УДК 616.22/.24 - 002 - 053.2 - 08
К ВОПРОСУ О ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Л.М.КУДАЕВА, А.А. УМАНСКАЯ, М.М. ХЕГАЙ, А.С. УМАНСКИЙ*
В последние годы в общеобразовательных учреждениях расширилась группа детей с различными нервно-психическими нарушениями, куда, как правило, входят все дети с отягощенным анамнезом: патология беременности и родов, перинатальная патология с наличием функциональных мозговых дисфункций. У таких детей наблюдается: нарушение сна, головные боли
различной локализации и характера, эмоциональная лабильность, повышенная тревожность, гиперактивность, расторможенность, тики, энурез и др.[1, 6-7] При дополнительном обследовании более 90% детей имеют патологию ЛОР-органов, 60% из них болеет острыми респираторными заболеваниями более 6 раз в год, 30% детей болеет ежемесячно, что свидетельствует о снижении у них иммунитета [3,11]. Вследствие того, что симптоматика функциональных мозговых дисфункций находится на грани нормы, эти дети считаются «практически здоровыми», а имеющиеся различные проявления не вызывают особой тревоги ни у врачей, ни у родителей. Врачи поликлиник во время осмотров детей перед приходом детей в школу, как правило, на эти симптомы не обращают должного внимания и ставят такому ребенку диагноз - здоров. Эта группа детей составляет «группу риска», так как недостаточная зрелость эмоционально-волевой сферы, несоответствие физической и интеллектуальной нагрузок в школе их возрастным, индивидуальным возможностям организма приводят к психоэмоциональным перегрузкам и трудностям их адаптации к школе. Эти дети, как правило, не слышат инструкций, не закрепляют их в процессе обучения и каждый раз начинают как бы заново осваивать тот или иной материал. Они гиперактивны, не могут сконцентрировать внимание для восприятия учебного материала. Вследствие ослабления общего психосоматического здоровья, быстрой утомляемости, работоспособность их резко снижена [8].
Довольно часто у этих детей выявляются нарушения на ЭЭГ и М-эхо в виде: незрелости фронто-таламической
регуляторной системы, наличия локальных изменений электрической активности в правом и (или) левом полушарии (при незрелости левого полушария дети не способны себя организовать). У детей, паспортный возраст которых не соответствует биологическому возрасту, отмечается снижение электрической активности коры одновременно в обоих полушариях [9]. Для такого ребенка учеба является серьезной перегрузкой и в зависимости от частоты заболеваний острыми респираторными инфекциями в год, условий жизни и взаимоотношений в семье и школе у 25% таких детей возникает резкое ухудшение психосоматического здоровья уже к декабрю первого года обучении, а у 40% и более - к маю [3]. Выдержать урок для них становится непосильной задачей. Продуктивность в решении поставленных задач резко снижается, а к концу занятий падает практически до нуля. У них часто отмечается неустойчивость познавательной деятельности, снижено восприятие и воспроизведение учебного материала, нарушены интегративные и дифференциальные функции интеллекта (низкий уровень развития обобщений и неумение выделить главное в поставленных задачах, страдает логика, снижен уровень развития долговременной памяти, ослаблено внимание, наблюдается дефицит пространственных представлений и др.) и поэтому требуется значительно больше времени на качественное усвоение учебного материала [4-5, 9].
Цель работы - комплексная оценка психофизического состояния часто болеющих респираторными инфекциями детей младшего школьного возраста. Определить уровень развития их познавательной и эмоциональной сфер и провести
сравнительный анализ полученных данных между группами с разной частотой заболевания.
