Научная статья на тему 'К вопросу о родословии митрополита Владимира (Богоявленского) и архиепископа Василия (Богоявленского)'

К вопросу о родословии митрополита Владимира (Богоявленского) и архиепископа Василия (Богоявленского) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
653
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК МИТРОПОЛИТ ВЛАДИМИР (БОГОЯВЛЕНСКИЙ) / СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АРХИЕПИСКОП ВАСИЛИЙ (БОГОЯВЛЕНСКИЙ) / НОВОМУЧЕНИКИ РОССИЙСКИЕ / РОССИЙСКАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ / РОДОСЛОВИЕ ДУХОВЕНСТВА ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ / ТАМБОВСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ / ИСТОРИЯ РОССИИ / HIEROMARTYR METROPOLITAN OF KIEV AND GALICH VLADIMIR (BOGOIAVLENSKII) / HIEROMARTYR ARCHBISHOP OF CHERNIGOV AND NEZHIN VASILY (BOGOIAVLENSKII) / NEW HOLY MARTYRS OF RUSSIA / RUSSIAN GENEALOGY / GENEALOGY OF TAMBOV PRIESTS / TAMBOV DIOCESE OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / RUSSIAN HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лютова Светлана Николаевна, Серженко Ива Ильинична

В настоящей статье представлены результаты работы по составлению родословной двух российских священномучеников: Владимира, митрополита Киевского и Галицкого (в миру Василия Никифоровича Богоявленского) (1848-1918), и Василия, архиепископа Черниговского и Нежинского (в миру Василия Дмитриевича Богоявленского) (1867-1918). Особое внимание в статье уделено вопросу о наличии родства между ними и опровержению предъявленных в 1917 г. Богоявленским их гонителями ложных обвинений в семейственности. Проанализированы документы Государственного архива Тамбовской области, впервые вводимые в научный оборот, а также опубликованные архивные материалы. Кроме того, как родственницы архиепископа Василия авторы статьи используют информацию, сохраненную в устной семейной традиции, и домашний архив. В результате проделанной работы удалось впервые ретроспективно проследить родословную архиепископа Василия до конца XVIII в., опровергнуть версию о том, что Богоявленские были дядей и племянником или двоюродными братьями. В ходе исследования сделано предположение, что священномученики Владимир и Василий все же приходились друг другу дальними родственниками (четвероюродными братьями), и их общим предком мог стать некий Тимофей, живший в конце XVIII в. в Моршанской округе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лютова Светлана Николаевна, Серженко Ива Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Genealogy of Metropolitan Vladimir (Bogoiavlenskii) and Archbishop Vasilii (Bogoiavlenskii)

The paper presents results of research into the genealogy of the two Russian hieromartyrs: Metropolitan of Kiev and Galich Vladimir (his secular name was Vasilii Nikiforovich Bogoiavlenskii, 1848-1918) and Archbishop of Chernigov and Nezhin Vasilii (Vasilii Dmitriievich Bogoiavlenskii, 1867-1918). Special attention is paid to the problem of their kinship and to the refutation of the false accusation of nepotism made by their persecutors in 1917. The paper also introduces previously unpublished documents from Tambov State Archive. Being relatives of Archbishop Vasilii, the authors have used the oral information preserved in their family as well as their home archive. As a result, Archbishop Vasilii’s genealogy has been traced down to the end of the 18th century. The paper also refutes the version that Vasilii Nikiforovich Bogoiavlenskii and Vasilii Dmitriievich Bogoiavlenskii were cousins or uncle and nephew. Nevertheless, Metropolitan Vladimir and Archbishop Vasily might have been distant relatives, namely third cousins. Their progenitor might have been a certain Timofei, who lived in Morshansk district at the end of the 18th century.

Текст научной работы на тему «К вопросу о родословии митрополита Владимира (Богоявленского) и архиепископа Василия (Богоявленского)»

Лютова Светлана Николаевна канд. филол. наук, доцент кафедры философии Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России.

119454, Россия, г. Москва, просп. Вернадского, 16.

samorodinka@yandex.ru

Серженко Ива Ильинична науч. сотр. исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. 119991, Россия, г. Москва, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 21, корп. 4 ivailis@yandex.ru

К ВОПРОСУ О РОДОСЛОВИИ

митрополита Владимира (Богоявленского)

И АРХИЕПИСКОПА ВАСИЛИЯ (БОГОЯВЛЕНСКОГО)

