Ованесян. — DOI 10.17150/2500- 2759.2022.32(2).257-265. — EDN YNCNDM // Известия Байкальского государственного университета. — 2022. — Т. 32, № 2. — С. 257-265.

23. Медведев И.В. Налоговая нагрузка на коммерческую организацию: основные подходы и методики расчета / И.В. Медведев, М.Г. Жигас. — EDN AHQJQK // Global and Regional Research. — 2023. — Т. 5, № 2. — С. 20-27.

24. Пименов Н.А. Налоговый менеджмент : учебник / Н.А. Пименов. — 3-е изд. — Москва : Юрайт, 2023. — 328 с.

References

1. Fedosimov B.A. Us Approaches to Reducing the Tax Burden on Businesses. Rossiiskii ehkonomicheskii vestnik = Russian Economic Bulletin, 2021, vol. 4, no. 1. (In Russian).

2. Kononchuk I.A. Organization of Tax Management in Corporations of the USA. Ehkono-mika i banki = Economy and Banks, 2016, no. 2, pp. 20-26. (In Russian). EDN: XEUFZR.

3. Fedotov D.Yu. Tax Burden and Shadow Economy Growth in Russian Regions. Journal of Tax Reform, 2021, no. 7, pp. 284-301. (In Russian). EDN: ACIMXA. DOI: 10.15826/ jtr.2021.7.3.104.

4. Tomsett E.G. Tax Planning for Multinational Companies. New York, London, Wood-head-Faulkner, 2019.240 p.

5. Johnson Ed. Principles of Business Taxation. New York, Toolkit Media Group Publ.,

2014, 760 p.

6. Campbell D. International Tax Planning. London, Boston, Kluwer law intern. Publ.,

2015, 350 p.

7. Ellentuk A.B. Laventhol and Horwath Small Business Tax Planning Guide. New York, Avon Books Publ., 2018, 241 p.

8. Boiko A. Small Businesses Paid Almost 5 Trillion Rubles into the Budget System in 2022. Vedomosti. 2023, May 26. Available at : https://www.vedomosti.ru/economics/arti-cles/2023/05/26/977136-malii-biznes-zaplatil-5-trln. (In Russian).

9. Yureva M.I. On the Problem of Mechanisms of State Support for Innovative Activity of Small Businesses in the Russian Federation. Korrektsionno-pedagogicheskoe obrazovanie = Correctional and Pedagogical Education, 2022, no. 3, pp. 51-55. (In Russian). EDN: ATOJOU.

10. Lyustritskii D.G. All Entrepreneurs of the Irkutsk Region Receive Help During the Coronavirus Pandemic. Oblastnaya, 2021, May 26. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Zemtsov S.P. Development Trends of Small and Medium-Sized Enterprises Amid Pandemic-Induced Crisis. Ekonomicheskoe razvitie Rossii = Russian Economic Developments, 2020, vol. 27, no. 5, pp. 71-82. (In Russian). EDN: MYXTIV.

12. Vyzhutovich V.V. Covid Test. Life after. Small Business. Rossiiskaya gazeta, 2021, June 7. Available at: https:||rg.ru|2021|06|07|tema-s-sociologom-aleksandrom-chepurenko. html. (In Russian).

13. Dunaev D.A., Vinokurova M.V. Impact of the COVID-19 Pandemic on the Small Business Sector of the Irkutsk Region. Development of Small Business in the Baikal Region. Materials of the International Scientific and Practical Conference, Irkutsk, November 23, 2021. Irkutsk, 2021, pp. 303-339. (In Russian). EDN: GGMCHC.

14. Panskov V.G. On Some Controversial Issues of Taxation Theory Concepts. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 3, pp. 450-456. (In Russian). EDN: TYJZAH. DOI: 10.17150|1993-3541.2015.25(3).450-456.

15. Niyazmetov I.M., Rakhmonov A.S., Otabekov O. Economic Growth and Optimal Tax Burden: A Case of Uzbekistan's Economy. Journal of Tax Reform, 2023, no. 9, pp. 47-63. EDN: WOEXRH. DOI: 10.15826Ijtr.2023.9.1.128.