Объект и методы исследования. Под нашим наблюдением находилось 352 ученика в возрасте 7-10 лет. В начале исследования дети были распределены по частоте заболеваний ОРИ в течение года, на три группы: первая (п=104) - практически здоровые дети, болеющие ОРИ до 3 раз в год; вторая (п=170) -
болеющие 4-6 раз и третья (n=78) - дети, болеющие 6 и более раз в год. Дети второй и третьей групп относятся к группе часто болеющих детей (ЧБД). Каждая группа разделена на две подгруппы: основную и контрольную, сопоставимые по всем параметрам. В основные подгруппы входили 184 учащихся (101 мальчик и 83 девочки). Контрольные подгруппы составили 168 учащихся (86 мальчиков и 82 девочки).
Анализ анамнестических данных проводился на основании изучения «Карты развития ребенка» (учетная форма № 112 У) и «Индивидуальной карты ребенка» (формы № 26), анамнеза, собранного у родителей и анкет, ими заполненных. Все дети были осмотрены педиатром, ЛОР-врачом, психологом.
Психологическое обследование проводилось по методикам «Корректурная проба», «долговременная память», «четвертый лишний», «лестница», «уровень тревожности», «два дома» [2, 7]. %). Статистическая обработка данных проводилась при помощи компьютерной программы «STATISTIC A for Windous». Применялись параметрические и непараметрические методы статистического анализа по Стьюденту. При сравнении вариационных рядов учитывались достоверные различия (р<0,05). Анализ анамнестических данных показал, что наиболее частыми «факторами риска» попадания ребенка в группу ЧБД являются следующие факторы: мать ребенка сама относится к группе часто болеющих и имеет хроническую патологию верхних дыхательных путей и ЛОР-органов (более 70%); мать во время беременности перенесла ОРИ (49,5%); мать имела осложнения в родах (69,5%); ребенок в 1-2 месяца переведен на искусственное вскармливание (более 61%); ребенок перенес ОРИ в первые месяцы жизни (60,2%); ребенок находился под наблюдением у невролога в течении первых лет жизни (76,5%).
Определение уровня развития познавательной сферы ребёнка (концентрация и распределение внимания, уровень логического мышления, долговременная память, способность к обобщению и систематизации) выявили достоверное (р<0,05) отличие показателей детей второй и третьей групп от детей первой группы. У половины детей второй и у более 60% -третьей групп в работе с корректурной пробой выявлялось снижение темпа и ослабление внимания по мере выполнения задания и одновременное увеличение количества ошибок. Дети этих групп быстро истощались и отвлекались, делали много орфографических ошибок. Тогда как, около 85% детей 1-й группы выполняли задание быстро и без ошибок и поэтому были более успешны в учебной деятельности.
При обследовании уровня развития внимания у детей выявлено достоверное различие (р<0,05) между показателями группы редко болеющих детей и детьми 2-й и 3-й групп. Высокий уровень развития долговременной памяти (УРДП) в 1-й группе имеют 64,5% детей, а в 3-й - 24,2% детей, в то время как низкий уровень развития долговременной памяти в 1-й группе имеют 9,6% детей, а в 3-й - 26,7% детей (табл. 1). При исследовании уровня развития обобщений у детей наблюдалась такая же картина (табл.2). Высокий уровень развития обобщений имели: 57,8% детей 1-й группы, 45,8% детей 2-й группы и 25,3% детей третьей группы, а 54,2% детей второй группы и 76,9% - 3-й имели средний и низкий уровень развития обобщений и не умели выделить главное в поставленных задачах.
Таблица 1
Распределение детей по уровням развития долговременной памяти в группах
Уровни развития памяти Первая группа Вторая группа Третья группа
Высокий 64,5% 51,2%^ 24,2%-*
Средний 25,9% 38,3%^ 49,1%-*
Низкий 9,6% 10,5% 26,7%-*
• р<0,05 достоверные различия между 1и 2 группами ■ р<0,05 достоверные различия между 1 и 3 группами * р<0,05 достоверные различия между 2 и 3 группами
В связи с этим понятно, что в условиях урока любое задание для детей второй и третьей групп необходимо повторять несколько раз. Они, нередко поднимая руку, молчат при ответе, забывая, о чем хотели сказать, начинают нервничать, теряют основную тему, не могут обобщить материал, что в последующем приводит к заниженной самооценке и эмоциональным срывам.
* Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова, г. Москва
Таблица 2
Распределение детей по уровням развития обобщения
Уровни развития обобщения Первая группа Вторая группа Третья группа
Высокий 57,8% 45,8%^ 25,3%-*
Средний 38,5% 39,6% 42,8%-*
Низкий 3,7% 14,6%^ 31,9%-*
• р<0,05 достоверные различия между 1и 2 группами ■ р<0,05 достоверные различия между 1 и 3 группами * р<0,05 достоверные различия между 2 и 3 группами
Обследование эмоциональной сферы ЧБД показало, что эти дети более тревожны, эмоционально лабильны, быстро устают и отвлекаются. У 27% ЧБД отмечался синдром нарушения внимания с гиперактивностью с такими проявлениями, как: нарушение внимания - 96%, эмоциональная активность - 83%, гиперактивность - 80%, импульсивность - 63%. У более 76,8% детей 2-й группы и 98,7% - 3-й определялся высокий уровень тревожности. Низкий уровень личностной тревожности определялся у 64,2% детей 1-й группы, 23,1% детей 2-й группы и 1,3% - у детей 3-й группы (табл.3).
Таблица 3
Распределение детей в группах по уровням личностной тревожности
Уровень тревожности Первая группа Вторая группа Третья группа
Низкий 64,2% 23,1 %• 1,3%-*
Средний 24,5% 44,5 %• 56,5%-*
Высокий 11,3% 32,4%^ 42,2%-*
• р<0,05 достоверные различия между 1и 2 группами ■ р<0,05 достоверные различия между 1 и 3 группами р<0,05 достоверные различия между 2 и 3 группами
Высокий уровень тревожности являлся одним из факторов формирования низкой самооценки у ЧБД, по шкалам «хороший -плохой» и «умный - глупый», «красивый - некрасивый» они оценивали себя ниже (р<0,05), чем дети 1-й группы; 70-80% этих детей имели низкую самооценку, у них более часто возникали сложности в общении с детьми в классе, что ниже (р<0,05), чем у редко болеющих сверстников (7,2%). Формирование низкой самооценки и повышенной внутренней тревожности у детей 2-й и 3-й групп способствовало развитию робости, боязливости, неуверенности в себе. Широкий круг ситуаций ЧБД воспринимали, как угрожающие и реагировали на них состоянием тревоги и страха. Они боялись стать «отвергнутыми» своими сверстниками, учителем и родителями. У них возникали сложности в общении с детьми в коллективе, что подтверждалось данными социометрии. Социометрические исследования показали, что 40,8% детей 3-й группы воспринимались одноклассниками как «отвергаемые», а 5,8% - как «изгои». Только 2,2% детей этой группы воспринимались как «предпочитаемые» одноклассниками (табл.4).
