Научная статья на тему 'К вопросу о роли глобализации в функционировании традиционного праздника'

К вопросу о роли глобализации в функционировании традиционного праздника Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
827
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ / УНИФИКАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ИНТЕГРАТИВНАЯ И КОНСЕРВАТИВНАЯ ФУНКЦИИ ПРАЗДНИКА / GLOBALIZATION / TRADITIONAL HOLIDAYS / UNIFICATION / INTEGRATION / CULTURAL DIFFERENCES / INTEGRATIVE AND CONSERVATIVE FUNCTIONS OF HOLIDAYS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бурменская Дарима Баировна

В статье анализируются роль и место традиционных праздников современном мире в условиях глобализации. Автор статьи подчеркивает разносторонность описываемых процессов. С одной стороны, она отмечает тенденцию к глобализации, унификации и интеграции праздников, а с другой, наблюдает сохранение культурных различий и традиционных праздников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Globalization in the Functioning of Traditional Holidays

The paper gives the analysis of the role and the place of traditional holidays in modern world under the conditions of globalization. The author of the paper underlines a versatile character of the given processes. On the one hand, she points the tendency to globalization, unification and integration of the holidays, and on the other hand, observes the conservation of cultural differences and traditional holidays.

Текст научной работы на тему «К вопросу о роли глобализации в функционировании традиционного праздника»

Сведения об авторах

Кудина Оксана Михайловна - соискатель кафедры психологии и философии, Института международных отношений и социальных технологий Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток, e-mail [email protected] Data on authors

Kudina Oksana Mikhaylovna - сandidate of the faculty of psychology and philosophy, Institute of International Relations and Services, Vladivostok State University of Economics and Services, Vladivostok, e-mail [email protected]

УДК 10 ББК Ю 6

Д.Б. Бурменская

К ВОПРОСУ О РОЛИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ТРАДИЦИОННОГО ПРАЗДНИКА

В статье анализируются роль и место традиционных праздников современном мире в условиях глобализации. Автор статьи подчеркивает разносторонность описываемых процессов. С одной стороны, она отмечает тенденцию к глобализации, унификации и интеграции праздников, а с другой, наблюдает сохранение культурных различий и традиционных праздников.

Ключевые слова: глобализация, традиционные праздники, унификация, интеграция, культурные различия, интегративная и консервативная функции праздника.

D.B. Burmenskaya

THE ROLE OF GLOBALIZATION IN THE FUNCTIONING OF TRADITIONAL HOLIDAYS

The paper gives the analysis of the role and the place of traditional holidays in modern world under the conditions of globalization. The author of the paper underlines a versatile character of the given processes. On the one hand, she points the tendency to globalization, unification and integration of the holidays, and on the other hand, observes the conservation of cultural differences and traditional holidays.

Key words: globalization, traditional holidays, unification, integration, cultural differences, integrative and conservative functions of holidays.

Размышляя о современном мире и о функциях праздника в жизни общества, нельзя забывать о влиянии такого сложного явления, как глобализация. Под глобализацией мы имеем в виду взаимодействие государств, этносов, социальных групп в единой системе отношений на планетарном уровне. Она рассматривается нами как открытая система культурного обмена, заимствования образцов поведения и адаптации культурных стереотипов. В условиях глобализации возникает единое пространство (экономическое, экологическое, образовательное и др.), в котором возникает необходимость выработки согласованных действий между странами и народами.

По мнению И.М. Римашевской, В.Ф. Галецкого, А.А. Овсянникова и других ученых, основой глобализации является интенсивная информатизация, когда возникает информационное гиперпространство, благодаря телекоммуникациям, всемирной сети Шете! и различным аудиовизуальным средствам связи. Они также рассматривают интернационализацию как этап глобализации, связанный с взаимодействием социальных общностей не в мировом масштабе, а на уровне группы отдельных стран [6, 8].

Глобализация - объективный, комплексный и универсальный процесс качественных изменений, которые происходили, происходят и будут происходить в мировом сообществе. «К примеру, в экономическом отношении глобализация выражается в создании непрерывных во времени финансовых рынков и мировых производственных линий, в появлении

глобального потребительского рынка и электронной торговли. В сфере законодательства это распространение всемирных стандартов, охватывающих большинство стран. Психологически глобализация проявляется в растущем осознании того, что мир - единое пространство» [6, 9].

