Научная статья на тему 'К вопросу о роли коллективного и индивидуального творческих начал в развитии культуры'

К вопросу о роли коллективного и индивидуального творческих начал в развитии культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
336
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ЭЛИТАРНАЯ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / МATERIAL CULTURE / SPIRITUAL CULTURE / ERITE CULTURE / MASS CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бережная Е. А.

В статье идет речь о культуре и ее видах, раскрывается содержание культуры, источники возникновения культуры, роль личности и народных масс в создании культуры как явления, рассматривается проблема соотношения коллективного и индивидуального творческого начал в развитии культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT COLLECTIVE AND INDIVIDUAL CREATIVE BEGINNING OF THE DEVELOPMENT OF CULTURE

In the article they speak about, culture and its kinds, they show the contents of culture, the source of the appearance of culture, the role of the personality and people masses in the creation of culture as phenomenon, they examine the problem of coorelation of collektive and individual creative beginning of the development of culture

Текст научной работы на тему «К вопросу о роли коллективного и индивидуального творческих начал в развитии культуры»

ББК 71.0

К ВОПРОСУ О РОЛИ КОЛЛЕКТИВНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКИХ НАЧАЛ

В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ

Е.А. Бережная

В статье идет речь о культуре и ее видах, раскрывается содержание культуры, источники возникновения культуры, роль личности и народных масс в создании культуры как явления, рассматривается проблема соотношения коллективного и индивидуального творческого начал в развитии культуры

Ключевые слова: материальная культура, духовная культура, элитарная и массовая культура

В современных условиях доминирования «массовой» (американизированной) культуры

вопрос о соотношении и необходимости элитарной (творцами которой являются художники в высоком смысле этого слова) и массовой/народной культуры (ярким примером служат многочисленные т.н. «Фабрики звезд») становится вновь актуальным. Для того, чтобы дать адекватную оценку происходящим процессам в области культуры необходимо понимать исторический контекст формирования культуры, влияние культуры на развитие человечества как социальной общности и самого человека как биологического существа, реакцию человека при соприкосновении с изменяющейся культурой, оценить насколько велико значение отдельных личностей в развитии мировой культуры.

Конечно, культура является результатом поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах, т.е. не включает биологических компонентов человека и передается отличными от биологической наследственности механизмами, она эмоционально воспринимается или отбрасывается индивидами. И все же этот перечень свойств не дает нам достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые имеются в виду, когда речь заходит о культурах майя или ацтеков, Древнего Египта или Древней Греции, Киевской Руси или Новгорода

Среди недостатков в понимании культуры отметим сведение ее к внешнему, предметному виду. Но видимый нами мир культуры - это одна из ее частей. Как по одежде лишь встречают человека, но провожают его уже по уму, так и предметный мир или вид культуры - это только встреча с ней. Видеть предметы - данной способностью обладают все более или менее развитые живые существа. Человека отличает умное видение, или умовидение. Ученый в формуле видит закон природы. Верующий человек во всем видит Бога. Смешной и наивной кажется нам сегодня вера средневекового человека в

Бережная Евгения Александровна - ВГТУ, канд. ист. наук, ст. преподаватель, тел.(4732) 46-42-22 218

леших, ведьм, русалок, но он-то видел их, и потому для него они были реальны. А средневековому человеку, возможно, показалась смешной наша способность при чтении видеть героев, которые никогда и не существовали на свете. Видеть можно одно, а понимать при этом совсем другое. Мы видим, например, что именно Солнце вращается вокруг Земли, но понимаем, что в действительности Земля вращается вокруг него.

Предметный вид культуры - ее видимость. Разумеется, культура не может существовать без этой видимости, но она, и не сводима к ней, как не сводима психика человека к его телу. Культура имеет еще и личностный вид, который запечатлен в вещах. По вещи можно судить об уровне интеллектуального, эстетического, нравственного развития ее создателя, об отношениях между людьми, о характере эпохи. Но чтобы увидеть личностное выражение культуры, нужно быть личностью. Каждый из нас видит личностный мир культуры ровно настолько, насколько сам является личностью. В такой же мере мы и привносим в культуру что-то от себя, т.е. служим ее источником.

Все содержание культуры оформлено или организовано определенным способом. Собственно организованность - основной принцип культуры. И организована она подобно тому, как организован сам человек, поскольку культура - способ деятельного существования человека. А способ существования не может принципиально отличаться от того, кто существует. В философии способ существования, или организации, называется формой. Следовательно, как человек есть единство внешнего и внутреннего, так и культура представляет собой такое единство, т. е. предметного и личностного видов.