С. Н. Лютова, И. И. Серженко

В настоящей статье представлены результаты работы по составлению родословной двух российских священномучеников: Владимира, митрополита Киевского и Галицкого (в миру Василия Никифоровича Богоявленского) (1848—1918), и Василия, архиепископа Черниговского и Нежинского (в миру Василия Дмитриевича Богоявленского) (1867—1918). Особое внимание в статье уделено вопросу о наличии родства между ними и опровержению предъявленных в 1917 г. Богоявленским их гонителями ложных обвинений в семейственности. Проанализированы документы Государственного архива Тамбовской области, впервые вводимые в научный оборот, а также опубликованные архивные материалы. Кроме того, как родственницы архиепископа Василия авторы статьи используют информацию, сохраненную в устной семейной традиции, и домашний архив. В результате проделанной работы удалось впервые ретроспективно проследить родословную архиепископа Василия до конца XVIII в., опровергнуть версию о том, что Богоявленские были дядей и племянником или двоюродными братьями. В ходе исследования сделано предположение, что священномученики Владимир и Василий все же приходились друг другу дальними родственниками (четвероюродными братьями), и их общим предком мог стать некий Тимофей, живший в конце XVIII в. в Моршанской округе.

Митрополит Киевский и Галицкий Владимир в 1918 г. стал первым в череде архиереев — новомучеников российских. В том же году за ним последовал архиепископ Черниговский и Нежинский Василий. Эти видные деятели Русской Православной Церкви в миру носили одно и то же имя — Василий Богоявленский, оба происходили из семей сельских священников Тамбовской губернии, оба приняли постриг, рано овдовев, оба после этого направили все силы на укрепление православной веры, оба были убиты в 1918 г. Были ли они родственниками?

Этот вопрос, уже поставленный в историографии, до сих пор остается открытым. Дело в том, что до своей мученической кончины каждый из этих святых прошел свой крестный путь, был оклеветан1. Одно из обвинений, предъявленных архиепископу Василию весной 1917 г., состояло в том, что он является близким родственником Киевского митрополита и его ставленником2.

Это обвинение не было ни подтверждено, ни опровергнуто Святейшим Синодом3 и до сих пор бросает тень на память обоих священномучеников: быстрое выдвижение младшего из них в церковной иерархии и его, с точки зрения доносчиков, волюнтаризм они объясняли покровительством митрополита Владимира. Причем одни просто называли Богоявленских родственниками, другие были уверены, что архиепископ — племянник митрополита4.

Научных работ биографического характера по священномученикам Владимиру и Василию (Богоявленским) немного5. На ложность обвинений в использовании родственных связей впервые обращает внимание во вступительной статье к своей книге Е. А. Логунова, украинский биограф В. Д. Богоявленского и публикатор материалов проведенной весной 1917 г. синодальной ревизии Черниговской епархии.

Ведущий архивист Государственного архива Тамбовской области (ГАТО) Н. Б. Рубан и заведующий историко-архивным отделением Тамбовской епархии

1 Документы Святейшего Синода по этому делу см. в кн.: Священномученик Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский и Нежинский: Материалы к жизнеописанию / Сост. и авт. вступ. ст. Е. А. Логунова, А. Ф. Тарасенко. М., 2014.

2 См.: Прошение заштатного протоиерея Г. Томашевского и объяснение смотрителя Черниговского духовного училища М. А. Доброгаева на имя обер-прокурора Св. Синода, письмо протоиерея А. Крыловского к члену IV Государственной думы И. В. Годневу, а также вырезки из газетных статей о В. Д. Богоявленском в конверте, адресованном ревизору Св. Синода С. Г. Рункевичу. Во всех этих жалобах «произвол» архиепископа Василия объясняется его родством с митрополитом Владимиром (РГИА. Ф. 796. Оп. 204. Д. 177. Л. 53-58, 78-85, 157-157 об., 220-225).

3 См.: Священномученик Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский и Нежинский. С. 38-40, 421.

4 См.: Там же. С. 38-40, 179, 228-229, 278, 316.

5 О священномученике Василии (Богоявленском) подробнее см.: Дамаскин (Орловский), игум., Калганов К. Василий (Богоявленский Василий Дмитриевич) // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. Т. VII. С. 37-38; Логунова Е. Священномученик Василий (Богоявленский): восхождение на Голгофу: Биографический очерк // Священномученик Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский и Нежинский: Материалы к жизнеописанию. С. 6-60; Она же. Некоторые версии обстоятельств убийства сщмч. Василия (Богоявленского), архиепископа Черниговского. URL:http:// chdu.cerkov.ru/2015/02/06/ko-dnyu-pamyati-novomuchenikov-i-ispovednikov/ (дата обращения: 24.01.2016).

О священномученике Владимире (Богоявленском) подробнее см.: Галкин А., Дамаскин (Орловский), игум. Владимир (Богоявленский Василий Никифорович) // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. Т. VIII. С. 629634; Лёвин О. Тамбовский период в жизни сщмч. Владимира Богоявленского. URL: http:// www.proza.ru/2013/06/08/714 (дата обращения: 24.01.2016); Митрополит Владимир (Богоявленский) // История Тамбовской митрополии: Документы, исследования, лица: Собор тамбовских святых. URL: http://www.tambovdoc.ru/litsa/sobor-tambovskih-svyatyih/mitropolit-vladimir-bogoyavlenskiy.php (дата обращения: 24.01.2016).

