Научная статья на тему 'К вопросу о реформировании Российской уголовно-исполнительной системы в свете международных стандартов и опыта зарубежных стран'

К вопросу о реформировании Российской уголовно-исполнительной системы в свете международных стандартов и опыта зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
431
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
осужденные / уголовно-исполнительная система / колонии / тюрьмы / реформа. / Convicts / penitentiary system / colonies / prisons / reform

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Буянецкая А. С.

в статье рассматриваются вопросы реформирования российской уголовно-исполнительной системы в свете международных стандартов и опыта зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues of reforming Russian penitentiary system, in the light of international standards and the experience of foreign countries.

Текст научной работы на тему «К вопросу о реформировании Российской уголовно-исполнительной системы в свете международных стандартов и опыта зарубежных стран»

средств и огнестрельного оружия в деятельности сотрудников полиции долженотдаваться уголовному законодательству о необходимой обороне и уголовно-правовом задержании.

Из положения ч. 3 ст. 37 УК РФ следует, что сотрудники правоохранительных органов пользуются теми же правами, что и остальные граждане, и их право на необходимую оборону не может ограничиваться.

Применяя презумпцию невиновности к оценке правомерности действий сотрудников, можно предположить, что, оценивая действия сотрудников полиции, необходимо исходить из тех норм права, которые являютсянаиболее благоприятными для данного лица.

Таким образом, специальные нормы Закона о полиции рассматриваются как дополнительные условия правомерности действий сотрудников полиции в рамкахконкретного обстоятельства, исключающего преступность деяния.

Список использованных источников:

1. Волков К.А. Деятельность полиции по противодействию преступности: коллизионные проблемы правового регулирования необходимой обороны и уголовно-правового задержания // Уголовное право. - 2015. - № 11.

2. Степанюк В.И. Проблемы применения сотрудниками органов внутренних дел специальных мер пресечения // Актуальные проблемы российского права. - 2014. - № 4.

3. Цуканов Н.Н. О соотношении норм Закона «О полиции» и УК РФ в регулировании права сотрудника полиции применять физическую силу, спецсредства и огнестрельное оружие // Российский следователь. - 2015. -№7.

К ВОПРОСУ О РЕФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СВЕТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ И ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Буянецкая А.С.,

студентка 3 курса юридического факультета, Кубанский государственный университет, Краснодар.

Научный руководитель: Малиновский О.Н., к.ю.н., доцент, доцент кафедры гражданского процесса и международного права, Кубанский государственный университет, Краснодар.

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы реформирования российской уголовно-исполнительной системы в свете международных стандартов и опыта зарубежных стран.

Ключевые слова: осужденные, уголовно-исполнительная система, колонии, тюрьмы, реформа.

Summary: The article deals with the issues of reforming Russian penitentiary system, in the light of international standards and the experience of foreign countries.

Keywords: Convicts, penitentiary system, colonies, prisons, reform.

В уголовно-исполнительной практике, как правило, характер лишения свободы определяется видом учреждения, в котором осужденный непосредственно отбывает наказание.

Лишением свободы признается вид уголовного наказания, заключающийся в принудительной изоляции осужденного от общества в специализированном учреждении с характерным режимом отбывания наказания. Анализируя систему данных специализированных учреждений, можно прийти к выводу, что структура российских учреждений отличается от западных, в силу того, что на западе исторически сложилась преимущественно «тюремная» система исполнения наказаний (например, в США, Норвегии, Швейцарии). Тюремная система западных стран исходила из следующих положений: заключенный, по возможности, должен был иметь собственную одиночную камеру; днем заключенного надлежало привлекать к труду в соответствии с его способностями и возможностями. В настоящее время основным и максимально эффективным средством достижения исправления заключенного является режим специализированного учреждения, который обеспечивает раздельное содержание осужденных, а так-же действие в указанных учреждениях института ресоциализации осужденного, который готовит заключенного к жизни в обществе после отбывания наказания, а также занимается его перево спитанием.

Согласно официально опубликованным данным Федеральной службы исполнения наказаний, по состоянию на 1 марта 2017 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 627 702 чел., в том числе в 716 исправительных колониях отбывало наказание 514 705 чел., в 126 колониях-поселениях - 33 485 чел., в 6 исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы — 2 019, в 217 следственных изоляторах - 109 732, в 8 тюрьмах - 1632, в 24 воспитательных колониях для несовершеннолетних - 1633 [8].

Приведенные данные позволяют констатировать, что уголовно-исполнительная система России в настоящее время состоит преимущественно из колоний. Такая система была характерна для социализма, основной ее идеей было массовое привлечение осужденных к труду. Основным воспитательным моментом, оказывающим огромное влияние на исправление и перевоспитание осужденных тех лет, была государственная идеология социализма. Уровень постпенитенциарного рецидива в советское время не превышал 28 %.

В настоящее время в России сложилось противоречие между общественно-политическим строем и системой мест лишения свободы, потому что пенитенциарная система на данный момент остается

«колонийской», что характерно для социализма, однако в стране уже не используется труд осужденных для решения экономических задач.

Самое главное отличие колонийской системы от тюремной заключается в том, что в колониях осужденные проживают не в отдельных камерах, а в общих помещениях. В колониях часто возникают ситуации, когда в одном исправительном учреждении могут совместно отбывать наказания различные категории осужденных, что накладывает негативный отпечаток на процесс исправления. Разделение осужденных на отряды и их совместное проживание в одних помещениях способствует повышению квалификации преступников, вследствие того, что при совместном проживании происходит обмен преступным опытом, а также могут формироваться преступные группировки с целью совершения новых преступлений после отбывания наказания. Следует сделать вывод, что заключенный в начале срока отбывания наказания представляет гораздо меньшую опасность для общества, чем при освобождении из такого учреждения. По причине переполненности колоний также не представляется возможным в полной мере осуществлять индивидуально-воспитательную работу с каждым за-ключенным, чтобы уменьшить вероятность совершения нового преступления этим лицом. В исправительных учреждениях надлежит создать эффективный институт ресоциализации для того, чтобы осужденный после отбывания наказания мог вернуться в социум.

