УДК 94(470.67):28-76 (=411.21) Фатима Муати
К вопросу о родословной шейха Ахмада ал-Йамани и формировании его
научных интересов
Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43 а; Fatima [email protected]
Известно, что при распространении ислама в Дагестане немаловажную роль сыграли различные факторы, в т. ч. миссионерская деятельность мусульман, жителей арабских стран. Одним из таких миссионеров-укрепителей стал, как известно, религиозный деятель Ахмад ал-Йамани, который прибыл в Кумух, по одним источникам, из Египта, по другим - из Средней Азии. В данной статье приводятся материал, связанный с вопросами формирования личности ученого, его научных интересов и источники, проливающие свет на родословную этого религиозного деятеля.
Методологической базой к написанию данной статьи явилась практическая работа над рукописями Ахмада ал-Йамани, которые касаются мест на территории республики, где он жил и занимался распространением и укреплением ислама. Основой исследования послужила и литература об Ахмаде ал-Йамани, например работы Шихсаидова А.Р. об Ахмаде ал-Йамани и книга Айтберова Т.М. «Мусульманская элита кумухского корня», которые ярко описывают деятельность этого религиозного деятеля в Дагестане. Большую ценность представляет статья И. Каяева «Исламская цивилизация», использованная нами. Мы также ссылаемся на арабские источники.
Ключевые слова: средневековые исламские ученые, средневековая история Йемена, средневековая история Дагестана, рукописи.
Известно, что в течение Х-ХУ1 вв. ислам распространился практически по всей территории Дагестана и стал государственной религией чуть ли не во всех феодальных владениях и союзах сельских обществ [1, с. 82]. Немаловажную роль в этом сыграли политические и культурные факторы, в частности миссионерская деятельность мусульман - жителей арабских стран и неофитов из других этнических групп. Одним из таких «укрепителей» ислама в Дагестане явился Ахмад ал-Йамани, который, по одним сведениям, в первой половине XV в. прибыл в Кумух из Египта [2, с. 104], а по другим -из Средней Азии [3, с. 154].
В статье Сулаева И.Х. говорится, что многовековое распространение влияния ислама и проникновение его во все сферы жизнедеятельности дагестанского общества в целом и каждой общины в отдельности обусловили широкое развитие системы мусульманского образования в Дагестане [4, с. 50]. З.Р. Абдуллаева отмечает: «Общеизвестно, что ислам укоренился в крупных историко-культурных регионах в такой форме, в какой он адаптировал религиозно-этические представления, правовые нормы, обычаи и культурные традиции местных народов» [5, с. 54].
Судя по нисбе, родом он был из Йемена, раздираемого религиозными противоречиями и междоусобными войнами, который в период расцвета арабо-мусульманской культуры считался периферией мусульманского мира. [6, с. 5]. Однако в последующем он приобрёл славу духовного центра, и его представители считали себя вправе осуществлять культурно-религиозную экспансию. Формирование личности шейха ал-Йамани несомненно, связано с историческим периодом, в котором он жил, и прежде всего с важ-
ной ролью средневекового Йемена в распространении культурных и научных знаний, которые определили мировозрение ученого и характер его будущей деятельности.
Если кратко охарактеризовать исторические события этого периода, подробно ос-вещённые в научной литературе, то они выглядят следующим образом: в Х1-ХП вв. в Южной Аравии возникает и погибает исмаилитское государство Сулайхидов (10471138 гг.), тесно связанное с египетскими Фатимидами. Затем значительная часть Йемена подчиняется прямой власти египетских Аййубидов (1174-1229 гг.). В 626/1229 г. на смену Аййубидским наместникам приходят Расулиды, создавшие независимую суннитскую династию. В 1454 г. образовалось новое обширное суннитское государство Тахиридов. Именно в это время наряду с Меккой и Мединой в качестве третьего научного центра на Аравийском полуострове фигурирует и йеменский Забид, куда имели обыкновение стекаться жаждущие знаний после окончания своей учёбы в двух священных городах. Интересен тот факт, что при бурной политической жизни и постоянной смене власти в Йемене сформировались научные и интеллектуальные традиции, привлекавшие учёных со всех концов арабо-мусульманского мира.
