1С Л № ГГТТгП г: ГЛГ?Г(ТГ/7гггГГГГГТ
1114/ 2 (51),2009-
В настоящее время более чем на 1000 крупных карьерах мира добывается 1,5 млрд. т угля, 80% медной руды, 2/3 золота, более 50% бокситов, фосфатов, свинца, цинка и других металлов и минералов. При этом намечается устойчивая тенденция роста мощности и глубины карьеров и, обусловленного этим, спроса на высокопроизводительную горную и транспортную технику.
Ключевую роль в обеспечении открытых горных работ России и республик бывшего СССР карьерными автосамосвалами играло и продолжает играть ПО «БелАЗ», которое после распада СССР не только сохранилось как самостоятельный хозяйствующий объект Беларуси, но и сумело поднять собственный научно-технический и производственный потенциал до уровня современных требований, предъявляемых мировым рынком карьерного автотранспорта. Сегодняшние масштабы и география распространения автосамосвалов БелАЗ подтверждают, что ПО «БелАЗ» - признанный член клуба мировых производителей карьерных автосамосвалов большой и особо большой грузоподъемности.
Развитие карьерной техники тесно связано с производством шин. Высокий темп развития карьерной техники стимулирует производителей шин к увеличению объемов производства и предъявляет новые требования к шинам.
Производство шин - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. В течение последних пяти лет темпы его роста составляют 2-3% в год. Рынок характеризуется высокой степенью концентрации. На долю крупнейших мировых игроков - Bridgestone, Continental, Goodyear и Michelin приходится более 55% рынка в денежном выражении. География шинной индустрии также отличается высоким уровнем
/ N
It is shown that production of metal cord for big- and superbig-size tires is fully mastered, that allows to get out to the new metal production markets.
V_)
УДК 669.
концентрации - Западная Европа, Северная Америка и Азия сосредоточили на своей территории около 90% мирового производства покрышек. Прогнозируется, что, несмотря на значительное удорожание углеводородов, энергоносителей, темпы роста шинной отрасли до 2010 г. останутся на прежнем уровне.
Основными производителями крупно- и сверхкрупногабаритных шин в странах дальнего зарубежья являются Michelin (70% мирового рынка крупногабаритных шин сверхбольшой грузоподъемности); Bridgestone; Goodyear; General tyre (Канада); Solideal tyre (Шри-Ланка); Allians tyre (Израиль); Semperit и др.; в странах СНГ - шинный завод «Супершина» (Россия); ОАО «Белшина» (Беларусь).
Эти предприятия-производители крупногабаритных шин - потенциальные потребители металло-корда, планируемого к производству на РУП «БМЗ».
Однако европейские и японский производители крупно- и сверхкрупногабаритных шин имеют в своем наличии собственные производственные мощности для производства металлокорда для данных шин, которые полностью удовлетворяют свои потребности в корде.
С целью повышения конкурентоспособности выпускаемых ПО «БелАЗ» карьерных самосвалов большой грузоподъемности в РБ разработана целевая программа по освоению производства на ОАО «Белшина» цельнометаллокордных крупно-и сверхкрупногабаритных шин. Составным элементом программы является разработка и освоение производства на РУП «БМЗ» металлокорда, необходимого для освоения и производства шин КГШ и СКГШ.
Начиная с 2007 г. на ОАО «Белшина» запущено новое производство цельнометаллокордных шин
Ю. Л. ХУДОЛЕЙ, О. А. РЯБЦЕВ, В. С. ПАНИЗОВИЧ, РУП «БМЗ»
ОСВОЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА МЕТАЛЛОКОРДА ДЛЯ КРУПНО- И СВЕРХКРУПНОГАБАРИТНЫХ ШИН НА РуП «Бмз»
радиальной конструкции. В качестве армирующего материала для шин заложены следующие конструкции металлокорда: 4 х 0,32НТ (4Л32НТ); 4 х 6 х 0,245НЕ (24Л25НЕ) - освоенные на РУП «БМЗ» и новые 3 + 9 + 15 х 0,22 + 0,15 (28Л22/15); 7 х 7 х 0,22 + 0,15 (50Л22/15ЭТ); 7 х 7 х 0,25 + 0,15НТ (50Л25/15НТ); 7 х (3 + 9 х 0,245) + 0,20НТ (85Л25/20НТ); 7 х (3 + 9 + 15 х 0,175) + 0,20НТ (190Л18/20НТ).
Производство необходимых конструкций - новое для РУП «БМЗ». Существующее канатное оборудование не позволяет свивать металлокорд типа 7 х 7 х d, поэтому созрела необходимость вложения дополнительных финансовых средств для проведения инжиниринговых работ по освоению производства металлокорда для КГШ и СКГШ.
