Научная статья на тему 'К вопросу о разграничении понятий "массовое мероприятие" и "публичное мероприятие"'

К вопросу о разграничении понятий "массовое мероприятие" и "публичное мероприятие" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24012
923
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ПУБЛИЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мараев Темирхан Идрисович

В статье рассматриваются понятия «массовое мероприятие» и «публичное мероприятие», дается разграничение этих понятий. Вопросы охраны общественного порядка органами внутренних дел при проведении массовых мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мараев Темирхан Идрисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of the delimitation of the concepts of “mass action” and “public event”

The article discusses the concept of "mass action" and "public event", given the distinction of these concepts. Questions of protection of public order law-enforcement bodies during public events.

Текст научной работы на тему «К вопросу о разграничении понятий "массовое мероприятие" и "публичное мероприятие"»

9.6. К ВОПРОСУ О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОНЯТИЙ «МАССОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ» И «ПУБЛИЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ»

Мараев Темирхан Идрисович, капитан полиции, адъюнкт. Место учебы: Академия управления МВД России. E-mail: maraev.t@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются понятия «массовое мероприятие» и «публичное мероприятие», дается разграничение этих понятий. Вопросы охраны общественного порядка органами внутренних дел при проведении массовых мероприятий.

Ключевые слова: массовое мероприятие, публичное мероприятие, охрана общественного порядка, органы внутренних дел.

ON THE ISSUE OF THE DELIMITATION OF THE CONCEPTS OF "MASS ACTION" AND "PUBLIC EVENT"

Maraev Temirkhan Idrisovich, Police Captain, adjunct. Place of study: Management Academy of MIA Russia. E-mail: maraev.t@yandex.ru

Annotation: The article discusses the concept of "mass action" and "public event", given the distinction of these concepts. Questions of protection of public order law-enforcement bodies during public events. Keywords: the massive event, public event, the protection of public order, law-enforcement bodies.

Публичное мероприятие - это организованная, активная форма реализации прав, свобод и законных интересов больших групп (масс) людей в общественных местах, а также - способ удовлетворения экономических, политических, культурных, религиозных и других потребностей граждан и по своему содержанию относятся к социальным явлениям, порождающим особые условия для охраны общественного порядка на той территории, где они проводятся.1

Массовое мероприятие - это организованное действие (совокупность действий), совершающееся в общественных местах, с участием больших масс (групп) людей в целях удовлетворения их потребностей в экономической, политической, социально-культурной, духовной и других сферах.2

В законодательстве Российской Федерации официально закреплено понятие «публичное мероприятие», в свою очередь понятие «массовое мероприятие» в законодательстве нигде не отмечено. Так, что же в законодательстве понимается под понятием «публичное мероприятие».

Публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Анализируя понятие «публичное мероприятие» можно сделать вывод, что само понятие имеет узкую направленность, которое выражается в конкретных фор-

1 Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"

2 Фармон, В.П. Обеспечение правопорядка в ходе массовых

мероприятий / Вестник МВД России. 2007. № 1.

мах проведения, а именно собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, нежели понятие «массовое мероприятие», которое выражается в различных формах проведения, где основными признаками являются: массовость людей и общественное место.

Массовое мероприятие может проводиться в любом месте, кроме случаев, если на место проведения не наложено ограничение или полный запрет на проведение подобных мероприятий. Местом проведения могут выступать улицы, пешеходные зоны, скверы, площади, дороги, здания (включая прилегающую территорию к ним), стадионы, концертные залы, а также иные места, предусмотренные для проведения массовых мероприятий.

По территориальному признаку мероприятия могут быть районного, межрайонного, городского, областного, республиканского и государственного масштаба, что в существенной степени обусловливает объем привлекаемых для охраны общественного порядка сил и средств.3

От места проведения массового мероприятия зависит масштаб мероприятия, который определяется количеством граждан принимающих в нем участие и соответственно количество сотрудников органов внутренних дел. Массовые мероприятия по территориальному признаку можно разграничить на следующие уровни: районный, межрайонный, городской, областной, республиканский и государственный.

Массовое мероприятие - можно охарактеризовать следующими основными признаками:

-количество участвующих граждан;

-наличие общественного места;

-организованность его проведения;

-общая цель.

Массовые мероприятия, с учетом их интересов можно разделить на следующие виды:

- массовые общественно-политические мероприятия;

- культурно-массовые мероприятия;

- массовые религиозные мероприятия;

- спортивно-массовые мероприятия;

- массовые специальные мероприятия;

- иные массовые мероприятия.

