Научная статья на тему 'К вопросу о психологической работе с родителями детей, страдающих онкологической патологией'

К вопросу о психологической работе с родителями детей, страдающих онкологической патологией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
21
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сачук О. В., Кравченко Н. Е., Суетина О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о психологической работе с родителями детей, страдающих онкологической патологией»

DOI 10.24412/d-37257-2024-1-110-112 Сачук О.В.1, Кравченко Н.Е.2, Суетина О.А.2

К вопросу о психологической работе с родителями детей, страдающих онкологической патологией

1 НИИ Детской онкологии и гематологии им. академика РАМН Л.А. Дурнова ФГБУ НМИЦ Онкологии им. Н.Н. Блохина, Москва, Россия 2 ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Москва, Россия

Немаловажную роль в процессе лечения любого тяжелобольного ребенка играет значимое окружение — семья. При онкологических заболеваниях у детей родители зачастую ощущают тревогу, страх, бессилие и невозможность повлиять на ситуацию и исход болезни. А в тех случаях, когда имеет место рецидив, стрессовые переживания еще увеличиваются. Между тем, способность родителей справляться с эмоциональным состоянием важна для успешной адаптации детей с тяжелым соматическим заболеванием, определяя во многом поведение, отношение к врачу и проводимым медицинским процедурам [1]. Согласно современным исследованиям, психологическое состояние родителей в той или иной степени сказывается и на успешности лечения маленьких пациентов [2], но длительное пребывание в стационаре нередко приводит к истощению защитных психологических ресурсов членов семей, находящихся с детьми в онкологическом стационаре, что в итоге диктует необходимость в их активной поддержке [3].

Цель работы — сообщение об опыте психолого-психиатрического подхода к работе с членами семей в процессе курации детей и подростков с онкологической патологией.

Материал и методы. Родители несовершеннолетних пациентов, страдающих онкогематологическими заболеваниями (лейкозы, лимфомы). Использовались клинико-психопатологический, психологический, катамне-стический методы исследования с привлечением данных медицинской документации, сведений от медперсонала.

Результаты и обсуждение. Можно сказать, что уже в самом начале процесса уточняющих диагностических обследований и с первых дней госпитализации в онкологический стационар члены семей несовершеннолетних пациентов погружаются в тяжелую стрессовую ситуацию, связанную с возникновением смертельно опасного телесного недуга, и на всем протяжении болезни родители этих больных являются не только активными участниками диагностического и терапевтического процессов, но и сами переживают тяжелые страдания. С нашей точки зрения, немаловажным при оказании психологической поддержки является формирование в некотором смысле партнерских отношений с родителями несовершеннолетних пациентов. Контакт несовершеннолетнего пациента и его родителей с сотрудниками психолого-психиатрической службы, как правило, устанавливался уже в первые дни пребывания в стационаре. На начальных этапах лечения в процессе при-