16. Anokhina G.I. Improving the Organization of Tax Planning at an Enterprise. Vestnik Belgorodskogo Universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava = Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, 2008, no. 3, pp. 325-329. (In Russian). EDN: JXMEBZ.

17. Sinitsyna I.V., Shibkova T.N. International Experience in Tax Planning and Its Possible Use in Russian Practice for Ensuring Economic Security. The State in the International Transformation of the Economy: Security, Regional Opportunities and Realities. Stavropol, 2020, pp. 222-231. (In Russian). EDN: VRJABD.

18. Luk'yanchikova E.K., Morozova A.S., Zyryanova V.D. Tax Planning as a Part of Economic Security. Dnevnik nauki = Diary of Science, 2017, no. 5, pp. 30. (In Russian). EDN: YRPCPL.

19. Shurdumova EH.G., Baizulaev S.A., Bekova Z.A. Directions for Increasing the Efficiency of an Enterprise Based on Tax Planning. Science Today: Global Challenges and Development Mechanisms. Materials of the International Scientific and Practical Conference, Vologda, April 25, 2018. Vologda, 2018, pp. 5-7. (In Russian). EDN: XNYVNB.

20. Korostelkina I.A. Methodology for Calculating the Tax Burden of Economic Entities. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, no. 32, 2014, pp. С. 41-51. (In Russian). EDN: SJVFXD.

21. Shadurskaya M.M., Smorodina E.A., Toropova I.V., Bakunova T.V Corporate Tax Management. Moscow, Yurait Publ., 2023. 230 p.

22. Ovanesyan S.S. Systematic Analysis of the Impact of Taxes on the Motivation and Tax Burden of Business. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2022, vol. 32, no. 2, pp. 257-265. (In Russian). EDN: YNCNDM. DOI 10.17150|2500- 2759.2022.32(2).257-265.

23. Medvedev I.V., Zhigas M.G. Tax Burden on a Commercial Organization: Basic Approaches and Methods of Calculation. Global and Regional Research, 2023, vol. 5, no. 2, pp. 20-27. (In Russian). EDN: AHQJQK

24. Pimenov N.A. Tax Management. Moscow, Yurait Publ., 2023. 328 p.

Информация об авторах

Жигас Маргарита Герутисовна — доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры финансов и финансовых институтов, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, gigasmg@bgu.ru, ■

1915, SPIN-код: 2587-6304, AuthorID РИНЦ: 129007.

Лаврова Лариса Александровна — кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы», Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск, Российская Федерация, lalavrova@mail.ru, ■

9704, SPIN-код: 9302-0471, AuthorID РИНЦ: 593657.

Authors

Margarita G. Zhigas — D.Sc. in Economics, Professor, Department of Finance and Financial Institutions, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, gigasmg@bgu.ru, © https:||orcid.org|0000-0002-8450-1915, SPIN-Code: 2587-6304, AuthorID RSCI: 129007.

Larisa A. Lavrova — PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Finance, Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russian Federation, lalavrova@ mail.ru, © https://orcid.org/0000-0001-6608-9704, SPIN-Code: 9302-0471, AuthorlD RSCI: 593657.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Жигас М.Г. К вопросу о роли налогового планирования в деятельности субъектов малого предпринимательства / М.Г. Жигас, Л.А. Лаврова. — DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(4).1358-1374. — EDN PDKHUU // Baikal Research Journal. — 2023. — Т. 14, № 4. — С. 1358-1374.

For Citation

Zhigas M.G., Lavrova L.A. On the Role of Tax Planning in Small Business Entities. Baikal Research Journal, 2023, vol. 14, no. 4, pp. 1358-1374. (In Russian). EDN: PDKHUU. DOI: 10.17150/2411-6262.2023.14(4).1358-1374.

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета

2023. Т. 14, № 4 ISSN 2411-6262 2 0 2 3, vol. 14, no. 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.