Социология
УДК 316.62 : 004.738.5
К ВОПРОСУ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» Локонова Елена Леонидовна, к.ф.н., доцент (e-mail: [email protected]) Железнякова Анжелика Викторовна, к.с.н., доцент (e-mail: [email protected]) Давлетшина Альбина Фагимовна, ст. преподаватель (e-mail: [email protected]) Волгодонский инженерно-технический институт - филиал НИЯУМИФИ, г. Волгодонск, Россия
В статье представлены результаты социологического опроса обучающихся ВИТИ НИЯУ МИФИ, целью которого является изучение отношения интернет-пользователей к радикальным идеологиям, идеологии терроризма. Актуальность данного опроса определяется тем, что эффективным инструментом пропаганды террористической деятельности в условиях существования общества в современном мире называют Интернет. Также в статье представлены профилактические меры, рекомендуемые для использования в рамках предотвращения идеологии терроризма в молодежной среде и сети Интернет.
Ключевые слова: интернет, идеология терроризма, молодежная среда, экстремизм, межнациональные отношения, межрелигиозные отношения, Интернет-пространство
В современном мире одним из главных пропагандистским инструментом распространения любой информации, и как следствие, формирующееся идеологии стала сеть Интернет. Ее специфика определяется тем, что она стала для всех доступна. Все слои населения, большая часть которой преимущественно являются подростки и молодые люди в возрасте от 14 до 25 лет, то есть учащиеся школ, колледжей, техникумов и вузов, не мыслят современную жизнь без данной сети. Молодежь привлекает простота получения любой информации, ее доступность, анонимность и масштабность общения в сети Интернет, а также, отсутствие как таковых ограничений в социальных, нравственных и даже государственных границах.
Если провести анализ основных угроз, которые могут «исходить» из сети Интернет, то следует отметить следующие: киберпреступность; незаконный оборот наркотиков, оружия; намеренное снижение авторитета государства и муниципальной власти путем распространения различной «фейковой» информации; пропаганда терроризма и экстремизма; разжигание межнациональной и межконфессиональной розни; различные призывы к массовым беспорядкам и т.д. Это только малая часть того, что может в
себе содержать Интернет и с помощью различных инструментов формировать деструктивное сознание у молодежи. К сожалению, Интернет стал в современном мире эффективным инструментом пропаганды экстремистской и террористической деятельности [1].
Следует отметить, что в настоящее время отмечается следующий факт -последние два десятилетия происходит определенный подъем развития молодёжного экстремизма. Это можно наблюдать в различных действиях, которые характеризуются как проявление пренебрежения к действующим в обществе правилам и нормам поведения. Часть можно наблюдать отрицание всех видов правил, а также максимальное возрастание жестокости и насилия среди молодого поколения, через выражение крайних радикальных форм юношеского максимализма.
Угроза пропаганды терроризма среди молодежи - это одна из главных проблем во многих государствах. Это связано, прежде всего, с молниеносным распространением радикальных идеологий, вследствие всеобщей компьютеризации и информатизации в различных сферах общества. Эта группа угроз, через фактор подачи «нужной» информации, воспитывает сочувствие к противозаконным идеям, распространению инструкций по созданию взрывчатых веществ и организацию противоправных действий. Также, в сферу таких действий входит и вербовка в ряды экстремистских или террористических организаций. Следует отметить, что распространение материалов экстремистского характера способствует разжиганию межнациональной и межрелигиозной розни.
Для реализации вышеуказанных задач, а именно различных видов вербовки, а также создание привлекательного имиджа террористических организаций используются практически все популярные социальные сети и ресурсы. Одна из главных опасностей функционирования Интернета -воздействие на сознание подростков и молодых людей с целью формирования террористического мышления и вовлечения их в ряды террористов. Чтобы Интернет не превратился в агрессивную среду, которая разрушает личность человека, определяя его деструктивные действия, любому пользователю в сети необходимы специальные знания и навыки. Прежде всего следует отметить важность знания правовых основ массовых коммуникаций (в частности, касающихся законодательства РФ в антитеррористической и антиэкстремистской сферах), основ эффективной коммуникации, а также навыки критического анализа информационных источников [2] .
Пользователь сети Интернет обязан знать, что именно он, сам лично, несет полную ответственность за все посты, репосты, комментарии, изображения, видео и высказывания, опубликованные на его странице. Согласно закону Российской Федерации, если на личной странице пользователя в социальной сети размещен материал, который может быть признан экстремистским ему грозит административное наказание и даже реальный тюремный срок. Если пользователь сделал репост какой-либо картинки из сообщества, паблика или группы на свою стену, которая признана запре-
щенной в Российской Федерации, пользователь также автоматически становиться распространителем, подстрекателем и разжигателем вражды по национальному, религиозному или этническому признаку, проще говоря -экстремистом. Страничка в социальной сети по закону РФ является личной собственностью самого владельца, на которой он выражает публично свои мысли путём репостов и публикаций.
