Научная статья на тему 'К вопросу о рациональном использовании ресурса сверхкрупногабаритных шин'

К вопросу о рациональном использовании ресурса сверхкрупногабаритных шин Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Довженок А. С., Гурьянов Ю. А.

Проведен анализ причин списания сверхкрупногабаритных шин (СКГШ), рассмотрены факторы, оказывающие влияние на их преждевременное списание, предложен и апробирован в производственных условиях один из вариантов средств диагностики давления в СКГШ, обеспечивающий удобство контроля при минимальных трудозатратах, что обусловливает заинтересованное отношение к ним как у водителей, так и руководителей предприятий технологического автотранспорта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM ON RATIONAL USE OF RESOURCE OF SUPERGABARITE TIRES

The analysis is carried out of the reasons of registering off of supergabarite tires (SOT), the factors are considered affecting their prio-time registering off, one of the variants of means of pressure diagnostics in SGT is suggested and tested in production conditions. It provides for convenient control with minimum labour expences causing the interest attitude to them both from the side of dnvers and leaders of enterprises of technological autotransport.

Текст научной работы на тему «К вопросу о рациональном использовании ресурса сверхкрупногабаритных шин»

полками опирается на фланцы профиля с торцевой части. Нижний замок посредством фиксатора связан с концом верхняка. Фиксаторы изготовлены из разрезанного вдоль отрезка профиля СВП.

Узлы УП могут использоваться на арочных, кольцевых и трапециевидных крепях, а также применяться на податливых стойках усиления указанных крепей.

Как показали лабораторные испытания, проведенные на специальном стенде конструкции НИИОГР, сопротивление усиленных узлов УП осевой нагрузке выше, чем податливых узлов ЗПК, на 60-80%.

Производственные испытания арочной крепи с усиленными податливыми узлами были проведены на тахте «Красная горнячка» АО «Челябинскуголь».

На транспортном штреке лавы N 120 (глубина 430 м), закрепленном арочной металлической крепью МН 10,7, располагались экспериментальный и контрольный участки.

Результаты шахтных испытаний показали, что замки ЗПК в узлах УП смещаются вместе с соответствующими концами элементов крепи, предотвращая их раскрытие. Средняя величина смещений элементов в податливых узлах экспериментального участка на 21,7% меньше, чем на контрольном, что свидетельствует об увеличенном рабочем сопротивлении податливого узла.

Подобная конструкция крепи позволяет предотвратить образование «зевов» и повысить надежность крепления боковых пород, однако при значительных напряжениях не исключает возможности расшире1шя боковых стенок профиля стойки в верхней части податливого узла и ее разрыва.

В настоящее время в институте НИИОГР ведутся работы по дальнейшему совершенствованию конструкции крепи, повышению ее несущей способности, податливости, безопасности эксплуатации, а также по обеспечению возможности многократного применения ее элементов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. A.c. СССР N1627712. Податливый узел для металлической крепи из спецпрофиля/В.П.Макаров, И.Б.Ильина, Ю.А.Белоглазое, В.Я.Мниниберг, В.Г.Лисичкин) от 21.07.88.

2. Временная инструкция по применению металлической рамной крепи с усиленными податливыми узлами УП и креплению выемочных выработок, используемых повторно. -Челябинск: НИИОГР, 1989. - 15 с.

3. Корнилков М.В. Способы повышения несущей способности арочной крепи //Изв.уГИ. Сер.: Горное дело. - 1995. - Вып.З. - С.47-50.

4. Патент N1627711. Металлическая податливая крепь /В.П.Макаров, Ю.А.Белоглазое, И.Б.Ильина от 18.03.88.

УДК 621684:629

А.С.Довженок, Ю.А.Гурьянов

К ВОПРОСУ О РАЦИОНАЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕСУРСА СВЕРХКРУПНОГАБАРИТНЫХ ШИН

До 30-40% затрат при транспортировании горной массы карьерными автосамосвалами приходится на крупно- и сверхкрупногабаритные шины (далее СКГШ).

Известно, что срок службы СКГШ зависит от механической прочности конструкции и величины энергии, прошедшей через нее в единицу времени. В связи с этим основными факторами, определяющими эффективность их использования, являются: среднеэксплуатацион-

204

Общий вид усиленного податливого узла УП1: 1 - верхняк; 2 - стойка; 3 - замок верхний; 4 - замок нижний; 5 - фиксатор

ная и максимально допустимая скорости движения автосамосвала; радиальная нагрузка на шину; давление воздуха в шине; качество технического обслуживания автомобиля и шины; состояние дорог, забоев, отвалов [4,5].

При технически грамотной эксплуатации шин с соблюдением норм: по давлению воздуха, радиальной нагрузке, скоростным режимам движения автомобиля - максимальная температура не превышает допустимую, ресурс шины используется полностью, и она, как правило, списывается по причине износа протектора.

Однако на практике более 70% шин не достигают номинального срока службы [1].

Анализ причин списания более 1500 СКГШ за 1987 год в условиях Нерюпгринской ATA ПО «Якутуголь» позволяет оценить их недопробег (см. таблицу).

