Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ'

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
правовое просвещение / компетентность / менеджер / правовое просвещение / просвещение / legal education / competence / manager / legal education / education / educational organization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майлова Т.П., Ильина Н.Ф.

В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по созданию и реализации педагогического обеспечения правового просвещения менеджера образовательной организации. Предложены критерии развития профессиональной компетентности менеджера образовательной организации в процессе правового просвещения: мотивационно-ценностный, содержательно-деятельностный, рефлексивно-преобразующий. Оценка развития профессиональной компетентности менеджера образовательной организации в рамках каждого критерия производилась с помощью анализа данных, полученных в экспериментальной и контрольной группах на начало опытно-экспериментальной работы и после ее завершения. С помощью многофункционального критерия Фишера были определены экспериментальная и контрольная группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майлова Т.П., Ильина Н.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUE OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF EDUCATIONAL ORGANIZATION MANAGER IN THE PROCESS OF LEGAL EDUCATION: RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK

The article presents the results of experimental work on the creation and implementation of pedagogical support for legal education of the manager of an educational organization. Criteria for the development of professional competence of a manager of an educational organization in the process of legal education are proposed: motivational-value, content-activity, reflective-transformative. The assessment of the development of professional competence of the manager of an educational organization within the framework of each criterion was carried out by analyzing data obtained in the experimental and control groups at the beginning of the experimental work and after its completion. The experimental and control groups were determined using Fisher's multiple test.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

УДК 37 Майлова Т.П., ИльинаН.Ф.

Майлова Т.П.

аспирант

Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева (г. Красноярск, Россия)

Научный руководитель: Ильина Н.Ф.

доктор пед. наук, профессор Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева (г. Красноярск, Россия)

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация: в статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по созданию и реализации педагогического обеспечения правового просвещения менеджера образовательной организации.

Предложены критерии развития профессиональной компетентности менеджера образовательной организации в процессе правового просвещения: мотивационно-ценностный, содержательно-деятельностный, рефлексивно-преобразующий. Оценка развития профессиональной компетентности менеджера образовательной организации в рамках каждого критерия производилась с помощью анализа данных, полученных в экспериментальной и контрольной группах на начало опытно-экспериментальной работы и после ее завершения. С помощью многофункционального критерия Фишера были определены экспериментальная и контрольная группы.

Ключевые слова: правовое просвещение, компетентность, менеджер, правовое просвещение, просвещение.

Находя процесс создания педагогического обеспечения правового просвещения менеджера образовательной организации на современном этапе недостаточно разработанным нами, был сформулирована задача нахождения возможных способов и путей осуществления указанного процесса, с точки зрения научного его обоснования.

С целью теоретического обоснования педагогического обеспечения правового просвещения менеджера образовательной организации, мы воспользовались тремя методологическими подходами: компетентностным, деятельностным и средовым.

Нами было предложено реализовать педагогическое обеспечение правового просвещения менеджера образовательной организации через педагогические стратегии: стратегию актуализация потребностей менеджера образовательной организации в правовом просвещении за счет реализации просветительских лекций и интервьюирования руководителей образования, стратегию обогащения профессиональной деятельности менеджера образовательной организации по развитию ими профессиональной компетентности посредством оптимального сочетания мастер-классов и кейсов в процессе реализации педагогического обеспечения правового просвещения менеджера образовательной организации, стратегию сопровождения профессиональной деятельности менеджера образовательной организации в условиях создания и обеспечения работы просветительского контента в мессенджере и сети Интернет [9, с. 109].

Также были определены критерии развития профессиональной компетентности менеджера образовательной организации. В основу взяты работы А.Н., Майорова и В.А. Кальней. Анализ научных трудов по квалиметрии (В.Н. Фомин, М.М. Калейчик), позволил нам уточнить понятия «критерии» и «показатели», на которые будем опираться [4, с. 98]. Критерии также

рассматривают в своих трудах Л.М. Митина, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, , А.К. Маркова, С.А. Нелюбов и другие учёные.

Опираясь на исследования В.П. Беспалько и содержательное наполнение критериев, мы определили содержание уровней профессиональной компетентности менеджера (управленца) образовательной организации в процессе правового просвещения.

