Б01 10.24411/2077-7639-2018-10005
К вопросу о релевантных сравнениях между системами социально-экономического управления (на примере Сомали)
Мальцев В. В.
Вариант идеального политического управления недоступен для многих стран, и их реальные альтернативы часто ограничены либо хищническим государством, либо анархией. Но заблуждение нирваны и некритическое принятие гоббсовского видения анархии заставляют многих экономистов делать сравнительный анализ между неактуальными для конкретного общества системами управления, например, между наименее эффективной анархией и идеально функционирующим государством. Последующие практические рекомендации, основанные на подобном анализе, нередко бывают деструктивными. В данной же статье предлагается проводить компаративные сравнения, учитывая актуальные варианты управления, реально доступные конкретному обществу. Параллельно с этим автор также стремится предоставить ответ на вопрос о том, какая из систем является более эффективной для стран с ограниченным диапазоном управления — хищническое государство или анархия? На примере страны Сомали показано, что если уровень политического хищничества очень высок, то издержки государства могут существенно превышать его выгоды. В таких случаях даже анархия может рассматриваться как предпочтительное устройство общества, обеспечивающее больший уровень развития. Игнорирование реальных вариантов управления, доступных обществу, приводит к искусственному поддержанию хищнических государств посредством международной помощи. Если трансформация определенных государств из хищнических в государства развития невозможна, то международное сообщество должно позволить подобным политическим образованиям разрушиться. При последующем коллапсе и возникновении анархии ряд стран может существенно улучшить свое экономическое положение.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003
Мальцев В.В. К вопросу о релевантных сравнениях между системами социально-экономического управления (на примере Сомали) // Дискуссия. - 2018. - Вып. 90. - С. 42-53.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Заблуждение нирваны, экономическая эффективность, экономическое развитие, анархия, Сомали, хищническое государство, международная помощь, идеальное политическое управление, релевантные сравнения, провалы государства.
Социальная дилемма является традиционным объяснением необходимости существования государства. Согласно Томасу Гоббсу, индивиды в условиях анархии склонны к насилию и сталкиваются с проблемами коллективных действий, которые предотвращают взаимовыгодное сотруд-
ничество [1]. Государство устраняет эти сложности. Обладая монополией на применение силы и являясь конечным арбитром, оно способно защитить права граждан и обеспечить необходимый уровень общественных благ посредством принудительных платежей.
DOI 10.24411/2077-7639-2018-10005
Relevant comparisons among systems of social and economic management (on the example of Somalia)
Maltsev V.V.
Type of ideal political administration is unavailable for the many countries and their real alternatives are usually limited with predatory state or anarchy. But delusion of nirvana and noncritical acceptance of Hobbes view of anarchy make a lot of economists to carry out a comparative analysis among irrelevant for exact society systems of administration; for example between less efficient anarchy and ideally functioning state. The further practical recommendations based on this kind of analysis sometimes can be destructive. The paper offers to carry out comparisons taking into account urgent types of administration which are available for exact society. Also the author tries to answer which system is the most efficient for countries with limited scope of administration: predatory state or anarchy. On the example of Somalia it is shown that if the level of political predation is high so the expenditures of the state can be higher than benefits. In these cases even anarchy can be considered as preferable state system providing higher level of development. Ignoring real types of administration leads to artificial support of predatory states by means of international help. If transformation of some states from predatory to developing ones is impossible, the international society should let these political establishments to ruin. In subsequent collapse and appearance of anarchy a set of countries can dramatically improve its economic situation.
FOR CITATION APA
Maltsev V.V. (2018). Relevant comparisons among systems of social and economic management (on the example of Somalia). Diskussiya [Discussion], 90, 42-53.
KEYWORDS
Delusion of nirvana, economic efficiency, economic development, anarchy, Somalia, predatory state, international help, ideal political administration, relevant comparisons, collapse of state.
Фактически все экономисты соглашаются с гоббсовской характеристикой анархии и решением социальной дилеммы в виде формирования государства. Но существенный успех небольшого количества государств затмевает собой тот факт, что на данный момент 32 государства мира из 178 являются недееспособными, а еще 68 — неустойчивыми. Таким образом, 56% государств мира находятся на грани коллапса [2].
При этом ряду стран полноценный диапазон политических систем управления, изображенный на рисунке, недоступен.
Для многих стран мира диапазон политических систем управления включает в себя только два варианта: хищническое государство или анар-
хия. Нет сомнений, что государство, ограниченное в своей деятельности защитой прав собственности граждан и обеспечением общественных благ, является лучшим в плане экономического развития. Но подобный вариант политического управления недоступен в странах с недееспособными государствами. В случае, если уровень политического хищничества очень высок, то издержки государства могут существенно превышать его выгоды. В таких случаях даже анархия может рассматриваться как лучшее экономическое устройство общества, обеспечивающее больший уровень развития.
Некритическое принятие гоббсовского видения анархии и государства приводит к тому,
Полный диапазон систем политического управления
Идеальное политическое управление
Хищническое (predatory) политическое управление
Отсутствие политического управления (анархия)
что директивные органы и экономисты проводят сравнительный анализ между неуместными системами управления, например, между плохо функционирующей анархией и исключительно эффективным государством. Цель данного исследования — показать, что подобный аналитический метод является деструктивным в рамках решения проблем экономического развития. Выводы, полученные на основе компаративных исследований, не ставят под сомнение необходимость поддержания и улучшения государства, особенно в наименее развитых странах. Но именно в этих странах провалы государства являются наиболее существенными, и реальная политическая организация не представляет собой адекватного решения социальной дилеммы.
