Научная статья на тему 'Исследование ритуально-обрядовой деятельности в европейской и отечественной этнологии, культурологии и социально-культурной деятельности'

Исследование ритуально-обрядовой деятельности в европейской и отечественной этнологии, культурологии и социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
659
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТУАЛ / ОБРЯД / РИТУАЛЬНО-ОБРЯДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИГРА / МИФ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гекман Н.А.

В статье рассмотрены возможные теории возникновения ритуально-обрядовой деятельности; трак-товки понятия «ритуал» в европейской и отечественной этнологии и культурологии и определена воз-можная классификация ритуалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование ритуально-обрядовой деятельности в европейской и отечественной этнологии, культурологии и социально-культурной деятельности»

валь-конкурс музыкальной культуры «Хоровое Вече Сибири», Международный хореографический фестиваль-конкурс «Неделя танца», Межрегиональный фестиваль народной культуры «Истоки», Международный музыкальный конкурс «Сибириада», Международный фестиваль «Диалог культур» и другие.

Также, хочется отметить один из социально-культурных проектов, реализуемый студентами - волонтерами, преподавателями и сотрудниками нашего вуза, с целью внедрения социально-культурных и реабилитационных технологий в социально-культурную практику региона, становления профессиональной культуры волонтеров, студентов нашего вуза, развития у них творческой инициативы и социально-культурного творчества. Целью Социально-культурного проекта «Сделаем мир ярче», реализация которого началась с 2010 года и по сегодняшний день, является - организация культурно-досуговой деятельности для людей с ограниченными возможностями здоровья - пациентов государственных стационарных учреждений социального обслуживания Департамента социальной защиты населения Кемеровской области и города Кемерово.

Используя методы арт-педагогики и реабилитационных технологий социально-культурной сферы в рамках данного проекта, студенческой молодёжью организованы художественно-творческие встречи, а также концертные программы для инвалидов, детей из детских домов, реабилитационных центров для инвалидов, а так же пожилых людей - пациентов учреждений здравоохранения. Всего в рамках данного социально-культурного проекта проведено более 180 мероприятий.

Так как в основе определения форм культурно-досуговой деятельности лежит положение о том, что форма выполняет функцию организации культурно-досуговой деятельности и досугового процесса в целом, социально-культурное проектирование мы определяем как форму культурно-досуговой деятельности, направленную на формирование лидерских, творческих, коммуникативных и других способностей молодежи.

Список литературы

1. Луков, В. А. Социальное проектирование : учеб. пособие / В. А. Луков. - Москва : Изд-во Моск. гу-манит. ун-та : Флинта, 2009. - 240 с.

2. Ивасенко, А. Г. Управление проектами : учеб. пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, М. В. Каркавин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. -330 с.

3. Марков, А. П. Основы социокультурного проектирования : учебное пособие / А. П. Марков, Г. М. Бирженюк [Электронный ресурс] // С. -Петерб. гуманит. ун-т профсоюзов. - Режим доступа: http://search.rsl. ru/ru/record/01000684539.

УДК 393:: [39+008+379.8]

Н. А. Гекман

Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия

ИССЛЕДОВАНИЕ РИТУАЛЬНО-ОБРЯДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭТНОЛОГИИ, КУЛЬТУРОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрены возможные теории возникновения ритуально-обрядовой деятельности; трактовки понятия «ритуал» в европейской и отечественной этнологии и культурологии и определена возможная классификация ритуалов.

Ключевые слова: ритуал, обряд, ритуально-обрядовая деятельность, игра, миф.

N. A. Gekman Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia

RESEARCH OF RITUAL-ORDINARY ACTIVITY IN EUROPEAN AND RUSSIAN ETHNOLOGY, CULTUROLOGY AND SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES

Possible theories of occurrence of ritual-ceremonial activity are considered in the article; Interpretation of the concept of «ritual» in European and domestic ethnology and culturology and a possible classification of rituals.

Keywords: ritual, rite, ritual-ritual activity, game, myth.

В настоящее время теория социально-культурной деятельности в связи с проблемой использования культуроохранных технологий, направленных на сохранение культурных традиций разных народов,

этносов, населяющих Россию, обращается к работам отечественных и европейских этнологов и культурологов. Это касается и изучения ритуально-обрядовой деятельности.