О. Ю. Лёвин, историки, независимо друг от друга исследующие тамбовский период жизни митрополита Владимира, в ходе наших личных бесед с первой и переписки со вторым не смогли прояснить степень его родства с архиепископом.

В вопросе о родстве священномучеников Богоявленских нельзя в полной мере рассчитывать и на свидетельства потомков. В семье Марковых6 тема родства Богоявленских не поднималась (известно было лишь то, что их предки «родом из одних мест»). У Василия Никифоровича (митрополита Владимира) прямых потомков не осталось, А. Е. Черменский же, его правнучатый племянник, родство подтверждает, но степень родства уточнить затрудняется7. Единственная внучка Василия Дмитриевича (архиепископа Василия) Тамара Дмитриевна Богоявленская, 1928 г. р., также подтверждая родство деда с митрополитом8, уверяла, ссылаясь на слова своего отца, что оба Богоявленских приходились друг другу двоюродными братьями (последнее утверждение, как мы покажем ниже, противоречит архивным документам).

Для изучения данной проблематики мы обратились в ряду источников, ранее не использовавшихся исследователями. Прежде всего это архивные материалы из фондов государственного архива Тамбовской области (ГАТО). В качестве источников использовались метрические книги, клировые ведомости храмов Тамбовской епархии и документы Тамбовской духовной семинарии. Также была изучена епархиальная периодика XIX в., проведена работа с семейным архивом Марковых. Кроме того, нами были взяты интервью у ныне живущих потомков и родственников Богоявленских. Особое значение для работы имело сопоставление вновь полученных архивных сведений с материалами устной семейной исторической традиции, которыми исследователи располагают как члены семьи Марковых9.

Священномученики Богоявленские были не только представителями разных поколений, но и людьми, заметно отличающимися друг от друга по своим установкам и психологическим характеристикам, что явствует из их поступков и опубликованных сочинений. Трудно было бы на этом основании предположить дружбу между ними. Только служение Церкви и мученическая кончина объединили их:

Митрополит Владимир 25 января 1918 г. был выведен из своей монастырской кельи неизвестными, изранен разрывными пулями и добит холодным оружием (на теле 70-летнего старца насчитали множество колотых и огнестрельных ран, большинство из которых были смертельными). Так и не ясно, по приказу ли большевиков или сторонниками украинской автокефалии (против этого раскола владыка выступал со всей твердостью) он был умерщвлен. Другой священ-номученик, архиепископ Василий, после Февральской революции подвергся гонениям, аресту и был отправлен «на покой» настоятелем московского Заиконо-

6 Марковы — потомки двоюродной сестры архиепископа Василия Елизаветы Ивановны Марковой и ее супруга надворного советника Петра Ильича Маркова, ровесника и одноклассника митрополита Владимира по Тамбовскому духовному училищу.

7 Личное свидетельство Е. А. Логуновой (Архив С. Н. Лютовой).

8 Устное свидетельство (2015).

9 Авторы статьи — потомки упомянутых П. И. и Е. И. Марковых в 4-м и 5-м коленах.

спасского монастыря (с августа 1917 г.). Через год Патриарх Тихон призвал его на заведомый подвиг: возглавить соборную комиссию по расследованию убийства в красной Перми архиепископа Андроника (Никольского). 27 августа 1918 г. все члены комиссии на обратном пути в Москву были высажены из поезда, расстреляны или заколоты штыками, тела их сожжены.

Обратимся к вопросу о происхождении Богоявленских. Из опубликованных биографий явствует следующее: 1) митрополит Киевский и Галицкий Владимир родился в 1848 г. четвертым из семи детей священника в селе Малая Моршевка (Моршка) Моршанской округи, что на севере Тамбовской губернии; 2) архиепископ Черниговский и Нежинский Василий родился в 1867 г. третьим из десяти детей священника в селе Старое Сеславино Козловского уезда, что на западе Тамбовской губернии.

Семьи жили далеко друг от друга, и нет свидетельств, что они поддерживали какие-либо отношения. Первым предпринятым нами шагом для составления родословия Богоявленских стало исследование записей о рождении и крещении обоих Василиев в метрических книгах. Согласно метрической книге Николаевской церкви села Малая Моршевка за 1848 г., будущий митрополит Владимир родился 2 января 1848 г. и уже 4 января был крещен. Родители младенца Василия — Николаевской церкви священник Никифор Сергеев Богоявленский и законная жена его Ирина Антонова. Восприемниками будущего святителя стали той же церкви священник Петр Федоров Никольский и вдовая дьячиха Ирина Карпова10.

