Научная статья на тему 'К вопросу о развитии принципов защиты прав и интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения в XVIII начале XX в'

К вопросу о развитии принципов защиты прав и интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения в XVIII начале XX в Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА / ЗАЩИТА / ПРАВА И ИНТЕРЕСЫ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ГОСУДАРСТВО / НАЛОГООБЯЗАННЫЕ СУБЪЕКТЫ / FUNDAMENTALS / PROTECTION / RIGHTS / INTERESTS / TAX PAYERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попов Василий Валерьевич, Тришина Елена Геннадьевна

В статье рассматривается генезис основных начал защиты прав и интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения в XVIII начале XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of guidelines for the protection of the rights and interests of the subjects of legal relations in the field of taxation in XVIII beginning of XX century

The article discusses fundamental principles development of the protection of the rights and interests of the legal relations subjects in the field of taxation in XVIII early XX century.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии принципов защиты прав и интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения в XVIII начале XX в»

УДК 347.73(09)(47+571)«1745/1913»:336.221

В. В. Попов, Е. Г. Тришина

К вопросу о развитии принципов защиты прав и интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения в XVIII - начале XX в.

В статье рассматривается генезис основных начал защиты прав и интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения в XVIII - начале XX в.

The article discusses fundamental principles development of the protection of the rights and interests of the legal relations subjects in the field of taxation in XVIII - early XX century.

Ключевые слова: основные начала, защита, права и интересы,

налогообложение, государство, налогообязанные субъекты.

Key words: fundamentals, protection, rights, interests, tax payers.

В XVIII в. начинают формироваться представления русских ученых, экономистов и государственных чиновников о целях и основаниях взимания налогов и об основах взаимоотношения государства и налогообязанных субъектов в сфере взимания и уплаты указанных обязательных платежей.

Так, видный государственный деятель В.Н. Татищев в 1745 г. писал, что в фискальной политике государства следует учитывать экономическое положение налогоплательщиков, а также полный перевод налогов в денежный эквивалент, что обусловило развитие ремесел в стране при необходимости оплаты денежного оброка. Но, по его мнению, денежный оброк должен быть дифференцированным по территориям и категориям населения1.

Тем самым к реализации предлагался принцип защиты налоговых прав и интересов налогообязанных субъектов через дифференциацию обложения населения налогами.

© Попов В. В., Тришина Е. Г., 2013

1 См.: Торопицын И.В. Взгляды Татищева на налоговую политику Российского государства // Налоговый вестн. 2000. № 2. С. 169-170. См. также: Соловьев С.М. История России с древнейших времен // Соч. М.: Мысль, 1993. Т. 22. Гл. 1. С. 321.

152

И.Х. Озеров указывал, что Павел I пытался подвести под подушное налогообложение и дворянство, что служило бы примером для других сословий, но Александр I, придя к власти, отменил такое решение2. Тем не менее, при Александре I земские повинности - местные налоги - получили законодательное оформление. Был принят Закон «Предварительное положение о земских повинностях»3, и взимание региональных и местных налогов стало основываться на системе земских повинностей, т. е. натуральных и денежных обязанностях населения губерний, областей и уездов, для чего составлялась смета. При этом группы обязанностей указанных территорий определенным образом отграничивались друг от друга. Управление такими повинностями было возложено на Комитет о земских повинностях.

В 1851-1864 гг. были законодательно определены земские сборы, которые составляли свыше двух третей доходов земств. И 70 % доходов давали именно налоги с земель. Контроль за правильным взиманием налогов

4

возлагался на податных инспекторов .

Таким образом, речь шла о принципе защиты налоговых интересов как регионов, так и местных образований через сбор земских повинностей, зачисляемых в их казну.

В конце ХУШ - первой половине XIX вв. среди представителей прогрессивного российского общества появляются предложения о замене подушной подати на подоходно-имущественное налогообложение, что более четко учитывало финансовое положение налогоплательщиков. Такие взгляды нашли отражение в трудах А.Н. Радищева, П.И. Пестеля, Н.И. Тургенева.

Например, Н.И. Тургенев предлагал применение следующих принципов при налогообложении: определенность налогов, взимание в удобное время, взимание без излишних обременений5.

На данном этапе Российское государство, понимая тяжесть налогового бремени на собственное население, время от времени реализовывало мероприятия по его снижению. В частности, в 1883 г. Александром III был принят Высочайший Манифест о прощении недоимок по окладным сборам6.

2 См.: Озеров И.Х. Основы финансовой науки. Вып. II. М., 1909-1910. С. 296.

3 См. Петухова Н.Е. История налогообложения в России ГХ-ХХ вв.: учеб. пособие. М.: Вуз. учеб., 2011. С. 78.

4 См.: ТолкушкинА.В. История налогов в России. М.: Юристъ, 2001. С. 77-84, 89, 99.

5 См., например: Тургенев Н.И. Опыт теории налогов. М.: Соцэкгиз, 1937. С. 21-22.

6 См.: Толкушкин А.В. Указ. соч. С. 97.

153

Это говорит о разовой реализации со стороны государства принципа аннулирования налоговых недоимок обязанного населения по отдельным налогам.

Тем не менее, не забывало государство и о применении карательных санкций для защиты собственных налоговых прав и интересов. Так, нарушения правил о сборах влекло привлечение нарушителей к штрафу от 10-кратного до 30-кратного размера невнесенного сбора. Виновные государственные должностные лица при этом также подвергались наказанию от замечания и штрафа вплоть до отрешения от должности7.