На рубеже ХХ-ХХ1 веков становится актуальным обращение к традиционной культуре, в том числе - к исследованию обрядов и ритуалов, в их связи с мифологией.

Мифология является основой мировоззрения любого этноса. Дадим краткую историю изучения славянской мифологии в теории отечественной культуры. Проблема изучения славянской культуры возникает в XVIII веке, когда русские просветители, начиная с М. В. Ломоносова, начали записывать материалы, связанные с верой дохристианского периода. Значительную часть в исследованиях по славянскому язычеству составляют труды Б. А. Рыбакова (начало XX в.), посвященные различным событиям Древней Руси, археологическим находкам, затрагивают разные аспекты мифологии наших предков. Итогом многолетних исследований явились его фундаментальные монографии «Язычество древних славян» (1981), «Язычество Древней Руси» (1988) [1]. Огромную ценность с точки зрения выделения в славянском фольклоре мифологических обрядов, относящихся к дохристианским воззрениям славян, представляют работы В. Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки», сборник статей «Фольклор и действительность».

Особое место в изучении славянской мифологии занимают труды В. В. Иванова и В. Н. Топорова [2]. Понимая мифологию как особого рода семантическую систему, они использовали при реконструкции мифов принципы структурной лингвистики. Большое место в их исследованиях занимает анализ бинарных оппозиций - противоположностей, свойственных дуалистическому мировосприятию древних людей; погружению в поиск тех изначальных структур, из которых возникли славянские мифы.

Из начальных мифологических представлений о происхождении мира и человека начинала формироваться ритуально-обрядовая культура народа. Игра восходит к ритуально-обрядовой культуре.

Рассмотрим термин «ритуал» через трактовки, которые даются в словаре «Культурология. XX век» под редакцией А. А. Радугина [3], в «Новом толково-словообразовательном словаре русского языка» Т. Ф. Ефремовой [4], в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова [5], в «Советском энциклопедическом словаре» под ред. А. А. Прохорова [6].

«Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова дает следующее определение: Ритуал (от латин. тИиаИв - обрядовый) (книжн.). Установленный порядок обрядовых действий при совершении какого-н. религиозного акта. Ритуал погребения. Ритуал свадьбы. || Церемониал, выработанный обычаем порядок совершения чего-н. Ритуал приема послов [5]. «Новый толково-словообразовательный словарь русского языка» определяет «ритуал» как: 1) Установленный порядок обрядовых действий при совершении какого-л. религиозного акта. 2) Церемониал, выработанный обычаем, порядок совершения чего-либо [4].

«Советский энциклопедический словарь» определяет слово церемония (от лат. - благоговение, культ, обряд) - торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок, церемониал [6 с. 1477]. Словарь «Культурология. XX век» под редакцией А. А. Радугина дает такую трактовку этого термина: «ритуал - исторически сложившаяся форма неинстинктивного предсказуемого, социально санкционированного упорядоченного символического поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей» [3].

Далее в данном издании отмечается, что исследование проблем, относящихся к ритуалу, началось ещё в конце XIX в. В работах У. Робертсона-Смита, Э. Дюркгейма, Дж. Харрисона и других авторов подчёркивалась принадлежность ритуала к сфере сакрального, нерационального, неутилитарного в противоположность профанной, утилитарной, рациональной повседневной деятельности [7]. Б. Малиновский [8] связывал ритуал с потребностью человека в чудесах, проистекающей из ощущения своей ограниченности, и определял его как традиционно разыгрываемое чудо. М. Глакмен разграничивал ритуал и церемонию, определяя последнюю как сложную организацию человеческой деятельности, которая не является по сути технической или рекреационной и которая включает способы поведения, выражающие социальные отношения, а первый - как более ограниченную категорию церемониальной деятельности, связанной с мистическими и религиозными представлениями [7].

Э. Дюркгейм разработал подробную классификацию ритуалов, разделив их на негативные, или аскетические, и позитивные. А. Ван Геннеп исследовал и описал церемонии, связанные с кризисами индивидуального жизненного цикла и событиями календарного цикла, объединив их в категорию обрядов перехода.