О рождении будущего священномученика Василия можно узнать из метрической книги Архангельской церкви села Старого Сеславина за 1867 г. Василий родился 1 февраля 1867 г., 6 февраля был крещен. Его родители — села Старого Сеславина священник Дмитрий Богоявленский и законная жена его Елизавета Александрова. Восприемниками младенца стали священник села Лаврово Иоанн Ефремов Дубровский и села Троицкого священничья жена Людмила Ари-стархова Сеславинская11.

Из этих записей очевидно, что дедов Василия Никифоровича Богоявленского звали Сергей (дедушка по отцу) и Антон (по матери), а также то, что дедушку по матери Василия Дмитриевича Богоявленского звали Александром. Однако отчество Дмитрия Богоявленского не было указано в метрической записи, поэтому имя второго деда Василия Дмитриевича на основании этого источника не известно.

По сведениям старших представителей семьи Марковых, Дмитрий Богоявленский был родным младшим братом их прямого предка священника Ивана Ивановича Сеславинского (получившего эту новую фамилию в семинарии по названию родного села), а значит тоже Ивановичем. Подтвердить это докумен-

10 ГАТО (Государственный архив Тамбовской обл.). Ф. 1049. Оп. 4. Д. 464. Л. 1 об.

11 Там же. Оп. 3. Д. 5182. Л. 32 об. Л. А. Сеславинская (1838 г.р., из рода священников Су-хиных), жена иерея Иоанна Сеславинского, сноха о. Иоанна Богоявленского, стала крестной матерью не только будущего архиепископа Василия, но и всех детей своего деверя Д. И. Богоявленского, рожденных между 1863 и 1871 гг. включительно (в последней метрике она записана уже вдовой священника).

тально поможет семейная традиция: оба брата дружили и не раз подкрепляли родство кровное родством крестным.

Так, 17 июля 1862 г. Дмитрий Иванович Богоявленский стал восприемником своей племянницы Елисаветы Иоанновны Сеславинской12. Запись о ее крещении (в метрической книге Троицкой церкви села Троицко-Ивановского Козловского уезда за 1862 г.) содержит исчерпывающие сведения о крёстном новорожденной: «Козловского уезда села Старого Сеславина священника Иоанна Богоявленского сын, кончивший курс Тамбовской семинарии студент Дмитрий Иоаннов Богоявленский»13. И действительно, среди выпускников Тамбовской духовной семинарии 1862 г., тринадцатым в списке I разряда значится сын священника с. Старого Сеславина Дмитрий Иванович Богоявленский14.

Через год, 20 августа 1863 г., Людмила Аристарховна Сеславинская записана крёстной новорожденной девочки Александры — первенца своего деверя Дмитрия Богоявленского, который в этой записи уже назван «священником Архангельской церкви Старого Сеславина»15. 21 ноября 1864 г. «села Старого Сеславина священник Дмитрий Иванов Богоявленский»16 записан восприемником Владимира, сына Ивана Ивановича и Людмилы Аристарховны Сеславинских.

При сопоставлении этих трех метрических записей становится ясно, что студент Дмитрий Иванович Богоявленский, выпускник Тамбовской духовной семинарии 1862 г., между июлем 1862 и августом 1863 г. был рукоположен во иерея и занял место своего отца Ивана Богоявленского в церкви села Старое Сес-лавино.

Таким образом, можно документально подтвердить имя деда по отцу Василия Дмитриевича Богоявленского — Иван. И ни в одном случае имена дедов свя-щенномучеников Владимира и Василия (Богоявленских) (Сергей и Антон, Иван и Александр) не совпадают друг с другом. Получается, что герои настоящего исследования никак не могли быть двоюродными братьями.

Но вернемся к родословной линии архиепископа Черниговского и Нежинского Василия: как выяснилось, именно она способна направить архивный поиск к предкам митрополита Киевского Владимира. В той же Архангельской церкви Старого Сеславина, где крестили будущего архиепископа и всех остальных детей о. Димитрия, была сделана метрическая запись о рождении и креще-

12 Е. И. Маркова, урожд. Сеславинская (1862 г. р., из рода священников Богоявленских/ Сеславинских), — дочь И. И. и Л. А. Сеславинских, двоюродная и крёстная сестра архиепископа Василия, в дальнейшем супруга вышеупомянутого П. И. Маркова, мать шестерых детей, в их числе Бориса Петровича Маркова (1888—1945), прямого предка авторов.

13 ГАТО. Ф. 1049. Оп. 3. Д. 4842 (Метрическая книга Троицкой церкви села Троицко-Ивановского за 1862 год). Л. 11 об.