Таблица 4
Результаты социометрического исследования в группах
Социометрические группы Первая группа Вторая группа Третья группа
«Звезды» 3,2% 0% 0%-
«Предпочитаемые» 25% 120% 2,2%-*
«Принимаемые» 68,7% 50% 51,2%-
«Отвергаемые» 3,1% 36%^ 40,8%-*
«Изгои» 0% 2% 5,8%-
• р<0,05 достоверные различия между 1и 2 группами ■ р<0,05 достоверные различия между 1 и 3 группами; * р<0,05 достоверные различия между 2 и 3 группами
Формированию низкой самооценки, характерной для ЧБД, способствовало отношение матери к своему ребенку. В беседе с матерями ЧБД выявлялась их высокая личностная тревожность, а в отношении к ребенку преобладало скрытое эмоциональное отвержение. Одной из возможных причин такого отношения являлось несовпадение реального взгляда на ребенка и идеальных представлений матери о нем. Эмоциональное отвержение часто маскировалось доминирующей гиперопекой со стороны матери,
что выражалось в ее стремлении участвовать во всех сферах жизнедеятельности ребенка, лишая его самостоятельности. 55,6% матерей ЧБД воспринимали своих детей, как неприспособленных и неуспешных - «маленьких неудачников», проявляя при этом гиперопеку, старались оградить его от трудностей жизни, что зачастую способствовало их дизадаптации. Между матерью и ребенком складывались неадекватные взаимоотношения, при которых ребенок становился зависимым от нее, вынужденным каким-то образом привлекать к себе ее внимание, становясь при этом все более тревожным. Высокий уровень тревожности способствовал недостаточной эмоциональной приспособленности к социальным ситуациям. ЧБД достоверно (р<0,05) чаще попадали в группу «пренебрегаемых» и реже - в группу «предпочитаемых» по сравнению с редко болеющими детьми. У них труднее и длительнее шел процесс адаптации к школе, а их родители чаще отмечали отсутствие друзей у ребенка по сравнению с детьми первой группы.
Нами был разработан комплекс мероприятий, направленный на восстановление и укрепление здоровья школьников, который проводился с детьми основных подгрупп. Дети контрольных подгрупп находились под нашим наблюдением и с ними не проводили оздоровительных мероприятий. Восстановительно-оздоровительный комплекс состоял из: воздействия акупрессурой на биологически активные зоны грудины, лица, шеи и рук; санации полости рта, носа и глотки; дыхательной гимнастики; упражнений для уменьшения статического напряжения мышц плечевого пояса, кистей рук, позвоночника, формирования правильной осанки; упражнений для снятия зрительного утомления во время уроков. С целью определения эффективности разработанного восстановительнооздоровительного комплекса был проведен сравнительный анализ динамики показателей психоэмоциональной сфер детей и заболеваемости между детьми основных и контрольных подгрупп. Сравнительный анализ полученных результатов психологического обследования показал, что в основных подгруппах в конце исследования достоверно увеличился процент детей с высоким уровнем развития памяти, отсроченного воспроизведения и уровня обобщения и снизился процент детей с низкими показателями, что говорит об улучшении операционных характеристик познавательной сферы детей в этих подгруппах. При выполнении задания детьми первой группы выявлено, что в основной подгруппе процент детей с высоким УРДП возрос с 64,3% до 79,2% (р<0,05), а процент детей с низким УРДП снизился до 3,1%. В контрольной подгруппе достоверных изменений в показателях УРДП не произошло (рис.1). Во второй группе в основной подгруппе (р<0,05) вырос процент детей с высоким УРДП с 51,2% до 78,1% и достоверно снизился процент детей с низким УРДП до 4,7%.
и Низкий п Средний п Высокий
* р<0,05 различие между подгруппами.
■ р<0,05 различие внутри основной подгруппы до и после применения восстановительно-оздоровительного комплекса.
Рис. 1. Сравнение результатов УРДП у детей в начале и в конце работы
У детей в основных подгруппах достоверно (р<0,05) повысилось умение выделять главное в поставленных задачах, обобщать существенные признаки и правильно объяснить принципы выполнения задания (рис.2). В основной подгруппе
первой группы процент детей с высоким уровнем обобщения достоверно (р<0,05) вырос с 57,8% до 76,6%, а процент детей с средним уровнем развития обобщений достоверно (р<0,05) уменьшился в основной подгруппе с 38,5% до 21,8%. В основной подгруппе 2-й группы процент детей с высоким уровнем развития обобщения (р<0,05) увеличился с 45,8% до 70,4%, одновременно уменьшился процент детей с низким уровнем развития обобщения с 14,6% до 6,8%. В контрольной подгруппе достоверного улучшения не произошло. Процент детей с высоким уровнем развития обобщения увеличился на 6,2%.