Следовательно, прежде чем формировать рекомендации о зарубежной помощи или попытках реконструировать то или иное государство, необходимо в первую очередь понять, достижим ли для конкретной страны вариант идеального политического управления. В данной статье предлагается проводить компаративные сравнения между обществом с недавним опытом анархии и тем же обществом при государстве до и после анархии. Подобный метод ограничивает анализ вариантами управления, реально доступными конкретному обществу, и препятствует совершению ошибки, которую экономист Гарольд Демсец назвал «заблуждение нирваны» [3].
Искусственное предотвращение коллапса хищнических государств посредством международной помощи оставляет индивидов в системе, которая теоретически может предоставлять меньший уровень экономического благосостояния по сравнению с анархией. Именно с этим связана вторая цель исследования. Необходимо установить, какая из систем является более экономически эффективной для стран с ограниченным диапазоном политического управления — хищническое государство или анархия? Растущее количество публикаций на эту тему
в зарубежных и отечественных научных изданиях показывает, что экономические агенты активно разрабатывают частные способы обеспечения социально-экономического взаимодействия и общественных благ даже при отсутствии государства. Несмотря на то, что анархия может не достичь Парето-оптимального уровня торговли и, следовательно, большего уровня благосостояния, чем при идеальном политическом управлении, возникновение данной системы не означает состояния перманентного конфликта.
В данной статье мы реализуем означенную аналитическую конструкцию на примере Сомали. Мы сравним экономические показатели данной страны в период наличия государства (до 1991 года) и в период с 1991 года по 2006 год — когда политические институты в Сомали фактически отсутствовали. Также будет рассмотрено современное состояние страны.
Перед началом нашего анализа нужно отразить ряд связанных с ним проблем. В Сомали отсутствует централизованная служба статистики, и государство не собирает статистических данных. В связи с этим, для проведения компаративного анализа экономического развития Сомали при государстве и при анархии были использованы данные таких международных организаций, как Всемирный банк, ООН и Всемирная организация здравоохранения. Анализ также усложняется тем обстоятельством, что в 1993 и 1994 годах население Сомали получало гуманитарную помощь, что может иметь косвенное влияние на статистические данные [4].
Дополнительный фактор, затрудняющий исследование, заключается в том, что два северных региона Сомали — Сомалиленд и Пунтленд, находятся под контролем местных правительств. Но данные политические образования остаются слабыми, и международное сообщество не признает их государствами. Также правительства Пунтленда и Сомалиленда не обладают характеристиками, присущими государству. В частности,
у них нет монополии на законодательство или обеспечение правопорядка. Несмотря на существование государственных судов в обоих регионах, законодательная система продолжает функционировать на основе частного традиционного права Сомали. Правительства Сомалиленда и Пунтленда не имеют достаточных налоговых поступлений от своих граждан, а большинство общественных благ предоставляет частный сектор [5]. Ввиду этого, мы полагаем, что есть все основания не считать данные политические образования полноценными государствами.
Начнем с рассмотрения Сомали в условиях хищнического государства Сиад Барре. Республика Сомали была сформирована в 1960 году, когда британское и итальянское Сомали получили независимость. В 1969 году генерал-майор Мохамед Сиад Барре и его сторонники совершили военный переворот, установив военную диктатуру, впоследствии перешедшую к идеологии научного социализма [6].
Закон № 1, принятый в 1970 году, предоставлял Барре неограниченную политическую власть: была отменена конституция предыдущего демократического правительства, назначения на все
политические должности проводились диктатором единолично. Со временем режим Барре становился все более репрессивным, в конце 1980-х годов дело доходило до массовых убийств, случайных арестов, пыток, ограничений свободы слова и передвижения. Национальный закон №54, в частности, трактовал даже вербальную критику государства как уголовное преступление [7].
В 1975 году Сомалийское государство национализировало всю землю, предприятия и финансовый сектор. Фактически, это означало, что Барре и его клан получили возможность распоряжаться ресурсами Сомали для личной выгоды. В аграрном секторе плодородная земля перераспределялась от фермеров к политическим союзникам диктатора. Государственные субсидии от программ по водоснабжению получали исключительно сторонники Барре. Ввиду отсутствия мотивации к получению прибыли в системе социалистического планирования управляющие государственными предприятиями обеспечивали выполнение лишь минимальной квоты, при этом часто закупая сырье по цене выше готовой продукции.
В результате подобного неэффективного управления, политического фаворитизма и кор-
румпированности чиновников производство в стране было фактически разрушено. Если в 1969 году в Сомали было произведено 47 000 т сахара, то в 1980 — только 29100 т. Похожая ситуация наблюдалась в мясной и рыбной отраслях: вместо 14,4 млн консервных банок с мясом и 2,2 т консервированной рыбы в 1969 году в 1979 было произведено лишь 1,5 млн консервных банок с мясом и 0,33 т консервированной рыбы. Согласно исследованиям международных организаций, большинство заводов в Сомали работало лишь на 20-30% своей производственной мощности, а доля производства в структуре ВВП на 1990 год составила всего лишь 5% [6].