14 См.: Тамбовские епархиальные ведомости. 1879. № 18. С. 140. Выпускники по I разряду имели право сдать дополнительный экзамен на начальную ученую степень — студента. Дмитрий Иванович так и поступил, поддержав традицию, начатую его отцом и Иваном Сеславинским, старшим из братьев. Всем им открыт был путь в Духовные академии или в университеты, однако члены этой семьи жертвовали своими способностями к наукам ради поприща приходских священников. Архиепископу Василию, изначально выбравшему ту же стезю, одному суждено было полностью реализовать таланты.

15 ГАТО. Ф. 1049. Оп. 3. Д. 4887. Л. 196 об.

16 Там же. Д. 4999. Л. 10 об.

нии самого Дмитрия Ивановича Богоявленского (только тогда село называлось просто Сеславиным: Нового Сеславина еще не построили). Согласно этой записи, Димитрий родился 24 октября 1840 г., был крещен 31 октября. Его родители — села Сеславина священник Иоанн Стефанов и законная жена его Евдокия Никифорова, восприемники — села Сеславина Архангельской церкви дьячок Иван Никифоров и «города Козлова Стрелецкой слободы солдатская жёнка Александра Никифорова»17.

Значит, не только отец, но и дед владыки Василия, Иван Стефанович Богоявленский (как минимум между 1840 и 1862 гг.), были священниками Архангельского храма в селе (Старом) Сеславине. Возможно ли, что Иван Стефанович служил там и раньше? Для приблизительной датировки начала его службы в храме обратимся к метрической записи о рождении и крещении самого старшего из его детей — Ивана Ивановича Сеславинского.

В фонде Тамбовской духовной семинарии ГАТО хранится аттестат об окончании И. И. Сеславинским этого учебного заведения в 1850 г. (по первому разряду, с возведением «на степень студента»), в котором указано, что данный выпускник, сын священника с. Старого Сеславина Иоанна Богоявленского, 21 года от роду18, то есть приблизительно 1829 г. р. Действительно, запись о его рождении и крещении обнаруживается в метрической книге Архангельской церкви на 1829 г., она сделана 7 сентября. Отец младенца Иоанна назван просто Иоанном Стефановым, священником той же церкви, без указания фамилии, мать новорожденного не указана19.

Из анализа предыдущих записей той же метрической книги с. Сеславина на 1829 г. следует, что дедушка архиепископа Василия Иоанн Стефанович Богоявленский приступает к своим священническим обязанностям в Сеславине с марта 1829 г. Он был выпускником Тамбовской духовной семинарии 1828 г. и 12-м в списке учеников I разряда20.

Кто был на этой должности до иерея Иоанна Богоявленского? Ответ на этот вопрос дает возможность выдвинуть достоверную гипотезу происхождения Василия Дмитриевича Богоявленского по линии его бабушки, супруги Иоанна Стефановича. Из метрики Дмитрия Ивановича Богоявленского уже известно, что звали ее Евдокия Никифоровна.

В метрических книгах Архангельской церкви Старого Сеславина между 1829 и 1840 гг. (между рождением первенца супругов Богоявленских Ивана и рождением их сына Дмитрия) имеются записи о рождении еще четырех детей. Любопытно сопоставить сведения о восприемниках этих девочек и мальчиков в свете того, что семейная традиция Богоявленских/Сеславинских/Марковых требовала отдавать предпочтение дядьям и тетушкам младенцев при выборе крестных.

Крестной матерью старшего из детей супругов И. С. и Е. Н. Богоявленских Ивана (в будущем Сеславинского) в 1829 г. стала «девица Александра, дочь вдо-

17 ГАТО. Ф. 1049. Оп. 3. Д. 2533. Л. 34 об.

18 Там же. Ф. 186. Оп. 126. Д. 18. Л. 43.

19 Там же. Ф. 1049. Оп. 3. Д. 1583. Л. 7.

20 Тамбовские епархиальные ведомости. 1879. № 16. С. 42.

вы попадьи Ирины Лукиановой»21. В 1831 г. она же записана крёстной его сестры Параскевы, но обозначена тут как «умершего священника Никифора Иванова дочь Александра Никифорова»22. Крестным отцом сестры Ивана и Параскевы Анны (в 1835 г.), а также братьев их Михаила (в 1836 г.) и Александра (в 1838 г.) записан «села Сеславина Архангельской церкви дьячок Иван Никифоров»23. Он, как выше упоминалось, стал восприемником и Дмитрия Богоявленского в 1840 г. и еще долго потом, судя по метрическим записям (иногда там упоминается и фамилия дьячка Ивана Никифорова — Сеславинский), состоял при Архангельской церкви, помогая в 1860-х уже годах служить там своему крестнику и племяннику о. Димитрию.

