Научная статья на тему 'К вопросу о переходе от исправительных колоний к системе тюремного заключения'

К вопросу о переходе от исправительных колоний к системе тюремного заключения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
120
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОСУЖДЕННЫЕ / ТЮРЕМНАЯ СИСТЕМА / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ / THE PENITENTIARY LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION / CONDEMNED / PRISON SYSTEM / CORRECTIVE COLONIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сизая Елена Аркадьевна

Рассматривается вопрос о переходе от исправительных колоний к системе тюремного заключения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO A QUESTION ON TRANSITION FROM CORRECTIVE COLONIES TO IMPRISONMENT SYSTEM

The concept of transition from corrective colonies to prison system of serving of punishment is offered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о переходе от исправительных колоний к системе тюремного заключения»

отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 50. Ст. 5711.

10. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. -№ 21. Ст. 699.

11. См.: Миронов О. Указ. соч. С. 21.

12. См.: Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Перечня населенных пунктов,

находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: постановление от 18 декабря 1997 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 52. Ст. 5924.

13. См.: Годлевская Е. Хроника абсурда / Е. Годлевская // Поколение. -2002. - 30 апреля. С. 1 -2.

14. См.: Российская Федерация. Правительство.

Об изменении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Черно -быльской АЭС: постановление от 7 апреля 2005 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 15. Ст. 1359.

A.A. Romanova. ACTUAL PROBLEMS FOR THE DEFENCE OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT FOR THE COMPENSATION OF THE DAMAGE, CAUSED TO THE CITIZEN'S HEALTH OR PROPERTY BY THE ECOLOGICAL INFRINGEMENT.

This article is devoted to the research of some problems, arising in the process of legal defence of the constitutional right for the compensation of the damage, caused to the citizen's health or property by the ecological infringement: a complicated system of proving harm done to the citizens' lives and health and its connection with the activity of the juridical and physical persons, nonfulfillment of the judgemennt.

Key words: legal defence, the constitutional right, the proving system, the reasonable connection, the compensate of the damage, ecological infringement.

РОМАНОВА Алла Александровна, родилась в 197S г., окончила Московский университет потребительской кооперации (2000), старший преподаватель гражданско-правовых дисциплин Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 62 работ.

УДК 343.81

К ВОПРОСУ О ПЕРЕХОДЕ ОТ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЙ К СИСТЕМЕ ТЮРЕМНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Е.А. Сизая

Рассматривается вопрос о переходе от исправительных колоний к системе тюремного заключения.

Ключевые слова: уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации, осужденные, тюремная система, исправительные колонии.

По мнению Министра юстиции А. В. Коновалова «Исправительные колонии - в их нынешнем виде должны прекратить свое существование как устаревшая практика» 1.

В действующем уголовно-исполнительном законодательстве РФ о переходе на тю-

1 Коновалов А. Статья без заключения / А. Коновалов. - Российская газета, 2009. - № 78. - 5 мая. С. 1-5; См.: так же: Уткин В.А. Международные стандарты обращения с осужденными и их влияние на реформирование уголовно -исполнительного законодательства России/В .А. Уткин, А.И. Зубков // Уголовно-исполнительное право России: Учеб. / Под ред. А.И. Зубкова. М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1997. С.588.

ремную систему, тем более на одиночное содержание, ничего не говорится, хотя некоторые тенденции расширения камерного содержания осужденных предусматриваются (перевод осужденных в единые помещения камерного типа, перевод на строгие условия содержания во всех видах исправительных колоний, где они должны содержаться в запираемых помещениях и др.). Тогда как Минимальные стандартные правила обращения с заключенными ООН рекомендуют, чтобы каждый осужденный имел отдельную камеру или комнату (п. 1 ст. 9). Здесь же следует

заметить, что принципы, провозглашенные в Минимальных стандартных правилах для государств - членов ООН, обязательными не являются. Это связано с тем, что международно-правовой конвенции по ним до настоящего времени пока не принято. Они имеют статус только принципов рекомендательного характера и направлены на дальнейшее повышение эффективности деятельности ФСИН России и совершенствование пенитенциарного законодательства РФ.

Однако концепция Министра юстиции РФ и других авторов о преимуществе покамер-ного тюремного содержания заключенных, как представляется, является более предпочтительной, ибо это позволяет:

а) пресечь всякие недозволенные связи осужденных с другими категориями преступных элементов;

б) предупредить в местах лишения свободы массовые беспорядки, погромы, поджоги, захваты заложников и иные бесчинства, влияние неформальной субкультуры или так называемых лидеров отрицательной направленности;

в) исключить латентное физическое и психическое насилие, развращающее влияние одних категорий заключенных на других, вставших на путь исправления;

г) предупредить создание преступных группировок, как в местах лишения свободы, так и за их пределами и умышленно творящих зло;

д) освободить администрацию учреждений от такой сферы оперативно-розыскной деятельности, как использование услуг лиц, сотрудничающих на конфиденциальной основе;

е) более эффективно воздействовать на злостных нарушителей отбывания наказания и способствовать более успешному их исправлению;

ж) реально обеспечить юридическую защиту осужденным и решить подавляющее большинство проблем, связанных с безопасностью не только осужденных, но и персонала.