Известно, что и Фатимиды, и Аййубиды в Египте проводили специальную образовательную политику, которая распространялась и на «колонии». При Расулидах повышению интеллектуального статуса города содействовали сами правители. Однако в отличие от прежних династий они преследовали не только идеологические цели. Все правители Расулидской династии проявляли неподдельный интерес к науке. Расулиды были инициаторами созыва научных собраний, в которых принимали деятельное участие. Они даже определили месяц Рамадан как месяц встреч с учёными людьми.
Расулиды высоко ценили интеллектуальный труд. Правители этой династии делали всё, чтобы привлечь выдающихся ученых в Йемен, очень дорожили ими, предоставляли им различные налоговые льготы на землю и с большой неохотой отпускали их из своих пределов. К примеру, когда известный ученый ал-Фирузабади1, который много путешествовал в поисках знаний, попросил соизволения у султана ал-Ашрафа вернуться в Мекку, то султан ответил ему так: «.. .Йемен был слепым, а теперь прозрел. Как же ты можешь решиться покинуть его, когда ты знаешь, что Аллах посредством тебя оживил то, что в этой стране было мёртвым.». А для целой группы учёных, таких, как фа-ких Али б. Ахмад ал-Асбахи (ум. в 703/1303-1304 г.), факих Абдаллатиф б. Аби Бакр аш-Шарджи (ум. в 802/1399-1400 г.), историк Али б. Хасан ал-Хазраджи (ум. в 812/1409-1410 г.), а также множества суфиев и религиозных деятелей налоги вообще были упразднены. Постепенно даже вошло в обычай, что ученые ничего не платили государству за свои земельные наделы.
Кроме того, расулидские султаны вели обширную переписку с самыми известными мусульманскими учёными и приглашали их к себе. Особенно они старались привлечь редких специалистов по практическим наукам, таким как астрономия, медицина, геометрия, сельское хозяйство, а также музыка и др. [7, с. 193-201]. Подчеркнём, что Расулиды прилагали огромные усилия, внедряя эти области знания в Йемене, что отличало их от предшествующих властителей. Однако наибольшим престижем среди учёных в это время всё же обладали специалисты по мусульманскому праву.
1 Мухаммед ибн Якуб ал-Фирузабади - известный арабский филолог. Автор более 20 сочинений, в основном филологических. Главный труд его жизни - толковый словарь арабского языка «ал-Камус ал-Мухит».
2 См. подробнее об этом в [7]
Кроме этого, расулидские правители обеспечили хорошие материальные условия для людей умственного труда, выделили им вакуфное имущество и определили джи-зью, получаемую от иудеев, на их содержание. Некоторые учёные получали сверх этого дополнительную плату.
Правители региона поощряли развитие контактов ученых, предоставляя им возможность приобретать новые знания, выезжать за пределы страны для знакомства с известными мусульманскими алимами и их работами, для участия в научных дискуссиях. Некоторым ученым оплачивали расходы и обеспечивали их всеми необходимыми условиями для работы, чтобы те по возвращении на родину продолжали свою научную и педагогическую деятельность. Знания и многие культурные традиции, которые они заимствовали и приносили с собой, способствовали созданию благоприятной научной обстановки и подъёму мусульманской культуры в Йемене, укреплению его научных контактов с другими странами мусульманского мира. Многие источники указывают, что ученые из Хиджаза, Египта, Шама, Ирака, Омана, Хорасана, Индии, стран Африки приезжали в Йемен знакомиться с местными учеными, с работой научных центров, о которых они слышали.
Все это свидетельствует о том, что Йемен стал своеобразным мостом культуры, важным местом распространения и сохранения знаний, что объединяло его с другими исламскими территориями, где различные отрасли науки оставили свой след в развитии исламской цивилизации.
