MICROELEMENTS COMPOSITION OF GNAPHALII ULIGINOSI L.
I.G.Nikolayeva, G.G. Nikolayeva (Institute of General and Experimental Biology of SB RAS, Russia, Ulan-Ude)
Microelements composition of herb Gnaphalii uliginosi L. (Asteraceae) and its dry extract were studied. The following microelements were found; Ca, Ba, P, Na, Fe, Mg, Si, Mn, Cu, Ag, Zn, Al, Cr.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная Фармакопея СССР. Общие методы анализа. Лекарственное растительное сыгрье. Вып.2. — М.: Медицина, 1990. - С.320-323.
2. Государственная Фармакопея СССР. Общие методы анализа. Лекарственное растительное сырье. Вып.2. -М.: Медицина, 1990. - С.24.
3. Ловкова М.Я., Соколова С.М., Бузук Т.Н., Тютекин Ю.В. Избирательное накопление элементов лекарственными
растениями, синтезирующими фенольные соединения: Докл. Академии наук. - 1999. - Т.369, № 1. - С.141-144.
4. Ноздрюхина Л.Р. Биологическая роль микроэлементов в организме животных и человека. - М.: Наука, 1977. -164 с.
5. Растительные ресурсы СССР: цветковые растения, их химический состав, использование; семейство А51егасеае (Compositae). - СПб.: Наука, 1993. - С.118-119.
ОБРАЗ ЖИЗНИ, ЭКОЛОГИЯ
© РЕРКЕ В.И. -
К ВОПРОСУ О РОЛИ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С НАРКОЗАВИСИМЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
В.И. Рерке
(Иркутский государственный педагогический университет, ректор - к.ф.-м. н., проф. АВ. Гаврилюк, кафедра социальной педагогики и психологии, зав.- к.б.н., доцент З.М. Долгоаршинных)
Резюме. Рассматривается гипотеза - деформированная мотивационно-потребностная сфера личности подростков как одной из главных причин, обуславливающих наркозависимое поведение. Установлено, что мотивацион-но-потребностная сфера личности подростков с наркозависимым поведением имеет определенные особенности, отличающие ее от той, которая характерна для подростков с «нормативным» поведением.
Ключевые слова. Мотивационно-потребностная сфера личности, «нормативное» поведение подростка, наркозависимое поведение подростка.
Долгое время проблемой наркозависимого поведения занимались лишь медики, юристы, социологи [1,2,3,5,4,7,8,10,11]. В настоящее время психологические аспекты наркозависимого поведения стали также предметом серьезного исследования многих педагогов и психологов [5,6]. Вместе с тем следует отметить, что как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях очень мало внимания уделяется изучению мотива-ционно-потребностной сферы личности подростков и ее влиянию на формирование наркозависимого поведения. Хорошо известно, что мотивационно-потребно-стная сфера является очень важным структурно-психологическим образованием личности. Наблюдения показывают, что в подростковом возрасте при определен-нык обстоятельствах именно эта сфера может существенно деформироваться, что нередко ведет к изменению поведения, в частности, к появлению такой его асоциальной формы, как наркомания.
Имеющиеся в этом плане исследования посвящены, в основном, изучению мотивов поведения подростков, употребляющих наркотические вещества. Целый же ряд других вопросов, касающихся мотивационно-потреб-ностной сферы личности подростков с наркозависимым поведением, не получили достаточной научной разработки. Так, в частности, специально не изучались особенности мотивационно-потребностной сферы лич-
ности подростков, которые могут оказытать определенное воздействие на процесс приобщения к наркотикам. Мы считаем, что изучение этих вопросов представляет не только научный интерес, но и открывает перспективы для организации эффективной медико-психолого-педагогической поддержки подростков, предрасположенных к употреблению наркотиков, а также для разработки необходимых мер профилактики наркомании.
Цель настоящего исследования - изучить особенности мотивационно-потребностной сферы личности подростков-наркоманов.
Материалы и методы
В исследовании приняло участие 105 человек (мальчиков-подростков), из них 60 - состояли на учете в наркологическом диспансере г. Иркутска, 45 - обучались в общеобразовательной школе г. Иркутска.
На различных этапах работы и при решении различных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор конкретный методов сбора фактического материала и его обработки: нестандартизиро-ванное наблюдение, беседа, анкетирование, а также сравнительный метод исследования личности. Применялись также психодиагностические методики: стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ), адаптированный Л.Н. Собчик; патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко, Н.Я. Иванова; опросник «Самоактуализирующаяся личность» (САмОАЛ). Обработка материалов проводилась с помощью компьютерной программы «Биостат».