Предложены критерии развития профессиональной компетентности менеджера образовательной организации в процессе правового просвещения: мотивационно-ценностный определяет заинтересованность менеджеров в развитии профессиональной компетентности, понимания её значимости, мотивов освоения профессионального содержания в процессе правового просвещения, отражает проявление профессиональных ценностей руководителей, содержательно-деятельностный предполагает анализ объёма, осознанности, полноты знаний профессионального характера, рефлексивно-преобразующий критерий предусматривает комплексную оценку освоенности менеджером способов профессиональной деятельности, основанной на знаниях, полученных в процессе правового просвещения, самостоятельность и успешность проявления основных умений при выполнении практических задач, определены и наполнены содержанием уровни развития профессиональной компетентности менеджеров образовательных организаций в процессе правового просвещения.

Оценка развития профессиональной компетентности менеджера образовательной организации в рамках каждого критерия производилась с помощью анализа данных, полученных в экспериментальной и контрольной группах на начало опытно-экспериментальной работы и после ее завершения.

Выбор экспериментальной и контрольной групп был обоснован с использованием многофункционального критерия Фишера (ф* критерий), который предназначен для сопоставления двух рядов выборочных значений по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта и оценивания достоверности различий между процентными долями выборок, в которых

фиксируется данный эффект [6, с. 143]. В данном исследовании, под эффектом понималось проявление допустимого уровня развития профессиональной компетентности менеджером образовательной организации в процессе правового просвещения. Полученное эмпирическое значение ф* попало в зону «незначимости различий». Анализ статистических данных, полученных с использованием многофункционального критерия Фишера, показал, что на уровне значимости р <0,01 процентная доля менеджеров образовательных организаций экспериментальной и контрольной групп с оптимальным и допустимым уровнями развития профессиональной компетентности руководителя образовательной организации в процессе правового просвещения значимо не различаются.

При оценке развития профессиональной компетентности менеджера образовательной организации в процессе правового просвещения в рамках мотивационно-целевого компонента использовался тест ценностно-ориентированного единства [5, с. 1]. Исследование ценностных ориентаций руководителей образовательных организаций контрольных и экспериментальных групп показало, что если на начало опытно-экспериментальной работы, как в контрольной, так и в экспериментальной группах превалировали инструментальные ценности, то на конец опытно-экспериментальной работы у менеджеров образовательных организаций экспериментальной группы превалировали терминальные ценности.

В рамках содержательно-деятельностного критерия развития профессиональной компетентности менеджера образовательной организации в процессе правового просвещения оценивалось соответствие знаний, умений и компетенций нормам и требованиям профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации». Оценивание знаний менеджеров и управленцев образовательных организаций осуществлялось с помощью тестовых заданий на основе показателей объёма, осознанности и полноты мониторинга индивидуального прогресса менеджеров и управленцев образовательных организаций [10, с. 87]. Коэффициент полноты владения

объёмом профессиональных понятий правового содержания вычислялся по формуле: Ко = n/N, где n - количество верно названных и охарактеризованных понятий, N - общее количество понятий, требующихся для развития профессиональной компетентности менеджера образовательной организации в процессе правового просвещения. Осознанность знаний предложено определить по степени обоснованности применения знаний в решении задач. Для этого применялся коэффициент осознанности: Косозн = q / Q, где q - количество ситуаций, в которых корректно использовались знания, Q - общее количество предлагаемых к анализу ситуаций. Коэффициент полноты знаний предложено определить способностью выполнения диагностической работы, используемой в оценивании содержания: Km = m/M, где m - количество верно названных существенных признаков работы, М - общее количество существенных признаков работы.

При оценке уровня развития профессиональной компетентности менеджера образовательной организации в процессе правового просвещения по рефлексивно-преобразующему критерию предлагалось оценить освоенность менеджерами и управленцами образовательных организаций способов профессиональной деятельности, основанной на знаниях, полученных в процессе правового просвещения, самостоятельность и успешность проявления умений при выполнении практических заданий. Для оценки успешности использовались экспертные оценки индивидуальных достижений менеджеров и управленцев образовательных организаций на соответствие требованиям профессионального стандарта руководителя образовательной организации, полученные в процессе правового просвещения.

Совокупно (в рамках 3-х критериев) уровень развития профессиональной компетентности менеджера образовательной организации представлен в диаграмме ниже (рисунок 1).