В книге «Табакат Сулаха ал-Йемен»1 содержится много сведений об ученых, которые прибыли в Йемен. Считаем целесообразным привести имена некоторых из них в качестве примера.
1. Выдающийся ученый Мадждудин Мухаммад ал-Фирузабади, который родился в месяце раби ал-ахир в 729 г. по хиджре (февраль 1329 г.), учился у крупных имамов, таких, как: имам Иззуддин Абу ал-Аббас ибн ал-Музаффар ан-Наблуси ал-Ханафи, имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Юсуф ал-Ансари аз-Зарнади и другие.
2. В числе ученых, прибывших в Йемен, был выдающийся имам Шихабуддин Ахмад ибн Али ибн Хаджар ал-Аскалани ал-Кинани аш-Шафии (12 шабана 773 г. по хиджре - 18 числа месяца зул хиджа 852 г. по хиджре (17 февраля 1372 - 11 февраля 1449 г.)), современник Ахмад ал-Йамани. Интересны сведения о том, что Ибн Хаджар приехал в Йемен в начале XV века. У него учились многие правоведы Йемена. Там он написал свои известные труды «Булуг ал-марам фи адиллат ал-ахкам»2, «Ал-миату ал-авали»3, «Ал-муджам фи риджал ал-хадис»4 Впоследствии он переехал в Египет, где написал множество других сочинений, начал писать «шарх ал-Бухари»5, но не смог завершить его. Он был корифеем во всех науках [8, с. 339-340]. Что касается времени, когда ибн Хажир стал верховным судьей - это 27 мухаррам 827 года по хиджре (30 декабря 1423 г. - он занял должность по представлению правителя ал-Ашраф Барсбая) [9, с. 20], то именно в это же время Ахмади ал-Йамани был мударисом университета Ал-Асхар.
3. В числе тех, кто прибыл в Йемен в это время, был ал-Хафиз Шамсуддин Му-хаммад ибн Ахмад ибн Али ал-Хасани ал-Малики ал-Фаси, чей род восходит к посланнику Аллаха. Имам-хадисовед, владеющий всеми науками, он был назначен верховным
1 Разряды праведников Йемена.
2 «Достижение цели».
3 «Первая сотня».
4 «Словарь передатчиков хадисов».
5 Комментарии к сборнику «ал-бухари».
судьей маликитов в Мекке. Имам приехал в Таиз, а потом перебрался в Иб в 824 году по хиджре (1421 г.). Затем переехал в Мекку. Ал-Фаси часто приезжал из Мекки в Йемен. В 828 году по хиджре (1425 г.) он с шейхом ал-Джазари приезжал в Йемен, и султан Йемена оказывал ему почести. Далее ал-Фаси вернулся в Мекку, где остался жить, пока не ушел из жизни в 832 году по хиджре (1429 г.) [1, с. 349-350].
4. К числу известных ученых относится и имам Абу Исхак Ибрахим ибн Низам ибн Мансур аш-Ширази. Есть сведения, что он побывал в Ираке, Хорасане, Самарканде, Бухаре, а затем перебрался в Шам, Египет и Иерусалим. Далее он переехал в Медину, а оттуда в Мекку. Аш-Ширази был знатоком толкования Корана, хадисов Пророка. В 973 году по хиджре он прибыл в Аден, прожил там некоторое время, проповедуя и комментируя Коран [8, с. 352].
Из всего вышеупомянутого можем предположить, что Ахмад ал-Йамани был современником многих крупных ученых своего времени, и на формировании взглядов будущего ал-аламма1 не мог не отразиться подъем мусульманской культуры и научной мысли в Йемене. К сожалению, в книге «Табакат Сулаха ал-Йемен», содержащей многие сведения об ученых, которые посещали Йемен и жили там, его имя не упомянуто. Информация о нём сохранилась только в Дагестане. О нем писали известные историки Али Каяев, А.Р. Шихсаидов, Т.М. Айтберов, Бобровников и др. В их работах содержатся скудные сведения о происхождении Ахмеда ал-Йамани и его жизни, которые мы постараемся дополнить новым материалом.