Отрасль скотоводства показывала положительную динамику после приватизационной земельной реформы 1980 года. При этом 40% выручки в иностранной валюте экспортеры вынуждены были отдавать чиновникам по установленному государством обменному курсу. Это привело к переоценке сомалийского шиллинга относительно американского доллара на 120 % [6]. Подобная политика была выгодна союзникам Барре, поскольку позволяла потреблять большое количество импортных благ. Несмотря на то, что отрасль скотоводства составляла около 65% ВВП и в ней было занято около 70% всей рабочей силы Сомали, средний размер государственных субсидий для данной отрасли в период с 1980 года по 1988 год составлял всего 6% бюджета [6].
Сомалийское правительство также направляло значительные инвестиции в военно-промышленный комплекс. Помимо снаряжения армии для войны с Эфиопией в 1977 - 1978 годы, по приказу Барре были сформированы службы государственной безопасности (Национальная служба безопасности, Пионеры Победы) для обнаружения и уничтожения политической оппозиции. В первое десятилетие после установления режима Барре военные расходы в среднем увеличивались на 9% в год и стабильно превышали совокупные расходы на здравоохранение и образование. В период с 1970 года по 1979 год импорт вооружения Сомалийским правительством составил примерно 660 млн долларов. При этом численность служащих органов государственной безопасности увеличилась с 4 до 54 тыс. человек. Для поддержания существенных расходов на подавление оппозиции и реализацию затратных проектов для политических союзников Барре прибег к инфляции, что привело к ежегодному обесцениванию сомалийского шиллинга на 100% в период с 1983 по 1990 год.
Благодаря кредитам от международных организаций к середине 1985 года государственный бюджет наполовину состоял из международной помощи, а к 1987 — более чем на 70% [6].
Подобная политика привела к нехватке ресурсов для адекватного предоставления общественных благ, расходы на которые в период с 1988 по 1989 год составили всего лишь 1% ВВП [8]. По оценке ООН, уровень грамотности в Сомали на начало 1990 года не превышал 24% населения, 75 % населения были заражены кишечными паразитами, а уровень потребления калорий на душу населения был одним из самых низких во всем мире. Единственным способом получения общественных благ был черный рынок [6]. Неформальный сектор предоставлял кредиты и финансирование, поскольку официальные займы выдавались исключительно государственным предприятиям и политическим союзникам Барре.
На основе приведенных выше данных можно сделать вывод, что государство в Сомали с 1969 года по 1991 год было крайне хищническим и существовало в основном для обогащения Барре и его союзников. Уровень жизни в стране при этом упал до одного из самых низких в мире. Но с ростом государственной тирании сомалийцы все больше стали полагаться на систему кланов и традиционного права. Впоследствии именно эти институты способствовали улучшению экономической ситуации в регионе в условиях анархии.
В январе 1991 года режим Барре был свергнут, после чего в стране наступила анархия. На протяжении последующих двух лет различные фракции вели войну, безуспешно пытаясь установить контроль над страной. Попытки ООН в 1992 году восстановить государственный аппарат в Сомали также не увенчались успехом. К середине 1990-х в регионе установилась относительно мирная обстановка. До 2006 года, когда попытка восстановить центральное правительство привела к новой волне насилия, конфликты были локальными и не выходили за рамки мелкомасштабных стычек [9].
После коллапса государства сомалийцы использовали существовавшую на протяжении тысячелетия систему кланов и традиционного права, благодаря чему смогли улучшить свое экономическое благосостояние в условиях анархии. Сложность установления любой длительной формы контроля над населением Сомали может быть связана с тем, что для сомалийца приверженность своему клану имеет большее значение,
Таблица 1
Ключевые индикаторы экономического развития Сомали в 1991 году и 2006 году
Индикатор 1991 2006
ВВП на душу населения, долларов США 97 275
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ), долларов США -150 000 96 000 000
Ожидаемая продолжительность жизни, лет 46,37 51,49
Количество терапевтов на 100 тыс. человек 0,6 4,0
Количество школ 600 1 172
Детская смертность, на 1 тыс. детей до 5 лет 221,83 160,60
Количество населения, использующего улучшенные источники питьевой воды, % 21 30
Количество абонентов мобильной сотовой связи, на 100 человек — 6,33
Количество населения, использующего Интернет, % - 1,10
чем приверженность любому политику [10]. Даже режим Барре не смог уничтожить институт кланов, который после свержения диктатора стал еще сильнее и заполнил собой политический и административный вакуум.
Система кланов Сомали довольно гибкая и любой индивид по достижению совершеннолетия свободен выбирать между кланами. Подобная практика особенно распространена на густонаселенном юге региона, где в некоторых кланах численность принятых извне превышает численность имеющих кровную связь с основателем клана [11].
Сомалийцы могут менять клан в поисках защиты и поддержания прав собственности, для заключения брака, поиска работы и реализации иных потребностей. Фактически, любой сомалийский клан представляет собой аналог страховой фирмы. Методы урегулирования диспутов и минимизация насилия в клане обеспечиваются с помощью системы традиционного права хеер [10], которая устанавливает общественные правила относительно разрешения конфликтов и использования ресурсов, проведения свадеб и т.д. Судьями обычно становятся главы кланов, при этом формальных требований в части образования к ним не предъявляется. Они также не могут создавать законы и лишь интерпретируют обычаи, существующие в обществе. В случае, если судья выносит вердикты, не соответствующие общепринятым нормам и чувству общественной справедливости, то к его услугам больше не прибегают [12].
Система хеер концентрируется на выплате компенсаций жертвам, а не на наказании преступников. В случае, если преступник не имеет возможности выплатить жертве компенсацию, то за него платит его клан, выполняя де факто функции страховой компании. При этом клан обычно налагает на преступника ряд санкций и требует материальных гарантий будущего соответствия общественным нормам. Тем самым клан в отсутствии государственных тюрем и иных исправительных учреждений берет воспитательную функцию на себя [12].