Российские традиции и современные подходы к оказанию помощи

111

выкания к повседневной больничной реальности основной задачей, решаемой специалистами психолого-психиатрической службы, являлась именно психотерапевтическая поддержка родителей, которая подразумевала прежде всего помощь в приспособлении к сложившимся условиям и облегчение формирования адекватного комплаенса. С этой целью в самом начале госпитализации психологу понятными словами приходилось разъяснять членам семей важность и особенности диагностических и лечебных манипуляций, предстоящей терапии, вероятные последствия лечения, необходимость соблюдения режима, а по окончании терапии и выходе в ремиссию — значимую роль катамнестического прослеживания и продолжения наблюдения у онкологов, проведения периодических осмотров, а также соблюдения некоторых ограничений. Одной из часто наблюдаемых психологических реакций родителей являлось нарушение адаптации с возникновением чувства растерянности, неуверенности, тревожности, ростом психологической напряженности. Психотерапевтические подходы, использующиеся у членов семей несовершеннолетних пациентов, были интегративными: применялись методы рациональной психотерапии, релаксации, также обсуждались вопросы разных методов лечения (химиотерапевтический, трансплантация костного мозга, иммунотерапия и т.п.), предлагалась информация с использованием наглядных фото- и видеоматериалов об излеченных детях, данные о правах и льготах детей с онкопатологией, получении статуса ребенка-инвалида. Активное включение родителей в повседневные заботы по уходу за больным ребенком, решение разнообразных социальных проблем (вопросы о дальнейшем обучении, оформление инвалидности, льгот и т.п.), наблюдение за ходом лечебных процедур, «отслеживание» возможных побочных эффектов химиотерапии позволяло «структурировать» их времяпровождение в непростой психологической ситуации. В ряде случаев психологам приходилось помогать в урегулировании проблем, связанных с трудностями при общении с врачами, персоналом, соседями по палате, разрешать конфликтные ситуации. Предпосылками для возникновения конфликтов с врачами, персоналом зачастую могли являться неточные сведения, слухи, неправильно понятая медицинская информация о статусе и лечении ребенка. Эти ситуации быстро преодолевались в процессе разъяснительных бесед, при уточнении медицинских данных и алгоритмов терапевтического процесса, оказывалась поддержка и помощь в изменении отношения родителей к сложившимся обстоятельствам, повышении уверенности в себе, способности к формированию и продолжению сотрудничества с врачами, персоналом и коллективом отделения. При возникновении конфликтов для улучшения психологического климата важной являлась профессиональная реакция с установлением доброжелательного контакта, проявлением терпимости, готовности помочь, выслушать, беседы наедине с позволением «выпустить пар», «выговориться». Приходилось терпеливо объяснять особенности внутреннего распорядка отделения, необходимость соблюдения определенных общепринятых правил общежития. В тех случаях, когда психотерапевтическая работа с актуальными психологическими переживаниями и реакциями родителей не приводила к желаемым результатам, а выраженная тревога, страх, нарушения сна приводили к заметной дезор-

ганизации помощи детям, психологом рекомендовался осмотр психиатра с возможной рекомендацией применения безрецептурных успокоительных средств, а в некоторых случаях использовать лекарственные препараты из группы легких транквилизаторов и антидепрессантов.

Таким образом, для повышения адаптационного потенциала членов семей, принимающих участие в обеспечении ухода за детьми с онкопатологией, на каждом этапе терапевтического процесса, включающего проведение диагностических обследований, активное и поддерживающее лечение, катамне-стическое наблюдение и реабилитацию, уже с первых дней необходимо задействовать психолого-психиатрическую службу. Подключение этой службы заметно облегчает формирование адекватного комплаенса у родителей больных детей и терапевтический процесс.

Выводы. Следует подчеркнуть, что стержневым мотивом деятельности психолога в условиях онкологического стационара является оказание помощи в адаптации детей и их родителей к сложившейся продолжительной стрессовой ситуации. Задачами психологов и психиатров, работающих в детской онкологии, является не только «сглаживание» психологически понятных дезадаптирующих реакций, обнаружение и клиническая квалификация этих расстройств, а также психотерапевтические интервенции, но и терпеливая психообразовательная работа с членами семей больных детей, являющихся полноценными участниками терапевтического процесса, с целью формирования более глубокого комплаенса, взаимопонимания, согласованных действий.

Список литературы

1. Чулкова В.А., Черненко О.А., Пестерева Е.В., Кулева С.А. Психологическое исследование матери при лечении ее ребенка в онкологической клинике // Онкопсихология для врачей-онкологов и медицинских психологов / Руководство А.М. Беляев и коллектив авторов; ред. А.М. Беляев, В.А. Чулкова, Т.Ю. Семиглазова, М.В. Рогачев. СПб: Любавич, 2017. С. 155-158.

2. Корень Е.В., Мисихина С.Н. Постстрессовые расстройства у родителей детей с онкологическими заболеваниями на этапе стационарного лечения // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 1. С. 90-106.

3. Крылова О.А., Кулева С.А. Ребенок, страдающий онкологическим заболеванием, и его семья // Онкопсихология для врачей-онкологов и медицинских психологов / Руководство А.М. Беляев и коллектив авторов; ред. А.М. Беляев, В.А. Чулкова, Т.Ю. Семиглазова, М.В. Рогачев. СПб: Любавич, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.