DOI 10.47643/1815-1329_2023_5_88
К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ On the issue of the realization of the rights of indigenous minorities of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation
БАТТАХОВ Петр Петрович,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник, Институт государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10. E-mail: battakhov@mail.ru;
Battakhov Petr Petrovich,
candidate of of jurisprudence, senior researcher of Institute of the state and right of the Russian Academy of Sciences. 10 Znamenka str., 119019 Moscow, Russia. E-mail: battakhov@mail.ru
Краткая аннотация: В статье рассматриваются важнейшие аспекты правового положения коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее-КМНС). Изучены основные международные, федеральные и региональные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения КМНС. Предложено внести изменения в федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» в части того, чтобы освободить от призыва по мобилизации коренные малочисленные народы России.
Abstract: The article discusses the most important aspects of the legal situation of the indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation. The main international, federal and regional legal acts governing the legal relations of indigenous peoples were studied. It was proposed to amend the Federal Law "On Mobilization Training and Mobilization in the Russian Federation" in terms of exempting the indigenous small peoples of Russia from conscription for mobilization.
Ключевые слова: Арктика, коренные малочисленные народы Севера, Конвенция, федеральный закон, Крайний Север.
Keywords: Arctic, Indigenous Minorities of the North, Convention, Federal Law, Far North.
Для цитирования: Баттахов П.П. К вопросу о реализации прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2023. № 5(221). С. 88-92. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_88.
For citation: Battakhov P.P. On the issue of the realization of the rights of indigenous minorities of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation // Agrarian and Land Law. 2023. No. 5(221). pp. 88-92. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_88.
Статья поступила в редакцию: 31.05.2023
Арктика - уникальный регион, где сосредоточены гигантские запасы ресурсов и остающийся почти нетронутым природным резервом всего человечества. Несметные богатства привлекают к себе пристальное внимание как арктических стран (Россия, Канада, США, Норвегия, Дания, Исландия, Швеция и Финляндия), но и стран, далеких от полярного круга, включая Китай и даже Индию. Площадь Арктики равна примерно 27 млн км2 [1], из которых 13 млн км2 приходится на Северный Ледовитый океан. Большинство морских границ в Арктике до сих пор остаются предметом спора. Россия заявляет свои права на территории общей площадью 9 млн. км2 и поэтому стремится к скорейшему признанию северными странами морских границ в Арктике. К сожалению, последнее заседание Арктического Совета прошло без ее участия в связи с введенными санкциями.
В настоящее время Арктика становится зоной соперничества многих государств мира и крупных транснациональных корпораций. В то время как разведанные мировые нефтегазовые ресурсы в скором будущем будут исчерпаны, под льдами Северного Ледовитого океана залегает около трети всех мировых запасов природного газа (47,3 трлн кубометров), 20 % запасов газоконденсата (44 млрд баррелей), 13 % запасов нефти (90 млрд баррелей). При этом большая часть названных ресурсов (около 84 %) располагается на шельфе. В результате глобального потепления площадь арктических льдов за последние 50 лет сократилась на треть, что открывает дополнительные возможности увеличения добычи нефтегазовых ресурсов [2].
Несомненно, арктические пространства являются территорией проживания многих коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России (далее - КМНС), поэтому все арктические страны должны заботиться о сохранении их самобытных культур и обеспечение достойного уровня жизни. На первое место следует ставить вопрос о развитии исконных северных народов как самостоятельных этносов. Без всякого сомнения, можно утверждать, что без сохранения самобытных цивилизаций народов Севера уже в недалеком будущем Россия может потерять Арктику.
Каждой территории мира соответствует свой уклад жизни населяющих ее народов, определяемый условиями среды и отвечающий выработанному веками опыту выживания подчас в суровых климатических условиях. Коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока России приходилось учиться жить в самых сложных обстоятельствах. Суровые зимние морозы, короткое лето и длительная полярная ночь потребовали немалой отваги и стойкости, бережного отношения к хрупкой экологии северных территорий, позволив сохранить ее в целости. В развитии условий жизни этих народов в современном мире важное значение имеют экономическое, социальное и экологическое направление.