Несмотря на ряд сложностей в системе права хеер, она представляла собой существенное улучшение по сравнению с государственными судами при Сиад Барре, которые в основном использовались для репрессий по отношению к сомалийским гражданам. Коррупция и политическое давление приводили к случайным обыскам, арестам, а также отсутствию справедливых вердиктов. Но вследствие государственного коллапса и предоставления услуг правопорядка посредством частных институтов сомалийцы могли взаимодействовать в более предсказуемой и стабильной обстановке в период с 1991 года по 2006 год.
Анархия в Сомали обеспечивала и объективные экономические выгоды. Чтобы показать, что существование в подобной системе было рациональным, мы можем детально рассмотреть ключевые экономические показатели в стране в период отсутствия политических институтов. В табл. 1 показаны ключевые индикаторы эко-
Таблица 2
Количество скота, экспортированного из Сомали в Кению, в 1991- 2002 годах
Год Количество проданного скота, голов Стоимость в долларах США
1991 33 449 3618573
1992 65127 5038188
1993 67 076 6675218
1994 62 351 7793875
1995 80 795 11003210
1996 86 400 -
1997 90 701 11 783 580
1998 101590 10 272 307
1999 91 700 -
2000 77 663 8802892
2001 108210 -
2002 110000 -
номического развития Сомали в последний год при государстве Сиад Барре и в последний год при анархии [13,14,15,16,17,18,19,20,21].
Стоит обратить внимание на то, что статистика сформирована ООН и UNICEF. Несомненно, данные свидетельствуют о том, что в стране высок уровень бедности, но улучшения в условиях анархии по сравнению с государственным режимом Барре также очень заметны. Помимо ключевых экономических индикаторов необходимо рассмотреть самые значимые успехи в экономике Сомали за период с 1991 года по 2006 год.
Отрасль скотоводства получила существенное развитие в условиях анархии и снятия жестких формальных ограничений. Даже до коллапса государства скотоводы должны были полагаться на неформальные институты, кровные связи и систему традиций, чтобы получить доступ к рынкам. В период анархии эта зависимость усилилась. Торговля скотом как внутри Сомали, так и с соседними странами — Эфиопия, Джибути и Кения, контролируется кланами, которые живут по обе стороны границ и взаимодействуют на постоянной основе [22]. В работах П. Литтла показано, совокупное количество проданного в Кению Сомали скота
увеличилось с 33 тыс. голов в 1991 году до 110 тыс. в 2002 году (табл. 2) [22].
Трансакции при торговле обеспечиваются брокерами — дилаал, которые предлагают свои услуги как покупателю, так и продавцу. Их другая, не менее важная, задача заключается в проверке, не были ли животные украдены. Тем самым дилаал выступают в качестве страховых агентов. Согласно исследованиям Литтла, цена на услуги дилаал фактически не изменилась в период с 1991 по 2002 год и составляла примерно 1,5 доллара США [22]. Это свидетельствует о том, что торговля скотом всегда происходила в мирных условиях. В противном случае цены на услуги брокеров увеличились бы многократно, чтобы отразить соответствующие риски. В ходе опроса, проведенного в 1998 году, из 84 скотоводов только 20 сообщили о наличии проблем, связанных с безопасностью, а 11 посчитали, что безопасность в условиях анархии обеспечивается хуже, чем при государстве [22].
Помимо ближайших стран, в 1998 году Сомали экспортировало 95 % коз и 52% овец всего восточного региона Африки в страны Среднего Востока. В результате Сомали стало одним из крупнейших экспортеров живого скота в мире, а его ключевым торговым партнером оказались ОАЭ. Около 3% всего несырьевого экспорта ОАЭ в 2003 году пришлось на Сомали, что превысило даже уровень экспорта из ЮАР [23].
Экономический рост в Сомали касался не только скотоводства — развитие получила и отрасль телекоммуникаций. В 1990 году в Сомали функционировало лишь 8 500 стационарных телефонных линий на 10 млн человек. Но с коллапсом государства и при отсутствии регулирования любой индивид, обладающий терминалом с антенной, получил возможность беспрепятственно войти на рынок телекоммуникаций. В результате количество стационарных телефонных линий увеличилось до 112000 и доступ к телефонной связи распространился на 87% территории Сомали [24]. При этом цены на международные звонки упали с 7 долларов за минуту в 1990 году до 50 центов за минуту в больших городах и до 1,50 долларов за минуту в малых городах. Количество абонентов мобильной связи на 2006 год составило 500000 человек, при этом операторами были разработаны стандарты межсоединения [25].
Транспортная отрасль также продемонстрировала существенные результаты. Грузовой и общественный транспорт был доступным и во времена засухи соединял даже самые да-
лекие деревни с основными городами Сомали. Асфальтовые дороги были проложены между Могадишо, Боссассо, Берберо, Бурьо, Харгейсо, Кисмайо, Байдоа и Бардере. Стоимость поездки из Бурьо в Боссассо составляла примерно 5 долларов за человека. Однако в сезон дождей многие из дорог размывало и передвижение по ним было затруднительным [25].