Российская Федерация является участницей основных международных актов, посвященных рассматриваемой области. Основным универсальным международным документом, регулирующим вопросы содержания заключенных, являются Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, который состоялся в Женеве 30 августа 1955 г. В соответствии со ст. 57 данного акта заключение и другие меры, изолирующие правонарушителя от окружающего мира, причиняют ему страдания уже в силу того, что они отнимают у него право на самоопределение, поскольку они лишают его свободы. Поэтому тюремная система не должна усугублять страдания, вытекающие из этого положения. В результате работы Совета Европы 12 февраля 1987 г. были утверждены Европейские тюремные правила. Они по своей сути дублируют основную мысль Минимальных стандартных правил: «Заключение в тюрьму путем лишения свободы является само по себе наказанием. Поэтому условия заключения и тюремные режимы не должны, кроме как в случае оправданной изоляции или для поддержания дисциплины, ухудшать страдание заключенных» [2, с.708]. Статья 9 Минимальных стандартных правил устанавливает, что каждый заключенный должен обладать отдельной камерой или комнатой, помещать двух заключенных в одно помещение нежелательно. Даже если допускается размещение двух или

более лиц в одной камере, следует удостовериться, что они способны жить в одной камере [2, с. 632]. Таким образом, можно сделать вывод, что колонийская система исполнения наказаний не соответствует некоторым положениям международных стандартных правил, что является нарушением прав осужденных.

Анализируя недостатки этой системы, также следует отметить, что уровень рецидива в настоящий момент в исправительных колониях достигает критически высокого уровня, а именно 70-75 %. Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости реформирования уголовно-исполнительной системы России и её постепенного перехода от «колонийской» к «тюремной».

Бывший руководитель ФСИН РФ Ю. Калинин признавал, что основная масса заключенных, которая содержится в местах лишения свободы, не перевоспитывается вследствие недостатков сложившейся уголовно-исполнительной системы [7]. Также свое мнение относительно данной ситуации высказал министр юстиции А. Коновалов: «Результаты плохо видны из-за чрезвычайной запущенности ситуации в системе» [6]. Экс-президент Д. Медведев в своем интервью заявил: «Мы должны делать так, чтобы человек после выхода из тюрь-мы или из исправительно-трудового учреждения все-таки превращался в нормального, подготовленного к обычной жизни человека. Для этого нужно менять и систему исполнения наказаний, и систему их назначения» [5].

Реформа пенитенциарной системы уже началась. Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г. в Российской Федерации планируется создание комфортабельных тюрем с тремя видами содержания [4]. Предполагается построить значительное число учреждений нового типа: 58 особого, 180 усиленного, 210 общего для мужчин и 55 для женщин. Также началась разработка типовых проектов перепрофилирования обычных зон в тюрьмы на тысячу человек.

Следует отметить, что реформа не предусматривает упразднение таких учреждений, как исправительные колонии, вследствие того, что законодательство обязывает направлять туда осужденных впервые за преступления небольшой и средней тяжести. В настоящее время в условиях переполненности исправительных учреждений сотрудники ссылаются на отсутствие лишних мест и зачастую отступают от уголовно-исполнительных норм, что является нарушением прав заключенных.

Говоря об исполнении международных пенитенциарных стандартов в Российской Федерации, следует отметить - вследствие того, что уголовно-исполнительная система характеризовалась ранее своей закрытостью, между-народные стандарты в указанной области не были востребованы вплоть до принятия Конституции РФ 1993 г., которая включила общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в состав ее правовой системы и установила

приоритет значительной части норм международного права по отношению к нормам законов [1]. Однако, в настоящее время невозможно говорить об исполнении в полном объеме взятых Россией на себя обязательств, хотя в ст. 10 УИК РФ прямо говорится, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных [3].

Итак, процесс реформирования пенитенциарной системы Российской Федерации идет. Для того, чтобы достичь намеченных целей реформирования, надлежит постепенно преобразовывать часть исправительных колоний в многопрофильные тюремные учреждения по западному типу. При переходе к преимущественно тюремному режиму содержания заключенных будет проще организовывать воспитательную работу с осужденными, также снизится вероятность обмена криминальным опытом. С увеличением числа исправительных учреждений решится проблема переполненности, и это даст возможность раздельно содержать впервые осужденных и лиц, уже отбывавших ранее наказание в виде лишения свободы.

Список использованных источников:

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. (с попр.). М., 2017.

2. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 г. // Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. Под общей ред. П.Г. Мищенкова. М.,1997.

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации 1997 г. (в ред. 2016 г.)// http://www. consultant. ru.

4. Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г.: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 гю № 1772-р. г. Москва // прим. Ред. «Собрание законодательства РФ» , 25.10.2010, N43, ст. 5543.

5. Кузьмин В. Итоги в прямом эфире 27 января 2008 г.

6. Полетаев В. Реформирование тюремной системы// Российская газета. 2009. 25 дек.

7. Шаров А. Приглашение в тюрьму// Российская газета. 2006. 28 июля. 8. http://www.fsin.su/structure/mspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka% 20UIS/. (Дата обращения: 4.03.2017.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.