На вопросы предоставления особых прав коренным народам, проживающим на арктических территориях, международное сообщество, обратило внимание в конце 80-х годов. В 1989 году была подписана Конвенция Международной организации труда № 169 «О коренных народах и
народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» [3]. Работа над международным правовым обеспечением этой важной сферы продолжалась более 20 лет. В 2001 году ЮНЕСКО приняла «Всеобщую декларацию о культурном разнообразии», а двумя годами позже - «Конвенцию по вопросам охраны нематериального культурного наследия», в которой был отмечено, что общемировая культура складывается из всего многообразия культур всех народов планеты, включая самые малочисленные, что создает неповторимое богатство цивилизаций [4].
Конвенция 2003 года разрабатывалась на основе «Конвенции ЮНЕСКО по вопросам охраны мирового культурного и природного наследия» 1972 года. Итогом этой грандиозной работы стало принятая ООН в 2007 г. Декларации о правах коренных народов и объявление 2005-2014гг. вторым десятилетием коренных народов мира.
Данные основополагающие документы международного права стали ориентиром для совершенствования законодательства РФ в области прав и обязанностей КМНС. Все эти международные правовые акты стали результатом осознания общемирового значения сбережения и развития неповторимых культур народов Севера и бережного отношения к среде их обитания, подтверждены их неотъемлемые права на ресурсы и территории их исконного проживания.
Такое существенное повышение статуса коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России было бы невозможно без широкого распространения представлений о ценности различных культур и необходимости их сохранения как уникального мирового достояния. Расширение спектра прав коренных народов стало также результатом возросшего уровня самосознания малых народов и активной борьбы в защиту их традиционных ценностей и признание коллективных прав представителей этих этносов на официальном уровне. В условиях глобализации — это бесценное наследие могло быть безвозвратно утеряно вместе с выработанным тысячелетиями опытом выживания в крайне неблагоприятных климатических условиях. Таким образом, коренные малочисленные народы Севера заявили о себе как самостоятельных субъектах взаимодействия различных культур, готовых твердо отстаивать свои права и интересы [5].
После распада Советского союза принимались соответствующие нормативно-правовые акты, касающиеся правоотношений в специфической Арктической зоне России. Права и свободы в области самореализации граждан закреплены в Конституции Российской Федерации. В основном законе записано, что Россия исторически является многонациональным государством, и объявлено, что многонациональный народ является единственным источником власти [ст.3]. Таким образом, не должно быть никакого ущемления прав людей и преград к их реализации по национальному признаку. В полной мере эти положения касаются и КМНС.
Л.В. Адриченко отмечает, что в регулировании и защите прав КМНС значительную роль сыграло принятие в Российской Федерации ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (1999г.), "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (2001г.), но это должно стать лишь отправной точкой дальнейшего движения в поиске наиболее адекватных правовых решений при формировании законодательной основы в области прав коренных малочисленных народов Севера [6].
Коренными малочисленными народами признаются этносы, проживающие на территориях, где жили их предки, ведущие традиционный образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями» [7].
Указанные выше законодательные акты не только подтверждают закрепленные за народами РФ основные конституционные права, в частности, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития в соответствии с частью 3 статьи 68 Основного Закона, но и признают КМНС особым субъектом правоотношений и одновременно особым объектом внимания государства. Ст.69 Конституции РФ гарантирует им права в соответствии с нормами международного права. Категория «коренные малочисленные народы» охватывает 47 этносов, 40 из которых обитают преимущественно на Севере, Дальнем Востоке и в Сибири в 33 федеративных субъектах и обладают уникальным жизненным укладом [8].
Необходимо отметить, что северные и дальневосточные регионы, где проживают большинство КМНС составляют около 70% от площади всей России (примерно 12 млн км2). Население же насчитывает всего 6,8% от населения страны, при этом более 100 народностей исконно проживали на этой территории, 40 из которых относятся к малочисленным. Их список утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.04.2006 1\1о536-р «Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
В соответствии с ним к КМНС относятся:
• Ненцы (49 787 чел.)
