Научная статья на тему 'К вопросу о региональной миграции'

К вопросу о региональной миграции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
129
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / MIGRATION / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / MIGRATION POLICY / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КРЫМУ / MIGRATION PROCESSES IN THE CRIMEA / РЕГИОНАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / THE REGIONAL MIGRATION STRATEGY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кошель И.Ю.

В статье представлены обобщенные оценки специфики демографических характеристик и миграционных процессов на Крымском полуострове, анализируются содержательные характеристики регионального социума и его потенциал как субъекта реализации современной миграционной стратегии регионального уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кошель И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF REGIONAL MIGRATION

The article presents a summary assessment of specificity of demographic characteristics and migratory processes in the Crimean Peninsula, analyzes the characteristics of regional society and its potential as a subject of implementation of the modern migration strategy at the regional level.

Текст научной работы на тему «К вопросу о региональной миграции»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 2 (68). 2016. № 3. С. 11-16.

УДК 316.444

К ВОПРОСУ О РЕГИОНАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ Кошель И. Ю.

ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», Керчь, Россия

E-mail: ivankoshel777@gmail.com

В статье представлены обобщенные оценки специфики демографических характеристик и миграционных процессов на Крымском полуострове, анализируются содержательные характеристики регионального социума и его потенциал как субъекта реализации современной миграционной стратегии регионального уровня.

Ключевые слова: миграция, миграционная политика, миграционные процессы в Крыму, региональная миграционная стратегия.

Миграционные процессы, переселенческие движения последнего времени в различных странах, на разных континентах приняли форму катастрофических социальных сдвигов. Впечатление рождающегося хаоса все более усиливается. Главным его признаком служит растущая внутриполитическая напряженность, межгосударственная конфронтация, дисбаланс в международных хозяйственных и политических коммуникациях.

При всем том миграционные проблемы в каждой стране проявляют себя в специфической форме, требуют нестандартно быстрых и в то же время весьма продуманных решений - ответов со стороны государственных администраций.

Все больше стран на сегодня имеют официально утвержденные программы-концепции в отношении приема и использования ресурсного потенциала трудовых мигрантов с учетом рисков, возникающих вследствие неконтролируемого до конца массового въезда «новых граждан» разных наций и вероисповеданий.

Однако решительность и многообразие притязаний, часто привносимых новыми жителями, выходцами из регионов с доминантой традиционных национально-племенных нравов и ценностей, неизбежно создает напряженность в принимающем обществе, вызывает враждебную реакцию местного населения. Практически на опыте любой страны можно сегодня обнаружить наличие феномена неадекватности взаимных ожиданий от встречи иммигрантов и жителей принимающей страны. Повсеместно наблюдается неготовность прибывающих мигрантов принимать нормы, обычаи и законы новой родины с одной стороны.

С другой стороны мы видим часто неоправданные ожидания «цивилизованных» европейцев увидеть в приезжих толерантных и законопослушных людей, подобных себе. Примеры такого рода разочарования от ожиданий граждан и «гостей» мы ежедневно наблюдаем в сводках новостей из

многих стран Европы, куда докатились последние волны мигрантов из Азии и Африки.

Итак, миграционные коллизии нашего времени - серьезный вызов всему мировому сообществу в целом и каждой стране в частности. Это общегражданский вызов, или проверка, испытание личностных, моральных качеств каждого, кто встречается лицом к лицу с так называемыми переселенцами, вынужденно или добровольно покидающими землю предков в поисках пропитания либо обретения места относительно безбедного проживания.

Поэтому первичной, личностно-психологической и вместе с тем общечеловеческой составляющей проблемы миграции для всех ныне живущих членов государственно-политического социума является осознание и принятие факта абсолютной житейской нормальности и естественности присутствия, существования переселенца, мигранта в нашей повседневной жизни [5, с. 85]. Это осознание постоянного присутствия людей обездоленных, обиженных и гонимых, перемещающихся сегодня уже семьями, группами и своеобразными общинами.

Следовательно, ставя вопрос о выработке эффективной социально-политической, государственной политики и, в конечном счете, эффективной государственной концепции и программы (которая остается предметом активной дискуссии в России) [2, с. 12] в деле регулирования миграционных потоков; следует думать, что таковая юридически оформленная концепция-программа есть конечная, результирующая в решении проблемы.

Она должна стать своеобразным итогом творчества и творческого соучастия компетентных уполномоченных государственных институтов, сообщества экспертов, широкого круга заинтересованных представителей хозяйствующих субъектов и трудовых корпораций, представителей культурных и церковно-конфессиональных организаций, региональных и коммунальных гражданских общин, различных инициативных групп граждан, а также стран -доноров и национальных диаспор.

Первичным условием управления миграционными процессами считаем формирование здорового общественного мнения, благосклонного общественного восприятия переселенцев.

Достаточно остро стоит этот вопрос в Российской Федерации, где, по оценкам экспертов, значительная часть населения (особенно те, кто сталкивается с ними непосредственно на работе) настороженно либо неприязненно относится к наплыву иностранных трудовых мигрантов [1].

