К ВОПРОСУ О РИТУАЛЕ: ЭТИМОЛОГИЯ И ПОНЯТИЕ ТЕРМИНА
А.А. АРТЕМЬЕВА,
адъюнкт кафедры криминологии Московского университета МВД России,
старший лейтенант милиции 12.00.08 — уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право
artemieva_A @mail. ru
Аннотация. Рассматривается проблема места и значения категория «ритуал» в науке. Анализируются существующие определения термина «ритуал», проводится сравнительно-правовой анализ понятий «обычай», «обряд» и «ритуал».
Ключевые слова: ритуал, обычай, обряд, традиция, закон, история ритуала, понятие ритуала, сакральный акт, миф.
ON THE QUESTION OF RITUAL: THE ETYMOLOGY AND DEFINITION OF THE TERM
A.A. ARTEMJEVA,
postgraduate student of chair of criminology of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,
the senior lieutenant of militia
The summary. The article addresses the problem of place and meaning of the category of «ritual» in science. The author analyzes the existing definition of «ritual», makes a comparative legal analysis of the «custom», «ritual», and «ritual» is carried out.
Key words: ritual, custom, ceremony, tradition, law, history of the ritual, the notion of the ritual, a sacred act, a myth.
Ритуалы существуют много веков, так же долго, как существует человечество. Жизнь человека — это внешнее выражение спящих в нем принципов. Человек умственно живет в мире явлений, будучи руководим своими сверхсознательными планами, которые действуют в нем и ведут его посредством природы. Ритуал работает как священнодействие, изменяющее природу человека. Наука священнодействий передается человеку высшей природой и всегда существует во вселенной как ветвь безличной мудрости. Время от времени человек поднимается на этот безличный уровень, чтобы собрать часть ритуалистической мудрости. Затем ей начинают следовать некоторые люди и практиковать ее1.
Исследование термина «ритуал» позволяет раскрыть сущность этого явления, как оно воспринималось древним человеком. Само слово пришло к нам из санскрита2, означающее приводить в движение, двигаться. Причастие от глагола «рита» как прилагательное означает соответствующий, подходящий, правильный, праведный. Как существительное — закон (круговращения вселенной), порядок, истина, священный обряд и жертвоприношение. Впервые это слово встречается в древнеиндийских гимнах богам — Ригведе. Однокоренным с санскритским понятием «рита» являются такие индоевропейские
слова, как английское слово «right» (право), «art» (искусство), «rite» (обычай, обряд), русское слово «ряд», «обряд», «порядок». Современный научный термин «ритуал» происходит из латинского языка, в котором есть существительное «ritus», означающий обряд, служба, и образованное от него прилагательное «ritualis» (обрядовый).
Во многих этнографических работах на русском языке, как отечественных, так и переводных, в качестве синонима слова «ритуал» применяется термин «обряд». Обряд — это совокупность условных, традиционных действий, лишенный непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определенных социальных отношений3. Однако обряд — слово многозначное, так что применение термина «ритуал» представляется более точным в техническом смысле. Этнографы, культурантропологи подразумевают под ритуалом определенные установленные действия, которые совершаются с целью повлиять на действительность, имеют символический характер4.
Очевидно, что ритуальные действия имеют большое значение для человека: исследователи сталкиваются с наличием ритуала в древних, самых ранних человеческих сообществах, и ритуалы в разных формах продолжают сохраняться в современном обще-
стве. Из этимологии слова вытекает, что важнейшей функцией ритуала была (и продолжает оставаться) функция упорядочивающая. Первобытный человек, находясь в опасном, непредсказуемом мире, пытался каким-то образом упорядочить окружавшую его действительность, искал выход из пространства хаоса.