В Сомали появились частные авиакомпании. К 1997 году в стране работало 14 фирм, имеющих в своих парках 62 самолета. Для сравнения, в 1989 году государственная авиакомпания Somali Airlines располагала всего лишь одним самолетом, и полеты между Могадишо и Берберо производились всего два раза в неделю. На конец анархического периода в Сомали перелеты между Могадишо и Берберо были ежедневными, появились еженедельные рейсы в города Хагрейсо, Боссассо, Галкайо и Бурао. Стали доступны регулярные международные рейсы в Дубай, Джибути и Найроби. Самолеты вместе с экипажем и инженерами приобретались компаниями на лизинговой основе, при этом чаще всего арендовались советские самолеты типа АН или ИЛ [25].
Инвестиционная привлекательность Сомали в период анархии выросла, что подтверждается присутствием иностранных компаний в регионе. В 2004 году Coca-Cola открыла завод в Могадишо, предоставив рабочие места 120 сомалийцам. Проект была оценен в 8,3 млн долларов [26]. Одна из крупнейших транснациональных корпораций Dole Food инвестировала в сельское хозяйство Сомали, а кенийское подразделение General Motors запустило в регионе производство
микроавтобусов [27].
Предоставление общественных благ в анархическом Сомали улучшилось по сравнению с режимом Барре, несмотря на их малый объем в целом. Электричество поставлялось частными компаниями, владеющими дешевыми генераторами, импортируемыми из ОАЭ. Сомалийские предприниматели разделяли города на районы, которые затем снабжали электричеством. Тариф на рядового потребителя обычно достигал уровня в 0,35 долларов за лампочку. Для бизнесов, которые могли позволить приобретение счетчика, тариф составлял порядка 0,40 долларов за кВт-ч. Электричество появилось даже в тех городах, где его не было при функционирующем государстве [25]. Основной рекламой для предпринимателей являлось безвозмездное освещение улиц и предоставление бесплатного электричества школам и больницам.
Водоснабжение предоставлялось на частной основе, преимущественно посредством зацементированных резервуаров — беркедов. На одном лишь востоке провинции Санаг существовало более 800 беркедов и 350 неглубоких колодцев. При этом вода продавалась по цене от 2,50 до 5,00 долларов за кубический метр, а во времена засух и по 19 долларов [25].
Образовательная система также получила развитие. Количество школ увеличилось с 600 в 1990 году до 1172 к 2005 году. 71% школ были частными, остальные управлялись правительствами Сомалиленда и Пунтленда. Частные школы финансировались за счет сомалийской диаспоры и успешных предпринимателей. В 1998 и 1999 годах обучение в 36% частных школ было бесплатным или стоило меньше 12 долларов в год, в 22% школ обучение стоило от 12 до 36 долларов. В частных школах Сомали было больше учителей с высшим образованием, чем в ряде других африканских стран. Были основаны университеты в городах Борама, Харгейса, Боссассо и Могадишо, которые предоставляли образование по ряду дисциплин, включая информационные технологии [25].
Услуги здравоохранения также предоставлялись частным сектором. Несмотря на то, что уровень медицины был достаточно низким, частные доктора вели практику даже в удаленных деревнях. Цена за консультацию у терапевта составляла 0,50 долларов, а число сомалийцев, имеющих доступ к медицинскому обслуживанию, увеличился с 1990 года вдвое [14].
За счет хавилаад —совокупности фирм по организации денежных переводов, финансовый сектор Сомали также улучшил свое состояние. Практически каждый год в период анархии в Сомали обеспечивался перевод денежных средств на общую сумму от 500 млн до 1 млрд долларов. При этом комиссия за перевод не превышала 5 %. Для получения денег сомалиец должен был ответить на ряд вопросов, связанных с кланом, в котором он состоял [25]. Сам факт оперирования такими суммами является несомненным достижением частных институтов в Сомали. При анархии в Сомали финансовые услуги были гораздо доступнее, чем при режиме Барре, где кредиты предоставлялись только чиновникам и союзникам диктатора.
Несмотря на общепринятое мнение, экономическое благосостояние Сомали улучшилось благодаря, а не вопреки отсутствию государства. Именно коллапс государства и возникновение
анархии в 1991 году открыли возможности для относительно успешного развития страны.
Перейдем к современному состоянию Сомали. Безусловно, эффективность анархии на примере Сомали является ограниченной по сравнению с системой идеального политического управления. Но достижение последней в данном случае абсолютно нереалистично. Деятельность нового Федерального правительства, созданного в 2012 году, подтверждает эту точку зрения. Согласно данным World Bank, ВВП на душу населения страны в 2016 году упал до уровня в 92 доллара, что в три раза меньше, чем в последний год анархии в стране [18].
В отчетах организации Human Rights Watch сообщается, что в государстве продолжаются смертные казни и увеличивается количество убийств гражданских лиц [28]. При этом политические институты Сомали не способны обеспечить сохранность частной собственности и безопасность населения.
Согласно данным Human Rights Report за 2014 год, государство не может сдержать коррупцию.
Международная помощь, направляемая в Сомали, присваивается чиновниками, что еще сильнее укрепляет их позиции в вертикали власти [29].
Совет безопасности ООН выявил, что около 80% всех трансфертов Центрального банка Сомали направляется к частным лицам для осуществления некоммерческой деятельности. Большинство государственных тендеров засекречено, и чиновники производят государственные закупки вне какого-либо контроля [29].
Освоение природных ресурсов также подвержено коррупции. Многие политические деятели заключают тайные сделки о добыче с нефтяными компаниями независимо от центрального правительства [30]. Сомалийское Министерство рыбной ловли и водных ресурсов переводит деньги, полученные от продажи рыболовных лицензий, на частный счет в Джибути [31].