Результаты и обсуждение
В целях удобства дальнейшего изложения и с учетом материалов анкетирования выборка наших испытуемых была условно разделена на три группы: первая — подростки, не употребляющие наркотики (25 чел.), вторая — подростки, попробовавшие действие наркотических веществ, но не ставшие зависимыми от них (20), третья — наркозависимые подростки (60).
Анализ данных по методике «Самоактуализирующаяся личность» (САМОАЛ) выявил ряд существенных различий между наркозависимыми и «нормативными» подростками по ряду шкал. Так, по шкале «ценности», которая характеризует наличие определенных нравственных категорий, целостность, самодостаточность и другие свойства личности, выявлено, что первая группа подростков разделяет ценности самоактуализирующейся личности, стремится к гармоничному развитию и здоровым отношениям с людьми. Для третьей группы испытуемых характерны примитивные потребности и ценности, предвзятость в отношении к людям, недоверие, а также желание манипулировать ими. Результаты, полученные по шкале «потребность в познании», показали, что у первой группы подростков эта потребность выражена достаточно ярко. Их отличает стремление к достижениям, творческое отношение к жизни. Напротив, у третьей группы познавательный интерес проявляется лишь к тем объектам и людям, которые непосредственно связаны с удовлетворением каких-либо собственных потребностей. Эти подростки стремятся найти «убежище» в прошлых переживаниях, их характеризуют искаженные желания и влечения, а также аморальные установки.
Данные по шкале «самопонимание» говорят о том, что «нормативные» подростки отличаются способностью к естественному поведению, они не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами, критично воспринимают себя. Для подростков же с наркозависимым поведением характерно наличие излишнего конформизма, тревожность, а также преобладание механизма отрицания среди других видов психологической защиты. Они нередко притесняют слабых товарищей, стремятся к привилегированному положению в группе.
По шкале «контактность», измеряющей общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими, установлено, что подростки первой группы отличаются адекватным самовыражением, аутентичным взаимодействием с окружающими, способностью к самораскрытию. Напротив, подростки третьей группы характеризуются замкнутым кругом общения, ригидностью, они склонны прибегать к фальши и манипуляциям.
Различия между рассмотренными группами испытуемых по указанным шкалам, как и по другим шкалам методики «САМОАЛ», являются статистически достоверными (табл. 1).
Что касается второй группы испытуемых (попробовавших действие наркотических веществ, но не став-
Таблица 1
Значимость различий между наркозависимыми и «нормативными» подростками по шкалам методики САМОАЛ
80 70 60 50 40 .30 20 10 о
№ Шкалы ^ критерий р <
п/п Стьюдента
1. Ориентация во времени 3,29 0,05
2. Ценности 2,34 0,05
3. Взгляд на природу человека 3,24 0,01
4. Потребность в познании 4,74 0,05
5. Стремление к творчеству 2,40 0,001
6. Автономность 3,58 0,01
7. Спонтанность 2,05 0,05
8. Самопонимание 2,45 0,01
9. Аутосимпатия 3,01 0,05
10. Контактность 3,27 0,01
11. Гибкость 2,11 0,05
ших зависимыми от них), то они тоже характеризуются определенными психологическими особенностями: легкой внушаемостью, склонностью поддаваться влиянию микросреды, неверием в свои силы. Отсюда можно сделать вывод, что некоторые подростки данной группы находятся в зоне повышенного риска приобщения к наркотическим веществам. Вместе с тем эти подростки трудолюбивы, с обостренным чувством стыдливости, общительны, они близки к подросткам с «нормативным» поведением. Однако, учитывая то обстоятельство, что для подростков второй группы характерны некоторые психологические особенности, которые могут спровоцировать употребление наркотиков, педагогам, психологам, социальным работникам при проведении профилактической работы необходимо обращать особое внимание на этот контингент подростков.
В результате обследования всех трех групп испытуемых по методике «СМИЛ» (рис. 1) было установлено, что у подростков третьей группы имеются проблемы в общении и социальной коммуникации. Это подтверждается высокими значениями по шкале «интроверсия». Данные полученные по шкалам «тревожность» и «оп-тимистичность», говорят о низкой стресс-устойчивости и склонности к интропунитивным реакциям. Высо-
1
□ гьрвая групп □ вторая групт ■ третья групт
Примечание: 1 — шкала пессимистичность, 2 — импульсивность, 3 — ригидность, 4 — тревожность, 5 — индивидуалистичность, 6 — оптимистичность, 7 — интроверсия.
