Научная статья на тему 'К вопросу о развитии природоресурсных отраслей промышленности в современных условиях'

К вопросу о развитии природоресурсных отраслей промышленности в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
природные ресурсы / водное хозяйство / водохозяйственный комплекс / рыбное хозяйство / рыбохозяйственный комплекс / продовольственная безопасность / стратегическое планирование / антимонопольное законодательство / natural resources / water management / water management complex / fisheries management / fisheries management complex / food security / strategic planning / antimonopoly legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куликова О.В., Сорокина Ю.В.

в статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с характеристикой водного хозяйства и рыбного хозяйства Российской Федерации. Целью исследования является определение места и роли водохозяйственного и рыбохозяйственного комплексов в обеспечении экономической, экологической и социальной стабильности страны. Особое внимание уделяется выявлению соотношения количества и качества водных и рыбных ресурсов с уровнем экологической и продовольственной безопасности. Методологическую основу составляют общенаучный и специальные методы познания, среди которых сравнительно-правовой, эколого-юридический, метод анализа и прогнозирования. Рациональное использование водных ресурсов и водных биологических ресурсов, а также повышение эффективности управления природоресурсным сектором экономики при одновременном сохранении благоприятной окружающей среды, по мнению авторов, позволит обеспечить достойное наших граждан качество окружающей среды и сформирует основу долгосрочного социально-экономического развития России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Куликова О.В., Сорокина Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the development of natural resource industries in modern conditions

the article discusses some issues related to the characterization of the water and fisheries economy of the Russian Federation. The purpose of the study is to determine the place and role of water management and fisheries complexes in ensuring the economic, environmental and social stability of the country. Particular attention is paid to identifying the ratio of the quantity and quality of water and fish resources with the level of environmental and food security. The methodological basis is composed of general scientific and special methods of cognition, including comparative legal, ecological and legal, analysis and forecasting methods. The rational use of water resources and aquatic biological resources, as well as increasing the efficiency of managing the natural resource sector of the economy while maintaining a favorable environment, according to the authors, will ensure the quality of the environment worthy of our citizens and form the basis for the long-term socio-economic development of Russia.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии природоресурсных отраслей промышленности в современных условиях»

О. В. Куликова,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного и экологического права Саратовской государственной юридической академии

O.V. Kulikova,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department ofLand and Environmental Law of the Saratov State Law Academy Kulikovaov.sgap@rambler.ru

Ю. В. Сорокина,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного и экологического права Саратовской государственной юридической академии

Y.V. Sorokina,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department ofLand and Environmental Law of the Saratov State Law Academy al-sorokin@yandex.ru

DOI: 10.24412/1608-8794-2023-4-164-170

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ПРИРОДОРЕСУРСНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация: в статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с харак-

§ теристикой водного хозяйства и рыбного хозяйства Российской Федерации. Целью в исследования является определение места и роли водохозяйственного и рыбохозяй-(X ственного комплексов в обеспечении экономической, экологической и социальной стабильности страны. Особое внимание уделяется выявлению соотношения количества ^ и качества водных и рыбных ресурсов с уровнем экологической и продовольственной § безопасности. Методологическую основу составляют общенаучный и специальные методы познания, среди которых сравнительно-правовой, эколого-юридический, X метод анализа и прогнозирования. Рациональное использование водных ресурсов § и водных биологических ресурсов, а также повышение эффективности управления С природоресурсным сектором экономики при одновременном сохранении благопри-^ ятной окружающей среды, по мнению авторов, позволит обеспечить достойное наших граждан качество окружающей среды и сформирует основу долгосрочного Со социально-экономического развития России.

^ Ключевые слова: природные ресурсы, водное хозяйство, водохозяйственный

комплекс, рыбное хозяйство, рыбохозяйственный комплекс, продовольственная безопасность, стратегическое планирование, антимонопольное законодательство.