Можно предположить (поскольку прямых доказательств тому нет), что и дьячок Иван Никифорович Сеславинский, и супруга о. Иоанна Стефановича Богоявленского Евдокия Никифоровна, и Михаил Сеславенский (именно в таком написании он, «Козловской округи села Сеславина умершего священника Никифора Иванова сын»24, 12-ти лет от роду, упомянут в 1828 г. среди учеников Тамбовского духовного училища) — все они, как и Александра Никифоров-на25, — дети бывшего священника села Сеславина Никифора Ивановича и его жены Ирины Лукиановны.

Если данная гипотеза верна, священниками в Старом Сеславине служили не только отец и дед архиепископа Василия, но и его прадед по бабушке Никифор Иванович (дети которого — самые ранние из упомянутых в документах Тамбовской епархии церковно- и священнослужителей Сеславинских26). Таким образом, с самого начала XIX в. (возможно, и ранее) предки архиепископа Черниговского и Нежинского священномученика Василия являлись сеславинскими пастырями.

А что же прадед архиепископа Василия по мужской линии Стефан? Кем был он? Откуда родом дедушка священномученика Иоанн Стефанович Богоявленский? Ранее упомянутый нами список выпускников и учеников 1828 г. Тамбовской духовной семинарии позволяет обнаружить самые истоки рода: Иоанн Стефанович Богоявленский, дед архиепископа, как и младшие родные братья первого (еще семинаристы в том году) Василий и Аким, — сыновья «Моршан-ской округи села Кобелька пономаря Стефана»27. Итак, родословная линия архиепископа Василия восходит к Стефану, пономарю Богоявленской церкви села Кобелька, в скором будущем названного по храму селом Богоявленским.

Обращает на себя внимание, что в списке учеников Тамбовской духовной семинарии 1828 г. значится еще один семинарист Богоявленский, однофамилец, ровесник (обоим по 22 года в 1828 г.) и земляк Ивана Стефановича. Он окончил

21 ГАТО. Ф. 1049. Оп. 3. Д. 1583. Л. 7.

22 Там же. Д. 1756. Л. 10.

23 Там же. Д. 2071. Л. 3 об.; Д. 2165. Л. 14; Д. 2329. Л. 16 об.

24 Там же. Ф. 186. Оп. 34. Д. 23. Л. 67.

25 Именно она в 1840 г. в качестве «солдатской жёнки» становится крестной Д. И. Богоявленского.

26 К концу XIX в. это был многочисленный и имеющий многие заслуги перед епархией род тамбовского духовенства. Несколько представителей рода Сеславинских были репрессированы в 1920-30-е гг.

27 ГАТО. Ф. 186. Оп. 34. Д. 23. Л. 1 об.

семинарию (по II разряду, как указывает список выпускников 1832 г.) только через четыре года после Ивана28. Его имя Никифор, он сын «Моршанской округи села Кобелька дьячка Сергея»29.

И это единственный Никифор Сергеевич Богоявленский, имеющий к тому же законченное семинарское образование, упоминание о котором можно найти в ГАТО, кроме Никифора Сергеевича Богоявленского, отца будущего митрополита Владимира. На основании этого, хотя снова нет прямых доказательств, представляется достоверным предположение тождества этих двух Никифоров (и возраст приблизительно совпадает).

Если бы документально подтвердилась эта гипотеза, заявленная в данной статье проблема наличия и степени родства между двумя Василиями Богоявленскими могла бы быть разрешена на пути установления родства между пономарем Стефаном (прадедом архиепископа) и дьячком Сергеем (вероятным дедом митрополита), церковнослужителями Богоявленской церкви села Кобелька (Богоявленского) Моршанской округи Тамбовской губернии. В надежде на то, что тождество однажды все-таки будет доказано, мы проследили возможность родственных связей между названными Стефаном и Сергеем. Клировых ведомостей Богоявленской церкви рубежа XVIII и XIX вв. в ГАТО на хранение не поступало, однако метрические книги Богоявленской церкви с. Кобелёк с 1790-х гг. частично сохранились в архиве и предоставляют исследователям такую возможность.

Среди подписей клира в 1805 и 1806 гг. действительно видны автографы Сергея и Степана. Запись 1806 г. выглядит так: «Пономарь Степан Тимофеев за себя и дьячка Сергея Дмитриева за болезнию евой руку приложил»30. Таким образом, запись содержит информацию об отчествах как достоверного, так и вероятного прародителей двух линий Богоявленских. Отчества разные, значит, Степан с Сергеем не братья. Просто ли они односельчане и члены одного клира, чьи дети получат одинаковую фамилию от семинарских наставников, или все же родственники?