Среди минусов данного процесса также прорисовываются виртуализация общества, нарастающая однородность мировой системы, формирование космополитической элиты, куда входят лишь несколько самых развитых и богатых стран, и вытекающая отсюда поляризация мира - противопоставление элиты и основной массы государств, поляризация жизненного уровня.

При изучении проблемы функционирования праздников в современных условиях открытого культурного обмена, необходимо выделить тенденцию создания общечеловеческих праздников, которые отмечаются всем населением земного шара. К подобным праздникам отнесем, в первую очередь, Новый год (31 декабря - 1 января), День Святого Валентина или День всех влюбленных, Хэллоуин, или День всех святых, популярность которых в мире растет с каждым годом.

Важно проследить, почему и каким образом данные праздники получили всемирное распространение. Вероятно, это произошло:

а) путем распространения праздника одного народа на другие народы вследствие миграции населе-

ния или же культурного сотрудничества разных стран (например, Хэллоуин);

б) вследствие какого-нибудь события мирового (общечеловеческого) масштаба. Не для всех стран и народов, но для большинства таким событием была, к примеру, победа над фашизмом в 1945 г.

Также можно перечислить праздники, которые распространены на территории одного отдельно взятого региона. В Северной и Южной Америке, Западной и Восточной Европе, в Австралии такими праздниками являются, на наш взгляд, Рождество и Пасха. Новый год по лунному календарю широко отмечается среди народов Азиатского континента. Международный женский день, отмечаемый 8 марта, популярен преимущественно в России и в других странах бывшего социалистического лагеря. Здесь же глубоко чтят традиции празднования Дня Победы в Великой Отечественной и во Второй Мировой войнах.

Одновременно четко проявляется тенденция унификации существующих праздников разных народов мира. Многие из них имеют практически схожие праздники, только существующие под разными названиями и с разными датами в календаре.

Кроме того, расширяющиеся знания о моделях культуры, образе жизни, отличающихся от традиционно принятых в данном обществе, дают возможность заимствования друг у друга тех или иных компонентов праздника. Взаимовлияние праздничных культур всех народов мира проявляется на разных уровнях: в обмене праздничной кухней, одеждой, элементами декора и т. д.

Глобализация также усиливает и стимулирует как внешние, так и внутренние миграционные процессы. Передвижение народов сопровождается и характеризуется: конфронтацией и диффузией различных культур, вероисповеданий, национальных обычаев и традиций и т. д. Растет число смешанных браков, в которых, как правило, и дети и, реже, родители билингвальны. В подобных случаях взаимопроникновение праздничной обрядности разных культур неизбежно.

Однако, на наш взгляд, несмотря на все происходящие глобализационные процессы, и вопреки всем рассуждениям о космополитизации и будущей унификации всего мирового сообщества культурные различия все же присущи человечеству и они будут сохраняться в дальнейшем.

Процесс глобализации, по мнению многих ученых, представляет собой не что иное, как «вестернизацию», американизацию или насаждение «заокеанской» культуры, но этот процесс часто встречает сопротивление. За пределами Европы, Северной Америки и тех стран других континентов, которые приняли европейские ценности и образ жизни, живет огромное количество людей. Наряду с усвоением современной технологии, развитием городов, промышленности, контактов с другими народами там все же сохраняется традиционная культура, а вместе с ней -традиционные праздники перемены в этой области происходят очень медленно.

Мы полагаем, что полный синтез разных культур, если он произойдет, будет иметь неблагоприятные последствия. Исчезновение этнических особен-

ностей праздников ставит под угрозу само существование празднующей группы как таковой. Роль праздников особенно неоценима для малых этнических групп. К примеру, в Советском Союзе под запретом находились многие национальные праздники (преимущественно религиозного характера). В этот период забвения национальных традиций представители малых народностей начали утрачивать свои обычаи, язык, фольклор и пр. Отметим, что через праздники народы сохраняют свою культурную самобытность, и в национальных праздниках в полной мере проявляются их интегративная и консервативная функции.

По нашему мнению, несмотря на все тенденции к глобализации и унификации человечества, корни некоторых традиционных, национальных праздников все же очень крепки и устойчивы к различным переменам. Данное утверждение находит свое подтверждение в странах африканского континента, Восточной Азии, Южной Америки, Австралии.