Судебная система Сомали по-прежнему испытывает политическое вмешательство. Гражданские суды являются нефункциональными, и индивиды вновь прибегают к использованию традиционной
системы права хеер для разрешения конфликтов [29, 30].
Государственное обеспечение безопасности является неэффективным. Власти не способны сохранять контроль над полицейскими силами. Для регулирования безопасности сомалийцы все так же вынуждены прибегать к услугам кланов или вооружаться самостоятельно. Национальная армия Сомали является исключительно коррумпированной. Для получения большего международного спонсирования армия завышает численность своего состава. Контракты на обеспечение провизии при этом достаются близким и знакомым государственных чиновников [31].
Наконец, свобода слова и прессы тоже продолжает нарушаться. Сомали занимает первое место в рейтинге стран, представляющих опасность для журналистов [32].
Данные факты вновь подтверждают наши предположения о том, что идеальное политическое управление в Сомали недоступно, и что анархия в данной стране сменилась на новый вариант хищнического государства. При этом международная помощь используется исключительно для обогащения политической элиты страны.
Сделаем некоторые выводы. Несомненно, анархия создает множество препятствий для развития стран, где она возникает. Однако сравнение реально существующей анархии в конкретной стране с недоступной для нее альтернативой идеального политического управления не является корректным. Релевантной основой для сравнения, по мнению автора, должно являться то, как анархия функционирует по сравнению с другой реальной альтернативой в виде хищнического государства. Как было показано во второй части данной статьи на экономических показателях развития Сомали, анархия может быть объективно эффективной на общенациональном уровне
Список литературы
1. Гоббс Т. Левиафан. М.: Мысль, 2001. 478 с.
2. Fragile States Index: Global Data [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fundforpeace.org/fsi/data/ (дата обращения: 23.09.2018).
3. Demsetz H. Information and Efficiency: Another Viewpoint // Journal of Law and Economics. 1966. № 1 (7). P. 11-26.
4. Somalia — Unosom I. Background [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://peacekeeping.un.org/mission/past/ unosom1backgr2.html#fo ur (дата обращения: 23.09.2018).
в странах, где государства находятся на грани коллапса и систематически попадают в категорию хищнических.
Наш анализ также показывает, что в ближайшем будущем ситуация с государственными институтами в Сомали не улучшится. Именно это необходимо учитывать экономистам и директивным органам при формировании политики международной помощи иностранным государствам, поскольку в данном случае лучшее не должно стать врагом хорошего.
Если искусственное поддержание хищнического государства со стороны международного сообщества прекратится и хищническому государству позволят, наконец, разрушиться, то при последующем возникновении анархии ряд стран может существенно улучшить свое экономическое состояние. Когда государство является исключительно неэффективным, оно может снизить экономическое благосостояние своих граждан до уровня ниже, чем при его отсутствии. Если данный исторический опыт обобщить и экстраполировать на другие страны, то получится, что и многие другие наименее развитые регионы Африки могут оказаться в более выигрышном положении при отсутствии хищнического государства.
Будущие исследования в данном направлении должны фокусироваться на определении тех стран, в которых означенная ситуация является реализуемой. В странах, где государства существуют лишь за счет иностранной помощи (Сьерра-Леоне, Южный Судан), этот вариант событий представляется наиболее логичным. Возможно предположить, что для них хищническое государство является худшим вариантом управления, а это значит, что данные страны уже находятся на низшей ступени экономического развития. В их случае ситуация может только улучшаться.
5. World Bank. Somali Reconstruction and Development Programme: Deepening Peace and Reducing Poverty [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://documents.worldbank.org/curated/ en/565761468167061286/pdf/802310WP00v3000Box0 379802B00PUBLIC0.pdf (дата обращения: 23.09.2018).
6. Metz H. C. Somalia: A Country Study. Washington: GPO for the Library of Congress, 1992. 282 p.
7. Scientists and Human Rights in Somalia: Report of a Delegation.
дискуссия №5 (90) октябрь 201s
economics 51
Washington: National Academy Press, 1988. 84 p.
8. MubarakJ.A. The «Hidden Hand» Behind the Resilience of the Stateless Economy of Somalia // World Development. 1997. Vol. 25, no. 12. P. 2027-2041.
9. Nenova T. Private Sector Response to the Absence of Government Institutions in Somalia [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://siteresources.worldbank.org/SOMALIAEXTN/Resources/ Nenova-Som alia-PrivateSector.pdf (дата обращения: 23.09.2018).
10. Коновалов И.П. Распад государства и гражданская война в Сомали / под ред. В.Г. Шубина. М.: Социально-политическая мысль, 2010. 176 с.
11. Besteman C. Unraveling Somalia: Race, Class, and the Legacy of Slavery. Pennsylvania: University of Pennsylvania Press, 1999. 296 p.
12. Van Notten M. The Law of the Somalis. Trenton: The Red Sea Press, 2005. 255 p.
13. Communities unite around education in Somalia [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unicef.org/infobycountry/ somalia _25906.html (дата обращения: 23.09.2018).
14. Health Systems Profile - Somalia [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://apps.who.int/medicinedocs/documents/ s17309e/s17309e.pdf (дата обращения: 23.09.2018).
15. Somalia - Foreign direct investment, net inflows [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://data.un.org/Data. aspx?q=somalia+investment &d=WDI&f=Indicator_Code%3aBX. KLT.DINV.CD.WD%3bCountry_Code%3aSOM (дата обращения: 23.09.2018).