Самая ранняя метрическая книга из сохранившихся в архиве — за 1791 г.31 Среди подписей — автограф диакона Дмитрия Тимофеева, который в 1797 г. будет уже подписываться как «иерей Дмитрий Тимофеев»32. В том же 1797 г. рядом с подписью Дмитрия Тимофеева различима подпись пономаря Степана Тимофеева. Однако в 1803 г. подписи Дмитрия Тимофеева отсутствуют, а «за товарища своего священника Ефима Никитина» расписался диакон Дмитрий Антонов33, то есть некий новый, еще один Дмитрий в Богоявленском храме.

Возможно, дьячок Сергей Дмитриевич — племянник пономаря Степана Тимофеевича и сын Дмитрия Тимофеевича (иерея, прежде диакона), его брата. В этом случае митрополит Владимир приходился бы архиепископу Василию не родным дядей (как полагали некоторые современники, см. выше), а братом,

28 ГАТО. Ф. 186. Оп. 38. Д. 31. Л. 5.

29 Там же. Оп. 34. Д. 23. Л. 23.

30 Там же. Ф. 1049. Оп. 4. Д. 1170. Л. 4.

31 Там же. Д. 382. Л. 2 об.

32 Там же. Д. 591. Л. 4 об.

33 Там же. Д. 935. Л. 4.

несмотря на 19 лет разницы в возрасте, только не двоюродным (вопреки заверению Т. Д. Богоявленской), а четвероюродным: братья могли иметь общего прапрадеда — Тимофея, отца пономаря Степана и деда дьячка Сергея34.

Это самое близкое из возможных, но всё же не достоверно установленное родство: слишком зыбко предположение, основанное лишь на совпадении отчеств церковнослужителей, даже не имевших фамилий. Нельзя исключать того, что Сергей, вероятный дедушка митрополита, был сыном не диакона Дмитрия Тимофеевича, а диакона Дмитрия Антоновича, или вообще не был сыном ни одного из них, но какого-то третьего Дмитрия, или два разных Тимофея стали родоначальниками каждый своей линии просто однофамильцев Богоявленских.

Результаты настоящей работы позволили впервые установить, что не только отец, а два и даже, весьма вероятно, три поколения предков священномученика архиепископа Василия служили иереями в Архангельской церкви его родного села Сеславина, а также впервые определить малую родину его предков. Также впервые удалось документально опровергнуть обвинения в адрес митрополита Владимира в протекции своему родственнику архиепископу Василию по причине близкого родства. Если митрополит Киевский и Галицкий Владимир и архиепископ Черниговский и Нежинский Василий и были родственниками, то степень их родства была не ближе степени четвероюродных братьев.

Хотелось бы выразить надежду, что проведенные архивные изыскания будут полезны генеалогам и биографам священномучеников Владимира и Василия, так как позволили определить территориально-географические рамки для будущих исследований и сузить хронологические рамки.

Также остается надеяться, что настоящее исследование укрепит почитателей этих святых в уверенности, что оба иерарха были возведены в сан исключительно по заслугам своим перед Русской Православной Церковью.

Авторы признательны руководству и всем сотрудникам Государственного архива Тамбовской области (ТОГБУ «ГАСО») за помощь, оказанную в поисках материалов. Особенно хочется поблагодарить заведующую читальным залом, главного архивиста Елену Владимировну Замогильную и ведущего архивиста Наталью Борисовну Рубан за исключительно доброжелательное отношение к исследователям и высокий профессионализм!

Ключевые слова: священномученик митрополит Владимир (Богоявленский), свя-щенномученик архиепископ Василий (Богоявленский), Новомученики российские, российская генеалогия, родословие духовенства Тамбовской губернии, Тамбовская епархия РПЦ, история России.

34 В этом случае родословие их выглядело бы так: 1) Тимофей ^ пономарь Степан ^ о. Иоанн ^ о. Димитрий ^ священномученик Василий, архиепископ Черниговский; 2) тот же Тимофей ^ о. Дмитрий ^ дьячок Сергей ^ о. Никифор ^ священномученик Владимир, митрополит Киевский.

Список литературы

Галкин А., Дамаскин (Орловский), игум. Священномученик Владимир (Богоявленский) // Православная энциклопедия. 2004. T. VIII. С. 629—634.

Дамаскин (Орловский), игум., Калганов К. Священномученик Василий (Богоявленский) // Православная энциклопедия. 2004. T. VII. С. 37—38.

Логунова Е., Тарасенко А. Священномученик Василий (Богоявленский): восхождение на Голгофу: Биографический очерк // Священномученик Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский и Нежинский: Материалы к жизнеописанию / Сост. и авт. вступ. ст. Е. Логунова, А. Тарасенко. М., 2014. С. 6—60.

Логунова Е. Некоторые версии обстоятельств убийства сщмч. Василия (Богоявленского), архиепископа Черниговского. URL: http://chdu.cerkov.ru/2015/02/06/ko-dnyu-pamyati-novomuchenikov-i-ispovednikov/ (дата обращения: 24.01.2016).