РУП «БМЗ» разработаны предварительные технологические схемы изготовления металлокорда, включающие передовые наработки, внедренные на РУП «БМЗ». Проведен расчет количества технологического оборудования, выполнен эскизный проект комплекса с учетом минимальных затрат на коммуникации. В ходе реализации проекта были выполнены следующие основные этапы:
• определение главных характеристик продукции;
• подготовка плана работ на производство опытного образца (разработки технологии, изготовления опытной партии);
/Г1Т7ТгГ= г Г^ГТГГГГ^ГГГГГГ /1СЕ
-2 (51), 2009/ Щи
• подготовка оборудования для изготовления опытного образца;
• изготовление опытного образца;
• проведение испытаний образца на соответствие требованиям потребителя;
• проведение лабораторных испытаний опытного образца потребителем;
• изготовление опытной партии металлокорда;
• проведение испытаний и переработка опытной партии у потребителя.
На данном этапе освоения производства ме-таллокорда для КГШ и СКГШ проведена модернизация канатных машин типа ШЯ-15, в ходе которой дополнительно на канатную машину были установлены электродвигатель, усиленный редуктор, полувал, усиленный кабестан, двухроликовый торсион, стабилизатор натяжения с дополнительным охлаждением, ролики рихтовки.
Уже к началу 2008 г. на модернизированных канатных машинах типа ШЯ-15 освоено производство металлокорда типа 7 х 7 х d + 0,15, изготовлена и отгружена для ОАО «Белшина» опытная партия металлокорда данной конструкции. Переработка опытной партии металлокорда прошла без замечаний со стороны ОАО «Белшина».
Следующим этапом реализации программы стало обеспечение возможности изготовления металлокорда конструкций 7 х (3 + 9 +15 х 0,175) + 0,20НТ и 7 х (3 + 9 х 0,245) + 0,20НТ. Для этого за-
Схема заправки модернизированной оплеточной машины типа FV88/2 для изготовления металлокорда КГШ: 1 - технологическая катушка питания с металлокордом (полуфабрикатом); 2 - ограничительные (опорные) ролики; 3 - обводные направляющие ролики; 4 - фильеры защитного кожуха; 5 - фильеры полого вала оплеточного узла; 6 - оплеточный узел; 7 - катушка с оплеточной проволокой; 8 - оплеточная головка; 9 - фильера оплеточной головки; 10 - гаситель колебаний металлокорда; 11 - барабаны вытяжного устройства; 12 - датчик точек сварки; 13 - рихтовальное устройство; 14 - обводной ролик; 15 - лепестки укладчика; 16 - приемная катушка; 17 - ролик с компенсирующим рычагом тормоза катушки питания; 18 - пневмо-цилиндр компенсирующей системы тормоза катушки питания; 19 - подкручивающий обводной направляющий ролик
IRR [Г г^шгг /лтгг: гт
IU U / 2 (51), 2009-
ключен контракт с фирмой GCR (Италия) на поставку канатной машины DTAR, которая позволит производить металлокорд названных выше конструкций.
Для проведения пусконаладочных работ на канатной машине DTAF 630/7 совместно со специалистами фирмы GCR были проведены работы по ее запуску и проверке режимов работы.
В ходе пусконаладочных работ были выполнены следующие мероприятия: установлена канатная машина DTAF 630/7; подключено питающее силовое напряжение, подведен сжатый воздух; произведен пробный пуск канатной машины на холостом ходу; произведена заправка машины прядями конструкции 3 + 9 + 15 х 0,175 и осуществлена пробная свивка металлокорда; проведены предварительные тестовые настройки системы и механизмов управления машиной двойной скрутки; проведены предварительные работы по русификации панели управления оператора.
Для осуществления оплетки были модернизированы существующие оплеточные станки с установкой размоточных устройств катушек большой емкости, заменена проводковая система. В ходе модернизации разработаны и применены оригинальные, запатентованные РУП «БМЗ» узлы и механизмы. На рисунке показана схема заправки модернизированной оплеточной маши-
ны типа FV88/2 для изготовления металлокорда КГШ.
В условиях СтПЦ-2 на модернизированных оплеточных машинах типа FV88/2 проведено испытание дополнительно усовершенствованного тормозного узла размотки металлокорда-полуфаб-риката в процессе оплетки металлокорда для КГШ. В процессе работы изготовленный металлокорд, по данным испытаний ЦЗЛ, соответствует требованиям спецификаций.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод о том, что узел размотки модернизированных оплеточных машинах типа FV88/2 № 517, 518 способен поддерживать заданную величину динамического натяжения полуфабриката в условиях монотонного увеличения силы, противодействующей направлению размотки обрабатываемого материала.
К концу 2008 г. освоено производство металлокорда типов 7 х (3 + 9 + 15 х 0,175) + 0,20НТ и 7 х (3 + 9 х 0,245) + 0,20НТ, изготовлены и отгружены для ОАО «Белшина» опытные партии. Переработка опытных партий металлокорда прошла без замечаний со стороны ОАО «Белшина».
Таким образом, на РУП «БМЗ» полностью освоено производство металлокорда для крупно-и сверхкрупногабаритных шин, что позволяет выйти на новые рынки сбыта металлопродукции.