Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РАЗМЕЩЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКЕ'

К ВОПРОСУ О РАЗМЕЩЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКЕ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF PARKING PRIVATE CARS IN A RESIDENTIAL BLOCK

A study of the problem of parking private cars in a residential block points to the necessity of taking into account not only the extent of air pollution and the spread of noise but as well the violation produced in the general building lot balance. The best solution of the problem may be attained by construction of underground garages.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РАЗМЕЩЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКЕ»

Центральные кондиционеры должны обязательно снабжаться рулонными фильтрами с автоматической сменой по мере загрязнения. Калориферы центрального кондиционера необходимо оснащать специальными устройствами для очистки от пыли с целью предотвращения пригорания ее и сухой возгонки. Целесообразно искусственное озонирование кондиционированного воздуха, восполняющего убыль естественного озона на различных этапах обработки воздуха в кондиционере (М. Т. Дмитриев и Ю. Д. Губернский).

Выводы

1. В помещениях административных зданий с кондиционированием воздуха обнаружены повышенные концентрации аммиака, фeнoлà и формальдегида, источником выделения которых служат вещества, входящие в состав отделочных материалов. Загрязнение системы кондиционирования воздуха приводит к образованию окиси и двуокиси углерода за счет окисления накапливающейся сажи и пыли.

2. Установлено, что при кондиционировании воздуха концентрация основных первичных положительных ионов N0+ снижается в 6—7 раз, концентрация основных первичных отрицательных ионов 03+ — в 70— 80 раз и из воздуха практически устраняется озон.

ЛИТЕРАТУРА. Боченкова Т. Д., Кокорев Н. П. Гиг. труда, 1970, № II, с. 40—Д м и т р и е в М. Т., Губернский Ю. Д. Гиг. и сан., 1972, № 8, с. 97.— Schweisheimer W., Heat. Ventilat. Engineer, 1961, v. 34, p. 379.

Поступила б/VII 1972 г.

HYGIENIC ASSESSMENT OF AIR IN PUBLIC BUILDINGS WITH AIR

CONDITIONING

Yu. D. Gubernsky, M. V. Rumyantseva, M. T. Dmitriev, M. G. Makeeva

The office clerks complained of considerable fatigue, suffocation and headache. The finding was that in the course of air treatment in the conditioner and its movement along the air passages and the office it was polluted with destruction products of plastics used for the interior trim of office rooms and that with dust oxidation products. Besides changes of ion and ozone regimen were noted to occur in the air.

УДК 614.78:725.381

Проф. E. И. Кореневская, Э. M. Саакъянц

К ВОПРОСУ О РАЗМЕЩЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКЕ

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысииа АМН СССР, Москва

Возрастающие темпы автомобилизации создают новую, важную в гигиеническом отношении проблему организации мест размещения индивидуальных автомобилей в жилой застройке. Целесообразность максимального приближения мест размещения индивидуальных атомобилей к жилью владельцев очевидна, так как иначе теряются основные преимущества использования личного транспорта. В то же время, как показали наблюдения, гаражи и стоянки, размещаемые в жилой застройке, могут служить источниками загрязнения внешней среды и существенно ухудшать условия проживания населения.

Анализ приемов размещения индивидуального автотранспорта по Москве позволил выделить 3 основных способа: неорганизованный, при котором одиночные автомобили или их группы размещаются на открытых стоянках или же в металлических гаражах — боксах на территории жилой застройки, имеющей другое функциональное назначение (проезд, пешеходные дорожки, газоны, детские игровые и спортивные площадки и др.); приспособленный, когда стоянки создаются на тер-

рнториях, ранее предназначавшихсяТдля других целей (заасфальтированные газоны, игровые площадки и т. п.), а под гаражи приспосабливаются сараи, подвалы, нефункционирующие котельные и т. п.; организованный, при котором одно- или многоэтажные стоянки и гаражи-стоянки размещаются на специально выделенных и оборудованных территориях. По данным обследования, удельный вес неорганизованного способа размещения автомобилей в 1971 г. составлял 35,7%,¡приспособленного—44,4% и организованного— 19,9%.

