Научная статья на тему 'К вопросу о развитии молодежного инновационного предпринимательства'

К вопросу о развитии молодежного инновационного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
684
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / МОЛОДЕЖНОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / YOUNG PEOPLE'S INNOVATIVE ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / INNOVATIVE ECONOMY / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / INNOVATIVE BUSINESS / SMALL-SCALE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подсумкова Л. А.

Рассматриваются вопросы развития инновационного предпринимательства в России. Инновационная направленность развития российской экономики заставляет искать новые формы, методы организации инновационной деятельности. Описано новое направление предпринимательской деятельности молодежное инновационное предпринимательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Подсумкова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT QUESTION OF DEVELOPMENT OF YOUNG PEOPLE'S INNOVATIVE ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

The article deals with specific questions about development of innovative entrepreneurial activity in Russia. Innovative development of Russian economy forces to research new forms, methods of innovative activity. A new form of innovative activity is produced there young people's innovative activity.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии молодежного инновационного предпринимательства»

УДК 001.895

Л.А. Подсумкова

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МОЛОДЕЖНОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Рассматриваются вопросы развития инновационного предпринимательства в России. Инновационная направленность развития российской экономики заставляет искать новые формы, методы организации инновационной деятельности. Описано новое направление предпринимательской деятельности - молодежное инновационное предпринимательство.

Инновационная экономика, предпринимательство, инновационное предпринимательство, малое предприятие, молодежное инновационное предпринимательство

L.A. Podsumkova

ABOUT QUESTION OF DEVELOPMENT OF YOUNG PEOPLE’S INNOVATIVE

ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

The article deals with specific questions about development of innovative entrepreneurial activity in Russia. Innovative development of Russian economy forces to research new forms, methods of innovative activity. A new form of innovative activity is produced there - young people’s innovative activity.

Innovative economy, entrepreneurial activity, innovative business, small-scale enterprise, young people’s innovative entrepreneurial activity

Динамичное социально-экономическое развитие страны основывается в значительной степени на инновациях, принявших стратегически важный характер. Накопленный в мире опыт позволяет с уверенностью говорить, во-первых, о наибольшей восприимчивости к инновациям предприятий малого и среднего бизнеса и, во-вторых, о ключевой роли государства в формировании эффективной инновационной среды в малом и среднем бизнесе.

Формирование инновационной экономики в России становится необходимым условием реформирования, модернизации и развития конкурентоспособного отечественного производства. В нашей стране на ближайшие 20 лет формирование инновационной экономики должно стать стратегическим направлением развития инновационного предпринимательства. Главными задачами процесса формирования инновационной экономики на государственном уровне являются комплексная поддержка инновационного предпринимательства, возрождение системы НИОКР и целенаправленное реформирование научных и образовательных структур на потребности инновационной экономики России.

Остановимся на первой задаче более подробно. Говоря об инновационном предпринимательстве, необходимо уточнить его содержание. Следует отметить, что не любая предпринимательская деятельность является инновационной, а только та, которая использует:

- поиск новых идей (создание нового продукта (услуги), новых методов организации и управления) и их оценки;

- поиск новых ресурсов или вариантов их сочетания, при которых можно получить новые результаты;

- возможность извлечения предпринимательского дохода от коммерциализации инновационной деятельности и ее результатов.

По мнению известного американского специалиста в области менеджмента П. Друкера, «подтолкнуть» предпринимателя к активному поиску инновационной идеи способны следующие факторы:

- неожиданное событие - успех, неудача, неожиданное внешнее событие;

- неконгруэнтность - несоответствие между реальностью, какая она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней («такая, какой она должна быть»);

- нововведения, направленные на потребности процесса (под потребностью процесса следует иметь в виду те его недостатки, которые должны быть устранены);

- внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;

- демографические изменения;

- изменения в восприятии, настроениях или ценностных установках людей;

- появление новых знаний, как научных, так и ненаучных [3].

Однако приходится признать, что в полемиках о путях развития предпринимательства в России, о методах и формах его поддержки незаслуженно мало внимания уделяется проблеме формирования и развития сектора инновационного предпринимательства, т. е. предпринимательства, основанного на коммерческом использовании новейших достижений отечественной научной мысли, открытий и изобретений. Действительно, это особый и еще слаборазвитый в контексте рыночных преобразований России бизнес в нашей стране. Особенностями этого бизнеса являются: 1) высокий риск; 2) большой период времени от генерации идеи до ее практической реализации в виде коммерческого продукта или услуги; 3) низкая выживаемость малых инновационных предприятий; 4) зачаточное состояние российского рынка инноваций и высоких технологий; 5) невосприимчивость промышленностью инноваций в настоящее время [4]. Действительно, в дни проведения салона инноваций научно-производственная команда Oreol Group провела анкетирование участников выставочного мероприятия на VIII Московском международном салоне инноваций и инвестиций, результаты которого в полной мере отражают в практической плоскости все указанные выше особенности инновационного предпринимательства в России.