Как отмечает И.М. Дьяконов, для человека была очевидна известная упорядоченность жизненных процессов, как данность воспринималась им смена дня и ночи, времени года, необходимое повторение трудового процесса, сокращение человеческого сердца, вдохи и выдохи и другие функции организма5. Эта ритмичность окружающих процессов могла восприниматься и воспринималась как некий порядок. Взгляду древнего человека предстоял некий порядок мироздания, выражающийся в повторениях явлений природы. Фиксация этого порядка происходила в ритуале. Мировоззрение человека формировалось не как нечто самостоятельное, а как продолжение путем повторения, путем воспроизведения образца некого прадействия. «В проявлениях своего сознательного поведения «первобытный», архаический человек не знает действия, которое не было бы произведено и пережито ранее кем-то другим, и притом не человеком. То, что он делает, уже делалось. Его жизнь — непрерывное повторение действий, открытых другими.»6
Ритуал — это одиночное или коллективное действие, повторяющее сакральный акт из мифологического сюжета и имеющее космическое значение. Посредством ритуала человек ощущал свою теснейшую связь со всей природой и космосом. Большая часть ритуалов, осуществлявшихся в традиционном (особенно в первобытном) обществе, позволяла человеку почувствовать истинную связь, соединяющую человека с социумом, а также связь с природой. Речь идет прежде всего о календарных ритуалах, а также о поклонении солнцу, луне, звездам в моменты их особого положения (солнцестояние, солнцеворот, солнечное затмение, новолуние). Все эти явления занимали большое место в мифологическом сознании древних людей, сверявших ритм своей жизни с космическими событиями, что придавало ритуалам космическое измерение и вселенский смысл7.
Древние ритуалы тесно связаны с мифами, повествующими о начальном периоде творения мира. Люди, участвовавшие в ритуале, должны были повторять действия, которые когда-то совершали боги. В ритуале человек ведет себя с учетом того, что за ним наблюдают некие высшие силы, более того,это действие, стремящееся обеспечить максимальное участие этих сил.
Изначально в основу ритуала был заложен ритм природы, а сам ритуал должен был приспособить ритм человеческой деятельности к ритму космоса. В
силу изначального восприятия мира как хаоса миф и ритуал упорядочивали мир, давали средство объяснения его устройства и инструмент воздействия на него. А упорядочивая окружающий мир, человек, упорядочивал собственное внутреннее пространство. С помощью ритуала он мог постигать мистический опыт, ощущать себя уверенно и быть одним целым с природой8.
Со временем ритуалы продолжали играть ту же роль. Они давали возможность влиять на природу, получая путем совершения определенных действий определенные результаты, возможность обрести чувство управляемости миром и, соответственно, уверенности в себе, давали доступ к «коллективной душе», слиянию с космосом и богами.
Однако если ритуал не дает объяснения причин получения определенных результатов за счет совокупности конкретных действий, в чем тогда его смысл? Очевидно, его смысл состоит в самом его воздействии на человека, «попадающего под воздействие самого ритуала как фасцинационного действия (фасцинация — от лат. fascination —околдовывание, завораживание, очаровывание). Весь набор фасци-нирующего инструментария, в который входят вещи, ритм, медитация, голос и т.д., создает для участника ритуала особое психическое состояние, где происходит отчуждение от собственной личности и возникает ощущение незримого божественного присутствия либо присутствия божественных сил», сил мирового порядка или приобщение к миру предков, обществу, человеческой расе.
Любой ритуал в той или иной степени изменяет сознание и генерирует те или иные эмоциональные состояния, по которым осуществляется ритуал. Измененные состояния сознания, чем бы вызваны они ни были, дают доступ к другим отличным от повседневных видам энергий, не говоря о том, что посредством ритуальных действий можно подключиться к определенному источнику. Кроме того, сама мысль об отправлении ритуала мобилизует силы в человеке, поэтому ритуал можно назвать определенным видом энергогенератора.
Итак, что дает человеку ритуал? Во-первых, он служит моделью, базовым примером того, как необходимо поступать для того, чтобы получить желаемый результат. Ритуал упорядочивает внутреннее пространство, создает необходимое состояние для выполнения определенных действий — концентрацию, отрешенность от повседневного или личного «Я». Именно ритуал дает человеку желаемое ощущение гармонии, слияния с вселенной или богами и придает уверенности в собственных действиях.
Такие науки, как криминология, социология, философия, культурология, религиоведение, психология, широко пользуются понятием «ритуал», но не владеют им: они способны выделять ритуалы, но не объяснять их. Сегодня не существует дисциплины, в
которой понятие «ритуал» занимало бы прочное и необходимое место.
В словаре русского языка С.И. Ожегова содержится следующее определение ритуала: «Ритуал — порядок обрядовых действий при совершении какого-нибудь религиозного акта». «Обряд — совокупность установленных обычаем действий, в которых выполняются какие-нибудь, религиозные представления или бытовые традиции»9.
