УДК 614 3+6169-036.22(471.67)
Магомедова Рисалат Магдибеговна
кандидат исторических наук, преподаватель кафедры уголовного права Дагестанского государственного института народного хозяйства riska07@mail.ru
К ВОПРОСУ О ПРОВЕДЕНИИ САНИТАРНОПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДАГЕСТАНЕ В 1920-е гг.
Статья рассматривает решение социально-
экономических и санитарно-эпидемиологических проблем в Дагестане в 1920-е гг. с привлечением общественных организаций, хозяйственных структур. Рассмотрены аспекты развития культурной революции в Дагестане с учетом национальных особенностей. Дана оценка мероприятиям проводимым органами государственной власти для ликвидации массовых социальных заболеваний, роли и значения санитарного просвещения.
Ключевые слова: культурная революция, санитарноэпидемиологическая служба, санитарное просвещение, медико-санитарные учреждения.
В годы интервенции и гражданской войны (1918-1920 гг.) в труднейших условиях экономической разрухи санитарное просвещение явилось острым политическим оружием в деле мобилизации широких масс населения России на борьбу с эпидемиями, угрожавшими как гражданскому населению, так и молодой Красной Армии на фронтах. В подписанном В.И. Лениным декрете Совнаркома от 28 января 1919 г.
«О борьбе с сыпным тифом» содержалось указание о принятии срочных мер по развитию широкого санитарного просвещения. Санитарное просвещение в этот период получило наиболее широкое распространение и развитие в Красной Армии, которое способствовало охране здоровья красноармейцев и воспитывало их как санитарных активистов, санитарного просвещения. В условиях военного времени санитарное просвещение носило главным образом агитационный характер и имело практическое направление. Наиболее распространенными формами были санитарные митинги, боевые листки, лозунги, агитплакаты, окна РОСТа. В санитарном просвещении принимали участие такие видные художники-плакатисты, как В.Н. Дени, Д.С. Мо-ор; поэты В.В. Маяковский, Демьян Бедный, которые создавали блестящие образцы политически насыщенных и острых по оформлению санитарно-просветительных материалов.
В России традиционно стремились поставить медицину на службу здоровью населения. Еще Н.И. Пирогов утверждал: «Наша задача - обнародовать науку всеми средствами, которые мы имеем под руками». Популяризации медицинских знаний уделяли
Magomedova Risalat Magdibegovna
PhD in History, Lecturer of the Department of Criminal Law of the Dagestan State Institute of National Economy riska07@mail.ru
TO THE QUESTION OF PUBLIC HEALTH EDUCATION IN DAGESTAN IN THE 1920s
The article considers the solution of social, economic, sanitary and epidemiologic problems in Dagestan in the 1920s with involvement of public organizations and economic structures. The aspects of cultural revolution development in Dagestan taking into account national features have been analysed. The estimation of public authorities’ activities for liquidation of mass social diseases, role and value of sanitary education has been introduced.
Key words: cultural revolution, sanitary and epidemiologic service, sanitary education, medicine and sanitary establishments.
большое внимание виднейшие представители клинической и теоретической медицины прошлого - М.Я. Мудров, И.Е. Дядьковский, К.В. Лебедев, Е.О. Мухин, С.П. Боткин, Г.А. Заха-рин, В.А. Манассеин и др. [1, с. 499].
Заметим, что в агитационно-
пропагандистской деятельности большевиков вопросы охраны здоровья рабочего класса занимали видное место. Врачи-большевики Н.А. Семашко, З.И. Соловьев, И.В. Русаков и др. уделяли большое внимание пропаганде гигиенических знаний. После революции при широком и активном участии трудящихся в охране своего здоровья санитарное просвещение получило возможность широкого развития.
Первый нарком здравоохранения новой России Н.А. Семашко писал: «Народный комиссариат здравоохранения считал бы несоответствующим своему назначению каждого врача на участке или в городской больнице, который не помогал бы распространению санитарных правил среди населения... Без санитарной культуры не может быть культуры вообще; без санитарного просвещения не может быть здорового населения, а без здорового населения не может быть прочного фундамента социалистического здания» [2, с. 499].