Уровень |ШВИШЯ профессиональной компетентности

|| II || II

ЭПНячапоОЭР) ЭГ{ Оказание ОЭР) кГ(началоОЗР) кЕЧОкончйние ОЭР) ■ Порог оаый у ровен и ■ Дон ус г «мы й у ровенъ ■ Опт мольный уровень

Рисунок 1. Уровень развития профессиональной компетентностименеджера образовательной организации.

Анализ полученных результатов опытно-экспериментальной работы показывает, что в экспериментальной группе произошли существенные изменения по всем критериям развития профессиональной компетентности менеджера образовательной организации в процессе правового просвещения, особенно значительные изменения произошли, в сравнении с началом опытно-экспериментальной работы, в экспериментальной группе по мотивационно-ценностному и содержательно-деятельностному критериям. Полученные результаты в данном исследовании мы связываем с предложенным внедрением в экспериментальных группах педагогического обеспечения правового просвещения менеджера образовательной организации.

Повторное (после завершения ОЭР) измерение зоны значимости полученных эмпирических значений убедительно подтверждает значимость полученных различий (поскольку ф*эмп =2,367 больше ф*крит. = 1,64), что позволяет утверждать, что имеются значимые различия процентных долей менеджеров и управленцев образовательных организаций с высоким уровнем развития профессиональной компетентности менеджера образовательной организации в процессе правового просвещения контрольных и экспериментальных групп на окончание опытно-экспериментальной работы в сравнении с её началом. Значимое позитивное изменение уровня развития профессиональной компетентности менеджера образовательной организации в процессе правового просвещения в экспериментальной и контрольной группах

на окончание опытно-экспериментальной работы подтверждает результативность опытно-экспериментальной работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: теоретические подходы: учебное пособие для вузов / Г.М. Андреева, Н.А. Богомолова, Л.А. Петровская - М., 2002. - 287 с;

2. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С. Аванесов. - СПб.: Изд-во «Речь», 2000. - 440 с;

3. Игнатова, В.В. Педагогические стратегии как предмет системного анализа / В.В. Игнатова, В.С. Нургалеев // Мир человека. Научно-информационное издание. - Красноярск: СибГТУ, 2001. - Вып.1. - С. 3-13;

4. Калейчик, М.М. Квалиметрия: учебное пособие для вузов / М.М. Калейчик. - М., 2003. 200 с;

5. М. Рокич// Ценностные ориентации. Описание методики. https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1706522489&tld=ru&lang=ru&name=Методи ка_Рокича.(дата обращения 29.01.2024);

6. Майер, Р.А. Теория и практика статистического анализа в психолого-педагогических и социологических исследованиях: учебное пособие 191 / Р.А. Майер, Н.Р. Колмакова, А.В. Ванюрин. - Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005. - 352 с;

7. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. - 1995.- №6. - С.55-63;

8. Нелюбов С.А. Становление и развитие профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения: автореферат дис.доктора педагогических наук, Новосибирск, 2009. 40 с., с.14;

9. Игнатова, В.В. Педагогические стратегии в контексте профессионально-культурного становления личности студента вуза [Текст] / В.В. Игнатова, О.А.

Шушерина // Сибирский педагогический журнал. — Новосибирск: НГПУ. — 2004. — № 1. — С. 105-113;

10. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики.-М: Просвещение, 1988.-112с. С.87-95

Mailova T.P., Ilyina N.F.

Mailova T.P.

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev

(Krasnoyarsk, Russia)

Scientific advisor: Ilyina N.F.

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev

(Krasnoyarsk, Russia)

ISSUE OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF EDUCATIONAL ORGANIZATION MANAGER IN THE PROCESS OF LEGAL EDUCATION: RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK

Abstract: the article presents the results of experimental work on the creation and implementation of pedagogical support for legal education of the manager of an educational organization.

Criteria for the development of professional competence of a manager of an educational organization in the process of legal education are proposed: motivational-value, content-activity, reflective-transformative. The assessment of the development of professional competence of the manager of an educational organization within the framework of each criterion was carried out by analyzing data obtained in the experimental and control groups at the beginning of the experimental work and after its completion. The experimental and control groups were determined using Fisher's multiple test.

Keywords: legal education, competence, manager, legal education, education, educational organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.