Другой вариант определения ритуала предлагает энциклопедия «Символы, знаки, эмблемы»: «ритуал» — стереотипная последовательность действий, выполняемая в определенных обстоятельствах. Ритуал, как древний, так и современный, одинаково сим-воличен. Он призван победить бесформенность времени. Участники ритуала ощущают, что это рубеж, за которым начинается качественно другая жизнь, поэтому каждому такому периоду способствует празднование и ощущение перерождения. Ритуал позволяет человеку отрешиться от повседневной рутины10. Лаконичный вариант определения по энциклопедии Брокгауза и Ефрона: «ритуал» (от лат. пШаШ), порядок церковных обрядов, совершаемых при разных требах и богослужении11.
Высоконаучный и довольно неопределенный по смыслу вариант описания ритуала предлагает социологическая энциклопедия: ритуал (от лат. пШаШ — обрядовый, гНт — торжественная церемония, культовый обряд) — одно из понятий этнологии и культурной антропологии, позволяющее адекватно отобразить своеобразие человеческого поведения в «далеких» культурах (прежде всего архаических и традиционных). В первом приближении ритуал может быть определен как священнодействие, основанное на наделении вещей особыми (символическими) свойствами. Традиционной философией культуры ритуал трактовался как несущественное для достижения практического результата «обрамление» здравого технологического рецепта, порожденное дефицитом позитивных знаний и заменой подлинных причин вымышленными12.
Однако современное историко-культурное исследование, реконструирующее специфические типы человеческого поведения, исходя из ценностных оснований самих изучаемых культур, меняет местами привычное соотношение ритуального и прагматического: в «далеких» культурах ритуал оказывается лежащим в основе повседневной трудовой деятельности человека. Такая позиция ставит вопрос о специфической целесообразности ритуала. Сравнительно легко фиксируются его внешние функции — социальная и психологическая. Ритуал служит средством интеграции и поддержания целостности человеческих коллективов, а также снимает психологическое напряжение и гармонизирует человеческую психику. В современной культуре ритуал приобретает новое значение, получает новые
смыслы, облекается в новую форму, изменяясь и прогрессируя вместе с человеком, отвечая его насущным потребностям.
В результате исполнения ритуала происходит обновление восприятия мира человеком, закрепление тех изменений, на которые ориентирован ритуал. Одним из главных смыслов такого прочувствования является переход от чистого физиологического восприятия к осмыслению. Поведение человека как разумного существа направлено на преодоление неопределенного и случайного в конкретных ситуациях, иначе не обеспечивается его жизнеспособность, что постоянно имеет место проявления в ритуальных действиях. Определяя сущность ритуала как выражение наиболее глубинных характерных признаков, можно сделать вывод, что обрядовая деятельность — это не некая условная реальность, а та, которая дает возможность человеку пережить то или иное событие не раз. Ритуал как бы высвечивает ту сторону вещей, явлений, которые в обыденной жизни затемнены, не видны, но на самом деле определяют их истинную суть и назначение. Человек в повседневной жизни не тождествен человеку в ритуале. В ритуале находят свою реализацию его духовные устремления.
Определение границ понятия «ритуал» сопряжено с трудностями, так как он как бы растворен в жизненной реальности. Обращение к этому понятию вызывает на первый взгляд инструментарий, используемый в этнографии, этнологии и религиоведении: обряд, обычай, церемониал, этикет, ритуализация. Термин «ритуализация» впервые введен Д. Хаксли для обозначения биологически адаптивных поведенческих патеров, отклонившихся от своей первоначальной функции и играющих роль сигнала для собратьев13. В. Буркерт для обозначения моделей ритуального поведения выделяет два понятия: для врожденных схем — ritus; для комплексов моделей поведения, опосредованных культурой, — ritual. Ритуализм можно рассматривать с трех сторон: как принцип повседневных межиндивидуальных взаимодействий; как форму социальной адаптации; как ценностную характеристику социокультурных систем14.
Это доказывает то, что с начала изучения ритуала и формирования границ этого понятия ему давались противоречивые определения, которые впоследствии были неоднозначно использованы. Кроме этого, выдвигались разные, зачастую противоречащие друг другу гипотезы природы феномена ритуала, опирающегося на многовариантные принципы и суждения. Можно выделить те принципы, которые представляются наиболее важными с концептуальной точки зрения. Необходимо дать дефиниции понятиям «обычай», «обряд», «традиция».