Для иллюстрации рассмотрим описание праздников в Гане, представленное в работе польского социолога К. Жигульского. В этом государстве племя является основной формой социальной организации и значение многочисленных праздников в жизни общества огромно. Неоценима роль праздников в сохранении и укреплении взаимоотношений внутри племени. По мнению К. Жигульского, официальные праздники, установленные по европейскому образцу, в том числе годовщина независимости Ганы, затрагивают, в сущности, очень малый круг людей, главным образом центральные власти и служащих столицы, и их социальная роль пока невелика. Более того, желание сохранить своеобразие собственной культуры, свои культурные достижения, которые по большей части связаны с традиционными праздниками, приводит к тому, что последние по-прежнему сохраняются, хотя европейскому читателю они могут показаться реликтом давно прошедших времен [2, 287-289].

Немалый интерес для нас представляют исследования праздников, проведенные известным американским этнографом М. Мид, которая изучала культуру, быт, институт семьи и брака и др. племен островов Новая Гвинея, Мануа, Восточное Самоа (США). По ее мнению, праздники играют огромную роль в жизни «примитивных» племен и народов, бесписьменных и младописьменных народов с культурой, сложившейся и развивавшейся без всякой письменности. Поведенческие характеристики и эмоциональные установки членов этих племен раскрывали национально-специфические особенности праздничной культуры [10, 1-5].

Рассуждая о роли праздника в сохранении общественной группы, она приводит пример с праздником ауманга, которое занимает очень важное место в деревенской экономике и объединяет молодых людей в организацию с таким же названием. Ауманга -наиболее устойчивая общественная группа в деревне, так как в нее собираются добровольно, на почве общих интересов, возраста. Праздник ауманга, хотя и является молодежным, сохраняет возникшие возрастные группы в течение всей их жизни [5, 79].

Немалый интерес для исследователя праздника представляет и ситуация в Индии, одном из крупнейших государств мира, которое необыкновенно многообразно в социальном, религиозном и культурном плане. Обилие праздничных торжеств в Индии объясняется наличием огромного пантеона божеств, соблюдением нескольких календарей и сбором урожая несколько раз в год. Самые распространенные праздники в Индии, за исключением христианских и современных нецерковных - Дуссехра, Рамлила, Дурга Пуджа, Гуру Пураб, Онам, Ганга Савар Мела и многие другие.

Хотя у каждой общины и религиозной группы существуют свои собственные праздники, когда приходит время праздничных торжеств и благодарения богов, по мнению Н. Р. Гусевой, разрушаются все кастовые, религиозные и классовые барьеры, и люди вместе предаются веселью [1, 16].

Вместе с тем традиционные, насчитывающие несколько тысячелетий, религиозные верования и связанная с ними система каст сохраняют сильное влияние и регулируют жизнь сотен миллионов людей. Культурные реформы, происходящие в индийском обществе часто поверхностны и неравномерны. Изменения в образе жизни и культуре произошли преимущественно в крупных промышленных городах, в высших слоях, среди лиц новых профессий.

Тем не менее в дни праздников внешне европеизированные люди возвращаются к своим корням. Город и его современные требования способствуют упрощению, изменению и даже упразднению старых сельских ритуалов. Это относится прежде всего к весьма многочисленным в Индии заповедям и запретам, касающимся приготовления пищи, особенно праздничной. Эти обычаи исчезли в некоторых местах и продолжают исчезать, в первую очередь, в больших городах, среди образованных, ориентированных на европейскую культуру людей.

Очевидно, подобная консервативность традиционных праздников в перечисленных регионах и странах объясняется, помимо всего прочего, слабым участием этих государств в мировых процессах глобализации.

Рассуждая о праздниках и традициях в современном мире, логично кратко остановиться на японских и английских празднествах. Вопреки всем глобализационным процессам традиционные праздники также мало трансформируются в этих странах.

В японском календаре обнаруживается огромное количество праздников. На каждую страницу календаря приходится какое-нибудь торжество: будь то общенациональный фестиваль, городской или земледельческий праздник, праздник какого-то храма или просто ярмарка.