Для организованного размещения в последние годы наряду с открытыми стоянками все чаще применяются сооружения закрытого типа — наземные, заглубленные и подземные гаражи средней вместимости (на 300— 500 автомобилей). Подземные гаражи, как правило, строятся по манежному типу. Они имеют организованный воздухообмен, выброс загрязненного воздуха из гаража осуществляется на достаточной высоте (часто выше конька крыши прилегающего жилого дома). Поверхность над такими гаражами используется под газоны, проезды, площадки для отдыха. Примером такого организованного размещения индивидуальных автомобилей могут служить подземные гаражи на улице Правды, в Каретном ряду, на улице Короленко и других улицах Москвы.

Любые объекты размещения индивидуальных автомобилей загрязняют воздушную среду выхлопными газами, парами бензина, масел, растворителей и других летучих веществ, оказывают отрицательное шумовое воздействие в результате работы двигателей и движения автомобилей в местах размещения, работы различных силовых установок объектов размещения, проведения ремонтных работ, требуют выделения значительных площадей, что может вызвать нарушение баланса территории жилой застройки. '

Загрязнение выхлопными газами происходит в момент проезда автомобилей по придомовой территории жилой застройки и непосредственно при парковании. Сколь значительна зона распространения выхлопных газов от работающего двигателя, можно судить по тому, что даже от 1 работающего автомобиля на расстоянии свыше 40 м нами зарегистрированы концентрации окиси углерода (максимальные), в 2 раза превышающие разовые предельно допустимые. Зональное распространение окиси углерода от автомобиля, работающего на холостом ходу, на расстоянии 1 м составляет 250 мг/м3, на расстоянии 3 м — 87,5, на расстоянии 5 м— 37,5, на расстоянии 10 м— 18,8, на расстоянии 20 м— 12,5, на расстоянии 40 м — 6,3 и на расстоянии 75 м— 1,3 мг/м3.

Однако длительность подобных ситуаций в местах размещения индивидуальных автомобилей невелика. Необходимо также отметить, что при размещении индивидуальных автомобилей в гаражах двигатели определенное время будут работать непосредственно в закрытых помещениях, что позволит контролировать и организовать выброс выхлопных газов.

Если обозначить все время нахождения автомобиля с работающим двигателем на придомовой территории через Т, то можно определить его зависимость от ряда составляющих: Тх—времени с момента запуска двигателя автомобиля до выезда его на прилегающую территорию, Т2— времени проезда по территории от места размещения до ближайшей магистрали, Т3—времени проезда по территории от ближайшей магистрали до места размещения, Т4—времени, необходимого для занятия места при размещении (паркование) (см. рисунок). х

Величина Тх зависит от длительности прогрева двигателя до температуры, обеспечивающей нормальную эксплуатацию автомобиля, и времени, необходимого для выезда его с места размещения. В случае размещения автомобиля на открытых стоянках и в неотапливаемых (неорганизованных или приспособленных) наземных гаражах во второй климатической зоне в холодное время года при отрицательных и низких положительных температурах это время весьма значительно и составляет в среднем около 12 мин.

Схема движения автомобиля за время экспозиции (Т).

Составляющие: 1-2 — Т1; 2 - 3 — Т,: 5 - 4 — Т,; 4-1 — Т4; А — магистраль районного значения; Б — жилой дом; В — подземный гараж.

При ^размещении автомобилей в отапливаемых наземных и подземных гаражах (организованное размещение) вне зависимости от времени года прогрев автодвигателя сокращается в 8—12 раз.

* Величины Т2 и Т3, т. е. время неконтролируемого выброса выхлопных газов автомобиля, зависят от удаления места размещения автомобиля от магистрали и скорости его движения.

В связи с ограничением скорости движения автомобилей среди жилой застройки следует считать, что величины Т» и Т3 зависят в основном от удаленности гаража или стоянки от ближайшей магистрали. Т4 — величина, целиком зависящая от сложности маневра автомашины на стоянке, что в свою очередь определяется планировкой гаража или стоянки. Применяя закрытые отапливаемые сооружения (подземные, заглубленные, наземные), можно значительно сократить суммарное значение Т за счет Т! и Т4 и, кроме того, взять под контроль определенную часть выбросов. Наши исследования показали, что, несмотря на значительное загрязнение окисью углерода воздуха внутри гаража в Каретном ряду (иногда в 2—3 раза выше ПДК для производственных помещений), на придомовой территории отмечаются концентрации газа, не превышающие ПДК. При размещении же автомашин на открытых стоянках выброс не организуется и не может контролироваться. При любых условиях размещения индивидуальных автомобилей для сокращения Т2 и Т3 следует стремиться создавать объекты (гаражи, стоянки) на периферии жилой застройки.