Ученые французской и английской школы структурализма изучали символику ритуала, рассматривали ритуал как выход в сферу сакрального, где действуют иные пространство и время и где нормы мирской, повседневной жизни теряют свою значимость, изучали его как модель поведения, выполняющую главным образом коммуникативную функцию, а также функции контроля агрессивности, консолидации групп и формирования системы культурных символов [7].

В отечественной литературе проблемам ритуала посвящены работы А. К. Байбурина [9], В. Н. Нечипуренко [10] и В. Н. Топорова [2].

Уже первые исследования традиционных культур привели этнологов к убеждению, что их существование неразрывно связано с ритуалами и обрядами. Их практическое значение довольно широко и разнообразно: они регулируют эмоциональное состояние людей, формируют и поддерживают чувство общности на уровне этноса в целом, сохраняют ценностные ориентации этноса, являются составной частью механизма этнизации и социализации личности и т. д. В связи с этим к явлениям традиционной культуры обратились представители разных наук, по-своему их интерпретирующих. Так, в одном случае ритуал рассматривается как стандартная устойчивая последовательность действии церемониального характера; в другом - как стереотипизированная форма поведения; в обыденном понимании ритуал означает формальную процедуру, своего рода игру, правила которой принимаются всеми ее участниками.

Наиболее подробный и тщательный анализ ритуала и его роли в культуре связан с именем Э. Дюркгейма [7]. Символические ценности в таких культурах были важнее. Об этом говорит хорошо известный историкам парадокс: примитивные в хозяйственном отношении племена нередко имели сложную социальную организацию, развитую систему обрядов, верований и мифов. Также не секрет и тот факт, что человечество всегда выделяло для непрактической, на первый взгляд символической деятельности своих лучших представителей (только самые талантливые могли стать колдунами и шаманами). Иными словами, для любого коллектива недостаточно определенного минимума материальных жизненных условий, без символических, ритуальных ценностей его жизнь невозможна. Таким образом, можно говорить о двух видах прагматики - утилитарной и знаковой, материальной и символической.

По мнению Э. Дюркгейма, ритуал - это некоторый стандартизированный набор действий символического содержания, совершаемый в ситуации, предписываемой традицией. Слова и действия, составляющие ритуал, определены очень точно и практически не меняются. Традиции также определяют, кто может проводить ритуал. В ритуалах часто используются священные объекты (являющиеся полноценными вещами), в конце его участники обычно испытывают эмоциональный подъем. Ритуалы служат усилению трудового единства, в период кризисов снимают состояние тревоги и неблагополучия.

По Э. Дюркгейму, все ритуалы можно разделить на две главные категории: отрицательные (запретительные) и положительные (те, которые разрешают какие-либо действия). Первая представляет собой систему запретов, призванных резко разделить мир священного и обыденного, так как подразумевается, что их смешение приведет к неисчислимым бедам для людей и даже к разрушению мира. В качестве примера можно привести многочисленные табу у разных народов. Так, несвященное существо не может касаться руками священного; определенные ритуалы разрешено проводить только в специальных священных местах; во время одних обрядов запрещено принимать пищу, во время других - заниматься любой работой. Положительные ритуалы и обряды (обряд является пиком ритуального действия), напротив, призваны приблизить два мира (сакральный и профанный) друг к другу [7].

Сегодня мы можем уточнить дюркгеймовскую классификацию ритуалов, используя разные основания деления.

По критерию «сущность ритуала» важным считается разделение ритуалов на магические и религиозные. Магия - обряды, связанные с верой в сверхъестественные возможности человека и природы. Магия стала элементом обрядов всех религий [6, с. 739]. Религия - мировоззрение, мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия, т. е. основанные на вере в бога (богов), «священного». Исторические формы развития религии: племенные, национальные, мировые [6, с. 1117].

Можно разделить ритуалы и по функциям. В традиционных культурах очень важны ритуалы родства, причем они касаются не родства по крови или по браку, а родственных отношений, сформировавшихся на основе функциональных взаимосвязей. В отдельную группу выделяются ритуалы, связанные с уважительным поведением членов общества по отношению друг к другу. Они по-прежнему важны в культуре, как в традиционной, так и в современной. В этом случае выделяются ритуалы избежания - те ограничения поведения, которые предназначены для поддержания социальной дистанции между индивидами (в традиционной культуре можно привести в качестве примера требования избегания общения между зятем и тещей у некоторых народов). Ритуалы презентации (приветствия, приглашения, комплименты, мелкие услуги) - это тоже модели предписанного поведения, но служащие для поощрения и активизации взаимодействия между людьми.