16. Somalia - Life expectancy at birth for both sexes combined (years) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://data. un.org/Data.aspx?q= somalia+life+expectancy&d=PopDiv&f=v ariableID%3a68%3bcrID%3a706 (дата обращения: 23.09.2018).
17. Somalia - Mobile-cellular telephone subscriptions per 100 inhabitants [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// data.un.org/Data.aspx?q= somalia&d=ITU&f=ind1Code%3aI 911%3bcountryCode%3aSOM (дата обращения: 23.09.2018).
18. Somalia - per capita GDP at current prices - US dollars [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://data.un.org/ Data.aspx?q=somalia+gdp&d= SNAAMA&f=grID%3a101%3bcur rID%3aUSD%3bpcFlag%3a1%3bcrID%3a706 (дата обращения: 23.09.2018).
19. Somalia - Percentage of individuals using the Internet [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://data.un.org/ Data.aspx?q=somalia&d=ITU &f=ind1Code%3aI99H%3bcoun tryCode%3aSOM (дата обращения: 23.09.2018).
20. Somalia - Proportion of the population using improved drinking water sources, total [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://data.un.org/Data.aspx?q=somalia+water&d=MDG&f=s
References
1. Gobbs T. Leviafan [Leviathan]. M.: Mysl', 2001. 478 p.
2. Fragile States Index: Global Data [Electronic resource]. Access mode: http://fundforpeace.org/fsi/data/ (access date: 23.09.2018).
3. Demsetz H. Information and Efficiency: Another Viewpoint // Journal of Law and Economics. 1966. № 1 (7). P. 11-26.
4. Somalia - Unosom I. Background [Electronic resource]. Access mode: https://peacekeeping.un.org/mission/past/unosom-1backgr2.html#fo ur (access date: 23.09.2018).
5. World Bank. Somali Reconstruction and Development Programme: Deepening Peace and Reducing Poverty [Electronic resource]. Access mode: http://documents.world-bank.org/curated/en/565761468167061286/pdf/802310WP00v-3000Box0379802B00PUBLIC0.pdf (access date: 23.09.2018).
eriesRowID%3a665%3bcountryID%3a706 (дата обращения: 23.09.2018).
21. Somalia - Under-five mortality, for both sexes combined (deaths under age five per 1,000 live births) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://data.un.org/Data.aspx?q=somalia+mo rtality&d=PopDiv&f=variableID%3a80%3bcrID%3a706 (дата обращения: 23.09.2018).
22. Little P. D. Unofficial Trade When States are Weak: The Case of Cross-Border Commerce in the Horn of Africa [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wider.unu.edu/sites/ default/files/rp2005-13.pdf (дата обращения: 23.09.2018).
23. Little P. D. Economic and Political Reform in Africa: Anthropological Perspectives. Bloomington: Indiana University Press, 2014. 258 p.
24. Feldman R. Somalia: Amidst the Rubble, a Vibrant Telecommunications Infrastructure // Review of African Political Economy. 2007. № 113 (34). P. 565-572.
25. Nenova T. Anarchy and Invention: How Does Somalia's Private Sector Cope without Government? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://openknowledge.worldbank. org/bitstream/handle/10986/9655/336490find254. pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 23.09.2018).
26. Lacey M. Amid Somalia's troubles, Coca-Cola hangs on [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nytimes. com/2006/07/10/world/africa/ 10iht-journal.2166680.html (дата обращения: 23.09.2018).
27. Leonard E., Ramsay G. Globalizing Somalia: Multilateral, International and Transnational Repercussions of Conflict. NY.: Bloomsbury Academic, 2013. 304 p.
28. Human Rights Watch World Report: Somalia Events of 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hrw.org/ world-report/2016/country-chapters/somalia (дата обращения: 23.09.2018).
29. US Department of State: Human Rights Practices Report -Somalia 2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.state.gov/j/drl/rls/hrrpt/2014humanrightsreport/index. htm (дата обращения: 23.09.2018).
30. BTI Transformation Index [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bti-project.org/en/ (дата обращения: 23.09.2018).
31. UN Security Council Letter [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.securitycouncilreport. org/atf/cf/%7B65BFCF9B-6D27-4E9C-8CD3-CF6E4FF96FF9%7D/s_2015_801.pdf (дата обращения: 23.09.2018).
32. US Department of State: Human Rights Practices Report -Somalia 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.state.gov/j/drl/ rls/hrrpt/2015humanrightsreport/index. htm (дата обращения: 23.09.2018).
6. Metz H.C. Somalia: A Country Study. Washington: GPO for the Library of Congress, 1992. 282 p.
7. Scientists and Human Rights in Somalia: Report of a Delegation. Washington: National Academy Press, 1988. 84 p.
8. Mubarak J.A. The «Hidden Hand» Behind the Resilience of the Stateless Economy of Somalia // World Development. 1997. Vol. 25, no. 12. P. 2027-2041.
9. Nenova T. Private Sector Response to the Absence of Government Institutions in Somalia [Electronic resource]. Access mode: http://siteresources.worldbank.org/SOMALIAEXTN/ Resources/Nenova-Som alia-PrivateSector.pdf (access date: 23.09.2018).
10. Konovalov I. P. Raspad gosudarstva i grazhdanskaya vojna v Somali [The collapse of the state and the civil war in
Somalia] / pod red. V.G. SHubina. M.: Social'no-politicheskaya mysl', 2010. 176 p.