В основной подгруппе 3-й группы процент детей с низким уровнем развития обобщения снизился на 12,2% (р<0,05), а процент детей с высоким уровнем развития обобщения возрос на 30,6%. В контрольной подгруппе процент детей с высоким уровнем обобщения увеличился на 9,3%, с низким уровнем обобщения снизился на 2,8% (р<0,05) (рис.2).
. Вначале исследован
Ш* ,--2,9%
% 21,8^ ' 23,9%
,8% ^Й!6!%
Первая группа
р<0,05 различие между подгруппами. р<0,05 различие внутри основной подгруппы до и после применения восстановительно-оздоровительного комплекса.
Рис. 2. Сравнение результатов уровня развития обобщения у детей в группах в начале и в конце исследования
В результате применения восстановительнооздоровительного комплекса самооценка в основных подгруппах (р<0,05) повысилась. Улучшилось отношение к школе, педагогу, сверстникам и к самому себе. У детей основных подгрупп (р<0,05) снизился уровень личностной тревоги. В основной подгруппе 1-й группы процент детей с высоким уровнем тревожности (р<0,05) снизился с 11,3% до 2,2% (рис. 3). Одновременно наблюдалось (р<0,05) увеличение процента детей с низким уровнем тревожности с 64,2% до 81,1%. В основной подгруппе детей второй группы также произошло достоверное снижение процента детей с высоким уровнем тревожности на 20,2% и со средним - на 23,8%, одновременно произошло увеличение процента детей с низким уровнем тревожности на 44% (р<0,05). В контрольной подгруппе процент детей с высоким уровнем тревожности уменьшился на 3,6%, с средним на 13,1%, что достоверно (р<0,05) меньше чем в основной подгруппе.
Анализ сравнения показателей уровня тревожности в третьей группе показал, что в основной подгруппе снизился процент детей с высоким уровнем тревожности с 42,2% до 16,3% (р<0,05), тогда как процент детей с низким уровнем (р<0,05) увеличился с 1,3% до 61,9%. В контрольной подгруппе процент детей с низким уровнем тревожности (р<0,05) увеличился с 2,1% до 13,6%, а процент детей с высоким уровнем тревожности уменьшился с 41,5% до 36,6% (р<0,05). При сравнительном анализе показателей уровня тревожности основной и контрольных подгрупп обращает на себя внимание тенденция к ухудшению психоэмоционального состояния детей в контрольной подгруппе и улучшение у детей основной подгруппы(р<0,05). В контрольной подгруппе низкий уровень тревожности имеет 13,6% детей, а в основной подгруппе низкий уровень тревожности был у 61,9% детей (рис.3).
Социометрическое исследование показало, что достоверно значимых изменений у детей первой группы не произошло. Дети этой группы контактны и коммуникабельны со своими сверстниками. Среди них нет такой категории детей как «изгои».
Во второй группе повторное исследование показало, что в основной подгруппе не стало детей, воспринимаемых другими детьми как «изгои», а также достоверно уменьшился процент «отвергаемых» коллективом детей с 36% до 3,4% (р<0,05). При этом достоверно увеличился процент «предпочитаемых» детей с 12% до 56,3% и появились дети «звезды» (р<0,05).
В началеисследования
(!: 0.%.®. ■|Т>'
Первая группа
Вторая группа
Третья группа
| и Высокий а Средний и Низкий |
* р<0,05 различие между подгруппами.
■ р<0,05 различие внутри основной подгруппы до и после применения восстановительнооздоровительного комплекса.
