Научная статья на тему 'К вопросу о реконструкции первой, внутренней линии обороны городища Иднакар'

К вопросу о реконструкции первой, внутренней линии обороны городища Иднакар Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
126
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кириллов Андрей Николаевич

Статья посвящена результатам исследования первой (внутренней) линии обороны городища Иднакар. Приводятся уточненные данные, характеризующие конструктивные особенности фортификации, и предположения, связанные с наземными крепостными сооружениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о реконструкции первой, внутренней линии обороны городища Иднакар»

УДК 94(470.5)+27-9

Андрей Николаевич Кириллов БУК «Историко-культурный музей-заповедник УР «Иднакар», г. Глазов

К ВОПРОСУ О РЕКОНСТРУКЦИИ ПЕРВОЙ, ВНУТРЕННЕЙ ЛИНИИ ОБОРОНЫ ГОРОДИЩА ИДНАКАР

Статья посвящена результатам исследования первой (внутренней) линии обороны городища Иднакар. Приводятся уточненные данные, характеризующие конструктивные особенности фортификации, и предположения, связанные с наземными крепостными сооружениями.

Г ородище Иднакар располагается в среднем течении реки Чепцы, правого притока реки Вятки. Г ородище находится на западной оконечности протяжённой гряды, являющейся водоразделом между долиной реки Чепцы и ее правого притока р. Пызеп-П в месте их слияния. Заливные луга изрезаны меандрами стариц обеих рек, которые находятся в различных стадиях зарастания. Современные русла рек несколько отличаются от существовавших ранее. Так, в древности русло р. Пызеп, выйдя из-под северного склона городища, делало петлю и возвращалось практически к основанию юго-западного склона. При постройке современного бетонного моста русло реки было спрямлено искусственно, и петля превратилась в старицу, которая до сих пор имеет зеркало воды. К южному основанию мыса примыкает старица реки Чепцы, русло ранее делало петлю, а в настоящее время спрямилось и отступило от склона на 350 метров.

Северный склон, обращенный к реке Пызеп, крутой, угол уклона составляет 70 % (34°59') . В настоящее время порос хвойным лесом. Западный склон в настоящее время составляет 74% (36°30'), подвержен сильной эрозии. Южный склон более пологий с уклоном 44% (23°44'). Напольная сторона - «приступ» -постепенно расширяется к востоку, практически ровная. Мыс и территория городища подверглись сильному антропогенному воздействию. Серьёзные изменения рельефа были допущены при строительстве дороги Глазов - Карсовай. Часть южного склона была подрезана.

На территории городища располагались воинская часть с казармами, складами, подземными командными пунктами.

Городище в процессе эволюции приобрело три линии обороны, наличие которых фиксируется как визуально, так и подтверждено археологическими раскопками.

Первая линия обороны городища Иднакар была обнаружена и впервые изучена раскопками С.Г. Матвеева, проходившими в 1927-1928 гг. [1, с. 18]. Удмуртской археологической экспедицией под руководством М.Г. Ивановой фортификация исследована в двух местах: раскопами 1991-1994 гг. и 2007-

2009 гг. Общая протяженность исследованной части составляет 24 метра. Линия обороны отгораживает участок на западной оконечности мыса. Площадь поверхности городища, пригодная для сооружения построек, составляет около 7000 кв. м. Ширина мыса в месте расположения оборонительных сооружений составляет 90 метров.

На всем протяжении изученного вала выявлены срубные конструкции, составлявшие каркас - ядро насыпи [1, с. 20; 3, с. 111]. Срубы были изготовлены с использованием приема «в чашу» («с остатком», «в обло»). По линии север-юг оставлены концы бревен на 50 см от центральной линии северной и южной стенок срубов. Концы перехлестывали друг друга на протяжении 25-30 см, образовывая стенку между срубами. По линии запад-восток бревна были выпущены на 25 см от линии восточных стенок срубов [2, с. 60]. Для изготовления длинных стенок использовались бревна в 5-6 м. Ширина сруба составляла 2,5 -2,7 м. Подобные конструкции П.А. Раппопорт отмечает в Белгороде, Переяславле и городище Щаречье на р. Стугне [4, с. 5].

Исследования 2007-2009 гг. были направлены на уточнения ранее полученных данных. Особое внимание было уделено стратификации и поиску остатков наземных оборонительных конструкций.

В ходе исследования выделены три основные зоны вала:

- Западная (внутренняя) отсыпка склона состоит из светло-коричневой глины, отделена от основной массы прослойками древесного тлена, бурого гумуса.

- Забутовка срубов представляет собой светло-коричневую глину с пятнами серого суглинка и пестроцветов, состоящих из перемеса светло-коричневой, красно-коричневой глины и серого суглинка.

- Восточная (внешняя) отсыпка склона вала состоит из плотной красно-коричневой глины с вкраплением белых или зеленовато-белых мергелистых конкреций.