Вероятность списания шин по причине использования ее ресурса, т.е. износа протектора, составляет лишь 0,134, в то время как вероятность списания по причине расслоения достигает 0,656. При этом пробег СКГШ состазляет в среднем не более 39% от пробега шин, списанных по причине износа протектора.

Основной причиной расслоения является их перегрев, который главным образом обусловлен эксплуатацией шин при пониженном в них давлении воздуха.

По данным отечественных и зарубежных фирм при снижении давления воздуха в шине на 20% срок службы шины снижается на 25%, при отклонении на 30% - до 50%.

Чрезмерные эксплуатационные расходы на СКГШ обусловили необходимость ежесменной проверки давления в ней и внесение данного пункта в ряд инструкций по эксплуатации карьерных автосамосвалов.

Пробеги и причины списания шин

Причина Проба- АО СрсАменас- Отношение Вероят-

списания списания. шеюши пробег пробегов к ность спи-

ты с. хм АО списания. наибольше- сания

min mu ШС.Хм му. %

Износ 27,3 ' 42,4 33,9 100 0,134

протектора

Расслоение 7,2 18,4 13,3 39 0.656

Порез 0,5 28,4 12,4 36 0,107

Разрыв 8.1 18,4 12.4 . 36 0.084

Прочие • 4,9 15,1 8,3 25 0,019

Однако, несмотря на сравнительную простоту и легкость выполнения данной операции (трудозатраты на контроль давления в шинах автосамосвала составляют около 0,12 чел.ч), на практике данный пункт, как правило, не выполняется, т.е. давление ежесменно не контролируется. Это обусловлено как организационными, так и техническими причинами. Основными из них являются:

1) отсутствие материальных стимулов у операторов;

2) неукомплектованность экипажей измерительными приборами;

3) ненадежность золотникового устройства вентиля СКГШ, которое «стравливает» воздух после очередной проверки давления и др.

В то же время, как показывают исследования, реализация мероприятий по поддержа:гию давления в шине позволяет на 10-15% повысить их срок службы и способствует экономии других видов ресурсов на автотранспорте [23] •

В институте НИИОГР (г.Челябинск) проведены работы в этом направлении, и в результате предложен один из вариантов диагностики, позволяющий снизить трудозатраты на контроль давления в СКГШ не менее чем в 10 раз, обеспечить удобство проведения этой операции и исключить манипуляции с золотниковым устройством вентиля.

Эти обстоятельства обусловили в процессе эксплуатационной проверки заинтересованное отношение к средствам диагностики как у водителей автосамосвалов, так и у руководящих работников предприятий технологического автотранспорта.

Таким образом облегчается внедрение в практику ежесменного контроля давления в СКГШ, что положительно скажется на повышении эффективности работы карьерного автотранспорта.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Джон X. (англ). Пути увеличения срока службы шин в процессе их эксплуатации //Горный журнал. - .1994. - N4. - С.23-26.

2. Довженок A.C. Повышение эффективности карьерного автомобильного автотранспорта совершенствованием параметров его подсистем с использованием энергетического критерия: Дис.... канд. техн. наук. - Челябинск: НИИОГР. - 1992.

3. Медведев C.B. Проблемы эксплуатации крупногабаритных шин //Горный жур. - 1994. - N7. -С.42-43.

4. ЦиперфиИ И.М., Штейн В.Д. Карьерный автомобильный транспорт. Справочник. - М.: Недра. 1992. - 415 с: ил.

5. Эксплуатация и ремонт крупногабаритных шин /Скорняков Э.С., К ваша Э.Н., Хомсня A.A., Бойков В.И. - М: Химия. - 1991. - 228 с; ил.

УДК 622.223.24

А.Л.Костин

ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ «URAL-MINING-INVEST»

Програмлшый продукт «Ural-Mining-Invest» (UMI), разработанный на кафедре РМОС Уральской государственной горно-геологической академии, выполнен в соответствии с методологией, широко применяемой в современной международной практике, а также официальными методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, утвержденными Госстроем России и другими правительственными органами в 1994 году. Он ориентирован на горные предприятия с открытым способом добычи и учитывает:

- специфику вложения инвестиций в горное производство, прежде всего платежи и налоги за воздействие на окружающую среду:

- возможность расчета как по удельным, так и по прямым стоимостным показателям;

- возможность просмотра пользователем всех расчетов и при необходимости их корректировки.

Особенностью программною продукта является автоматическая, не требующая дополнительной настройки, адаптация программы под различные сроки оценки.

«Ural-Mining-Invest» предназначен для решения трех типов задач: • I - для приближенных экономических оценок календарных графикоЕ- горных работ на основе удельных экономических показателей (себестоимость добычи и вскрыши и др.), принимаемых в качестве исходных данных по аналогам, прогнозным моделям и т.п.;

II - для экономической оценки вариантов технических решений (глубины карьера, производственной мощности и др.), рассмотренных в проекте и по которым определены размеры и сроки капитальных вложений, затраты на добычу и вскрышу, а также другие экономические показатели, необходимые в качестве исходных для компьютерных расчетов календарных таблиц и графиков денежных потоков и оттоков - cash flow;

III - для экономических оценок на действующих предприятиях с целью определите эффективности затрат на то или иное техническое решение при частичной реконструкции, замене оборудование, перестройке транспортных коммуникаций и для других локальных задач,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.