Языкознание
К ВОПРОСУ О ПРОЯВЛЕНИИ ГЕНДЕРНОГО АСПЕКТА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИАЛОГЕ
Ю. В. Надобко, Э. Ш. Никифорова
Статья посвящена рассмотрению одного из актуальных на сегодняшний день вопросов современного языкознания: гендера. Авторы рассматривают проявление гендерных характеристик речевого поведения мужчин и женщин в художественном диалоге.
Ключевые слова: гендер, художественный диалог, коммуниканты, мужчина, женщина, речевое поведение, гендерные характеристики.
Гендерные исследования являются основополагающими во многих теоретических разработках в вопросах философии, социологии, психологии, лингвистики, оказывают влияние и на политическое, экономико-социальное управление, образование, социальные институты, сферу межличностных отношений и художественное творчество.
Категория gender впервые упоминается в понятийном аппарате науки в конце 60-х -начале 70-х годов ХХ века и использовалась сначала в истории, историографии, социологии и психологии, позже была воспринята и в лингвистике, дав плодотворные результаты в вопросах прагматики и антропоориентированного описания в целом.
На современном этапе делается попытка системного осмысления и описания языка в связи с феноменом пола, создается теоретическая модель гендера и производится систематизация методологических подходов к исследованию проблемы гендера в языкознании.
Вопросы, связанные с разработкой методики лингвистического исследования гендера, созданием инструментария гендерных исследований на сегодняшний день являются важнейшими в лингвистике. Материалом для изучения гендерных явлений может служить, в том числе, и художественный диалог.
Диалог - это текст, создаваемый двумя партнерами коммуникации, один из которых (адресант) задает конкретную программу развития текста, его интенцию, а другой (адресат) должен активно уча-
51
Lingua mobilis № 4 (30), 2011
ствовать в развитии этой программы, не имея возможности выйти за ее пределы [1. С. 14].
Для понимания сути разговорного диалога полезно определить, в каком отношении он находится к жанру. В этом плане несомненный интерес представляют взгляды М. М. Бахтина. Жанром М. М. Бахтин считает высказывание с определенным тематическим содержанием, стилем и композицией в его отвлечении от каких-то индивидуальных особенностей его реализации. При этом прямо утверждается, что «к речевым жанрам мы должны отнести короткие реплики бытового диалога». Следовательно, диалог - это не жанр, а взаимодействие жанров, например таких, как жанр вопроса и жанр утвердительного ответа: Будешь пить чай? - Буду / и покрепче сделай или жанр отрицательного ответа: Нет / спасибо / я недавно пил. Понять структуру диалога - значит исчислить жанры, которые могут сочетаться между собой и определить закономерности этой сочетаемости [2. С. 35].
Состав участников, время, место, ситуация, смысловая связность реплик формируют текстовый статус диалога. Минимальной структурной единицей диалога является реплика; взаимонаправленные реплики образуют диалогическую коммуникативную единицу. Реплики объединены не только структурно, но и тематически - в значительной мере это зависит от ситуации, темы, партнера, типа высказывания. Исследуя диалог, рассматривают не только его лингвистические признаки, но и выявляют функционально-коммуникативные признаки, уделяя особое внимание речевой деятельности и коммуникации.
Диалог представляет собой процесс речевой деятельности двух коммуникантов, включающий такие аспекты, как:
1) знания говорящего о мире, его принципы, намерения, эмоции, оценки;
2) учет таких знаний у адресата;
3) ориентировку говорящего на социальные роли и статус адресата в соотношении с собственными такими же характеристиками.
Характер диалогической речи зависит от всех этих факторов, конкретное проявление каждого из них порождает диалог определенной структуры.
Диалогическая речь обширно изучена в отечественном и зарубежном языкознании. Базой исследования является материал различных языков, как устной разговорной речи, так и художественных произведений.
52
Языкознание
Анализируя применение диалогической речи в конкретном художественном произведении, в качестве материала для исследования выбираются произведения, представляющие собой цельный диалог с отдельными замечаниями автора. Проблема диалога в художественном произведении подчас является центральной. Диалог ассоциируется с установкой на разговорную речь: большое количество разговорных выражений, просторечий, использование эмоциональноэкспрессивной лексики и синтаксических средств (простых и бессоюзных предложений). Также очень важна роль интонации. Но все это несвойственно книжному стилю. Таким образом, возникает противоречие между необдуманностью устной речи и взвешенностью письменной, ведь писатель тщательно подходит к выбору языковых средств, поэтому о диалоге в художественных произведениях нельзя сказать, что он возникает при непосредственной коммуникации и предварительно не обдумывается, так как хороший писатель взвешивает каждое употребляемое им слово. Мы приходим к выводу о том, что в художественном жанре диалог носит двойственный характер: с одной стороны, информация обработана ее автором, а, с другой, - базируется на активной разговорной речи.
Коммуниканты, носители гендерных характеристик, для достижения своих коммуникативных целей, используют набор речевых тактик и маневров. Таким образом, диалог можно рассмотреть и с точки зрения гендерных отношений.
Анализируя диалог с позиции гендера, можно сделать следующие выводы:
• женщины демонстрируют гиперкорректное речевое поведение, в то время как мужчины часто дезориентированы в ситуации общения;
• женщины стремятся говорить в соответствии с нормами литературного языка, мужская речь недостаточно нормативна;
• темп женской речи быстрый, активный, мужская же изобилует паузами;
• роль интонации в диалоге очень важна, так как она соответствует состоянию говорящего;
• женщины используют интонационные образы, ассоциирующиеся с выражением удивления и вежливости, склонны к использованию восходящего тона в утвердительных предложениях, что является результатом проявления некатегоричности и неуверенности;
• мужчины в интонации консервативны и спокойны, их речь
53
Lingua mobilis № 4 (30), 2011
звучит весомо и категорично. Утвердительные предложения в их устах звучат ровно, что демонстрирует силу, уверенность и превосходство;
• женщины чаще, нежели мужчины, задают вопросы, так как они более нацелены на продолжение беседы. Для мужчин же вопросы - средство для получения информации;
• реплики женщин более вежливы, даже требования она формулирует в виде «просьб». Мужские реплики доминируют и по количеству, и по продолжительности.
Список литературы
1. Ширяев, Е. Н. Что такое разговорный диалог? [Текст] / Е. Н. Ширяев // Русский язык: Исторические судьбы и современность: труды и материалы междунар. конгресса, Москва, 13-16 марта 2001 г. - М., 2001.
2. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М. М. Бахтин. - М., 1986.
List of Literature
1. Shirjaev, E. N. Chto takoe razgovomyj dialog? [Tekst] / E.
N. Shirjaev // Russkij jazyk: Is-toricheskie sud'by i sovremennost': trudy i materialy mezhdunar. kon-gressa, Moskva, 13-16 marta 2001 g. - M., 2001.
2. Bahtin, M. M. Jestetika slove-snogo tvorchestva [Tekst] / M. M. Bahtin. - M., 1986.
54