Научная статья на тему 'К вопросу о проявлении гендерного аспекта в художественном диалоге'

К вопросу о проявлении гендерного аспекта в художественном диалоге Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
157
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / GENDER / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДИАЛОГ / КОММУНИКАНТЫ / COMMUNICANTS / МУЖЧИНА / ЖЕНЩИНА / РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SPEECH BEHAVIOUR / ГЕНДЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / GENDER CHARACTERISTICS / FICTIONDIALOGUE / MALE / FEMALE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Надобко Юлия Витальевна, Никифорова Эльмира Шавкатовна

Статья посвящена рассмотрению одного из актуальных на сегодняшний день вопросов современного языкознания: гендера. Авторы рассматривают проявление гендерных характеристик речевого поведения мужчин и женщин в художественном диалоге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of Gender Aspect Revelation in FictionTexts

The article deals with one of the most important issues of modern linguistics: gender. The authors refer to analysis of manifestation of gender in artistic dialogue. The emphasis is laid on the features of verbal behaviorur of men and women.

Текст научной работы на тему «К вопросу о проявлении гендерного аспекта в художественном диалоге»

Языкознание

К ВОПРОСУ О ПРОЯВЛЕНИИ ГЕНДЕРНОГО АСПЕКТА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИАЛОГЕ

Ю. В. Надобко, Э. Ш. Никифорова

Статья посвящена рассмотрению одного из актуальных на сегодняшний день вопросов современного языкознания: гендера. Авторы рассматривают проявление гендерных характеристик речевого поведения мужчин и женщин в художественном диалоге.

Ключевые слова: гендер, художественный диалог, коммуниканты, мужчина, женщина, речевое поведение, гендерные характеристики.

Гендерные исследования являются основополагающими во многих теоретических разработках в вопросах философии, социологии, психологии, лингвистики, оказывают влияние и на политическое, экономико-социальное управление, образование, социальные институты, сферу межличностных отношений и художественное творчество.

Категория gender впервые упоминается в понятийном аппарате науки в конце 60-х -начале 70-х годов ХХ века и использовалась сначала в истории, историографии, социологии и психологии, позже была воспринята и в лингвистике, дав плодотворные результаты в вопросах прагматики и антропоориентированного описания в целом.

На современном этапе делается попытка системного осмысления и описания языка в связи с феноменом пола, создается теоретическая модель гендера и производится систематизация методологических подходов к исследованию проблемы гендера в языкознании.

Вопросы, связанные с разработкой методики лингвистического исследования гендера, созданием инструментария гендерных исследований на сегодняшний день являются важнейшими в лингвистике. Материалом для изучения гендерных явлений может служить, в том числе, и художественный диалог.

Диалог - это текст, создаваемый двумя партнерами коммуникации, один из которых (адресант) задает конкретную программу развития текста, его интенцию, а другой (адресат) должен активно уча-

51

Lingua mobilis № 4 (30), 2011

ствовать в развитии этой программы, не имея возможности выйти за ее пределы [1. С. 14].

Для понимания сути разговорного диалога полезно определить, в каком отношении он находится к жанру. В этом плане несомненный интерес представляют взгляды М. М. Бахтина. Жанром М. М. Бахтин считает высказывание с определенным тематическим содержанием, стилем и композицией в его отвлечении от каких-то индивидуальных особенностей его реализации. При этом прямо утверждается, что «к речевым жанрам мы должны отнести короткие реплики бытового диалога». Следовательно, диалог - это не жанр, а взаимодействие жанров, например таких, как жанр вопроса и жанр утвердительного ответа: Будешь пить чай? - Буду / и покрепче сделай или жанр отрицательного ответа: Нет / спасибо / я недавно пил. Понять структуру диалога - значит исчислить жанры, которые могут сочетаться между собой и определить закономерности этой сочетаемости [2. С. 35].