К сожалению, следует признать, что при всех достоинствах колоний, они достаточных гарантий обеспечения безопасности, жизни и здоровья осужденным не предоставляют 2.

2 См.: Рогозин С.В. Лишение свободы в тюрьме как средство обеспечения безопасности общества / С.В. Рогозин // Эффективность уголовного законодательства Российской Федерации и обеспечение задач, стоящих перед ним: Всерос. науч.-практ. конф. (25-26 марта 2004 г.) - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права, 2004. - Ч. 2. С. 127-131.

Тем более лица, в отношении которых существует реальная угроза физической расправы со стороны лиц, противодействующих установленному порядку отбывания наказания, должны иметь субъективное право на отдельную камеру, либо на отдельную медицинскую палату-изолятор;

з) сокращать сроки наказания и делать лишение свободы цивилизованным;

и) более глубоко изучить личность правонарушителя.

Целесообразность замены колонийской системы отбывания наказания на тюремные условия содержания осужденных подтверждают и наши исследования.

Перевод на тюремную систему содержания лиц, осужденных к лишению свободы, в перспективе явится новым направлением уголовно-исполнительной политики РФ. Поэтому, как следует из приведенного анализа, имеются противники его реализации как со стороны персонала (13 %), так и со стороны осужденных (39 %).

Изложенное позволяет сделать и другое предложение по совершенствованию пенитенциарного законодательства РФ: следует исключить отбывание пожизненного лишения свободы в колонии особого режима. В ч.

7 ст. 74 УИК РФ целесообразно внести дополнение: «В тюрьме отбывают наказание осужденные к пожизненному лишению свободы».

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными предусматривают гуманный характер обращения с осужденными, содержащимися в тюрьме, устанавливают ряд руководящих принципов, которые изложены в ст.ст. 56-84.

Эти принципы охватывают не только вопросы безопасности осужденных и персонала, но и другие вопросы исполнения наказания. Такие принципы отбывания тюремного заключения должны включать в соответствии с Минимальными стандартными правилами в себя ряд иных требований:

а) сведение до минимума страданий, которые характерны для тюремного заключения;

б) нормализация условий содержания в тюрьме;

в) поощрение заключенных к законопослушной и материально самостоятельной жизни после освобождения;

г) обеспечение помощи в соответствии с индивидуальными нуждами;

д) обращения и устройства их после освобождения, облегчение постепенного возвращения к жизни на свободе;

Данные анкетирования о целесообразности замены колонийской системы отбывания наказания на тюремные условия содержания осужденных (в %)

Варианты ответа респондентов Категории обследованных

Сотрудники ФСИН России Осужденные Законно-послушные граждане

Тюремная система лишения свободы отвечает безопасности осужденных и сотрудников УИС и требованиям международных стандартов 86 45 83

Тюремная система отбывания наказания не целесообразна, поскольку не позволяет эффективно использовать основные средства исправления осужденных 13 39 15

Затрудняюсь ответить 1 16 2

Итого 100 100 100

е) акцент на то, что заключенные являются частью общества.

Прогрессивные рекомендации-принципы Правил состоят в том, что они исключают: систему одиночного заключения в камере, жестокое обращение с заключенными (воздействие гипнозом не в целях исцеления, телесные наказания, пытки); проведение над заключенными медицинских опытов, применение повторного взыскания за одно и то же правонарушение. Поэтому Минимальные стандартные правила и отбывание наказания в тюрьме следует рассматривать как провозглашение руководящих принципов воспитательного воздействия на заключенных. С учетом их гуманной направленности они считаются своего рода Великой хартией прав заключенных.

Следующий аспект: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными посвящены принципам деятельности персонала тюремных учреждений (ст.ст. 51-63)3.

С одной стороны, от сотрудников требуется поддерживать в тюрьме высокий уровень безопасности, а с другой - персонал должен постоянно осознавать, что рано или поздно

3 Согласно правительственной программе по проведению пенитенциарных реформ в США в 1965 г. была основана нынешняя Академия сотрудников исправительных учреждений для профессиональной подготовки тюремных служащих всех рангов и званий. (См. более подробно: Алферов Ю.А. Международный пенитенциарный опыт и его реализация в современных условиях. Сб. лекций / Ю.А. Алферов. Домодедово: РИМ МВД РФ, 1993. С. 35-40; Сизая Е.А. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными и проблемы повышения их эффективности / Е.А. Сизая // Состояние и перспективы развития юридической науки: Материалы Междунар. научно-практ. конф., посвящ. 75-летию Удм. гос. ун-та, 30-31 марта 2006 г. Ч. 5. Ижевск: Детектив-информ, 2006. С. 98-103).