Лёвин О. Тамбовский период в жизни сщмч. Владимира Богоявленского // История Тамбовской митрополии: Документы, исследования, лица: Собор тамбовских свя-тых.иЯк http://www.tambovdoc.ru/litsa/sobor-tambovskih-svyatyih/mitropolit-vladimir-bogoyavlenskiy.php (дата обращения: 24.01.2016).

Митрополит Владимир (Богоявленский) // История Тамбовской митрополии: Документы, исследования, лица: Собор тамбовских святых. URL: http://www.tambovdoc.ru/ litsa/sobor-tambovskih-svyatyih/mitropolit-vladimir-bogoyavlenskiy.php (дата обращения: 24.01.2016).

St. Tikhons University Review. Liutova Svetlana,

Series II: History. Russian Church History. PhD in Philology, Associate Professor,

2017. Vol. 15. P. 11—21 Moscow State Institute of International Relations

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Prospekt Vernadskogo, Moscow 119454, Russian Federation samorodinka@yandex.ru

Serzhenko Iva, Researcher, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University 21/4 Lomonosovskii prospekt, Moscow 119192, Russian Federation ivailis@yandex.ru

The Problem of Genealogy of Metropolitan Vladimir (Bogoiavlenskii) and Archbishop Vasilii (Bogoiavlenskii)

S. Liutova, I. Serzhenko

The paper presents results ofresearch into the genealogy ofthe two Russian hieromartyrs: Metropolitan of Kiev and Galich Vladimir (his secular name was Vasilii Nikiforovich Bogoiavlenskii, 1848—1918) and Archbishop of Chernigov and Nezhin Vasilii (Vasilii Dmitriievich Bogoiavlenskii, 1867-1918). Special attention is paid to the problem of their kinship and to the refutation of the false accusation of nepotism made by their

persecutors in 1917. The paper also introduces previously unpublished documents from Tambov State Archive. Being relatives of Archbishop Vasilii, the authors have used the oral information preserved in their family as well as their home archive. As a result, Archbishop Vasilii's genealogy has been traced down to the end of the 18th century. The paper also refutes the version that Vasilii Nikiforovich Bogoiavlenskii and Vasilii Dmitriievich Bogoiavlenskii were cousins or uncle and nephew. Nevertheless, Metropolitan Vladimir and Archbishop Vasily might have been distant relatives, namely third cousins. Their progenitor might have been a certain Timofei, who lived in Morshansk district at the end of the 18th century.

Keywords: Hieromartyr Metropolitan of Kiev and Galich Vladimir (Bogoiavlenskii), Hieromartyr Archbishop of Chernigov and Nezhin Vasily (Bogoiavlenskii), new holy martyrs of Russia, Russian genealogy, genealogy of Tambov priests, Tambov diocese of Russian Orthodox Church, Russian history.

References

Galkin A., Damaskin (Orlovsky), igum., "Vladimir (Bogoyavlensky Vasily Nikiforovich)", in: Pravoslavnaya entsiklopediya, Moscow, 2004, VIII, 629-634.

Damaskin (Orlovsky), igum., Kalganov K., "Vasily (Bogoyavlensky Vasily Dmitri-yevich)", in: Pravoslavnaya entsiklopediya, Moscow, 2004, VII, 37-38.

Logunova E., Tarasenko A. "Svyashchenno-muchenik Vasily (Bogoyavlensky): vosk-hozhdeniye na Golgofu: biografichesky ocherk", in: E. Logunova, A. Tarasenko, sost. i avt. vstup. st., Svyashchennomuche-nik Vasily (Bogoyavlensky), Arkhiyepiskop Chernigovsky i Nezhinsky: Materialy k zhiz-neopisaniyu, Moscow, 2014, 6-60.

Logunova E., Nekotoriye versii obstoyatelstv ubiystva sshchmch.Vasiliya (Bogoyavlen-

skogo), Arkhiyepiskopa Chernigovskogo i Ne-zhinskogo, available at: http://chdu.cerkov. ru/2015/02/0 6/ko-dnyu-pamyati-novo -muchenikov-i-ispovednikov/ ( 24.01.2016).

Lyovin O., Tambovsky period v zhiznisshch-mch.Vladimira Bogoyavlenskogo , available at: http://www.proza.ru/2013/06/08/714 (24.01.2016).

"Mitropolit Vladimir (Bogoyavlensky)", in: Istotiya Tambovskoy mitropolii: dokumenty, issledovaniya, litsa: Sobor Tambovskikh svyatykh , available at: http://www.tambov-doc.ru/litsa/sobor-tambovskih-svyatyh/ mitropolit-vladimir-bogoyavlenskiy.php (24.01.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.