11. Besteman C. Unraveling Somalia: Race, Class, and the Legacy of Slavery. Pennsylvania: University of Pennsylvania Press, 1999. 296 p.
12. Van Notten M. The Law of the Somalis. Trenton: The Red Sea Press, 2005. 255 p.
13. Communities unite around education in Somalia [Electronic resource]. Access mode: https://www.unicef.org/infobycoun-try/somalia _25906.html (access date: 23.09.2018).
14. Health Systems Profile - Somalia [Electronic resource]. Access mode: http://apps.who.int/medicinedocs/documents/s17309e/ s17309e.pdf (access date: 23.09.2018).
15. Somalia - Foreign direct investment, net inflows [Electronic resource]. Access mode: http://data.un.org/Data.aspx?q=soma-lia+investment &d=WDI&f=Indicator_Code%3aBX.KLT.DINV. CD.WD%3bCountry_Code%3aSOM (access date: 23.09.2018).
16. Somalia - Life expectancy at birth for both sexes combined (years) [Electronic resource]. Access mode: http://data.un.org/ Data.aspx?q= somalia+life+expectancy&d=PopDiv&f=vari-ableID%3a68%3bcrID%3a706 (access date: 23.09.2018).
17. Somalia - Mobile-cellular telephone subscriptions per 100 inhabitants [Electronic resource]. Access mode: http://data. un.org/Data .aspx?q= somalia&d=ITU&f=ind1Code%3aI911%3b-countryCode%3aSOM (access date: 23.09.2018).
18. Somalia - per capita GDP at current prices - US dollars [Electronic resource]. Access mode: http://data.un.org/Data. aspx?q=somalia+water&d=MDG&f=seriesRowID%3a665%3b-countryID%3a706
19. Somalia - Percentage of individuals using the Internet [Electronic resource]. Access mode: http://data.un.org/Data. aspx?q=somalia&d=ITU &f=ind1Code%3aI99H%3bcountry-Code%3aSOM (access date: 23.09.2018).
20. Somalia - Proportion of the population using improved drinking water sources, total [Electronic resource]. Access mode: http:// data.un.org/Data.aspx?q=somalia+water&d=MDG&f=series-RowID%3a665%3bcountryID%3a706 (access date: 23.09.2018).
21. Somalia - Under-five mortality, for both sexes combined (deaths under age five per 1,000 live births) [Electronic resource]. Access mode: http://data.un.org/Data.aspx?q=somalia+mor-tality&d=PopDiv&f=variableID%3a80%3bcrID%3a706 (access date: 23.09.2018).
Информация об авторе
Мальцев В. В., аспирант, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (г. Москва, Российская Федерация). Почта для связи с автором: vmaltsev92@gmail.com
Информация о статье
Дата получения статьи: 24.09.2018
Дата принятия к публикации: 10.10.2018
© Мальцев В.В., 2018.
22. Little P. D. Unofficial Trade When States are Weak: The Case of Cross-Border Commerce in the Horn of Africa [Electronic resource]. Access mode: https://www.wider.unu.edu/sites/ default/files/rp2005-13.pdf (access date: 23.09.2018).
23. Little P.D. Economic and Political Reform in Africa: Anthropological Perspectives. Bloomington: Indiana University Press, 2014. 258 p.
24. Feldman R. Somalia: Amidst the Rubble, a Vibrant Telecommunications Infrastructure // Review of African Political Economy. 2007. № 113 (34). P. 565-572.
25. Nenova T. Anarchy and Invention: How Does Somalia's Private Sector Cope without Government? [Electronic resource]. Access mode: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/han-dle/10986/9655/336490find254.pdf?sequence=1&isAllowed=y (access date: 23.09.2018).
26. Lacey M. Amid Somalia's troubles, Coca-Cola hangs on [Electronic resource]. Access mode: http://www.nytimes. com/2006/07/10/world/africa/ 10iht-journal.2166680.html (access date: 23.09.2018).
27. Leonard E., Ramsay G. Globalizing Somalia: Multilateral, International and Transnational Repercussions of Conflict. NY.: Bloomsbury Academic, 2013. 304 p.
28. Human Rights Watch World Report: Somalia Events of 2015 [Electronic resource]. Access mode: https://www.hrw.org/ world-report/2016/country-chapters/somalia (access date: 23.09.2018).
29. US Department of State: Human Rights Practices Report -Somalia 2014 [Electronic resource]. Access mode: https:// www.state.gov/j7drl/rls/hrrpt/2014humanrightsreport/ index.htm (access date: 23.09.2018).
30. BTI Transformation Index [Electronic resource]. Access mode: http://www.bti-project.org/en/ (access date: 23.09.2018).
31. UN Security Council Letter [Electronic resource]. Access mode: https://www.securitycouncilreport.org/atf/cf/%7B65BFCF9B-6D27-4E9C-8CD3-CF6E4FF96FF9%7D/s_2015_801.pdf (access date: 23.09.2018).
32. US Department of State: Human Rights Practices Report -Somalia 2015 [Electronic resource]. Access mode: https://www. state.gov/j/drl/ rls/hrrpt/2015humanrightsreport/index.htm (access date: 23.09.2018).
Author Info
Maltsev V.V., PhD student, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russian Federation). Corresponding author: vmaltsev92@gmail.com
Article Info
Received for publication: 24.09.2018 Accepted for publication: 10.10.2018
© Maltsev V.V., 2018.