Известный дагестанский ученый XIX века Али Каяев в сочинении «Биографии дагестанских ученых» (на арабском языке) писал: «Ал-аламма Ахмад б. Ибрахим б. Мухаммад ал-Йемани Ал-Хасани - я нашел его насаб в списках достойных ученых, как: Ас-саййид Ахмад б. Ибрахим б. Мухаммад б. Ибрахим б. Мухаммад б. Сулейман.
2 3
В начале он жил в Аравии . Затем проповедовал в Месопотамии , после этого он переселился в Среднюю Азию4. Там он написал комментарий к сочинению «Ал-акидат ал-исхакия»5. В соответствии с просьбой ученых он назвал эту книгу «Ат-тухфат ал-Улугбекия» и подарил ее астроному из Самарканда Улугбеку (Ас-Самарканди)6. После этого он (Ал-Йамани. - прим. авт.) переехал в Казикумух через Дербент, чтобы распространять науки, где и написал свой известный труд «Вафк ал-мурад» («Соответствие предмету желания»)7. Говорят, что он написал еще две книги: «Зад ал-ахира» и «Ал-мужмал», но ни одну из них нам не посчастливилось увидеть. Умер в Газикумухе в 854 году по хиджре» [10, с. 7].
Другой ученый - проф. А.Р. Шихсаидов, - указывает, что полное имя йеменского ученого «Ахмад, сын Ибрахима, сын Мухаммада ал-Хусайни аш-Шафии ал-Йамани». Последние три «фамилии» Ахмада, сына Ибрахима, нуждаются в разъяснении. Нисба ал-Хусайни (т. е. «Хусайнит») свидетельствует о том, что родословная его восходит к ал-Хусайну, сыну 'Али б. Аби Талиба и внуку пророка Мухаммада. Значит Ахмад, сын Ибрахима - из рода Пророка, он может носить почетный титул сайид. Нисба аш-Шафи'и («шафи'ит») говорит об его принадлежности к шафиитской богословско-
1 ал-аламма - крупный ученый.
2 В рукописи неопределенно указано только слово «остров», что может подразумевать Саудовскую Аравию или Йемен как ее часть.
3 В тексте «в ал-Фурат и Дижла» - между Тигром и Евфратом.
4 фи ма уара' ан-нахр - это области Средней Азии.
5 Сведения об этом сочинении отсутствуют.
6 «У меня есть ее копия», - пишет в этом месте Али Каяев.
7 У меня имеется ее копия тоже. - Примеч. Али Каяева.
юридической школе (мазхабу), основанной на рубеже УШ-1Х вв. имамом Мухаммадом аш-Шафи'и и широко «обосновавшейся» в Дагестане. И наконец, нисба ал-Йамани подсказывает место происхождения автора - Йемен - страну древней и богатой цивилизации [1, с. 82].
Об Ахмаде ал-Йамани писал и Т.М. Айтберов: «Этот родовитый человек, который был потомком не «имама» ал-Хусайна, как думал Л.И. Лавров, а отпрыском его родного брата «имама» ал-Хасана ибн Али [3, с. 155].
В журнале «Исламская цивилизация» Ильяс Каяев также разъясняет: «Ахмед б. Ибрахим б. Мухаммад ал-Йамани ал-Гумуки (умер в 1450 г.) йеменец по происхождению. Как свидетельствует Али Каяев, он по происхождению принадлежал к роду Ха-сана, сына четвертого халифа Али» [6, с. 77].
В рукописи самого Ахмада ал-Йамани «Вафк ал-мурад фи ма йахтадж илайхи аль-ибад»1, а эта рукопись, как написал Шихсаидов А.Р., - этико-догматический трактат дагестанского ученого Ахмада ал-Йамани (ум. в 1450 г.) - также говорится, что он потомок ал-Хасана. Рукопись XVIII в. - третий по счету список ценного памятника культуры средневекового Дагестана, известный исследователям [11, с. 13].