Состав участников, время, место, ситуация, смысловая связность реплик формируют текстовый статус диалога. Минимальной структурной единицей диалога является реплика; взаимонаправленные реплики образуют диалогическую коммуникативную единицу. Реплики объединены не только структурно, но и тематически - в значительной мере это зависит от ситуации, темы, партнера, типа высказывания. Исследуя диалог, рассматривают не только его лингвистические признаки, но и выявляют функционально-коммуникативные признаки, уделяя особое внимание речевой деятельности и коммуникации.

Диалог представляет собой процесс речевой деятельности двух коммуникантов, включающий такие аспекты, как:

1) знания говорящего о мире, его принципы, намерения, эмоции, оценки;

2) учет таких знаний у адресата;

3) ориентировку говорящего на социальные роли и статус адресата в соотношении с собственными такими же характеристиками.

Характер диалогической речи зависит от всех этих факторов, конкретное проявление каждого из них порождает диалог определенной структуры.

Диалогическая речь обширно изучена в отечественном и зарубежном языкознании. Базой исследования является материал различных языков, как устной разговорной речи, так и художественных произведений.

52

Языкознание

Анализируя применение диалогической речи в конкретном художественном произведении, в качестве материала для исследования выбираются произведения, представляющие собой цельный диалог с отдельными замечаниями автора. Проблема диалога в художественном произведении подчас является центральной. Диалог ассоциируется с установкой на разговорную речь: большое количество разговорных выражений, просторечий, использование эмоциональноэкспрессивной лексики и синтаксических средств (простых и бессоюзных предложений). Также очень важна роль интонации. Но все это несвойственно книжному стилю. Таким образом, возникает противоречие между необдуманностью устной речи и взвешенностью письменной, ведь писатель тщательно подходит к выбору языковых средств, поэтому о диалоге в художественных произведениях нельзя сказать, что он возникает при непосредственной коммуникации и предварительно не обдумывается, так как хороший писатель взвешивает каждое употребляемое им слово. Мы приходим к выводу о том, что в художественном жанре диалог носит двойственный характер: с одной стороны, информация обработана ее автором, а, с другой, - базируется на активной разговорной речи.

Коммуниканты, носители гендерных характеристик, для достижения своих коммуникативных целей, используют набор речевых тактик и маневров. Таким образом, диалог можно рассмотреть и с точки зрения гендерных отношений.

Анализируя диалог с позиции гендера, можно сделать следующие выводы:

• женщины демонстрируют гиперкорректное речевое поведение, в то время как мужчины часто дезориентированы в ситуации общения;

• женщины стремятся говорить в соответствии с нормами литературного языка, мужская речь недостаточно нормативна;

• темп женской речи быстрый, активный, мужская же изобилует паузами;

• роль интонации в диалоге очень важна, так как она соответствует состоянию говорящего;

• женщины используют интонационные образы, ассоциирующиеся с выражением удивления и вежливости, склонны к использованию восходящего тона в утвердительных предложениях, что является результатом проявления некатегоричности и неуверенности;

• мужчины в интонации консервативны и спокойны, их речь

53

Lingua mobilis № 4 (30), 2011

звучит весомо и категорично. Утвердительные предложения в их устах звучат ровно, что демонстрирует силу, уверенность и превосходство;

• женщины чаще, нежели мужчины, задают вопросы, так как они более нацелены на продолжение беседы. Для мужчин же вопросы - средство для получения информации;

• реплики женщин более вежливы, даже требования она формулирует в виде «просьб». Мужские реплики доминируют и по количеству, и по продолжительности.

Список литературы

1. Ширяев, Е. Н. Что такое разговорный диалог? [Текст] / Е. Н. Ширяев // Русский язык: Исторические судьбы и современность: труды и материалы междунар. конгресса, Москва, 13-16 марта 2001 г. - М., 2001.

2. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М. М. Бахтин. - М., 1986.

List of Literature

1. Shirjaev, E. N. Chto takoe razgovomyj dialog? [Tekst] / E.

N. Shirjaev // Russkij jazyk: Is-toricheskie sud'by i sovremennost': trudy i materialy mezhdunar. kon-gressa, Moskva, 13-16 marta 2001 g. - M., 2001.

2. Bahtin, M. M. Jestetika slove-snogo tvorchestva [Tekst] / M. M. Bahtin. - M., 1986.

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.