В научной литературе часто отождествляются понятия «обычай», «обряд» и «ритуал»15. Так, ритуал определен как вид обряда, как исторически сло-
жившаяся форма символического поведения. Под обрядом понимают совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом, воплощающих в себе социальные представления, нормы и ценности. Обычай понимается как традиционно установившиеся правила общественного поведения, обрядовые действия.
Между ритуалом и обрядом существуют различия. Обряд представляет собой совокупность символических стереотипных действий, которые воплощают в себе идеи, представления, нормы и ценности и вызывают определенные коллективные чувства. Ритуал является системой, объединяющей обряды для реализации процесса регламентации общественного мироустройства, выступает формой строго установленного порядка обрядовых действий.
В таком контексте можно предположить, что существует еще одна форма регламентированного поведения, находящаяся на стыке ритуалов, заполняющая это пограничное состояние. Речь идет об обычае, т.е. таком поведении, которое «обычно» используется в данной ситуации. Обычай, несомненно, имеет ритуальное происхождение, хотя эти понятие нередко используются как синонимичные. Необходимо обратить внимание на особенности обычая и обряда: если обычай в большей степени затрагивает область индивидуального бытия человека, то обряд — коллективного. Отличие обычая от ритуала в том, что он символизирует определенные социальные отношения, выступает в качестве средства, применяемого для практического преобразования и использования разных объектов.
Многие ученые в определении ритуала обычно связывали, какие-либо два параметра, характеризующих это сложное социальное действие. Так, по определению В. Тернера ритуал — «стереотипная последовательность действий, которые охватывают жесты, слова и объекты, исполняются на специально подготовленном месте и предназначаются для воздействия на сверхъестественные силы или существа и в интересах и целях исполнителей»16.
Ритуал — это набор действий, как правило, предполагающих символическую ценность, исполнение его обычно предписано традицией общества.
Вся любая последовательность действий обладала для общества символической ценностью, делая человека в социуме проще, а само общество стабильнее. Любая стойкая последовательность действий
(т.е. по нашему «ритуал») ценна именно этим. Ритуал незаменим для упрощения социального поведения человека, позволял не задумываться ему над каждым поступком. Резко упрощая поведение человека, стандартизируя его, ритуалы стабилизировали общество, сохраняли его существование. Ритуал превращал нематериальную идею в конкретное, вполне «осязаемое явление». Любая общественная идея — ничто, пока не закреплена ритуалом (традицией), позволяющей передать ее в поколениях, сохранить (соответствующее ей) общество. Ритуал обеспечивал глубокое усвоение человеком этой идеи, ведь меняя свое поведение, человек меняется сам. Ритуалы ориентированы на все модели социального поведения человека, делающего его тем или иным в обществе.
1 Кришнамачарья Э. Трактат о ритуалах ; 2-е изд., испр. и доп. М., 2008. Слово «рита» в санскритско-русском словаре означает также «истинный», «освященный», «почитаемый», «правда», «истина», «порядок», «закон», «пожертвование» (Кочергина В.А. Санскритско-русский словарь: Около 30000 слов ; 2-е изд., испр. и доп. М., 1987. С. 135).
2 Емельянов В.В. Ритуал в Древней Месопотамии. СПб., 2003. С. 13—14.
3 Байбурин А. Ритуал в традиционной культуре». СПб., 1993.
4 Firth R. Elements of social organization. L, 1951. P. 222.
5 ДьяконовИ.М. Архаические мифы Востока и Запада. М., 1990. С. 16.
6 Элиаде М. Космос и история. М., 1987. С. 33.
7 Там же.
8 Карнацкая Л.А., Петренко В.Ф. Ритуал как укоренность бытия // Мир психологии : науч.-метод. журнал / Академия пед. и соц. наук. 2003. № 1 . С. 10—17.
9 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1970. С. 672.
10 Символы, знаки, эмблемы : энциклопедия / В.Э. Баг-дасарян [и др.] ; 2-е изд. М., 2005. С. 494.
11 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. М., 2001. С. 40726.
12 Социллогия : энциклопедия / А.А. Грицанов [и др.]. М., 2003. С. 1312.
13 Хаксли Д. Религия без откровения. М., 1992. С. 132.
14 Буркерт В. Жертвоприношение: Ритуал в культуре и искусстве от древности до наших дней. М., 2000. С. 418.
15 Культурология, XX век : словарь. СПб., 1997. С. 378.
16 Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983. С. 32.