Из собрания рукописного фонда ДНЦ РАН (№ 2395), автор в начале работы записал свое имя и указал, что является потомком ал-Хасана (внука пророка Мухаммада). Это указано и в начале первой страницы рукописи Ахмада ал-Йамани из собрания Института рукописей г. Баку республики Азербайджан (№ В3174).
Известно, что Ахмад ал-Йамани жил и похоронен вместе с семьей в Кумухе. На надгробном камне, который в настоящее время является местом зиярата, на арабском языке написано2: «В конце благословенного месяца рамадана 854 года (1451 г.) умер от чумы саййид, знатный родовитый, метеор общины, истины, мира и веры, автор книги «Вафк ал-мурад» по [мусульманскому] праву и другим [дисциплинам]. Выдающийся ученый, саййид Ахмад ал-Йаманй ал-Хусайнй б. саййид Ибрахим б. саййид Мухам-мад б. саййид Сулайман, родословная которого доходит до Абдаллаха б. ал-Хасана б. ал-Хусайна б. Али Талиба, да пожалует Аллах его лицо и да будет Всевышний Аллах доволен им и ими и всеми нами!» [1, с. 88-89]. Одним из достоверных источников информации о происхождении Ахмада ал-Йамани является книга «Умдат ат-талиб фи ан-саб ал-Аби Талиб»3. В ней указано, что шейх происходит из рода ал-Хасана сына Али б. Абу Талиба. Итак, надпись на надгробной плите указывает на то, что род Ахмада ал-Йамани восходит к Сулайману. Об этом пишет и Али Каяев в «Биографии дагестанских ученых». Чтобы проверить данные сведения, мы подробно изучили факты о представителях более поздних поколений рода ал-Хасана, сына Али ибн Абу Талиба. В упомянутой выше книге «Умдат ат-талиб...» указано: «Ал-Хасан ал-Мусанна сын ал-Хасана б. Али б. Абу Талиба, известный как Абу Мухаммад (отец Мухаммада), оставил после себя пятерых детей: Абдаллаха ал-Махда, Ибрахима ал-Гумара, ал-Хасана ал-Мусаллата, Давуда и Джафара» [12, с. 79].
Род Ахмада ал-Йамани, согласно надгробному камню, восходит к Абдаллаху ибн ал-Хасану, известному как Абдуллах ал-Махд (чистокровный Абдуллах). Отец его - ал-Хасан б. ал-Хасан, а мать - Фатима бинт аль-Хусейн. Абдуллах оставил после себя шестерых детей: Мухаммада зи ан-нафси аз-закия (обладателя чистой души), Ибрахи-ма, Мусу ал-Джавна, Йахью, Сулаймана и Идриса [12, с. 82-84].
1 Соответствие предмету желаний.
2
Превод с араб. М.С. Саидова.
3 «Опора ищущего».
Приведем сведения о потомках Сулаймана и Мусы ал-Джавна. Ранее мы указывали, что Ахмад ал-Йамани восходит к Сулайману, сыну Абдуллаха, потомка ал-Хасана, сына ал-Хусейна б. Али б. Абу Талиба. Однако среди детей ал-Хусейна не было того, кого звали ал-Хасан, а одного из сыновей ал-Хасана, называли ал-Хасан ал-Мусанна (букв. дважды ал-Хасан), учитывая повторение имени ал-Хасан. Что касается детей другого потомка по имени Сулайман, который был сыном Абдуллаха ал-Махда, сына ал-Хасана ибн ал-Хасана (дважды ал-Хасан), сына Али б. Абу Талиба, то у него был сын Мухаммад. Его сыновья - Абдуллах, Ахмад, Идрис, Иса, Ибрахим, ал-Хасан, ал-Хусайн, Хамза и Али [12, с. 128]. Это одна из предполагаемых ветвей предков в родословной Ахмада ал-Йамани.
