Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ'

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1527
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорьев О.В.

Рассматриваются современные вопросы ответственности в административно-правовом аспекте в информационной сфере. Освещаются основные теоретические положения об административной ответственности в информационном праве, а также проводится оценка современных проблем в исследуемой области. На основе представленных проблем, выявляются направления по их разрешению и совершенствованию механизма реализации административной ответственности в информационной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF IMPLEMENTATION OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR OFFENSES IN THE INFORMATION SPHERE

The article deals with modern issues of responsibility in the administrative and legal aspect in the information sphere. The main theoretical provisions on administrative responsibility in information law are highlighted, as well as an assessment of modern problems in the studied area is carried out. On the basis of the presented problems, directions for their resolution and improvement of the mechanism for the implementation of administrative responsibility in the information sphere are identified.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ»

УДК 342.951

Григорьев О.В.,

магистрант 3 курса АОЧУ ВО «МФЮА»,

г. Москва, РФ

Научный руководитель: Юзефович Ж.Ю.,

Кандидат юридических наук, АОЧУ ВО «МФЮА»,

г. Москва, РФ

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Аннотация

Рассматриваются современные вопросы ответственности в административно-правовом аспекте в информационной сфере. Освещаются основные теоретические положения об административной ответственности в информационном праве, а также проводится оценка современных проблем в исследуемой области. На основе представленных проблем, выявляются направления по их разрешению и совершенствованию механизма реализации административной ответственности в информационной сфере.

Ключевые слова

Административная ответственность, правовое регулирование, информационное право, правонарушение,

правовая ответственность, информационная сфера.

Grigoriev O.V.,

3-year undergraduate student of AOChU VO "MFYuA",

Moscow, Russia Scientific adviser: Yuzefovich Zh.Yu.,

Candidate of Legal Sciences, AOChU VO "MFYuA",

Moscow, Russia

TO THE QUESTION OF IMPLEMENTATION OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR OFFENSES IN THE INFORMATION SPHERE

Annotation

The article deals with modern issues of responsibility in the administrative and legal aspect in the information sphere. The main theoretical provisions on administrative responsibility in information law are highlighted, as well as an assessment of modern problems in the studied area is carried out. On the basis of the presented problems, directions for their resolution and improvement of the mechanism for the implementation of administrative responsibility in the information sphere are identified.

Keywords

Administrative responsibility, legal regulation, information law, offense, legal responsibility, information sphere.

Обеспечение нормального функционирования сферы информационных правоотношений осуществляется с помощью различных правовых средств, важное место среди которых, в том числе занимают административно-юрисдикционные средства. Особая роль в борьбе с правонарушениями в информационной сфере отводится административному законодательству - в главе 13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях впервые в постсоветском пространстве закреплены нормы об административной ответственности за совершение административных правонарушений в области связи и информации. В этой связи всестороннее исследование института административной ответственности за деяния, посягающие на информационную сферу в условиях усложнения

информационных отношений, является крайне важной задачей современной науки административного права, что соответственно предопределяет актуальность и необходимость исследования проблем установления, применения и совершенствования административной ответственности за правонарушения в информационной сфере.

Прежде чем рассмотреть вопросы административной ответственности в информационной сфере, необходимо определить ряд терминов, сопутствующих исследуемой проблеме. Так, под информационным правом относят совокупность правовых норм, которые регулируют современные общественные отношения в области информатизации общества. В этом плане информационное право - это общественные отношения, возникающие с получением, обработкой, распространением и использованием информационных ресурсов, необходимых для нормального функционирования государства и общества.

Соответственно, важнейшим элементом информационного права выступает информация. Информационные отношения связаны между собой и взаимно пересекаются во всех областях жизни [1, с. 162-167].

Как и любые другие отношения в обществе, в информационной сфере также существуют определенные нормы права, определяющие меру ответственности за их нарушение. Если рассматривать нашу страну, то существует и уголовная и административная ответственность за нарушения в области информационного права.

Если рассматривать административную ответственность в информационном праве, то очень важно понять, последняя выступает одним из элементов наступления юридической ответственности. Следовательно, между юридической и административной ответственностью существует четкая диалектическая взаимосвязь [2, с. 65-68].

На современном этапе развития информационных технологий, всё большую роль играют возможности интернета, а также социальных сетей. Соответственно, перенос некоторых аспектов общественной и личной сфер жизни в информационную область влечет за собой появление и там злоумышленников, действия которых могут расцениваться как опасные.

Естественно, в информационной среде присутствуют профессиональные правонарушители, которые сознательно совершают некие противоправные действия, влекущие ряд последствий как для общества в целом, так и для отдельной личности. Национальная безопасность, подрыв основ систем жизнеобеспечения, доступ к личной персонализированной информации - вот небольшая классификация таких нарушений.

Соответственно, в некоторых случаях возникает административная ответственность, регулируемая действующими в Российской Федерации нормами права. Отметим, что административная ответственность, представляя собой один из видов юридической ответственности, применяется государством за совершение административных правонарушений в случаях, определенных законодательством. Принимая во внимание вышесказанное, предлагаем под административной ответственностью понимать меру государственного принуждения административного характера, применяемую за совершение административных правонарушений. В свою очередь, административная ответственность за правонарушения в информационной сфере представляет вид юридической ответственности, которая заключается в применении к виновным физическим, юридическим и должностным лицам административных наказаний, имеющих цель предупреждения и пресечения правонарушений, посягающих на информационные отношения.

Так, важнейшим законом, определяющим административную ответственность в информационной сфере (праве) является Глава 13 КоАП РФ, в которой представлены меры ответственности за совершение преступлений в области связи и информации.