Отчасти такая реакция обусловлена наличием сложного спектра социально-экономических и бытовых проблем в самой России, все еще находящейся в состоянии сложных социальных преобразований и решающей глобальную проблему системной адаптации к реалиям и требованиям современного постиндустриального общества.

В сложных обстоятельствах нового этапа своей социально-политической идентификации российское общество во многом оказалось неподготовленным к вызовам миграции, обусловленной необходимостью принимать своих соотечественников как из республик и стран ближнего и дальнего зарубежья, так и

трудовых мигрантов из ряда соседних стран, где уровень трудовых доходов не достигает российских показателей. При этом во многих субъектах Российской Федерации проблемы приема и социальной адаптации переселенцев стоят и решаются по-разному, в зависимости от целого ряда специфических обстоятельств объективного и субъективного плана.

Своеобразную зону миграционных процессов представляет собой Республика Крым, положение которой с марта 2014 года является предметом интенсивного социально-политического мониторинга со стороны экспертных и публичных организаций и представительств многих стран мира, включая США и Евросоюз.

При всем этом и количественное, и качественное содержание демографических характеристик крымского социума, его динамика, требует постоянной объективной и критической аналитики с учетом масштаба мифологизированности и политической ангажированности всей проблематики, обусловленной межгосударственной политической дискуссией связанной с непризнанием нового административно-политического статуса полуострова в качестве субъекта Российской Федерации.

Яркой отличительной характеристикой территориального демографического портрета Крыма является перманентность миграционных процессов и флуктуаций на полуострове за весь более чем 70-ти летний период его послевоенной, современной истории. Наиболее масштабные социально-демографические изменения, результаты миграции на крымской земле были обусловлены: массовой депортацией крымских татар и других малых народностей (1944 год) с последовавшим за ней постепенным заселением Крыма выходцами из разных областей РСФСР и других советских республик; политической реабилитацией и возвращением на полуостров крымских татар, а также потомков других депортированных ранее этносов (на рубеже 80-х -90-х годов); всплеском переселенческих флуктуаций 2014-2016 годов, возникших в результате украинской «майданной» революции и вхождения территории автономной республики в состав России.

Периоды характерных подъемов миграционных движений на полуостров и с полуострова заполнены менее заметными, но непрекращающимися колебаниями изменений - тенденций, детерминированных различными

социально-политическими, социально-экономическими,

социально-демографическими, географическими и этнокультурными факторами большего или меньшего масштаба и влияния.

Именно они часто определяли собой существенные характеристики качественного и количественного состава населения в Крыму и городе Севастополе, имевшем статус особого административно-территориального субъекта в качестве места базирования Черноморского Военно-Морского флота (СССР, Украины, Российской Федерации). Основные же демографические сдвиги и процессы на территории Крыма происходили, как представляется, под влиянием внешних, во многом определенных геополитическим содержанием обстоятельств.

Что касается трудовой миграции, играющей существенную роль в демографических процессах в большей части регионов России, то она имела и имеет здесь менее выраженный характер вследствие недостаточной привлекательности

Крыма для людей, ищущих возможность получать хорошую зарплату, обеспечить семье высокий, гарантированный уровень социальных благ.

Именно недостаточная ресурсоемкость крымской экономики способствовала существованию и периодической активизации своеобразной региональной миграции местного населения, постоянному оттоку людей трудоспособного возраста, молодежи из этой климатически благоприятной зоны проживания. Последний фактор, в свою очередь, способствовал относительному преобладанию в составе жителей людей преклонного возраста, пенсионеров. В свое время Крым как рекреационный регион был весьма привлекателен для военных пенсионеров, отставников, стремящихся в преклонном возрасте поселиться поближе к теплому морю и ласковому южному солнцу.

События украинской «революции» и изменение государственно-политического статуса Крыма повлекли за собой значительную активизацию миграционных процессов в регионе. В республику в течение двух-трех лет прибыло значительное число мигрантов из Украины, в свою очередь, немало крымчан украинского происхождения либо проукраинской ориентации, в том числе крымских татар, выехали на Украину. Так, согласно данным переписи 2014 года, количество крымских татар по сравнению с переписью 2001 года снизилось приблизительно на 13 тысяч [4].

В последние месяцы динамика приезжающих на постоянное либо временное жительство на полуостров и покидающих его стабилизировалась. Признаков активизации массового въезда в Крым трудовых мигрантов, переселенцев из регионов Российской Федерации или зарубежных стран не наблюдается.

По прогнозным оценкам экспертов, население республики (без учета Севастополя) к 2030 году, если и будет увеличиваться, то в несущественной степени: от 1 932 884 человек в 2017 г. до 2 094 542 в 2030 г. [4]. В основном незначительные изменения в составе и численности населения определяются и будут определяться в ближайшие годы естественной динамикой рождаемости и смертности, а также элементами положительного миграционного баланса, вызванного небольшим превышением (на 3-5 тыс.) количества прибывающих сюда граждан над количеством выезжающих из региона - тенденция, наблюдаемая в последнее десятилетие [6].