В период восстановления и реконструкции народного хозяйства санитарное просвещение приобретает иные формы и содержание. Тематика намного расширилась. Основное внимание уделяется охране материнства и младенчества, борьбе с туберкулезом и венерическими болезнями, оздоровлению условий труда и быта.
На XII Всероссийском съезде Советов (7-
16 мая 1925 г.) Н.А. Семашко выступил с докладом. В решениях съезда было отмечено, что ВЦИК и Наркомздрав наметили широкую программу оздоровления трудового населения, которая включала:
а) организацию лечебно-санитарной сети, обеспечивающую трудящихся бесплатной квалифицированной и общедоступной медицинской помощью;
б) оздоровительные (профилактические) мероприятия на основах оздоровления труда и быта рабочих и крестьян;
в) широкое вовлечение самих трудящихся в дело охраны их здоровья и широкую санитарно-просветительную работу среди них [3, с. 323327].
Съезд предложил решительно улучшить охрану здоровья крестьянского населения в национальных республиках.
Для успеха дела городские лечебносанитарные учреждения и отделы союза Мед-сантруд взяли шефство над сельскими участками. Сельские врачи со своей стороны также проявили инициативу. Для проведения профилактических мероприятий на селе они выделили один день в неделю - так называемый профилактический день, который полностью посвящали осмотру школьников, оспопрививанию, консультациям на местах, организации яслей, выявлению бытовых и профессиональных болезней, санитарному просвещению и т.д.
Проводились такие массовые мероприятия, как дни и недели чистоты, субботники, банные дни и т.п. Наряду с этим стали чаще практиковаться чтение циклов лекций, организация кружков и курсов для определенных групп населения в целях углубленной пропаганды медицинских и гигиенических знаний.
В протоколе заседания Отдела здравоохранения Дагревкома 6 августа 1920 г. было записано: «о санитарно-просветительной работе в школах: организовать чтение лекций по санитарным вопросам для детей школьного возраста. Организацию лекций поручить Научной секции Всемедсантруда» [4, с. 2].
Дагестан, который отставал от других районов России по культуре и грамотности, должен был вдвойне напрягать свои усилия, чтобы ликвидировать санитарную безграмотность в республике.
Огромное значение новое руководство придавало оздоровительным мероприятиям. «Может быть, - писал Н.А. Семашко, - наиболее глубокий след во всей нашей деятельности В.И. Ленин оставил в области санитарии и эпидемиологии. Все наши основные санитарные декреты - вплоть до последнего о санитарных органах республики, прорабатывались
мною предварительно с ним и проводились при его горячей поддержке. В частности, он тотчас оценил важность установления базы нашей санитарной организации - то, что вошло после в декрет о санитарных органах республики. Наши декреты по борьбе с сыпным тифом, с оспой, а также временные постановления по борьбе с эпидемиями находили в нем горячую поддержку» [5, с. 18].
Для организации санитарного просвещения были созданы дома санитарного просвещения.
Санитарное состояние городов и аулов к началу советской власти было крайне тяжелым. Сергей Михайлович Казаров, который отдал свою жизнь и талант здоровью дагестанского народа, проявил огромную энергию, чтобы открыть в Порт-Петровске в 1923 г. Дом санитарного просвещения [6, с. 24].
Рост сети медицинских учреждений, врачебно-медицинских кадров, и всего образовательного процесса давал возможность усилить пропаганду санитарной культуры в обществе. Дом санитарного просвещения в Махачкале, открытый С.М. Казаровым в 1923 г., имел более 2000 книг на различных языках, большое количество (до 50) муляжей, изготовленных известным муляжистом Фивейским, а получал 15 различных медицинских журналов из Москвы, Петрограда, Харькова, Киева, Казани, Ростова-на-Дону и др. Дом санитарного просвещения организовал стационарные и передвижные выставки, которые пользовались огромным интересом у населения республики [7, с. 107].
К 1925 г. в республике работало уже 23 больницы с 690 койками, 61 амбулатория, 64 фельдшерских пункта, 4 детских медицинских учреждения. В них работало 75 врачей. Организуются специальные отряды по борьбе с малярией, сифилисом, трахомой в сельских районах республики [8, с. 107]. Началась активная работа санитарно-профилактического направления.