На начальном этапе сооружения вала, вероятно, было осуществлено выжигание растительности, о чем свидетельствует расположенная над палеопочвой тонкая прослойка темно-серой золы с включением угля. Первичная обработка бревен сруба (ошкуривание, рубка венцов) проводилась на месте, что подтверждает слой бурого рыхлого гумуса торфообразной структуры. Подобные слои были выявлены в ходе исследований средней и внешней линий обороны городища Иднакар. В предваловой части зафиксированы два «строительных» слоя бурого гумуса. Первый, вероятно, был сформирован в процессе сооружения сруба-каркаса, второй - при строительстве крепостной стены.

Выявлены три группы парных столбовых ям, расположенных по продольной центральной оси срубных конструкций и связанных с наземными крепостными сооружениями.

Процесс сооружения вала заключался, предположительно, в следующем: в качестве разметки были установлены вкопанные в грунт столбы диаметром

15-20 см. Для улучшения устойчивости на первом этапе их обсыпали глиной и плотно утрамбовывали, о чем свидетельствует наличие концентрических структур довольно большого диаметра вокруг основных столбов. После укладки одного-двух венцов пространство заполнялось глиной с одновременной выемкой рва, после чего глина плотно утрамбовывалась. Об этом свидетельствуют стратиграфические данные: слои глины перемежаются тонкими прослойками серого суглинка (палеопочвы), которые, возможно, приносили на ногах строители. После забутовки глиной венца устанавливался новый ряд бревен, и процедура повторялась. В процессе строительства вала поставлены парные столбы на расстоянии 30-35 см от основных (расстояние указано между центрами столбовых ям).

Вероятно, крепостные стены сооружались путем укладки вертикальных бревен длиной 4-4,5 м между парами вертикально установленных столбов, заглубленных в тело вала и скрепленных сверху. После сооружения срубов с внешней стороны была сооружена отсыпка из глины с мергелем, которая извлекалась при углублении рва. На внешней стороне отсыпки вала выявлено 4 бревна, служившие для укрепления внешней стороны вала, уложенные по склону параллельно линии оборонительных укреплений. Учитывая, что верхняя часть вала уничтожена, можно предположить, что бревен было гораздо больше. Благодаря этой крепиде угол внешнего склона вала мог достигать 70 градусов, что, несомненно, увеличивало эффективность оборонительных сооружений и позволяло создать высокий вал при узком основании, которое составляло 4,6 м. По предварительным расчетам высота насыпи могла достигать 2-2,5 метров над уровнем материка. Учитывая заглубление рва в материк на 190-200 см, можно предположить перепад высот до 4,5 м.

Фото 1. Предполагаемый вид оборонительных сооружений Иднакара

Использование весьма сложной и трудозатратной технологии при создании оборонительных сооружений позволяет сделать предположение о том, что первопоселенцами городище изначально проектировалось как долговременный и стратегически важный фортификационный пункт.1

Источники и литература

1. Иванова М.Г. Иднакар: Древнеудмуртское городище 1Х-ХШ вв. -Ижевск: Удмуртский институт истории языка и литературы УрО РАН, 1998, 294 с.

2. Иванова М.Г. Отчет об исследованиях на городище Иднакар в Глазов-ском районе Удмуртской Республики в 2009 году. - Ижевск, 2010. Архив БУК «ИКМЗ» УР «Иднакар», дело 02-03, 219 л.

3. Иванова М.Г., Журбин И.В., Кириллов А.Н. Оборонительные сооружения городища Иднакар: основные итоги междисциплинарных исследований / Археология, этнография и антропология Евразии. - 2013, № 2(54). С. 108-119.

4. Раппопорт П.А. Древние русские крепости. - Москва: «Наука», 1965.

1 Примечание издателя:

Вопрос реконструкции оборонительных сооружений Иднакара и оценки его оборонительных качеств исследован монографически с применением баз правил, принятых в таких науках, как фортификация, строительная механика, сопротивление материалов, грунтоведение и пр. Произведены расчёты прочности конструкций на ветровую, снеговую и разрушающие нагрузки. Методики и результаты были опубликованы:

Коробейников А.В. Новый Иднакар: очерк историко-культурной реконструкции.-Ижевск: НИЦ “Регулярная и хаотическая динамика”, 2006.-246 с. КВК 5-93972-579-1 Достоверность виртуально реконструированных оборонительных сооружений была проверена с помощью баллистической экспертизы, способ которой защищён авторским свидетельством РФ. Использованные методики и полученные результаты отражены в монографии: Коробейников А.В., Митюков Н.В. Баллистика стрел по данным археологии: введение в проблемную область. -Ижевск: Изд-во НОУ Камский институт технологий, 2007. - 140 с. ISBN 978-5-902352-20-4

Обе книги имеются в библиотеках Удмуртии, а также в свободном доступе в сети Интернет. http://elibrary.ru/title_about.asp?id=33940 ИДНАКАР № 5 (22) 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.