Итак, обобщенный взгляд на характер и тенденции демографических изменений, миграцию в крымском регионе обнаруживает их существенное своеобразие. Миграционная проблема полуострова, по сути, является проблемой стабилизации и укоренения крымской многонациональной социальной общности, с учетом того факта, что сегодня только около половины фактически проживающих здесь граждан - люди, родившиеся за пределами Крыма (согласно переписи 2014 года - около 1 247 200, или 56,3% от всех проживающих) [3]. Это означает, что реально существующий региональный социум формировался как бы заново за весь послевоенный период исторического времени.

Наряду с решением вопроса о социально-исторической, социально-политической реабилитации крымско-татарского народа, обеспечении условий возрождения и сохранения его самобытности в республике достаточно острой является проблема социально-культурной идентификации, укоренения и

стабилизации многих национальных сообществ, и не в последнюю очередь русской общины, наиболее массовой в республике. Более чем за 20 лет пребывания населения полуострова в составе Украины в решении этих вопросов практически ничего не было сделано. «Проблема» обустройства крымских татар на земле предков так и не была решена, создавая эффект своеобразного дамоклова меча над социальным порядком, благополучием крымчан.

Именно стабилизация нового, конституционного закрепленного политического статуса республики в качестве субъекта Российской Федерации может и должна послужить системным основанием для устойчивого экономического, социально-культурного развития Крымского региона, выработки соответствующей региональной социально-экономической, культурной стратегии, в том числе в контексте потенциального и реального вызова социальной миграции как неотъемлемому элементу повседневной реальности.

Пред лицом грядущих социальных трансформаций и рисков необходима системная стабилизация и мобилизация крымской многонациональной общины, без которых невозможны ни зрелая гражданская, человеческая реакция на запросы вынужденных либо естественных (трудовых) переселенцев, ни конструктивная региональная миграционная политика со стороны республиканской администрации.

Список литературы

1. Бизюков П. Как формируется отношение российского населения к работникам-мигрантам

[Электронный ресурс]: http://trudprava.ru/expert/artide/migrationart/712 (Дата обращения:

20.11.2016).

2. Ивахнюк И. Миграция - сфера тонкая // И. Ивахнюк. Миграция. ХХ1 век. № 1 (10), январь -

февраль 2012. - С. 10-13.

3. Миграция помогает России укрепить свои позиции в Крыму / [Электронный ресурс]:

http://migrant.ru/migraciya-pomogaet-rossii-ukrepit-svoi-pozicii-v-krymu/ (Дата обращения:

25.10.2016).

4. Население Крыма и Севастополя: численность, национальный состав. 27.03.2016 / [Электронный

ресурс]: http://www.statdata.ru/naselenie-krima-i-sevastopolya (Дата обращения: 12. 11. 2016).

5. Принципы и направления работы с мигрантами в Русской православной церкви. Документ

согласован на заседании Высшего церковного совета 13 ноября 2014 года. / Миграция. ХХ1 век.

№ 6-7 (26-27). - 2014. - С. 85-86.

6. Расчет предположительной численности населения Республики Крым по данным Росстата на

15.04.2016 / [Электронный ресурс]:

http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/resources/5ed5df804c68f339a948bb7dff7d05

ed/ (Дата обращения: 15.10.2016).

Kouienb M. №.

UDC 316.444

TO THE QUESTION OF REGIONAL MIGRATION Koshel I.Y.

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kerch State Maritime Technological University», Kerch, Russia E-mail: ivankoshel777@gmail. com

The article presents a summary assessment of specificity of demographic characteristics and migratory processes in the Crimean Peninsula, analyzes the characteristics of regional society and its potential as a subject of implementation of the modern migration strategy at the regional level.

Key words: migration, migration policy, migration processes in the Crimea, the regional migration strategy

References

1. Bizjukov, P. Kak formiruetsja otnoshenie rossijskogo naselenija k rabotnikam-migrantam [URL] http://trudprava.ru/ehpert/article/migrationart/712

2. Ivahnjuk, I. Migracija - sfera tonkaja // I. Ivahnjuk. Migracija. HHI vek. № 1 (10), 2012. - p. 10-13.

3. Migracija pomogaet Rossii ukrepit' svoi pozicii v Krymu/ [URL] -

http://migrant.ru/migracija-pomogaet-rossii-ukrepit-svoi-pozicii-v-krymu/

4. Naselenie Kryma i Sevastopolja: chislennost', nacional'nyj sostav. 27. 03.2016./ [URL] http://shhshhshh.statdata.ru/naselenie-krima-i-sevastopolja

5. Principy i napravlenija raboty s migrantami v Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi. Dokument soglasovan na zasedanii Vysshego cerkovnogo soveta 13 nojabrja 2014 goda. / Migracija HHI vek. № 6-7 (26-27), 2014. - P. 85-86.

6. Raschet predpolozhitel'noj chislennosti naselenija Respublika Krym po dannym Rosstata na 15. 04. 2016g. [URL]: http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/resources/5ed5df804c68f339a948bb7 dff7d05ed/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.