В декабре 1926 г. Наркомздрав РСФСР разослал циркуляр об усилении медицинской помощи национальным меньшинствам, где, в частности, предлагалось «усилить медикосанитарную помощь нацменьшинствам, добившись достаточного отражения этой нужды в местном бюджете. Мероприятия в этой области необходимо сосредоточить: на укреплении и расширении существующей и создании новой сети для нацменьшинств, на организации среди них санпросветработы на их родном языке, на выявлении и учете заболеваемости, на разработке форм организации здравоохранения среди них применительно к их национальнобытовым особенностям, на подборе медперсонала, знающего язык и обычаи данного нацменьшинства» [9, с. 25].
Еще в 1923 г. в Дагестане в связи с сохраняющейся эпидемической обстановкой санитарно-просветительную работу приходилось вести в двух направлениях:
1. сохранение квалифицированных кадров высшего санитарного персонала в лечебных учреждениях;
2. санитарное просвещение трудящихся масс в напряженный период эпидемий.
Были организованы курсы санитарной грамоты. Приходилось считаться с малограмотностью основного контингента слушателей. Продолжительность этих курсов в среднем растягивалась на 4 недели. Весь курс санитарной грамоты состоял из следующих частей:
1) основы биологии и общее представление о строении и жизнедеятельности человеческого организма;
2) основы общей гигиены и санитарии;
3) общее понятие о заразных болезнях и путях их распространения;
4) основы политической и профессиональной грамоты;
5) общее понятие об отдельных видах лечебно-санитарного дела - больничная гигиена и техника;
6) понятие об асептике и антисептике, технике дезинфекции и дезинсекции;
7) основные примеры подачи первой помощи;
8) основы медицины;
9) практические занятия по дезинфекции и дезинсекции [10, с. 3].
Санитарно-просветительная работа,
имеющая задачи и характер общегосударственного значения, велась по единому плану специальными органами власти (СЭС) в контакте с политико-просветительными организациями и профсоюзами. Подчеркивалось, что главная задача санитарного просвещения - это распространение знаний защитительного и предупредительного характера и в период распространения эпидемий (как в 1923 г.) и позже эта функция приобретала исключительное значение [11, с. 2-3].
Домом санитарного просвещения организовывались передвижные выставки по отдельным санитарно-просветительным проблемам (борьба с туберкулезом, венерическими болезнями, алкоголизмом, по охране материнства и младенчества и т.д.). Эти выставки заинтересовали людей. Их посещали в организованном и индивидуальном порядке в среднем по 200-300 чел. в день. В феврале 1927 г., например, было
17 экскурсий только одних школьников и пионеров города Махачкалы.
В Доме санитарного просвещения ежегодно проводилась подготовка РОККовских сестер запаса, которые сыграли важную роль в обеспечении населения общедоступной медицинской помощью. За несколько лет было подготовлено более 200 сестер.
К началу 1930-х гг. значительно улучшилась санитарно-противоэпидемическая работа. В городах и селениях работало 29 санитарных врачей, действовало 9 дезинфекционных пунктов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Большая медицинская энциклопедия. М., 1984. Т. 22.
2. Там же.
3. Съезды Советов РСФСР в постановлениях и резолюциях. М., 1939.
4. Центральный Государственный Архив Республики Дагестан (ЦГАРД). Ф. 4-р. Оп. 2. Д. 38. Л. 2.
5. Семашко Н.А. Санитарно-эпидемиологическое дело и В.И. Ульянов (Ленин) // Гигиена и эпидемиология.
1924. № 2.
6. Серенко А.Ф. Здравоохранение Дагестана за годы Советской власти. Труды ДГМИ. Махачкала, 1948. Т. 4.
7. Аликишиев Р.Ш. Очерки по истории здравоохранения Дагестана. М., 1958.
8. Там же.
9. ЦГАРД. Ф. 482. Оп. 1. Д. 590. Л. 25.
10. ЦГАРД. Ф. 70. Оп. 4. Д. 3. Л. 3.
11. Там же.