На современном этапе вопросы административной ответственности в информационном праве рассматривались такими видными юридическими деятелями как Федотовой О.А., Занмеровским Е.В., Сухановым А.Г., Осенькиной К.В. [3, с. 49-53].

На наш взгляд, административная ответственность за правонарушения в информационном праве представляет собой механизм назначения и применения мер административного принуждения и

ответственности в адрес физических и юридических лиц, нарушающих и посягающих на информационные отношения.

К основным признакам административной ответственности за правонарушения в информационном праве можно отнести совокупность противоправных, виновных, общественно опасных деяний организаций и физических лиц, в отношении которых предусмотрено установление мер административной ответственности [2, с. 66].

Проанализировав административные правонарушения, посягающие на общественные отношения в информационной сфере, предусмотренные главой 13 КоАП РФ, можно разделить их на три основные группы:

-административные правонарушения в области средств массовой информации (ст. ст. 13.1-13.18, 13.21-13.23 КоАП РФ);

- кроме того, существует определенный вид административных правонарушений, которые посягают на установленный на территории Российской Федерации порядок сбора, хранения и распространения информации ограниченного доступа. Этот порядок рассматривается в статьях 13.11, 13.11.1, 13.12-13.14, 13.19, 13.19.1, 13.20, 13.25, 13.27, 13.28 КоАП РФ;

-административные правонарушения, связанные с нарушением использования и распространения информации в сети Интернет (ст.ст. 13.31, ст.13.32, 13.35, 13.36, 13.37, ст.13.39 КоАП РФ).

На современном этапе существует определенный перечень проблем, связанных с привлечением к административной ответственности за правонарушения юридических и физических лиц в информационном праве. К важнейшим из них можно отнести: наличие взаимных пересечений норм административной и уголовной ответственности к нарушителям информационной безопасности, а также низкий уровень эффективности расследования дел в информационной сфере и, соответственно, установления соответствующего наказания.

Естественно, по состоянию на 2021 год в Российской Федерации уровень эффективности мер административной ответственности за противоправные деяния в информационной сфере вышел на новые рубежи, однако до полного охвата всей сферы информационного права ещё далеко. Можно отметить, что данный аспект связан с особым менталитетом российского народа, привыкшего к безнаказанности за деяния в интернете [4, с. 74].

На наш взгляд, к основным мероприятиям по совершенствованию мер административной ответственности в информационном праве следует отнести модернизацию ответственности за незаконную деятельность по разглашению информации с ограниченным доступом по статье 13.14 КоАП РФ. Считаем важным ограничить круг должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы по данной категории дел. Кроме того, следует ужесточить меры административной ответственности в области оскорблений в сети интернет.

Таким образом, в данном исследовании были рассмотрены современные аспекты административной ответственности в информационном праве. Можно отметить, что в современном информационном праве важнейшей задачей на текущем этапе развития юридической ответственности, должна стать разработка пакета документов или законов, которые могли бы регулировать общественные отношения, складывающиеся в сети Интернет.

Список использованной литературы:

1. Осенькина К.В. К вопросу о привлечении к административной ответственности за правонарушения в информационной сфере / К.В. Осенькина // Актуальные проблемы уголовного права и процесса, уголовно-исполнительного права и криминалистики. - 2019. - С.162-167.

2. Суханов А.Г. Положения по совершенствованию административной ответственности за правонарушения в информационной сфере / А.Г. Суханов // Национальная безопасность России: актуальные аспекты. - 2019. - С.65-68.

3. Степенко В.Е. Административная ответственность за правонарушения в информационной сфере / В.Е. Степенко // Юридический мир. - 2020. - №8. - С.49-53.

4. Джафарова Н.Т. Административно -правовое регулирование отношений, складывающихся в интернет-пространстве / Н.Т. Джаварова // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2020. - №4. - С.74-81.

© Григорьев О.В., 2022

УДК 342.951

Григорьев О.В.,

магистрант 3 курса АОЧУ ВО «МФЮА»,

г. Москва, РФ

Научный руководитель: Юзефович Ж.Ю.,

Кандидат юридических наук, АОЧУ ВО «МФЮА»,

г. Москва, РФ

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ БЕЗОПАСНОСТИ КАК АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ КАТЕГОРИИ

Аннотация

Исследуется правовая природа понятия «безопасность» в рамках административно-правового регулирования. Автор статьи исходит из позиции, что правовая природа безопасности должна быть рассмотрена и определена с точки зрения ее внутренней структуры, содержательного характера компонентов и их взаимосвязи. В таком случае под безопасностью, как объектом административно -правовой охраны, следует рассматривать состояние защищенности законных прав и интересов личности, общества и государства от вредоносных факторов природного и техногенного характера, административных нарушений. Подобных подход позволяет конкретизировать и обеспечить адресность направлений административно-правового регулирования безопасности.

Ключевые слова

Административно-правовая категория, административно-правовая охрана, вредоносные факторы, безопасность, юридические лакуны, угроза безопасности.

Grigoriev O. V.,

3-year undergraduate student of AOChU VO "MFYuA",

Moscow, Russia Scientific adviser: Yuzefovich Zh.Yu.,

Candidate of Legal Sciences, AOChU VO "MFYuA",

Moscow, Russia

ON THE LEGAL NATURE OF SECURITY AS AN ADMINISTRATIVE AND LEGAL CATEGORY

Annotation

The legal nature of the concept of "security" in the framework of administrative and legal regulation is investigated. The author proceeds from the position that the legal nature of security should be considered and defined in terms of its internal structure, substantive nature of components and their interrelation. In this case, under security, as an object of administrative-legal protection, should be considered the state of protection of the legitimate rights and interests of an individual, society and the state from harmful factors of natural and man-made nature, administrative violations and legal lacunas. Such an approach allows specifying and ensuring the targeting of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.