Рис. 3. Динамика показателей уровня тревожности у детей в группах в начале и в конце исследования
Реализация программы, направленной на восстановление и укрепление здоровья ЧБД, позволила в течение 2-х лет в 8 и более раз снизить в основных подгруппах количество пропущенных дней по болезни. В течение года было пропущено 11650 дней в году в связи с заболеванием ОРИ. В течение года реализации программы пропущено 1064 дней. Это произошло как за счет снижения в 3 и более раз количества случаев заболеваний ОРИ и более чем в 2,5 раза их осложнений, так и за счет снижения продолжительности каждого заболевания, которая в среднем составляла 11,5 дней на каждого ребенка в начале исследования, а в конце сократилась до 4,3 дней. Существенных изменений в случаях заболеваний ОРИ и дней, пропущенных по болезни, в контрольных подгруппах не наблюдалось. Количество дней, пропущенных по болезни, снизилось с 8642,9 до 7284,4, что ниже по сравнению с основными подгруппами (р<0,05) (рис.4).
Основные подгруппы
14000 12000 10000 -8000 -6000 4000 2000 0
в начале исследования после проведения ВОК
|И Случаи И Дни |
Контрольные подгруппы
12000 10000 8000 -6000 4000 2000 0
в начале исследования
в конце исследования
I Случаи И Дни |
Рис.4. Количество случаев заболеваний ОРИ и дней, пропущенных по болезни, у детей в начале и конце исследования
По мере улучшения психофизического состояния,
уменьшения количества пропусков по болезни, снижения тревожности, изменения самооценки детей в реальную сторону
После проведения ВОК В конце исследования Основная подгруппа Контрольная подгрупп
После проведения ВОК В конце исследования
Основная подгруппа Контрольная подгруппа
повысилась успеваемость, уменьшилась агрессивность, число нервно-психических срывов, что привело к появлению благоприятного психологического климата в классе и желанию у детей ходить в школу. Анкетирование родителей показало позитивное изменение их отношения к детям.
Результаты работы говорят об эффективности разработанного восстановительно-оздоровительного комплекса в реабилитации ЧБД в классах начальной школы: положительное влияние на улучшение познавательных процессов и эмоциональной сферы, что позволяет улучшить качество обучения школьников, увеличить число детей, получающих оценки «4» и «5», нормализовать адаптацию организма.
Литература
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста.// Уч. пособ. / Под ред. Л.С.Цветковой.- М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001 - 272с.
2. Ануфриев А..Ф. и др. Как преодолеть трудности в
обучении детей. Психодиагностические таблицы.
Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.-М.: Изд-во «Ось-89», 1998.- 224 с.
3. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа.- М.: Московский психолого-социальный институт.- 2004.- 204с.
4. Беседина А.А., Сухарева А.Г. Реабилитация школьников, перенесших острые респираторные вирусные инфекции.- К.: Здоровье.1987.- С.72.
5. Белоконь Н. А. //Педиатрия.- 1989.- №1.- С.23-26.
6. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития.- М.: НЦ ЭНАС, 2001.136 с.
7. Венгер Л. А.. и др. Психолог в детском саду.- М.- 1995.
8. Круглова Н.Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника.-М.:Московский психолого-социальный институт, 2004.- 248с.
9. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России.- М.: Рарогъ,1997.-200с.
PSYCHOPHYSICAL PECULIARITIES OF OFTEN SICK JUNIOR SCHOOL AGED CHILDREN
L. M. KOUDAEVA, M. M. KHEGAI, A.A. UMANSKAIA Summary
Complex evaluation of psychophysical status of junior school aged children suffering from often respiratory diseases was performed. Comparative analysis of cognitive level and emotional sphere of children in dependence of frequency annual disease was done. Efficienty rehabilitatory complex to increase the psychophysical status is demonstrated.