На анкету согласились ответить только 25% от ожидаемого объема из числа участников выставочного мероприятия. Формулировки отказов были таковыми: «Нам это не надо», «В этом нет смысла».

Вывод 1: Большинство опрошенных специалистов (3/4) не готово быть бизнесменами, поскольку они не могут оценить свои управленческие способности и не владеют необходимыми навыками и знаниями.

Вывод 2: Около 1/3 опрошенных оказались пассивными участниками выставочного мероприятия. Не все специалисты проявили заинтересованность и выказали мотивированность в использовании предоставленных организаторами выставочного мероприятия возможностей по популяризации инновационных разработок.

Вывод 3. Тот факт, что отдельные изобретатели сами продвигают свои новации, говорит об их активной позиции. Но инновационный потенциал только на таких специалистах не разовьешь, поскольку их интересы не распространяются дальше их собственных разработок. Поэтому в рамках новой инновационной политики потребуется приложить огромные усилия, чтобы запустить малый инновационный бизнес.

Вывод 4. К серьезному диалогу в области инновационной политики готовы 58% опрошенных.

Вывод 5. Из общего числа опрошенных на выставочном мероприятии специалистов только 12% можно объединить в малые инновационные команды под единовременное решение одного проекта. Более сложные бизнес-структуры малого предпринимательства, которые были бы способны взять решение инновационных задач на поток, собрать не удастся [2].

Между тем, многие ученые признают лидерство в инновационном предпринимательстве малых инновационных команд. Действительно, важнейшая функция инновационных предприятий - осуществление посреднической роли между научнотехнической и производственной сферами, обеспечение почти автоматического экономического обмена между ними без всяких сбоев в конкурентных условиях. Инновационные предприятия позволяют ликвидировать некоторые из затрат и сократить издержки производства, т. е. они выступают институциональной формой, обеспечивающей эффективное взаимодействие научно-технических институтов и частных хозяйствующих субъектов в рамках рыночных отношений. Сами инновационные предприятия выделяются как самостоятельные хозяйствующие субъекты, если их функционирование позволяет сократить затраты, которые вынуждены нести научно-технические институты и хозяйствующие субъекты, связанные с созданием инновационного продукта или доведением научно-технических новшеств до возможности их коммерческого использования.

С подписанием в августе 2009 года Президентом РФ Федерального закона № 217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», бюджетным научным и образовательным учреждениям теперь разрешено создавать хозяйственные общества в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности. В этом видятся огромные возможности для студентов и молодых ученых технических вузов реализовывать себя в родных университетах, создавая инновационные предприятия при вузах, где проходит их обучение. Используя и реализуя получаемые в учебном процессе знания, возможно формирование инновационных молодежных предприятий, способных быстро, дешево и эффективно выполнять функции по созданию инновационного продукта или доведению научно-технических новшеств до коммерческого использования.

В качестве молодых инновационных предпринимателей могут выступать физические и юридические лица, осуществляющие следующие виды инициативной деятельности, связанные с воспроизводственным циклом инновационного продукта:

• создание инновационного продукта (собственно инновационное предпринимательство);

• выполнение посреднических функций (оказание услуг, связанных с продвижением инновационного продукта и его передачей от непосредственного создателя его потребителю);

• осуществление функций в финансовой сфере для обеспечения инновационной деятельности.

Будучи относительно самостоятельными, данные виды предпринимательской деятельности в инновационной сфере дополняют друг друга, хотя и могут существенно различаться по организационно-правовой форме, по содержанию операций и способам их осуществления. Выбор формы инновационного предприятия зависит от личных пристрастий, сферы деятельности, наличия денежных средств.

Как свидетельствует зарубежный и небольшой отечественный опыт, молодежные инновационные предприятия следует отнести к малому предпринимательству в инновационной сфере, с полным совпадением для них всех характеристик и особенностей его осуществления. Малое предпринимательство в инновационной сфере - первая по массовости и наиболее динамичная структурная составляющая рыночного инновационного потенциала. Действительно, основу инновационного предпринимательства составляют

малые инновационные фирмы (эксперименты) - технологические лидеры в зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самым способствующие формированию новых технологических укладов.

К сильным сторонам малых и молодежных инновационных предприятий относятся следующие:

• оперативное принятие управленческих решений, позволяющее сократить

длительность инновационного цикла;

• низкий уровень накладных расходов, благодаря прямым и персональным

контактам с ними;

• отсутствие бюрократических процедур в организации ввиду минимальной

управленческой иерархии предприятий.