Abstract: the article discusses some issues related to the characterization of the water and fisheries economy of the Russian Federation. The purpose of the study is to determine the place and role of water management andfisheries complexes in ensuring the economic, environmental and social stability of the country. Particular attention is paid to identifying the ratio ofthe quantity and quality ofwater and fish resources with the level ofenvironmental

164

о

«V о «V

ON THE DEVELOPMENT OF NATURAL RESOURCE INDUSTRIES IN MODERN CONDITIONS

and food .security. The methodological basis is composed of general scientific and .special methods of cognition, including comparative legal, ecological and legal, analysis and forecasting methods. The rational use of water resources and aquatic biological resources, as well as increasing the efficiency ofmanaging the natural resource sector of the economy while maintaining a favorable environment, according to the authors, will ensure the quality ofthe environment worthy of our citizens and form the basis for the long-term socio-economic development of Russia.

Keywords: natural resources, water management, water management complex, fisheries management, fisheries management complex, food security, strategic planning, antimonopoly legislation.

s

В настоящий момент становится все более очевидной | взаимосвязь экологической политики государства с экономическим ^ и социальным развитием страны, поэтому основные ее направления О должны быть нацелены на становление и реализацию общегосударственных приоритетов, национальных интересов и стратегических планов развития российского государства. Среди таких направлений | и приоритетов в природоресурсной сфере особая роль отводится во- § дному и рыбному хозяйству как отраслям, отвечающим, с одной сто- Ц роны, насущным потребностям человека, с другой - потребностям ! восстановления самой окружающей среды. Уточним основные направления ресурсного развития в указанном контексте. | Водное хозяйство призвано обеспечить решение вопросов | удовлетворения социальных нужд населения и потребностей про- 5

о

мышленного и аграрного производства в современных условиях

экономического развития российского общества и государства. »

Обязательным требованием остается соблюдение таких основопо- .§

лагающих принципов водного законодательства, как рациональное |

использование водных ресурсов, ресурсосбережение, регулирование |

качества вод с использованием специального оборудования, охрана ^

от негативного воздействия водных объектов, в частности, наводне- О

ний, подтоплений и т.д. §

Особое значение имеет теоретическое и законодательное закрепление термина «водное хозяйство», что способствует успешному

165

развитию и дальнейшему совершенствованию процесса правопри- ^ ^

менения действующих норм в сфере развития природоресурсных ш ш

отраслей промышленности. О|

Действующий в настоящее время понятийный аппарат водного § 0

5 ю

права нормативно закрепляет ряд определений, в том числе и понятие г водного хозяйства. В соответствии со ст. 1 Водного кодекса РФ в понятие «водное хозяйство» включены «виды экономической и иной деятельности по изучению, использованию, охране водных объектов,

а также по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий» [1, ст. 1].

Традиционным признавалось рассмотрение термина «водное хозяйство» как структурного элемента народного хозяйства, направленного на изучение, учет, планирование комплексного использования водных ресурсов, охрану поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения и транспортировку их к месту назначения (потребления). «Основная задача водного хозяйства - обеспечение всех отраслей народного хозяйства водой в необходимом количестве и соответствующего качества» [2].

В Российской Федерации функционирует водохозяйственный комплекс, который является «одним из крупнейших в мире и включает более 30 тыс. водохранилищ и прудов общим объемом свыше 800 куб. км и полезным объемом 342 куб. км. Сеть каналов межбассейнового „о и внутрибассейнового перераспределения стока, водохозяйственных систем воднотранспортного назначения общей протяженностью более 3 тыс. км позволяет осуществлять переброску стока в объ-№ еме до 17 куб. км в год. Для обеспечения безопасности поселений, § объектов экономики и сельскохозяйственных угодий от негативного § воздействия вод возведено свыше 10 тыс. км дамб и других объектов 2 инженерной защиты» [3].

^ Закрепление актуального понятия «водное хозяйство» направлено — на решение следующих задач: предотвращение загрязнения и засоре-§ ния водных объектов; изучение и учет водных ресурсов; минимизация § негативного воздействия вод, включая предотвращение и ликвидацию § последствий затоплений, подтоплений отдельных территорий; исполь-^ зование водной энергии как один из способов борьбы с изменениями климата; развитие судоходства с учетом необходимых для водного о транспорта требований по содержанию водных объектов, осуществля-^ емое при наличии определенного уровня воды на судоходных путях; С обеспечение условий для эффективного развития аквакультуры.