Внешний, или предметный, вид культуры организован по принципу материального существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют законы природного, материального мира. Внутренний, или личностный, вид культуры организован по принципу духовного существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют идеалы и цели, побуждения и влечения самого человека, его представления о себе и окружающем его мире.

Разумеется, выделение в культуре

материальной и духовной форм существования носит условный характер. Отделить материальное от духовного, строго говоря, можно только в воображении. Попробуйте сделать это, например, в отношении какого-нибудь произведения искусства. Где, скажем, материальная сторона в музыкальном произведении, а где - духовная? Собаке-ищейке бесполезно показывать портреты преступника или его жертвы, поскольку в них нет ничего материального, что она могла бы принять за "след". А идеальную сторону портретов она воспринимать не способна. На это способен только человек. Для духовного существа все в мире пронизано духом. Некоторые авторы вообще склонны применять понятие "культура" только к духовной жизни общества.

Но пренебрежение материальной, или внешней, стороной культуры - отнюдь не признак культуры. Таким признаком является единство и гармония внешнего и внутреннего, материального и духовного.

Культура - еще и способ существования человека. Человек, как вид есть культура. Итак, он не потому культурен, что является человеком, а потому он и человек, что является культурным. Это значит, что содержанием культуры становится все содержание человеческой деятельности. О том, что находится вне сферы деятельности - практической или теоретической, ничего определенного мы не можем сказать. Включать в содержание культуры то, что не охвачено деятельностью, нет никаких оснований. Границы деятельности - это и есть то, что можно назвать и миром, и культурой. Примем данный взгляд на содержание культуры за основу. Но при этом добавим, что действительным содержанием культуры является не сам человек, а его представление о самом себе.

Положение человека в мире и его отношение к миру зависят от самых различных социальных факторов, в том числе и от культуры. При этом в любую историческую эпоху сосуществует множество различных культур. Их взаимодействие, взаимопроникновение существенно определяют жизненную позицию человека, его мировоззрение и мироощущение.

Когда западные культурологи (П. Сорокин, А.Тойнби) рассуждают о движущих силах культуры, они выделяют в качестве ее активного элемента, как правило, "интеллектуальную элиту". Некоторые

(например, Н. Михайловский) говорят о "героической личности". Если в западной социологии и поднимался вопрос о творчестве масс, то речь шла либо о неуловимой "народной душе" (В.Виндт), либо о "коллективных представлениях" (Э.Дюркгейм). С одной стороны, мы знаем, что в классово-антагонистических формациях способы производства духовных ценностей таковы, что трудящиеся массы фактически исключаются из этого производства. С другой стороны, выдающихся деятелей культуры мы знаем, как правило, по

именам. Мы безошибочно называем создателей "Илиады" и "Одиссеи", "Войны и мира", "Саги о Форсайтах", "Сикстинской мадонны", "Гибели

Помпеи", "Героической симфонии", трагедии и оперы "Фауст" и т.д. Даже если имена создателей нам неизвестны, как, например, в случаях "Песни о Роланде" или "Слова о полку Игореве", мы все равно глубоко убеждены в том, что за этими творениями искусства стоят высокоодаренные мастера слова, имена которых до нас не дошли.

Казалось бы, все ясно - культуру создают отдельные личности. Однако не будем торопиться с этим выводом. Ведь когда мы говорим о культуре, мы имеем в виду не только произведения искусства, а всю совокупность материальных и духовных ценностей и способов деятельности по их созданию. Этот момент весьма существен - он меняет всю постановку проблемы движущих сил культуры. Чтобы ее изучить, надо для начала ответить на вопрос: кто действительный творец материальных ценностей, являющихся остовом, каркасом любой культуры? Прежде всего, та часть общества, которая с помощью своих трудовых навыков приводит в действие средства производства, т.е. трудящиеся массы. Определим основные аспекты участия трудящихся масс в развитии культуры. Трудящиеся составляют главный элемент производительных сил. Только благодаря их трудовой деятельности человечество может существовать и нормально функционировать. Если они прекратят свою деятельность по созданию материальных ценностей, начнется социальная деградация. Итак, именно трудящиеся массы любой исторической эпохи и при любом политическом режиме играют решающую роль в создании материальных культурных ценностей. Это их роль постоянна, непрерывна.

Как показывает исторический опыт, когда народные массы активно участвуют в социальных революциях, происходят стремительные и глубокие социальные преобразования, ускоряется ход исторического процесса и развитие мировой культуры. Эта сторона решающей роли трудящихся масс носит, однако, прерывистый, скачкообразный характер. Периоды бурной социальной активности масс сменяются периодами их социальной пассивности. Причины такой смены коренятся не в какой-то мифической "народной душе", а в объективных социально-экономических условиях. Но и в том, и в другом случае (активности и пассивности) трудящиеся массы играют решающую роль в истории: своей активностью они ускоряют ее ход, своей пассивностью - замедляют темпы ее развития. Это очень важно отметить, так как в обычном словоупотреблении "решающая роль" понимается только как позитивное влияние на что-либо. В действительности же массы оказывают решающее воздействие на ход развития истории и мировой культуры как своей силой, так и своей слабостью. И социальная сила, и социальная слабость трудящихся масс всегда должны приниматься во внимание при оценке того или

иного конкретного этапа в развитии мировой культуры.