Загрязнение атмосферного воздуха парами бензина, масел и растворителей происходит за счет технического несовершенства автомобилей или выполнения в местах их размещения ремонтно-регулировочных работ. Запрещение подобных операций на территории жилой застройки — единственно возможный способ исключить этот неблагоприятный фактор.

Как уже отмечалось, шум в местах размещения индивидуальных автомобилей возникает вследствие движения автомобиля и работы его двигателя, при ремонтно-регулировочных работах, работы инженерно-техниче-ского оборудования и оснащения гаража. Вполне естественно, что все мероприятия, направленные на уменьшение времени пребывания автомашин в жилой застройке, будут способстовать уменьшению шума. Отдельно стоящие подземные гаражи-стоянки в этом случае способны почти совершенно снять воздействие транспортного шума в моменты Т[ и Т4. В пристроенных и встроенных объектах появляется необходимость разработки мероприятий с целью предотвратить проведение шума и вибрации по конструкциям сооружений. Большое внимание при этом следует уделять внутренней планировке гаража. Обязательно должны быть исключены устройства, создающие «ударные» шумы, т. е. пороги, канавы, отбойные бордюры и т. д.

Места выездов, въездов и пандусы должны иметь эффективные противошумовые устройства. Борьбу с шумом, возникающим при ремонтно-регулировочных работах в гаражах-стоянках для индивидуальных автомобилей, следует вести путем запрещения каких бы то ни было операций по уходу за автотранспортом. С этой же целью нужно запретить размещение в по-

добных гаражах инженерно-технического оборудования для ремонта автомобиля и ухода за ним: смотровых ям, моечных станков, абразивных кругов, компрессорных установок и т. д. Что касается инженерного оборудования, необходимого для организации вентиляции, автоматического открывания ворот и т. д., то вопросы шумо- и виброзащиты от подобных источников изучены достаточно хорошо и изложены в рекомендациях и нормативах.

Для размещения 1 автомобиля требуется площадь 25 мй. Простой подсчет площади, необходимой для всех индивидуальных машин, показывает, что уже в ближайшем будущем в жилой застройке крупного города выделение таких территорий практически невозможно. С гигиенических позиций не менее важно знать не только площади, необходимые для размещения самих автомобилей, но и «функциональные потери» территорий. Выхлопные газы 1 автомобиля при «агрессивной скорости» ветра могут распространяться в концентрациях, выше предельно допустимых на расстояние до 50 м. Учитывая непостоянство направлений движения воздушных потоков в жилой застройке, мы вправе говорить о зоне воздействия автомашины с радиусом в 50 м или площади до 8000 мг. В этой зоне должна быть запрещена организация мест отдыха населения, детских и спортивных площадок и т. д.

Следовательно, при наземном и особенно неорганизованном размещении индивидуальных автомобилей возникает проблема нарушения баланса территорий жилой застройки, что приводит к ухудшению условий проживания населения. Предлагаемое градостроителями наземное многоэтажное гаражное строительство не может решить полностью проблему, так как при наличии многоэтажных сооружений осуществляется лишь экономия площадей застройки, тогда как площади участков, подъездные пути и площадки отстоя остаются прежними, а в некоторых случаях и увеличиваются. Кроме того, даже при закрытых объемах сооружений и организации выброса загрязненного воздуха из гаража при наземном гаражном строительстве сохраняется воздействие шума.

Одно из основных условий современной автомобилизации — максимальное приближение мест постоянного размещения индивидуальных машин к жилищу — не может быть соблюдено при наземном гаражном строительстве.

Задачу можно решить лишь путем подземного гаражного строительства в жилой застройке крупного города. Гигиенические рекомендации в этом случае должны учитывать объемно-планировочную структуру и инженерно-техническое оснащение сооружения, режим эксплуатации, организацию размещения мест выбросов воздуха, въездов и выездов, использование поверхности над гаражом.

Поступила 26/ X11 1972 г.

PROBLEM OF PARKING PRIVATE CARS IN A RESIDENTIAL BLOCK E. I. Korenevskaya, E. M. Saakyants

A study of the problem of parking private cars in a residential block points to the necessity of taking into account not only the extent of air pollution and the spread of noise but as well the violation produced in the general building lot balance. The best solution of the problem may be attained by construction of underground garages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.