Рис. 1. Показатели по методике СМИЛ для трех групп испытуемых
кие показатели по шкалам «пессимистичность» и «импульсивность» интерпретируются нами как указывающие на процесс социальной дезадаптации.
Приведенные данные подтверждаются результатами обследования подростков по методике «ПДО» (па-тохарактерологический диагностический опросник). Так, в частности, в третьей группе испытуемых значительно больше представлено подростков неустойчивого и гипертимного характерологического типа. Во второй группе подростков преобладают истероидные и психастенические черты характера. Среди «нормативных» подростков выявлены акцентуации сензитивного и лабильного типов.
Таким образом, результаты исследования мотиваци-онно-потребностной сферы личности подростков по использованным нами психодиагностическим методикам показали, что данная сфера личности у наркозави-
симых подростков характеризуется наличием определенного конфликта между положительными и отрицательными потребностями, напряженностью потребно-стных состояний, а также ослаблением внутреннего контроля, что, в свою очередь, приводит к появлению агрессивности и импульсивности в поведении. Для подростков с наркозависимым поведением характерно также изменение механизмов удовлетворения потребностей, нарушение мотивов деятельности. Это, в частности, проявляется в том, что ведущие мотивы поведения могут постепенно утрачивать свои функции и подменяться менее значимыми мотивами деятельности. Все сказанное определяет необходимость разработки специальной психолого-педагогической программы, направленной на развитие и коррекцию мотивационно-потребностной сферы подростков.
TO A QUESTION ON A ROLE OF TEENAGERS MOTIVATIONS AND REQUIREMENTS SPHERE
WITH DRUGADDICTED BEHAVIOUR.
V.I. Rerke (Irkutsk State Pedagogical University)
drugaddicted behaviour.
to have certain features that distinguish
ЛИТЕРАТУРА
1. Биологические аспекты наркоманий / А.И. Майский и др.- М.: Медицина, 1982. - 256 с.
2 Битенский В. С. и др. Наркомания у подростков. — Киев: Здоровье, 1989 — 216 с.
3. Буянов М.И. Размышление о наркомании: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990. — 80 с.
4. Габиани А.А. Наркотизм вчера и сегодня. — Тбилиси: Сабиота Сакатвело, 1988. — 260 с.
5. Жмуров В.А., Красовская Л.Г. Наркомания и токсикомания у подростков и детей. — Иркутск: ИГПИ, 1995. — 112 с.
teenagers behaviour.
6. Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
7. Личко А.Е., Битенский В. С. Подростковая наркология: Руководство. — Л.: Медицина, 1991. — 304 с.
8. Пятницкая И.Н. Наркомании: Руководство для врачей. — М.: Медицина, 1994. — 554 с.
9. Goodwin L.R., Jr. Drugless alternatives Unpublished paper, Tallalvissea, FL; department of Health and Rehabilitive Services, Florida Drug Abuse Program, 1972.
10. LeshnerA.J. Addiction is a brain disease, and in matters // Science. — 1997. — Vol.278, № 5335. — P.45-47.
11. Prelinunary results from the 1997 national hausehold survey on drung abuse. — Rockville: SAMHSA, 1998. — 130 p.
© КРАСНОПЕЕВА И.Ю. -
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА МЕТОДОМ ИРИДОДИАГНОСТИКИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ
И.Ю. Краснопеева
(Иркутский государственный медицинский университет , ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, гл. врач станции скорой
медицинской помощи г. Иркутска — А.М. Ворожба )
Резюме. Проведено исследование 54 рабочих с хронической интоксикацией ртутью из цеха ртутного электролиза ООО «Усольехимпром» г. Усолье-Сибирское и 118 здоровых рабочих этого же производства. Методом иридодиагностики у обследованных выявлена зависимость возникновения профессионального заболевания от конституциональных особенностей человека. Иридодиагностика позволила установить лиц, предрасположенных к возникновению профессионального заболевания. Полученные данные свидетельствуют о целесообразности использования иридодиагностики при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров. Ключевые слова. Иридодиагностика, интоксикация ртутью, типы конституции.
В настоящее время перед врачами различных специальностей стоит задача профилактики и выявления у работников вредных производств ранних форм профессиональных и профессионально-обусловленных заболеваний [6,17]. В этом решающую роль играют правильно проведенные предварительные и периодические медицинские осмотры [2,7,9]. Согласно приказа №9
90 от 1996 г. в осмотрах участвуют врачи разных специальностей и используется большое количество лабора-торно-инструментальных методов исследования. В результате их проведение требует значительных материальных затрат. В связи с этим постоянно ведется поиск новых, безопасных, недорогих, но надежных методов донозологической диагностики заболеваний, по-