• Эвенки (39 420)
• Ханты (31 600)
• Эвены (ламуты) (19 775)
• Чукчи (16 228)
• Шорцы (10 581)
• Манси (12 308)
• Нанайцы (11 668)
• Долганы (8 182)
• Коряки (7 498)
• Тувинцы-тоджинцы (7 293)
• Вепсы (4 687)
• Сойоты (4 308)
• Нивхи (3 863)
• Тубалары (3 675)
• Селькупы (3 491)
• Теленгиты (2 916)
• Ительмены (2 622)
• Кумандинцы (2 456)
• Ульчи (2 481)
• Телеуты (2 241)
• Юкагиры (1 813)
• Эскимосы (1 657)
• Камчадалы (1 564)
• Саамы (1 550)
• Удэгейцы (1 328)
• Челканцы (1 314)
• Кеты ( 1 096)
• Чуванцы (903)
• Нганасаны (694)
• Тофалары (тофа) (722)
• Орочи (530)
• Негидальцы (482)
• Алеуты (398)
• Чулымцы (382)
• Тазы (274)
• Ороки (ульта) (269)
• Энцы (203)
• Алюторцы (97)
• Кереки (23).
Примечание: КМНС перечислены в порядке убывания численности по данным переписи 2021 года.
Несмотря на малочисленность этих народов, их вклад в этническое и культурное разнообразие страны неоценим, однако они не смогут без помощи государства решить острые социально-экономические проблемы. Угроза потери КМНС своей национальной идентичности по мере нарастания противоречий между стремлением к сохранению национальной идентичности и глобализацией становится особенно актуальной
[9].
В настоящее время в России остро стоят вопросы сохранения Арктической зоны. Этот регион имеет большую протяженность, здесь сосредоточены природные ресурсы, имеются предпосылки для планомерного развития новых инфраструктурных и культурных - проектов. В последние годы особенно актуальной стала тема поддержки культурного, этнического и цивилизационного потенциалов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. При этом задачи бережного обращения с природными ресурсами Арктики, сохранения и приумножения культурного наследия данного региона тесно связаны с текущим и будущим экономическим положением данной территории.
Считается, что сохранения существующих традиционных ценностей в Арктической зоне встречаются с многочисленными негативными воздействиями, выраженными в нивелировании значимости местных культурных кодов. Тем не менее сохранность местных особенностей обусловлена:
- преимущественным кочевым образом жизни местного населения;
- географическими и климатическими характеристиками местности;
- традициями местного натурального хозяйства;
- характерными промыслами (охотой, рыбалкой, животноводством, собирательством);
- мифологией природной направленности;
- моментами психологического характера;
- локальными социальными привычками;
- уникальной культурой.
Основы традиционной культуры малых народов Арктики включают в себя особенности и черты ментальности, которые необходимы для гармоничного существования в локальном социуме в весьма специфических условиях окружающей среды. Глобализация, в свою очередь, постепенно влияет на малые народности, происходит некоторая утрата национальной идентичности и самоощущения представителей арктиче-
ских этносов. Такие негативные процессы приводят к дезориентации личности, размыванию ценностных и мировоззренческих установок. Поэтому коренные малочисленные народы Севера особо ценят единение со своей традиционной культурой, которая является фундаментальной базой мировоззрения[10].
В связи с озвученными выше вопросами на федеральном и местном уровнях принят ряд законодательных актов, которые непосредственно касаются коренных народов Крайнего Севера. Стоит отметить, что среди всех субъектов Российской Федерации наиболее развитой нормативной базой в этом отношении обладает Республика Саха (Якутия. В регионе действует существенное количество законов, регламентирующих вопросы сохранения коренных малочисленных народов Крайнего Севера.
В период существования СССР коренным малочисленным народам Севера уделялось определенное внимание. В частности, была создана система преференций, которая в определенной мере способствовала сохранению традиционного уклада жизни локальных сообществ. В современной истории страны произошли значительные изменения, они поставили перед представителями малочисленных этносов множество проблем адаптации, и не все сумели своевременно приспособиться к резко изменившимся условиям жизни. К самым важным проблемам жизни в условиях арктического пояса относятся безработица и очень невысокий уровень доходов местного населения. Ввиду отсутствия условий для нормальной жизни происходит постепенный отток населения из арктической зоны. Чаще всего родные места покидают представители молодого поколения. Происходит размывание этнического состава коренных народов, замедляется его воспроизводство. Во многом это связано и со снижением прибыльности от занятия традиционными промыслами, которые издревле практиковались в Арктической зоне. К тому же многие подобные занятия (рыбная ловля, охота, соответствующая обработка природного сырья) в данный момент существенно ограничены законодательно. Все перечисленные выше причины приводят к тому, что жить на своих исконных территориях становится все труднее.