Обстановка, складывающаяся при проведении массовых мероприятий, существенно отличается от обычной, повседневной охраны общественного правопорядка на улицах и в других местах. Этой обстановке свойственны следующие особенности:

- изменяется обычный ритм жизнедеятельности населения, вводятся ограничения на движение транспорта и пешеходов, на торговлю отдельными видами товаров в районе проведения массового мероприятия;

- сосредоточение больших масс людей на ограниченной территории само по себе создает трудности в обеспечении общественного порядка и безопасности;

- состояние оперативной обстановки во многом зависит от состава участников массового мероприятия, их отношения к нему, эмоциональной возбужденности, наличия или отсутствия противоречий между группами участников;

- большое влияние метеорологических условий, в частности, резкое ухудшение погодных условий в кон-

3 Коркин А. В. Методика расчета сил и средств органов внутренних дел, привлекаемых для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении культурно-массовых и публичных мероприятий. Екатеринбург.: УрЮИ МВД России, 2008.

ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Мараев Т.И.

це мероприятий, проводимых на открытых стадионах, может создать угрозу безопасности;

- массовые акции нередко используются различными преступными группами для достижения своих целей. Например, разжигания конфликтов на национальной почве;

- особая обстановка требует использования дополнительных сил и средств органов внутренних дел большой подготовительной работы, организации взаимодействия с другими государственными органами, общественными объединениями.4

Перечисленные обстоятельства учитываются при организации охраны общественного порядка в рассматриваемых условиях и в конечном счете обусловливают выбор приемов и методов деятельности полиции, включая конкретные меры воздействия на поведение участников и зрителей массовых мероприятий с целью приведения его в соответствие с требованиями правовых и иных социальных норм, а также при привлечении сил и средств других министерств и ведомств.

В целях обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий органы внутренних дел не редко сталкиваются с введением режима ограничения, т.к. в обычном режиме невозможно добиться соблюдение общественного порядка. В ряде случаев приходится прибегать к огораживанию или оцепление территории проведения мероприятия, проводить досмотровые мероприятия участников с ограничением свободного входа без досмотра, не допускать на территорию проведения граждан, не имеющих отношение к мероприятию. Кроме этого на ограниченную территорию проведения массового мероприятия не допускаются лица, находящиеся в алкогольном опьянении и с крупными багажом. При проведении крупных массовых мероприятиях возможно полное или частичное перекрытие транспортного потока с возможными путями объезда. Также могут вводиться ограничения по торговле алкогольной продукций.

Массовые мероприятия возможно разделить на две категории запланированные и незапланированные. Запланированные массовые мероприятия проводятся в соответствием с законодательством Российской Федерации, где организаторы или инициативные группы обращаются в органы местного самоуправления с предоставлением информации о проводимом мероприятии, а именно: о месте проведения, цели и программы проведения, количества участников и другие необходимые сведения. По результатам согласования, информация о мероприятии доводится до сведения органов внутренних дел. К незапланированным массовым мероприятиям можно отнести несогласованные акции, которые проводятся спонтанно в любом месте без уведомления органов местного самоуправления. Несогласованные акции, как показывает практика, проводятся неформальными организациями и отдельными протестующими группами граждан, целью которых является привлечение к себе внимания людей, средств массовой информации, с использованием транспарантов провокационного содержания, звукового или шумового сопровождения с возможным перекрытием транспортного потока. Несогласованные массовые мероприятия нередко перетекают в массовые беспорядки и погромы, угрожающие безопасности

4 Голованев И.В. Особенности расчета сил ОВД при охране общественного порядка во время проведения массовых публичных мероприятий /Вопросы совершенствования деятельности МОБ: Сборник № 9 - ГУООП МВД РФ - М. 2002.

граждан, а в ряде случает государственной стабильности и безопасности.

Примером массового мероприятия, переросшего в массовые беспорядки можно привести: «Марш миллионов», проходивший 6 мая 2012 года на Болотной площади. Так, 6 мая 2012 года в г. Москве на Болотной площади было согласовано проведение массового мероприятия «Марш миллионов» с заявленным количеством участников до 5 тысяч человек (количество участников в несколько раз превысило заявленное).

Если рассматривать психологию и проработать данный вопрос можно отметить такое явление, как возможность формирования «группы», «толпы» и «массы». Известный ученый Э. Канетти связывает возникновение или формирование массы с повышением у людей чувствами солидарности и страха, «втягивающими в себя вся и всех».5 В связи с этим такие основы присуще толпе, в которую на основе переживаемых факторов входят люди. К таким факторам можно отнести эмоциональное состояние, которые может выражаться в повышенной агрессии, проявление жестокости, состояние озлобленности или наоборот радости.

Массы людей подвержены легкому внушению. Находясь в общей массе, люди могут быть раздражительными, импульсивными, изменчивыми, иметь повышенные эмоции и иметь одностороннюю цель. Такое состояние массы людей, как правило, в большей степени имеет свойство преувеличения оценки тех событий, которые происходят на самом деле. Находясь под воздействием постоянных эмоций, человек подвержен воздействию общей массе, т.к. это обусловлено общей сплоченностью и единством. Несмотря на наличие у человека разносторонних взглядов, во время нахождения в массе он будет придерживаться только одного мнения - мнения массы (толпы).

