_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12/2015 ISSN 2410-700Х_
УДК 811.11-112
Шрамко Людмила Игоревна
К.ф.н, доцент СПбГУ, г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О РАССМОТРЕНИИ ГЛАГОЛОВ ДЕЙСТВИЯ С ПОЗИЦИЙ ТЕОРИИ АКТОГЕНЕЗА
Аннотация
В статье рассматривается структура глагольного действия с точки зрения теории актогенеза. Иллюстрируется процесс прохождения всех стадий актогенетического процесса, на примере ряда глаголов представляются обязательные элементы процесса совершения действия.
Ключевые слова Действие, актогенез, иерархическая структура, агенс
Глагольное значение является центральной темой многих исследований, поскольку, согласно предикатно-аргументной модели, именно глагол является смысловым ядром высказывания, определяет его семантико-синтаксическую структуру.
Исследования последних десятилетий позволяют рассматривать действие как сложный многоступенчатый процесс, имеющий иерархическую структуру. Изучение процесса осуществления действия (иначе называемого актогенезом) тесно связано с именем известного ученого-лингвиста Г. Г. Сильницкого, который разработал семантическую модель осуществления действия или модель актогенеза, представленную в совместной с Г. В. Сильницкой работе «Модель глагольного действия и семантическая классификация глаголов с предикатными актантами» [2, с. 28-32]. Именно эта модель позволяет понять полную структуру и совокупность этапов, которая представлена в значении глагола действия, и ее мы будем использовать в качестве методики для описания процесса совершения действия на примере конкретных глаголов. Согласно актогенетической модели Г. Г. Сильницкого действие рассматривается в двух основных аспектах: факторном и эволютивном. При факторном представлении актогенеза выделяются различные условия, определяющие осуществление действия, при эволютивном - его временные этапы. Оба уровня, в свою очередь, имеют иерархическую структуру: при реализации действия отмечается последовательное прохождение всех стадий актогенеза. Считается, что, если процесс действия представлен на каком-то определенном уровне, то этот факт имплицирует то, что пройдены все предыдущие стадии [2, с. 28-32].
Все элементы факторного уровня Сильницкий подразделяет на 2 стадии: латентную, объединяющую этапы по подготовке к реализации действия, и эффекторную, на которой производится его реализация [2, с. 28-32].
В связи с тем, что действие в актогенетической модели распадается по различным этапам его осуществления, в исследовательских кругах обсуждается вопрос о том, какой из этапов дает название самому действию в целом. Для действия, поскольку оно осуществляется агенсом, который имеет перед собой цель, актуально понятие его успешной реализации. В связи с этим, Падучева [1, с. 19] отмечает, что действие как таковое называется по его завершающей фазе. Если действие не получает успешного завершения, то оно получает другую номинацию.
Для лучшего понимания выше представленной модели совершения действия проиллюстрируем актогенез действия, выраженного глаголом 'smoke' - to suck the smoke from a cigarette, cigar, pipe, etc., into your mouth and lungs and then exhale it [6] двумя примерами, отражающими осуществленное действие и возможные условия его осуществления: (1) It was a first-class carriage and in the corner facing the engine sat a dark girl smoking a cigarette [3, с. 12]. (2) He fished out a pack of cigarettes, tapped the bottom, extracted one with his teeth, bent back a cardboard match in a paper folder [5, с. 45].
Реализованное действие 'smoking' в примере (1) предполагает прохождение как латентной, так и эффекторной стадий действия. Эффекторный этап получил приблизительное воплощение в глаголах fish out, tap, extract, bend back в примере (2), каждое из которых представляет собой отдельное действие, которое могло предшествовать тому, которое отражено в глаголе 'smoke'.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12/2015 ISSN 2410-700Х_
Рассмотрим возможное воплощение стадий актогенеза глагола 'steal' - 1) to take (something that does not belong to you) in a way that is wrong or illegal; 2) to take (something that you are not supposed to have) without asking for permission [7]. Раскрывая преступление, детектив так описывает процесс кражи: We will go back to the time when you first saw the cigar case. Your expressions, ... "How beautiful! I wish it were mine!" This was your first step in crime - and my first indication. From "I WISH it were mine" to " I WILL have it mine", and the mere detail, "HOW CAN I make it mine?" the advance was obvious [3, с. 45]. В данном примере самим автором выделены элементы, приблизительно отражающие возможные этапы латентной стадии действия, которые характеризуют процесс зарождения и план действия: I wish - желание, I will, how can - замысел и решение.
Как видно из представленных примеров, каждый из этапов актогенеза глагола действия, обычно имплицируемый в поверхностной структуре предложения, может быть назван отдельным глаголом. Следует отметить, что этапы реализации действия могут получать различные языковые воплощения. Так, процессы, предшествующие реализации действия глагола 'smoke', могут быть закодированы как в рассмотренном нами выше примере, так и в следующих примерах: Thornily took a cigarette from his case, scratched a match on the bronze box, and leaned comfortably back in his chair [8, с. 187] или: Colton lighted a cigarette thoughtfully [8, с. 201].
Среди этапов актогенеза 'smoke' можно выделить обязательные и необязательные действия, ассоциируемые с действием глагола 'smoke'. Такими обязательными этапами будут: замысел действия, произведение действия над объектом (например: помещение сигареты в рот, зажигание её). В то же время могут присутствовать такие элементы как покупка сигарет, поиск их у себя в кармане, и т. п. Зажигание сигареты также может быть описано разными способами (lighted a cigarette или scratched a match.). Обязательные элементы совершения действия, представленные в виде этапов актогенетической модели, по мнению Г. Г. Сильницкого, могут быть описаны базовыми глаголами, наилучшим образом отражающими процесс совершения действия на определенном его этапе [2, с. 40]. В актуализированном высказывании, как видно из представленных примеров, стадии актогенеза могут быть представлены различными глаголами ментального \ физического действия, которые, в свою очередь, при определенных условиях могут быть развернуты по актогенетической модели.
На основании вышеизложенного возможно заключить, что глагольное действие имеет сложную структуру, которую можно развернуть по актогенетической модели. Данное развертывание может иметь различное языковое воплощение, поскольку каждое действие предусматривает выполнение целого ряда предшествующих действий, некоторые из которых имеют обязательный характер, и необходимы для реализации основного действия, а другие не являются обязательными, хотя могут помогать реализации базового действия.
Список использованной литературы:
1. Падучева, Е. В. Семантические исследования / Е. В. Падучева. - М.: Наука, 1996. - 328с.
2. Сильницкая, Г.В. Модель глагольного действия и семантическая классификация глаголов с предикатными актантами / Г. В. Сильницкая, Г. Г. Сильницкий // Категория глагола и структура предложения: Конструкция с предикатными актантами / Л., 1983. - С.28-41.
3. Christie, A. Why didn't They Ask Evans? / A. Christie. - M.: Visshaja shkola, 1991.-175p.
4. Harte, B. The Stolen Cigar Case / B. Harte// The Oxford Book of American Detective Stories / N. Y. - Oxford: Oxford University Press, 1996. - P. 42-47.
5. MacLean, A. Fear is the Key / A. MacLean. - London, 1961. - 218p.
6. smoke // Merriam-Webster Learner's Dictionary [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.learnersdictionary.com/definition/smoke, свободный.
7. steal // Merriam-Webster Online [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.meriam-webster.com/definition/steal, свободный.
8. Stagg, C. H. The Keyboard of Silence / C. H. Stagg // The Oxford Book of American Detective Stories / N. Y. -Oxford: Oxford University Press, 1996. - P. 184-217.
© Шрамко Л. И., 2015