В это же время в связи с развитием торговых и промышленных предприятий государство предпринимает шаги, направленные на налогообложение денежных активов названных субъектов, что стало следствием введения промыслового налогообложения, первоначально в рамках процентного обложения и раскладочного сбора, разработанных министром финансов Н.Х. Бунге в 1883 г.8. Но недостатки такого налогообложения проявились в неравномерности обложения, когда и мелкие, и крупные предприятия уплачивали равный налог, а право плательщиков раскладочного сбора подавать возражении и жалобы вообще не предусматривалось, поскольку правило исчисления прибыли для уплаты сбора само по себе ис-

9

ключало возможность оспаривания .

Однако в 1899 г. промысловый налог был все-таки введен, но предусматривал и льготы для отдельных категорий предприятий, что свидетельствует о преследовании государством не только своих налоговых интересов, но и его стремлении следовать и интересам другой налогообязанной стороны.

Например, в соответствии с Положением о государственном промысловом налоге от него освобождались предприятия: а) не имеющие коммерческих целей (казенная винная монополия) и б) служащие для народного здравия, образования, взаимного страхования (театры, цирки и др.) и т. д.

Также среди прогрессивных реформ министра финансов можно выделить введение на местном уровне должностей чиновников, занимаю-

7 См.: Толкушкин А.В. Указ. соч. С. 117-118.

8 См.: Ананьич Н.И. К истории податных реформ 1880-х годов (Введение дополнительных сборов к промысловому налогу: 3-процентного и раскладочного) // История СССР. 1979. № 1. С. 159, 1б4-1б7.

9 См.: Толкушкин А.В. Указ. соч. С. 138-140.

154

щихся налоговым делом, поддержанное 15 апреля 1885 г. Государственным советом10.

В целом, Н.Х. Бунге удалось реализовать главную цель налоговых преобразований - более равномерно распределить налоговую нагрузку среди всех слоев населения11. Такая ситуация свидетельствовала о стремлении государства к реализации принципа более справедливого и равномерного налогообложения населения страны в рамках защиты его налоговых прав и интересов.

Указанные начинания продолжил С.Ю. Витте, предложивший «в видах достижения большего единства и равномерности в обложении торговли и промышленности» закреплять правила налогообложения для налогообязанных субъектов на долговременной основе, на срок не менее трех лет. Им же было введено четкое определение «чистой прибыли» в целях налогообложения, а также предложено декларирование доходов налогообязанными субъектами в целях недопущения занижения объемов уплачиваемых налогов в рамках подоходного налогообложения12.

Тем не менее, несмотря на то что уровень налогообложения для субъектов предпринимательства был ниже, чем в Европе, в несколько раз, и применялись различные налоговые льготы, было распространено сокрытие доходов налогообязанными субъектами. В частности, уменьшалась прибыль промышленных и торговых предприятий, велась «тройная бухгалтерия», когда финансовые отчеты готовились для себя, акционеров и проверяющих, и т. д.

Однако государство на такие ухищрения реагировало достаточно жестко. Например, за несвоевременную уплату налогов взималась пеня в размере 1 % в месяц с суммы недоимки; взыскивались штрафы в объеме, не превышающем тройной размер неуплаченного налога, включая трехлетний предшествующий период такой неуплаты, и т. д.13

В этом проявляется не только принцип защиты государством налоговых прав и интересов субъектов предпринимательства посредством снижения их налогового бремени, но и принцип применения карательных и правовосстановительных мер по отношению к налогообязанным субъек-там-нарушителям для защиты уже своих налоговых прав и интересов.

10 См.: Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX -начало XX в. М.: Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2006. С. 199.

11 См.: ПетуховаН.Е. Указ. соч. С. 131; ТолкушкинА.В. Указ. соч. С. 141-143.

12 См.: Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. Указ. соч. С. 211-213, 272.

13 См.: там же. С. 214-218, 221.

Столыпинская реформа (1903-1913), которую специалисты оценивают, как одну из наиболее радикальных реформ в системе налогообложения в мировой практике, формирует четкие правила прямого и косвенного налогообложения: независимую оценку стоимости имущества при имущественном налогообложении; прогрессивное обложение доходов физических лиц с учетом законодательно закрепленного уровня прожиточного минимума; использование индивидуальных акцизов с единым налогом на оборот14.

Тем самым государство продолжило проведение политики следования как собственным налоговым интересам, так и интересам налогообязанных субъектов.

Взгляды П.А. Столыпина нашли поддержку среди русских финансистов и экономистов. В частности, видный теоретик финансовой науки И.Х. Озеров тоже выступал за введение прогрессивного подоходного налогообложения в зависимости от получаемых доходов, что имело принципиальную составляющую в данное время15.

Таким образом, генезис принципов защиты прав и интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения в период с XVIII по начало XX в. показал, что указанные принципы стали отражать налоговые права и интересы не только государства, но и налогообязанных субъектов. В результате разрозненные основные начала защиты стали формироваться в систему принципов, позволяющих поддерживать баланс прав и интересов государства и его территориальных образований, а также налогообязанных субъектов.

14 См.: Петр Столыпин: сб. / сост. Г.И. Лысцов. М.: Новатор, 1997. С. 396-415.

15 См.: ОзеровИ.Х. Основы финансовой науки. М., 1908. С. 15.

156

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.