Структура водного хозяйства определяется спецификой отдельных 166 регионов и включает ряд таких важных элементов, как водный фонд, ^ водохозяйственные объекты, органы управления водным фондом, СЧ водохозяйственные организации, учреждения научного обеспечения, ® инженерные центры и организации по строительству водохозяйствен-^ ных систем и сооружений.

Утративший на сегодняшний день юридическую силу региональный закон «О водопользовании Саратовской области» содержал понятие водного хозяйства, под которым понимался «комплекс при-родно-хозяйственных, организационно-технических систем и со-

оружений водных и водохозяйственных объектов, необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства области в воде, обеспечивающих защиту от вредного воздействия вод, охрану и восстановление водных экосистем» [4].

Водные ресурсы, формирующиеся в пределах Саратовской области, распределяются следующим образом: 65,8 % речного стока * приходится на бассейн реки Волги, 28,7 % - Дон. Построено много § водохранилищ и прудов, имеющих большое водохозяйственное и ры-бохозяйственное значение [5]. § Центральным звеном рыбохозяйственного комплекса является ц рыбное хозяйство, основными структурными единицами которого | являются: добыча водных биологических ресурсов, их товарное про- § изводство и искусственное воспроизводство. Рыбохозяйственный § комплекс по многим ключевым экономическим показателям в по- § следние годы продолжает неуклонно демонстрировать повышение ^

экономического и экологического потенциала. 3

О"

В 2020 г. вылов российскими рыбаками водных биологических §

ресурсов составил 4 974,8 тыс. тонн, что практически соответствует £ показателю 2019 г. (4 998,2 тыс. тонн). Объем производства за 2020 г.

переработанной и консервированной рыбы, ракообразных и моллю- §

сков увеличился в сравнении с 2019 г. на 1,5 % и составил 4 306 тыс. |

тонн. |

Эффективной мерой по модернизации и стимулированию стро- 3

ительства рыбопромыслового флота и рыбоперерабатывающих ч

заводов является государственная поддержка привлечения инвести- »

ций в отрасль в виде инвестиционных квот на строительство судов §

рыбопромыслового флота и рыбоперерабатывающих заводов [6]. |

Одной из главных проблем развития рыбохозяйственного комплекса |

в Российской Федерации до настоящего времени является недостаточ- ^

но развитое производство отечественного оборудования и комплекту- §

ющих к нему, без которых невозможно осуществлять эффективный § вылов рыбы при одновременном минимальном вреде для окружающей среды. Для решения проблемы необходимо наладить свое произ-

167

водство подобного специального оборудования путем дальнейшего ^ ^

финансирования этого направления. ш '

государственной политики в области ведения рыбного хозяйства, § §

Документы, устанавливающие принципы и направления развития

8

обеспечения рационального использования водных биологических £ ресурсов, включая живые ресурсы континентального шельфа, должны приниматься в соответствии с основными положениями, предусмотренными Федеральным законом от 28 июня 2014 г. .№ 172-ФЗ «О стра-

тегическом планировании в Российской Федерации». Предыдущий период становления и развития рыбохозяйственного комплекса страны опирался на Концепцию развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года [7], в которой использование, охрана и воспроизводство водных биологических ресурсов были определены в качестве одного из основных направлений государственной политики.

Результатом реализации новых и усовершенствованных направлений государственной политики в сфере использования и сохранения водных биологических ресурсов должно стать: формирование эффективной системы управления; совершенствование нормативно-правового обеспечения рыбохозяйственной деятельности; восстановление и сохранение естественных экологических систем, объектов ихтиофауны; развитие рыночных инструментов при осуществлении рыболов-„о ства; обеспечение действенного государственного контроля и надзора го за водными биологическими ресурсами и средой их обитания.