Несмотря на многочисленные пробелы в законодательстве, существует комплекс мер поддержки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. К тому же предполагается планомерно расширять спектр льгот и преференций для представителей рассматриваемых этносов. Отчасти это связано с тем, что представители северных народов наравне с другими этносами участвуют в Специальной военной операции на территории Украины, которая проводится в настоящее время. Важным правовым актом, касающимся жизни коренных народов Арктической зоны России, является документ от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». В статье 9 данного закона подчеркивается, что лица, относящиеся к рассматриваемым этносам, которые ведут традиционный образ жизни и хозяйства, могут быть освобождены от прохождения действительной военной службы. В соответствии с основным законом нашей страны такие люди вместо стандартной службы в вооруженных силах могут проходить альтернативную службу. Такое право гарантируется Конституцией России и федеральным законом[7]
Стоит отметить, что право на замену действительной военной службы иной формой выполнения гражданского долга в соответствии с упомянутым выше законодательным актом федерального уровня возникает в двух юридически значимых случаях. Во-первых, если человек по своим моральным и ценностным установкам не может нести военную службу, так или иначе связанную с насилием, хоть и потенциально. А во-вторых, если человека можно отнести к представителям малочисленных народам. Последние занимаются традиционными для конкретной местности промыслами и ведут сложившийся в течение многих веков устоявшийся образ жизни (ст. 2). Такое положение вещей коррелирует с положениями Конституции России и соответствует Федеральному закону от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Ввиду сказанного выше становится очевидной проблема принятия решения по замене военной службы альтернативной службой. В настоящее время не получится реализовать право в соответствии с положениями Закона. Это связано с тем, что в удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации документе (паспорте) отсутствует информация о национальности его владельца. Такая юридическая коллизия препятствует практическому исполнению требований, описанных в соответствующих законодательных актах. Тем не менее законодательная база на этот счет существует, поэтому стоит ожидать запросов от представителей коренных народов Арктики по замене военной службы иной формой исполнения гражданского долга в соответствии с положениями Закона. Но обозначенный выше вопрос в любом случае придется урегулировать[11]
На основе анализа представленных выше законодательных актов становится ясно, что необходимы соответствующие правовые изменения, касающиеся возможности замены военной службы альтернативной гражданской службой для представителей малых этносов Севера, Сибири и Дальнего Востока России и других малочисленных народов нашей страны. Их представители не должны принимать участие в Специальной военной операции на территории Украины либо других государств, проходить другие виды военной службы, в том числе по призыву.
Не вызывает сомнения тот факт, что необходимо внести соответствующие изменения в закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» касательно невозможности призыва на действительную военную службу коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Это позволит сохранить данные этносы, а также их уникальную культуру, являющуюся достоянием человечества.
Очень важным моментом является то, что сохранение традиционного уклада малочисленных этносов Севера и других подобных народов не должно осуществляться в виде полной изоляции. Иными словами, не должна складываться ситуация так называемого социального одиночества, когда малочисленные народы остаются наедине с самими собой. Наоборот, знания и навыки рассматриваемых народов должны обогащать другие этносы, способствовать развитию экологических культурных инициатив на различных территориях. При этом важно отметить особую роль защиты коренных малочисленных народов от любых форм дискриминации по национальному признаку. Не должно быть никаких признаков пропаганды какой-либо отсталости или неполноценности представителей таких этносов. С другой стороны, нельзя поддерживать и так
называемую парадигму социального иждивенчества малочисленных народов[12]. В быстро меняющемся современном мире коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока России могут и должны планомерно развиваться. Основой такого развития может стать богатая культура, основанная на принципах бережного отношения к природе.
Таким образом, что в настоящее время не наблюдается устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Арктической зоне России. Состояние, в том числе демографическое, таких народов можно рассматривать лишь в отрицательной динамике. В большинстве регионов страны, где проживают представители таких народов, необходимо расширение нормативно-правовой базы для защиты местного населения от негативного воздействия процессов глобализации. Как уже говорилось выше, хорошим примером может послужить правовой опыт Республики Саха (Якутия). Перспективной идеей является инициатива разработки и принятия Арктического кодекса Российской Федерации. Такой комплексный законодательный акт, без сомнения, поспособствует ускорению развития всего арктического региона.