С.Б. Маркарьян и Э.В. Молодякова, изучая проблему праздника на примере Японии, также подчеркивали роль традиций в развитии и функционировании общества. Праздник - одна из наиболее устойчивых форм духовной культуры, где, как правило, традиция превалирует над инновацией, поскольку в нем отражаются не только мифологическое сознание народа, древний культ и ритуал, но и характер обще-

ственного уклада, семейно-бытовых отношений, мораль, психология.

Традиция, по их мнению, воплощает в себе историческую и этническую память нации, и бережное отношение к этой памяти - путь к хранению культурного наследия, что имеет немаловажное значение в современных условиях все более убыстряющегося развития инноваций. Более того, в период быстрого проникновения новых веяний наблюдается подъем национального самосознания, интереса к сохранению культурного наследия [4, 10].

Одним из ярких проявлений бережного отношения японцев к традиционной культуре является повсеместное сохранение и культивирование национальных праздников, как важного элемента этнического своеобразия нации. Японцы считают, что праздник является механизмом передачи культурных традиций из поколения в поколение. Он обеспечивает необходимую адаптацию духовных ценностей, культурных традиций к современности.

В условиях современности с ее урбанизацией и бешеным ритмом жизни древние праздничные ритуалы не утратили своей актуальности. К примеру, жители Токио, одного из современнейших городов мира, едут на метро или автомашинах в парки Уэно или Мэйдзи полюбоваться цветущей сакурой перед пагодой или храмом, как это делали паломники в предшествующие времена. Продолжают жить многочисленные сельскохозяйственные обряды. К ним относятся, в частности тауэ мацури - праздники высадки рассады риса; харукува мацури - праздник весеннего рыхления и др.

Эти и многие другие праздники концентрировали в себе богатейшие знания предыдущих поколений и транслировали их следующим поколениям.

Великобритания также является одной из самых интересных стран для исследования. С одной стороны, Великобритания - это символ стабильности монархического строя и вековых традиций, с другой -эта страна, несмотря на свое островное расположение, открыта для всех новых веяний и изменений в общественной и культурной жизни.

В календаре Великобритании почти на каждый день выпадает какой-нибудь праздник. Самыми известными среди них являются Рождество, Новый год, Пасха, День Святого Валентина, День матери, День памяти, Хэллоуин, ночь Гая Фокса, национальный Айстетвод и др. [7, 7].

Английские праздники являются «квинтэссенцией обычаев и традиций британского народа» [9, 11]. Они напоминают всем богатую историю образования Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии и отражают основные вехи развития государства. В дни праздников англичане вспоминают, что их страна на протяжении многих столетий доминировала в мировом сообществе. Одним из результатов этого господства стало распространение английской праздничной обрядности по всему миру. К примеру, Рождество, самый главный праздник для католиков (25 декабря), несмотря на незначительные различия в праздновании, все же сохраняет общие черты и в Англии, и в Норвегии [12], и в Канаде [8], и в Китае [5] и т.п. В Китае, стране с традиционно

богатой праздничной обрядностью и культурным многообразием, растущая популярность европейских праздников отражает глубинные процессы, происходящие в китайском обществе, желание и открытость для межкультурного диалога или полилога.

Таким образом, рассмотрев некоторые особенности функционирования традиционных праздников в условиях глобализации, можно отметить следующее.

В данных условиях актуализируется значение интегративной и консервативной функций праздников, так как праздники обеспечивают консолидацию и самоидентификацию людей в коллективе через их непосредственное совместное участие в праздниках. Кроме того, они способствуют выработке общих идеалов и ценностей, придают чувство защищенности и солидарности с коллективом.

Также традиционные праздники, выполняя регуляторную функцию и функцию трансляции социального опыта, с одной стороны, сохраняют этапы развития общества предыдущей эпохи, а с другой -препятствуют застою современной культуры. Праздники, находясь в условиях глобализации, кочуют из одних национальных культур в другие, меняя при этом семантику. В современных условиях глобализации и космополитизации в мире наблюдается тенденция к унификации праздников. Однако одновременно с перечисленными процессами не только в развивающихся, но и даже в некоторых модернизированных высокоразвитых странах достаточно сильны национальные традиции, которые представляют собой сложное наследие этнических религиозносословных комплексов.

Литература

1. Гусева, Н.Р. Индия: общество и традиции [Текст] /Н.Р. Гусева. - М.: Знание, 1990.