Для поддержания состояния массы людей необходимо наличие ее лидера или можно выразиться оратора, которой в любой момент может поднять ее настроение, эмоции и повести ее за собой. Управляя толпой оратор может одной фразой призвать ее к совершению противоправных действий, а при возникновении каких-либо препятствий на пути, у толпы сразу же может возникнуть повышенная агрессивность, ненависть, ярость.

В толпе человек понимает лишь «волевой язык коллективной воли» и подчиняется ее приказам, «следуя архаичным правилам... воли толпы».

Выражение коллективных настроений и эмоций приводит в большинстве случаев граждан к потере контроля над своими действиями и поступками, они склонны к потребности подчинения толпы. Примером, такой толпы можно привести различные празднования и гуляния людей, которые отмечают свои профессиональные праздники (день студента, день воздушно-десантных войск и др.), финалом которых является употребление алкогольных напитков и нарушение общественного порядка. Такого рода мероприятия сопровождаются органами внутренних дел с задействованием большого количества сил и средств.

Учитывая все перечисленные обстоятельства, одной из основных задач органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности является противодействие экстремизму и терроризму.

В результате вышеизложенное можно сделать вывод о том, что масштаб массовых мероприятий зависит от

5 Канетти Э. Масса // Психология масс. Хрестоматия. Самара, 1998. С. 317)

следующих факторов, как количество участников, место проведения, значимость, количество сил и средств задействованных в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности. Все эти факторы влияют на построение организации охраны общественного порядка и общественной безопасности силами органов внутренних дел.

Учитывая то, что в российском законодательстве отражено только узкое понятие «публичное мероприятие», которое включает в себя только определенные виды мероприятий, в законодательство целесообразно включить понятие «массового мероприятия», которое намного шире и включает в себя широкий спектр проводимых мероприятий в обществе (общественно-политические, религиозные, спортивно-массовые, культурные-массовые и др.).

Массовые мероприятия представляют собой высокоорганизованные действия массы людей, проводимые в общественных местах с целью выражения своего мнения по различным направлениям общественной жизни.

Кроме этого понятие «публичное мероприятие» стоит включить в структуру понятие «массовое мероприятие». Помимо этого, законодательно необходимо закрепить каждый вид массовых мероприятий. Наличие пробелов в законе влекут за собой появление новых видов массовых мероприятий, которые никак не регулируются, а порой и перерастают в несогласованные акции. В настоящее время ряд таких массовых мероприятий не имеют своего отражения в законодательстве (например: встреча депутата со своими избирателями).

В российском законодательстве отражаются только вопросы публичных мероприятий, их организация и проведения, а вопросы о порядке организации и проведении культурно-массовых, религиозных, спортивно-массовых и иных мероприятий в федеральных законах не отражены.

Список литературы

1. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 09.03.2016)

2. Голованев И.В. Особенности расчета сил ОВД при охране общественного порядка во время проведения массовых публичных мероприятий /Вопросы совершенствования деятельности МОБ: Сборник № 9 -ГУООП МВД РФ - М. 2002.

3. Коркин А. В. Методика расчета сил и средств органов внутренних дел, привлекаемых для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении культурно-массовых и публичных мероприятий. Екатеринбург.: УрЮИ МВД России, 2008.

5. Канетти Э. Масса // Психология масс. Хрестоматия. Самара, 1998. С. 317)

6. Фармон В.П. Обеспечение правопорядка в ходе массовых мероприятий / Вестник МВД России. 2007. № 1.

Рецензия

на статью слушателя 3 факультета Академии управления МВД России, Мараева Т.И., К вопросу о разграничении понятий «массовое мероприятие и «публичное мероприятие»

Представленная на рецензию статья затрагивает весьма актуальную тему. На сегодняшний день массовые мероприятия проводятся все чаще и чаще, вследствие чего необходима их четкая правовая регламентация. Эта проблема несомненно требует детального рассмотрения со стороны как ученых-исследователей, так и практических работников органов внутренних дел.

Важно отметить, что статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих теоретический и практический интерес, написана простым и доступным языком, читать её интересно, хорошо структурирована, представляется очень своевременной, отмечает важную актуальную проблему.

Статья слушателя 3 факультета Академии управления МВД России, Мараева Т.И. «К вопросу о разграничении понятий «массовое мероприятие и «публичное мероприятие» имеет важное теоретическое значение и практический интерес, в связи с чем, может быть опубликована.

Доцент кафедры УДСООП Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции А.С. Ускова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.