Решающая роль трудящихся масс проявляется и в развитии духовной культуры. Здесь можно выделить ряд важных моментов. Несмотря на то, что большинство духовных ценностей было создано профессиональными творцами (архитекторами, художниками, скульпторами, писателями, поэтами, учеными, изобретателями и т. д.), следует помнить, что трудящиеся массы, создавая материальные ценности, обеспечивали их существование и тем самым давали им возможность для занятий духовным творчеством. Своим трудом они в конечном счете определяли состояние материального производства и общественных

отношений конкретной исторической эпохи, что в свою очередь оказывало воздействие на

формирование духовных ценностей. Важно и то, что освободительная борьба народных масс и их созидательная деятельность были объектом,

который отражался в ценностях духовной культуры. Наконец, трудящиеся массы непосредственно творят духовные ценности, создавая язык и фольклор, которые становятся неиссякаемым источником для творческой деятельности профессиональных творцов духовных ценностей.

Итак, народные массы играют решающую роль в развитии мировой культуры. Ну а как же быть с личностью? Если решающая роль принадлежит массам, то значит ли это, что личности отводится место где-то "на задворках истории"? Нет, не значит.

Значительная часть духовных ценностей создается профессиональными творцами. Да и в области материальной культуры творческой личности принадлежит многое. Сколь бы ни были искусны резчики по камню и строители, но если бы не архитектурный гений Донато Браманте, мы не имели бы такого величественного сооружения, как собор святого Петра в Риме. Вошел в века, как писал В. Маяковский, "водопровод еще

сработанный рабами Рима", но ведь и он был спроектирован древними римскими архитекторами, хорошо знавшими свое дело. Как видим, личность играет весьма заметную роль в развитии культуры.

Важен следующий факт. Прежде чем личность сможет начать активные действия, она Воронежский государственный технический уни

должна сформироваться в обществе, вписать себя в коллективный опыт человечества. Это влияние общества на личность характеризуется множеством обстоятельств. Отметим только некоторые из них. Во-первых, каждый исторический тип культуры создает свой основной тип личности. Он различен в разных социальных группах, но имеет и нечто общее, обусловленное связями личности с обществом в целом и его культурой. Во-вторых, различные типы культуры предоставляют разные возможности для формирования и развития личности. Если в первобытном обществе индивид еще слит с коллективом, почти не воспринимая себя как нечто самостоятельное, то каждая последующая

общественно-экономическая формация предоставляет все больше и больше возможностей для его развития.

Подводя итоги рассмотренному выше, мы можем сказать, что две основные движущие силы развития культуры - это народные массы и личность. Они движет культуру каждая по-своему, выполняя различные функции и решая разные задачи, но в этом движении ни та, ни другая не устранимы и дополняют друг друга. Если же попытаться образно сравнить их мощь, то наверно, лучшим образом будет айсберг. Его надводная часть - это творческие личности, а девять десятых его, находящиеся в воде, - это народные массы. Вспомним в этой связи слова М. И. Глинки: "Народ создает музыку, а мы, композиторы, только аранжируем ее".

Литература

1. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс / Н.С. Злобин. М.,1980.

2. Крёбер А., Клакхон К. Культура: образ

концепций и определений / А. Кребер, К. Клакхон. М.,1964.

3. Лотман Ю.М. Общество, культура, человек / Ю.М. Лотман. Воронеж, 1993.

4. Межуев В.М. Культура как проблема философии / В.М. Межуев // Культура, человек и картина мира. М.,1987.

5. Проблемы философии культуры. М.,1984.

6. Чертихин В.Е. Человек и культура / В.Е. Чертихин // Философия. Основные идеи и принципы: популярный очерк: под общ. ред. А.И.Ракитова. М.,1990.

TO THE QUESTION ABOUT COLLECTIVE AND INDIVIDUAL CREATIVE BEGINNING

OF THE DEVELOPMENT OF CULTURE

E.A. Berezhnaya

In the article they speak about, culture and its kinds, they show the contents of culture, the source of the appearance of culture, the role of the personality and people masses in the creation of culture as phenomenon, they examine the problem of coorelation of collektive and individual creative beginning of the development of culture

Key words: Material culture, spiritual culture, erite culture, mass culture 220

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.