У Мусы ал-Джавна было двое сыновей: Абдуллах и Ибрахим. У Абдуллаха было пятеро сыновей: Муса ас-Сани (второй), Сулайман, Ахмад, Йахья и Салих [12, с. 91, 94].
Что касается Сулаймана сына Абдуллаха, к которому, вероятно, восходит родословная Ахмада ал-Йамани, то в книге «Умдат ат-талиб...» указано: «Сулайман ибн Абдуллах ибн Муса ал-Джавн оставил после себя одного сына Давуда, а Давуд ибн Сулайман оставил пятерых детей: Абу ал-Фатик Абдуллаха, ал-Хусайн аш-Шаира, ал-Хусайн ал-Мухтарика, Али и Мухаммада [12, с. 99].
Один из этих пятерых сыновей Абдуллах Абу ал-Фатик б. Давуд б. Сулайман жил 125 лет и оставил после себя восьмерых сыновей: Исхака, Мухаммада, Ахмада, Салиха, Джафара, ал-Касима, Дауда, Абдуррахмана. Они так же, как и их потомки, жили в Михлафе1 в Йемене» [12, с. 100].
Из вышесказанного следует, что род Ахмада ал-Йамани восходит либо к Сулай-ману б. Абдуллах аль-Махд б. ал-Хасан б. ал-Хасан б. Али б. Абу Талиб, либо к Абдул-лаху б. Давуд б. Сулайман б. Абдуллах б. Муса ал-Джавн б. Абдуллах ал-Махд б. ал-Хасан б. ал-Хасан б. Али ибн Абу Талиб.
Первое предположение более верно: род Ахмада Ибрахима ал-Йамани прямо восходит к Сулайману, сыну Абдаллаха б. ал-Хасан б. ал-Хасан б. Али б. Абу Талиб.
Согласно второму предположению, известный правовед, ученый Ахмад Ибрахим ал-Йамани связан с Йеменом, что ясно видно из его насаба (имени). К сожалению, дополнительными данными пока не располагаем.
Возможно, богатое, но не изученное рукописное наследие Дагестана предоставит дополнительные данные, которые позволят пролить свет и на другие важные страницы в биографиях известного ученого и его современников.
Ясно, что учёные играли большую роль в культуре Дагестана. Это было в начале распространения ислама, как указано у Ханмагомедова Я.М., в наибольшей своей части сочинения, написанные между второй половиной VII и концом IX в., отражают социальные отношения и исторические сдвиги в странах Халифата и складывавшиеся в тот период правовые воззрения. Итак, хадисы имеют значение источника для истории общественного и государственного развития стран Халифата периода раннего ислама" [13, с. 232].
Мирзамагомедов Г.М. и Стоянова Н.И., разбирая особенности оформления арабского письма, писали, что: «Документы эпистолярного жанра составляют всего лишь один, но на сегодняшний день самый большой раздел всего комплекса исторических материалов на арабском языке, и только по ним нельзя судить обо всех арабоязычных исторических источниках, . краткое изложение особенностей оформления делового и частного письма поможет правильному пониманию основного смысла письменного документа» [14, с. 133].
1 Историческая область в Йемене.
Сеидова Г.Н. пишет "Арабский язык и графика, памятники письменной культуры, колонизация и отношение к местным языкам, культурные контакты с народами Ближнего Востока и Средней Азии - вот далеко не полный перечень вопросов, свидетельствующих о влиянии процесса возникновения и утверждения ислама, распространения арабо-мусульманской культуры. В итоге территория Дагестана оказалась в границах исламской цивилизации и в орбите мусульманской культуры. Основу целостности культуры средневекового общества региона выстроила идеология ислама" [15, с. 258].
Литература
1. Шихсаидов А.Р. «Ахмад ал-Йамани» // Дагестан и мусульманский Восток. Сборник статей / сост. и отв. ред. А.К. Аликберов, В.О. Бобровников. - М.: Изд. дом. «Марджани», 2010. - 432 с.