2. Жигульский К. Праздник и культура: Праздники старые и новые. Размышления социолога [Текст] /К. Жигульский. - М.: Прогресс, 1985. - 336 с.

3. Маркарьян С.Б., Молодякова Э.В. Праздники в Японии: обычаи, обряды, социальные функции [Текст] /С.Б. Маркарьян,

Э.В. Молодякова. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. - 248 с.

4. Мид, М. Культура и мир детства: Избр. произведения [Текст] /М. Мид. - М.: Наука, 1998.

5. Население и глобализация. Под ред. Римашевской И.М.; Ин-т соц.-экон. проблем [Текст] /И.М. Римашевская. - М.: Наука, 2002.

6. Народные обычаи в традиционных китайских празднествах [Текст] (на англ.). - Пекин: Изд-во иностранной литературы, 1988. - 125 с.

7. Халперт, Г., Стори Г.М. Рождество в Ньюфаундленде Текст] (на англ.) /Г. Халберт, Г.М. Стори. - Торонто - Буффало -Лондон: Изд-во унив-та Торонто, 1990. - 250 с.

8. Химунина, Т., Конон, Н., Уэлш, И. Обычаи, традици и фестивали Великобритании [Текст] (на англ.) /T. Химунина, Н. Конон, И. Уэлш. - М.: Просвещение, 1984. - 239 с.

9. Мид, М. Социальная организация Мануа [Текст] (на англ.). Бернис П. Бюллетень музея еп., № 76. - Гонолулу, 1930. -218 с.

10. Тенсон, И. А., Войтова, Г. А. Обычаи и образ жизни в Великобритании и США [Текст] (на англ.). - M.: Международные отношения, 1978. - 216 с.

11. Венриксен, В. Рождество в Норвегии. Прошлое и настоящее [Текст] (на англ.). - Ашехонг: Месна-Трук, 1988. - 63 с.

Literature

1. Guseva, N.R. India: Society and Traditions [Тех!]. - М.: Znaniye, 1990.

2. Zhigulsky K. Holiday and Culture: New and Old Holidays. The Reflections of a Sociologist [Text]. - М.: Progress, 1985. - 336 p.

3. Markarjan, S.B., Molodyakova E.V. Holidays in Japan: Customs, Rites, Social Functions [Тех^ - М.: Nauka. The main editorial office of Oriental literature, 1990. - 248 p.

4. Mead, M. Cultural Patterns and the World of Childhood: Selected works [Text]. - М.: Nauka, 1998.

5. Population and Globalization. Ed. by Rimashevskaya I.M., Institute of Social and Economical Problems [Тех]. - М.: Nauka, 2002.

6. Folk Customs at Traditional Chinese Festivities [Text]. - Beijing: Foreign Languages Press, 1988. - 125 p.

7. Herbert Halpert and G.M. Story. Christmas Mumming in Newfoundland [Text]. - Toronto Buffalo London: University of Toronto Press, 1990. - 250 p.

8. Khimunina T., Konon N., Walshe I. Customs, Traditions and Festivals of Great Britain [Text]. - М.: Prosveshcheniye, 1984. - 239 p.

9. Mead M. Social Organization of Manua [Text] / M.Mead. Bernice P. Bishop Museum Bulletin, 76, Honolulu, 1930. - 218 p.

10. Tenson I.A., Voitova G.A. Habits and Ways in Great Britain and the United States[Text]. - M.: International relations, 1978. -216 p.

11. Venriksen Vera. Christmas in Norway. Past and Present [Text]. - Aschehong: Mesna-Trykk, 1988. - 63 p.

Сведения об авторах

Бурменская Дарима Баировна - ассистент кафедры англ. языка факультета иностранных языков Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита, е-mail: [email protected]. Data on authors

Burmenskaya Darima Bairovna - a junior lecturer of the English Department (FFL) of Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N.G. Chernyshevsky, Chita, e-mail: [email protected].

УДК78.03:1 ББК 87.3

Т.В.Лазутина

ЦЕННОСТНЫЙ МИР В ИСКУССТВЕ МУЗЫКИ

Музыке принадлежит особая роль в формировании и выражении отношения человека к миру. В статье исследуются вопросы философии музыки. Музыка рассматривается как ценность особого рода.

Ключевые слова: философия, ценность, познание, язык, музыка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.