Key words: often sick junior school aged children
УДК 616.857/.89
НЕЛЕКАРСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ В ВОСТАНОВИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ДЕПРЕССИВНОГО СПЕКТРА
С.А.БОЖКО, С.А.ШЕВЦОВ, Ю.А. БЕКЕТОВ*
Актуальность изучения, своевременной диагностики и адекватной терапии психических расстройств невротического уровня обуславливается высокой распространенностью таких расстройств и недостаточной разработанностью проблемы в целом [1, 3-8, 11]. В течение последних лет в связи с целым рядом факторов (социально-психологических, экономических, экологических и др.) идет возрастание показателей невротизации населения [2-3, 7-9, 11]. В последнее время значительно возрос интерес к нелекарственным методам лечения, изучается вопрос их правильного использования и оптимального применения с максимальным эффектом. Активно предпринимаются попытки поиска путей и методов лечения использования всего спектра нелекарственных методов в лечении депрессивных расстройств.
* Кафедра нелекарственных методов лечения и клинической физиологии ФДПоП ММА им И. М.Сеченова
Цель исследования -анализ эффективности лечения пограничных психических расстройств депрессивного спектра методом психотерапии в сочетании с рефлексотерапией (акупунктурой) и фитотерапией.
Основная задача - оценка клинической эффективности используемых комплексов методов, что подразумевало избавление пациента от симптомов заболевания и устранение причин этих симптомов. Критериями включения в исследование явились: репродуктивный возраст больных и наличие в структуре психопатологического состояния депрессии невротического уровня, которое развилось в связи с острой или хронической психотравмирующей ситуацией. Критерии исключения из материала исследования: наличие депрессии невротического уровня эндогенного и соматогенного происхождения, неврозоподобных расстройств в рамках органического поражения ЦНС. Также в исследование не включали пациентов с любой клинически значимой соматической патологией.
Проведено клиническо-психологическое, катамнестическое и статистическое исследование. В методы исследования входил набор стандартных тестов: шкала оценки Гамильтона (HDRS - 21 пункт), шкала общего клинического впечатления (CGI), опросник CAH. Критериями эффективности для итоговой оценки результатов лечения являлось 50% снижение показателей HDRS показатели «улучшение» или «выраженное улучшение» по CGI, повышение показателей шкалы САН. Оценка производилась до начала лечения, на 14, 21 и 35 день терапии. Контингент составили пациенты в возрасте от 18 до 40 лет с депрессивными расстройствами невротического уровня (197 человека, из них 162 (82.2%) женщин и 35 (17.8%) мужчин). Нозологически она была представлена следующим образом (табл.1)
Таблица1
Распределение пациентов в группе по МКБ lG
Диагноз по МКБ-10 Пациенты
Ж % М % Е %
Р32.0 Легкий депрессивный эпизод 69 42.6 6 17.1 75 38.1
Р32.1Умеренный депрессивный эпизод 42 25.9 10 28.6 52 26.4
Р43.20Кратковременная депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации 36 22.2 17 48.6 53 26.9
Р43.21 Пролонгированная депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации 15 9.3 2 5.7 17 8.6
Итого: 162 100 35 100 197 100
Примечание: *- достоверные отличия (р<0,05)
Изучаемыми методами нелекарственного лечения явились психотерапия, фитотерапия и рефлексотерапия (акупунктура): основным методом нелекарственного лечения являлась
психотерапия (ПТ), а вторым методом лечения были фитотерапия (ФТ) или рефлексотерапия (РТ). Контролем являлись подгруппы, в которых проводилась монотерапия психотерапией. В зависимости от применяемых методов, пациенты каждой группы были разделены методом рандомизации на три сопоставимые части: были сформированы 3 подгруппы, в которых пациенты различались между собой только схемой лечения (табл.2).
Таблица 2
Распределение пациентов в подгруппах в зависимости от получаемого лечения
Деление пациентов на подгруппы Пациенты, чел
Номер подгруппы Лечебные сочетания
1 ПТ + РТ 80
2 ПТ + ФТ 61
3 ПТ 56
Итого: 197
Психотерапия включала в себя: недирективную,
каузальную, рациональную, семейную психотерапию,
гипнотерапию, обучение техникам аутогенной тренировки. При выборе методов психотерапевтического лечения мы подходили