2. Шихсаидов А.Р., Тагирова Н.А., Гаджиева Д.Х. Арабская рукописная книга в Дагестане. - Махачкала, 2001. - 256 с.
3. Айтберов Т.М. Мусульманская элита кумухского корня. - Махачкала, 2008. -
192 с.
4. Сулаев И.Х. Государственная политика в Дагестане в области мусульманского образования (первая треть XX в.). Историко-правовой аспект // Исламоведение. - 2013. -№ 2 .
5. Абдуллаева З.Р. Роль исламского фактора в обогащении языков народов Дагестана // Исламоведение. - 2015. - № 1.
6. Каяев И. О состоянии и особенностях развития арабоязычной мысли в средневековом Дагестане // Исламская цивилизация. - 2005. - № 2.
7. Мутей Фатима Фадель Авад, Гаджиева Д.Х. Образовательная политика государства Расулидов в Йемене // Хабаршы вестник. Серия: востоковедение. - Алматы: Казах универсиеть - 2013. - № 5 (66). - 295 с.
8. Абдулваххаб ибн Абдуррахман ал-Барихи ас-Саксики ал-Йамани «Табакат Сулаха ал-Йемен», тахкик: Абдаллах Мухаммад ал-Хабаши. - Бейрут: Дару-ль-адаб, 1983. - 381 с.
9. Йусуф б. Тегри берди ал-Атаки, Джамалуддин Абу ал-Махасин, «аль-манхал ас-сафи ва-ль-муставфи бада ал-вафи», тахкик: Мухаммад Мухаммад Амин, такдим: Саид Абду-ль-фаттах Ашур. - Египет: аль-Хикат ал-Мисриййати - ль-аммати ли-ль-китаб, 1984. - Т. 2. - 693 с.
10. Каяев А. «Биографии дагестанских ученых, из личной коллекций И. Каяева». Рукопись на арабском языке.
11. Шихсаидов А.Р. Востоковедение в Дагестане // Исламоведение. - 2012. - № 1.
12. Ас-Саид Ахмад б. Али ал-Хасани: Умдат ат-талиб фи ансаб Али аби талиб. -Бейрут: Дар мактабат Ал-Хаяат [без даты]. - 302 с.
13. Ханмагомедов Я.М. Сунна - один из важнейших источников мусульманского права // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2011. - Вып. 5.
14. Мирзамагомедов Г.М., Стоянова Н.И. Особенности оформления арабоязыч-ных памятников эпистолярного жанра (на примере местного документального материала) // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2013. - Вып. № 4.
15. Сеидова Г.Н. Арабо-мусульманское влияние в сфере духовной культуры Дагестана // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2012. - Вып. № 5.
Поступила в редакцию 10 декабря 2014 г.
UDC 94(470.67):28-76 (=411.21)
The ancestry Sheikh Ahmad al-Yamani and the formation of his scientific interests
Fatima Muati
Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43 a; fati-ma_3999@yahoo. com
Various factors are known to have played an important role in the spread of Islam in Dagestan, including the missionary activities of Muslims, the inhabitants of Arab countries. One of such missionaries became known as religious leader Ahmad Al-Jemani, who arrived in Kumukh, from Egypt according to some sources, or from Central Asia according to others. This article contains material that relates to the issues of formation of the personality of the scientist and his research interests, as well as sources of shedding light on the genealogy of this religious figure in medieval Dagestan.
The article is based on the author's analysis of Ahmad al-Yamani that shed light on the places of the scientist's accommodation and work on the proliferation and the strengthening of Islam on the territory of the Republic. Besides, the arthor based her research on the literature, which describes the life of Ahmad al-Yamani, such as operation Shihsaidova A.R. "About Ahmad Al-Jemani", T.M. Ayt-berov "Muslim elite of Kumuh origin", which describe the activities of this religious figure in Dagestan. We also refer to Arab sources, the most valuable being I. Kayayev's article about "Islamic civilization".
Keywords: medieval scientists of Islam, medieval history of Yemen, medieval history of Dagestan, manuscripts.
Received 10 December, 2014