Приоритеты и цели государственной политики в рыбохозяйствен-ном комплексе на федеральном и региональном уровнях направлены на обеспечение населения страны безопасной качественной рыбной и иной продукцией из водных биологических ресурсов. Президент РФ 2 в 2020 г. определил, что уровень самообеспечения рыбой и рыбопро-^ дуктами должен быть не менее 85 % [8]. Гарантией их достижения — являются стабильность внутреннего производства рыбной продукции, § а также наличие необходимых резервов и запасов. 5 Законодатель запрещает монополистическую деятельность § и недобросовестную конкуренцию в области развития природоре-^ сурсных отраслей промышленности, в том числе водного хозяйства.

Федеральным органам исполнительной власти, органам государственен ной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным ^ осуществляющим их функции органам или организациям «запрещаем ется принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), а также заключать соглашения или осуществлять согласованные 168 действия в области использования водных объектов, которые приво-^ дят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению (V конкуренции» [1, ст. 40].

® Также не допускаются монополистическая деятельность и не-^ добросовестная конкуренция в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» содержит норму, аналогичную по конструкции норме ВК РФ, в соответствии с которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти

субъектов РФ, органам местного самоуправления, а также осуществляющим функции указанных органов организациям «запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или * устранению конкуренции, в том числе путем создания более выгод- § ных условий деятельности одним физическим лицам, юридическим лицам по сравнению с другими физическими лицами, юридическими § лицами» [9, ст. 14.1]. ц

Существующее на сегодняшний день антимонопольное законо- | дательство обеспечивает необходимое ограничение экономической § концентрации в области использования водных объектов и водных § биологических ресурсов, устанавливая «единство экономического § пространства, свободное перемещение товаров, свободу экономи- ^

ческой деятельности в Российской Федерации, защиту конкуренции | и создание условий для эффективного функционирования товарных § рынков» [10, ст. 1]. £

Обеспечение рационального использования водных ресурсов и во- ! дных биологических ресурсов, а также повышение эффективности § управления природоресурсным сектором экономики при одновре- | менном сохранении благоприятной окружающей среды невозможно |

без точного соблюдения экологического законодательства, совершен- 3

§

ствование которого является одной из ключевых задач государства. ч

Решение этой задачи совместными усилиями государства и общества »

позволит обеспечить достойное наших граждан качество окружающей §

среды и сформировать основу долгосрочного социально-экономиче- |

ского развития. Кроме того, повышается уровень продовольственной |

независимости Российской Федерации, доступность качественных я

рыбопродуктов, необходимых для здорового образа жизни населения §

нашей страны. §

Список литературы: 169

1. Водный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (в ред. от 4 августа 2023 г. № 469-ФЗ). - Доступ из справ.-

со

правовой системы «КонсультантПлюс». „.я;

2. Овсянников, Н.Г. Водные ресурсы - наше богатство / Н.Г. Овсянников. § I

- М. : Сов. Россия, 1968. - 127 с.

3. Об утверждении Водной стратегии Российской Федерации на пе- £ " риод до 2020 года и плана мероприятий по ее реализации : распоряжение Правительства РФ от 27 августа 2009 г. № 1235-р (в ред. от 17 апреля 2012 г.).

- Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. О водопользовании в Саратовской области : закон Саратовской области от 19 июля 2000 г. (в ред. от 25 ноября 2002 г., утратил силу). - URL: https:// docs.cntd.ru/document/977400162 (дата обращения: 20.09.2023).

5. Водные ресурсы. Бассейн р. Волга. - URL: http://www.nvbvu.ru/info/ article/42 (дата обращения: 20.09.2023).

6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» : постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 314 (в ред. от 25 августа 2023 г.). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. О Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 2 сентября 2003 г. № 1265-р (в ред. от 21 июля 2008 г.). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

„О 9. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов : феде-

¡^ ральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2022 г.). § - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». * 10. О защите конкуренции : федеральный закон от 26 июля 2006 г.

^ № 135-ФЗ (в ред. от 10 июля 2023 г. № 301-ФЗ). - Доступ из справ.-правовой § системы «КонсультантПлюс». CQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.