заключенные вернутся в общество. Ст. 56 Минимальных стандартных правил гласит о том, что все сотрудники мест заключения всегда должны вести себя и выполнять свои обязанности так, чтобы служить примером для заключенных и завоевывать их уважение.

Поэтому к персоналу тюремных учреждений должны постоянно предъявляться возрастающие требования: персонал должен уметь пользоваться новейшими научными достижениями; применять самые эффективные методики позитивного воздействия на заключенных; в совершенстве владеть компьютером, а также уметь пользоваться новейшей электронно-вычислительной техникой. Само собой разумеется, что заработная плата сотрудников тюрьмы должна устанавливаться с таким расчетом, чтобы привлекать к этой работе способных и грамотных работников.

Принимая во внимание исключительно трудные условия данной работы, Правила устанавливают принцип - обеспечить сотрудникам тюрьмы соответствующие льготы и условия труда (ст. 46). Администрация тюрьмы должна зарабатывать достаточно, чтобы избежать соблазна принимать взятки, иметь дополнительный заработок.

В действующем УИК РФ идея о переходе на тюремную систему отбывания наказания своего отражения не нашла. Тем не менее, в будущем, это скорее всего произойдет, несмотря на затратный характер реализации данного предложения.

Следует заметить, что перевод на тюремную систему является не только дорогостоящим мероприятием, он должен осуще-

ствляться постепенно с учетом всех обстоя- можности приобщения осужденных к тельств и, в первую очередь, с учетом воз- общественно полезному труду.

E.A. Sizaya. TO A QUESTION ON TRANSITION FROM CORRECTIVE COLONIES TO IMPRISONMENT SYSTEM.

The concept of transition from corrective colonies to prison system of serving of punishment is offered.

Keywords: the penitentiary legislation of the Russian Federation, condemned, prison system, corrective colonies.

СИЗАЯ Елена Аркадьевна, родилась в 1965 г., окончила Волгоградский политехнический институт (1989), Московский университет потребительской кооперации (2002), канд. юрид. наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 89 работ.

УДК 343.2/.7

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ УГОЛОВНОГО ПРАВА И УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.Ф. Сизый, И. И. Васильев

Дано понятие «преступная политика» в широком и узком смысле. Проанализировано взаимовлияние уголовного права и преступной политики.

Ключевые слова: уголовное право, уголовная политика, борьба с преступностью, уголовно-правовые средства.

В середине Х1Х в. стало складываться мнение ученых, что вопросы борьбы с преступностью следует поставить на научную основу. С данного периода времени возникло новое направление в уголовно-правовой науке - уголовная политика. В России первые исследования вопросов уголовной политики принадлежат С.К. Гогелю, Д.А. Дрилю, Н.С. Таганцеву, И.Я Фойницкому, М.П. Чубин-скому и др. Уголовная политика уже рассматривалась как средство преодоления догматизма в уголовном праве.

В начале ХХ в. курс уголовной политики стал уже преподаваться в университетах России. Ученые, развивая концепции уголовной политики, полагали, что развитие и совершенствование уголовного законодательства должно основываться на научной основе. Значительное место в трудах ученых данного периода уделялось вопросам профилактики преступлений и гуманизации уголовноправовой и тюремной системы отбывания наказания.

В советский период уголовная политика формировалась Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза, а также в совместных постановлениях партии и правительства. Так, Программа

КПСС 1961 г. провозгласила нереальную задачу ликвидации преступности в стране и устранение причин ее порождающих. В 1966 г. ЦК КПСС и СМ СССР было принято постановление «О мерах по усилению борьбы с преступностью» и ряд других документов, реализация которых не смогла приостановить количество совершаемых преступлений.

Как и общая политика всего государства, уголовная политика вырабатывается высшими органами законодательной и исполнительной власти. Уголовная политика представляет часть политики государства в сфере борьбы с преступностью. Более того, проблемы преступности деяний и наказуемости за их совершение находятся в центре внимания уголовной политики Российской Федерации. Уголовная политика адекватно отражает государственную идеологию, основные направления государственной деятельности.

Если говорить и конкретизировать указанное положение, то в настоящий период уголовная политика формируется Президентом РФ, Государственной Думой, Советом Федерации, Правительством в том числе Министерством юстиции, внутренних дел, Генеральной прокуратурой, Конституционным и Верховным судом. На формирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.