Трудности в деятельности таких предприятий связаны с низким профессиональным уровнем менеджмента, ограниченными возможностями внешнего финансирования, низкой специализацией рабочих мест. Из-за отсутствия множества структурных подразделений, что связано с незначительной степенью разделения труда, малые инновационные предприятия не получают синергетический эффект.

Учредителям малых инновационных предприятий свойственна высокая мотивация предпринимательской деятельности, несмотря на персональную ответственность за ее успех в условиях коммерческого риска. К мотивам молодежного инновационного предпринимательства можно отнести:

• возможность реализации собственных творческих проектов;

• высокая степень самостоятельности и свободы в принятии решений;

• утверждение высокого имиджа и творческое признание успеха в

инновационной сфере и др.

Повышенной инновационной активности малого и молодежного предпринимательства способствуют свобода поисков, отсутствие бюрократизма, быстрая апробация новшеств и то, что инновационная деятельность - это единственная возможность для предпринимателя, хозяйствующего в небольшой фирме, повысить свой статус, создать более масштабную организацию. Из-за ограниченности всех видов ресурсов малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке и использовании новых технологий, производстве новых продуктов, доведении до стадии промышленного образца нововведений, которые передаются на коммерческой основе для использования крупным предприятиям.

Думаю, справедливо и своевременно государство обратило внимание на инновационный потенциал молодежи, что дало возможность будущим специалистам реализовывать свои знания. Ведь если вспомнить, то первые инновационные предприятия на территории России существовали в таких организационных формах как центры научнотехнического творчества молодежи, союзы изобретателей и рационализаторов, научнотехнические общества, научно-технические кооперативы, которые использовали материально-техническую базу, научный задел и кадровый потенциал государственных ВУЗов, НИИ и ПКБ. Вследствие ухудшения экономической ситуации и снижения инновационного спроса многие из перечисленных выше организационных форм прекратили свою деятельность или изменили ее направление, однако интерес молодежи к предпринимательской деятельности в научной сфере остается.

Инновационное предпринимательство - многогранный вид экономической деятельности. Студенты и молодые ученые технических вузов желают реализовать себя в родных университетах, создавая инновационные предприятия при вузах, где проходят обучение, формируют инновационные молодежные предприятия. Как молодежь может включиться в работу вуза, получив при этом не только благодарность, но и материальное вознаграждение? Например, в связи с подписанием ФЗ-№ 217 руководством СГТУ четко расставлены акценты: необходимо создавать малые инновационные предприятия

(хозяйственные общества) при техническом университете. Это позволит осуществлять

трансфер разработок СГТУ из исследовательской среды в производство. Для этого в СГТУ открыты молодежные инновационные структуры, входящие в состав Центра трансфера технологий и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности: Молодежный бизнес-центр (МБЦ), Студенческое конструкторское бюро и Школьный технопарк [1]. Эти структуры предназначены для реализации потенциала молодых ученых, привлечения студентов СГТУ к научной работе, организации инновационной деятельности и построении молодежного бизнеса. И многое уже сделано: победителей по программе «У.М.Н.И.К.» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в СГТУ уже более 50 человек, проводится конкурс «Инноваторы», направленный на поддержку денежными средствами университета инновационных проектов молодых ученых вуза. В одном из проектов технического университета уже проявило заинтересованность предприятие ОАО «Саратовский электроприборостроительный завод им. Серго Орджоникидзе», и это уже можно рассматривать как результат соединения научной и практической составляющих разработок молодых специалистов СГТУ.

Таким образом, следует отметить, что создание на базе технических вузов малых молодежных инновационных предприятий, признание и поддержка таких предприятий на государственном уровне являются важным фактором реализации полученного молодежью образования в производственной сфере, развития российского промышленного потенциала и инновационной экономики в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондарев С.А. Молодежная инновационная деятельность Саратовского

государственного технического университета // Инновационная деятельность. 2009. №4 (9). С. 51-54.

2. Бочаров Н.В. Новация как предмет для формирования малого инновационного предпринимательства // Инновации, 2008. №4 (114). С. 59- 62.

3. Друкер П. Бизнес и инновации. Пер. с англ. М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2007. 144 с._

4. Путинцев В. В. Малое инновационное предпринимательство в зеркале

радикальных преобразований в России // Вестник ТГУ. 2006. №4 (44). С. 290-293.

Подсумкова Людмила Алексеевна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление в машиностроении» Саратовского государственного технического университета

Podsumkova Ludmila Alekseevna -

Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor of the Department “Economy and Machine Building”, Saratov State Technical University

Статья поступила в редакцию 03.03.2011 , принята к опубликованию 19.08.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.