Третьей разновидностью ритуалов, важными для культуры (особенно традиционной), являются ритуалы перехода. Они связаны с последовательным прохождением индивидом стадий своего жизненного пути - от рождения до смерти. В традиционных и архаических культурах они особенно выразительны, часто означают полную потерю прежней идентичности и приобретение новой, поскольку происходит изменение всех социальных характеристик личности, иногда вплоть до смены имени. Среди этой группы ритуалов важнейшее место занимают обряды инициации - переход в статус взрослого полноправного

члена племени (иногда они понимаются как смерть и новое рождение). В этом коренится одно из основных отличий традиционного общества от современного, где роль ритуалов и значение символической деятельности значительно снижены. Поэтому символы в современном обществе могут наполняться любым содержанием, но при одном условии - единого для членов общества понимания и истолкования этих символов [7].

Ритуал прагматичен и в символическом, и в практическом отношении, при преимуществе ценностей символического характера. Существенно и то, что каждый член коллектива в течение своей жизни проигрывает все роли, предписанные ритуальным сценарием, ощущает личную ответственность за сохранение мира в обществе. Именно эти свойства ритуала выделяют его из остальных видов деятельности, придают ему особый статус в традиционной культуре.

Таким образом, можно отметить, во-первых, что ритуал возникает из мифа, после его разложения:

1) по сущности своей ритуал связан как с магическим, так и с религиозным сознанием человека,

2) ритуал через специальные действия, священные предметы, что вызывает сильный накал эмоций, регулирует отношения родства и неродственные отношения членов общества, символизирует движение, переход индивида от одной стадии жизни (детства) к другой (взрослости);

3) функции ритуала направляют поведение людей с помощью запретов; усиливают единство; снимают тревогу.

Во-вторых, со временем из ритуала выделился церемониал как сложноорганизованная человеческая деятельность, которая выражает социальные отношения через определенный порядок действий, торжественность события. В-третьих, в недрах ритуала возникает игра, поскольку в обыденном понимании ритуал означает своего рода формализованную процедуру, своего рода игру, правила которой принимаются всеми ее участниками.

Список литературы

1. Кайсаров, А. Мифы древних славян. Велесова книга / А. Кайсаров, Г. Глинка, Б. Рыбаков ; сост. авт. вступ. ст. А. И. Баженова, В. И. Вардугин. - Саратов : Надежда, 1993. - 320 с.

2. Топоров, В. Н. Мировое древо. Универсальные знаковые комплексы / В. Н. Топоров. - Москва : Ру-копис. памятники Древней Руси, 2010. - 496 с.

3. Энциклопедический словарь по культурологии / под общ. ред. А. А. Радугина. - Москва : Центр, 1997. - 478 с.

4. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т. Ф. Ефремова. -Москва : Рус. яз., 2000. - 2310 с.

5. Толковый словарь русского языка : в 4 т / под ред. Д. Н. Ушакова. Репринтное издание : Москва, 2000.

6. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. - 4-е изд. - Москва : Сов. энцикл., 1989. - 1632 с.

7. Дюркгейм, Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм; пер. с фр. А. Б. Гофмана. - Москва : Канон, 1995. - 352 с.

8. Малиновский, Б. Научная теория культуры / Б. Малиновский ; пер. с англ. И. В. Утехин. - 2-е изд. испр. - Москва : ОГИ, 2005. - 184 с.

9. Байбурин, А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов / А. К. Байбурин. - Санкт-Петербург : Наука, 1993. - 242 с.

10. Нечипуренко, В. Н. Ритуал (опыт социально-философского анализа) / В. Н. Нечипуренко. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2002. - 279 с.

УДК 615.851:[347.157:: 37.018.4]

Т. И. Головко

Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия

ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В КУЛЬТУРНО-ТВОРЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ В ЗДОРОВЬЕ

В статье проанализирован культурно-исторический контекст формирования арт-терапии как метода социально-культурной анимации и культурно-творческой реабилитации.

Ключевые слова: арт-терапия, художественная деятельность, дети с инвалидностью, игра, сказко-терапия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.