Библиогра фия:
1. Большая российская энциклопедия. Том 33. - Москва: Большая Российская Энциклопедия, 2017. - 799 с.
2. Международно-правовой статус Арктики: досье // ТАСС. - URL: https://tass.ru/info/895685 (дата обращения: 31.05.2023).
3. Конвенция и рекомендации, принятые Международной конфедерацией труда. 1957-1990. - Т. 2. III. - Женева, 1991. - С. 2193-2207.
4. Декларация ООН о правах коренных народов. URL: http://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml
5. Попков, Ю. В. Коренные малочисленные народы Севера в глобальном и региональном контексте / Ю. В. Попков // ЭКО. - 2011. - № 9(447). - С.
71-88.
6. Андриченко Л.В. Правовой статус национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации. М.: Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации. ОАО Издательский дом Городец, 2005. 384 с.
7. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 г. N 18 ст. 2208.
8. Гоголев П.В. Этнические интересы (притязания) коренных малочисленных народов Севера России как правообразующий фактор // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 6. С. 28 - 32.
9. Синица А. Л. Повышение уровня образования коренных малочисленных народов Севера и сопутствующие проблемы / А. Л. Синица // Ломоносовские чтения-2019: Материалы ежегодной научной конференции МГУ, Севастополь, 03-05 апреля 2019 года / Под ред. О.А. Шпырко, В.В. Хапаева, С.И. Рубцовой. -Севастополь: Филиал МГУ в г. Севастополе, 2019. - С. 131-132.
10. Санжеева, Л. В. Современные проблемы сохранения традиций коренных малочисленных народов Арктики / Л. В. Санжеева // Общество. Среда. Развитие. - 2023. - № 1 (66). - С. 33-37.
11. Батюк Г.П. Закон принят, но вопросы остались // Право в Вооруженных Силах", N 1, 2003.
12. Аракчаа К.Д. Коренные малочисленные народы России: политика и право // Социология власти. 2011. N 3. С. 174.
References:
1. Great Russian Encyclopedia. Volume 33. - Moscow: Great Russian Encyclopedia, 2017. - 799 s.
2. International legal status of the Arctic: dossier//TASS. - URL: https://tass.ru/info/895685 (accessed date: 21.06.2023).
3. Convention and recommendations adopted by the International Confederation of Labor. 1957-1990. - T. 2. III. - Geneva, 1991. - S. 2193-2207.
4. UN Declaration on the Rights of Indigenous Peoples. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml
5. Popkov, Yu. V. Indigenous minorities of the North in a global and regional context/Yu. V. Popkov//IVF. - 2011. - № 9(447). - S. 71-88.
6. Andrichenko L.V. Legal status of national minorities and indigenous minorities in the Russian Federation. M.: Regulation and protection of the rights of national minorities and indigenous minorities in the Russian Federation. OJSC Gorodets Publishing House, 2005. 384 p.
7. Federal Law of April 30, 1999 N 82-FZ "On Guarantees of the Rights of Indigenous Minorities of the Russian Federation "//Collection of Legislation of the Russian Federation of May 3, 1999 N 18 Art. 2208.
8. Gogolev P.V. Ethnic interests (claims) of the indigenous peoples of the North of Russia as a right-forming factor//Constitutional and municipal law. 2013. N 6. S. 2832.
9. Sinitsa A. L. Raising the level of education of the indigenous peoples of the North and related problems/A. L. Sinitsa//Lomonosov Readings-2019: Materials of the Annual Scientific Conference of Moscow State University, Sevastopol, April 03-05, 2019/Ed. O.A. Shpyrko, V.V. Khapaeva, S.I. Rubtsova. - Sevastopol: Branch of Moscow State University in Sevastopol, 2019. - S. 131-132.
10. Sanzheeva, L.V. Modern problems of preserving the traditions of the indigenous peoples of the Arctic/L.V. Sanzheeva//Society. Wednesday. Development. - 2023. - № 1(66). - S. 33-37.
11. Batyuk G.P. Zakon adopted, but the questions remained//Law in the Armed Forces, "N 1, 2003.
12. Arakchaa K.D. Indigenous minorities of Russia: politics and law//Sociology of power. 2011. N 3. S. 174.