Следует отметить, что борьбе с распространением радикальных идеологий в Российской Федерации отводится приоритетная роль, что отражено в соответствующих официальных нормативных документах. Государство систематически проводит работу как часть общей политики, направленную на профилактику и противодействие идеологии терроризма в сети Интернет.
Основным инструментом противодействия экстремистским материалам, который представлен в Интернет-пространстве, является ежедневный её мониторинг, который позволяет своевременно отслеживать материалы определенной тематики, оперативно его удалять или блокировать к ним доступ [3].
Ведущую роль в вопросе формирования у молодежи эффективного противодействия идеологии терроризма играет уровень сформированности у них гражданского самосознания. Следует отметить, что формирование гражданского самосознания включает в себя, не только воспитание негативного отношения и неприятия идеологии терроризма как таковой, но и прежде всего приобретение или по другому, тренировку навыков поведения в ситуациях, когда пользователь сталкивается с противоправным контентом или становится объектом вербовки. Конечно, у любого пользователя сети, в частности у молодежи, есть право выбора нужного контента, а также возможность блокировки противоправного контента, что поможет сделать интернет-пространство безопасней. Один из способов повышения эффективности мониторинга Интернет-пространства - это непосредственное вовлечение интернет-пользователей в процесс борьбы с противоправным контентом [4] .
В процессе изучения эффективных механизмов противодействия идеологии терроризма и уровня сформированности гражданского самосознания у молодежи было проведено исследование среди студентов Волгодонского инженерно-техническом института - филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (далее ВИТИ НИЯУ МИФИ). Количество опрошенных респондентов - 196 человек, возраст от 15 до 23 лет.
На вопрос «Откуда исходит основная информация об идеологии терроризма?» 40% опрошенных уверенны, что это Интернет; 25,3% - СМИ; 34,7% - телевидение. Поэтому для нас важно выявить наиболее эффективные механизмы противодействия идеологии терроризма в интернете. Ответ на следующий вопрос показал, что самая используемая социальная сеть - это ВК (93%). Согласно официальным сообщениям спецслужб
именно «ВКонтакте» работают наиболее активные информационные подразделения радикалов. Размещены паблики провинций халифата, аккаунты рядовых боевиков, а также содержится большой информационный пласт их сторонников. Пропаганда ведётся на различных языках. Вербовщики используют индивидуальный подход, используя информацию, которую могут найти в сети о потенциальном стороннике своей организации. Инструментами воздействия являются манипулятивные технологии: формирование идеологии «свой-чужой», превосходства одной национальности над другой, стереотипизация образа «врага», публикация непроверенной информации, намеренное искажение фактов, создание своего «языка общения» апелляция к авторитетам, наглядная агитация.
На вопрос о влиянии Интернета на появление и развитие идеологии терроризма в молодежной среде респонденты дали, следующие ответы - оказывает сильное влияние - 29%; имеет частичное влияние - 49%; о том, что интернет не имеет никакого влияния ответили 15% опрошенных; затруднились ответить на вопрос - 7 % отпрошенных.
Ответ на следующий вопрос: «Какие из перечисленных экстремистских и террористических организаций Вам известны?» показал, что самыми «известными» организациями среди опрошенных респондентов это «Исламское государство» - 77%; «Аль-Каида» - 60%; «Правый сектор» - 48%.
Некоторое противоречие было отмечено при анализе ответов на следующие вопросы, а именно, «Считаете ли Вы, что социальные сети должны быть под тотальным контролем служб безопасности страны?» порядка 49% ответили «Нет» и 17% - «Скорее нет». И только 20% ответили - «Скорее да» и «Да» - 14% . Особенность социальных сетей, в отличие от всех других каналов, заключается в том, что информация в них никак не проверяется, это и прельщает молодежь, создает у них иллюзию свободы, с которой они не хотят расставаться.
Для более продуктивной борьбы с идеологией терроризма респонденты выделяют следующие направления:
- внести дополнительные поправки в законодательство по вопросу распространения идеологии терроризма - 34%,
- больше проводить с молодежью мероприятий патриотического направления - 56,4 %,
- развивать волонтерское движение - 32%,
- количество профилактических бесед представителей правоохранительных органов со студентами -12%,
- больше уделять внимание формированию у молодежи духовных ценностей - 36%.
Наблюдается наличие противоречия, с одной стороны - более 65% респондентов против контроля со стороны служб безопасности сети Интернета, а с другой - почти 35% хотели бы дополнительные поправки в законодательство по вопросу распространения идеологии терроризма в сети Интернет [5]. Таким образом, проблема поиска эффективных механизмов
противодействия идеологии терроризма среди молодежи в сети «Интернет», остается одной из актуальных в нашей стране.
Итак, какие же направления используются для противодействия идеологии терроризма в молодежной среде и сети Интернет? В рамках учебного и воспитательного процесса в ВИТИ НИЯУ МИФИ ведется объемная и системная работа в данном направлении:
- на официальном сайте института располагается раздел «Против террора», в котором размещены материалы по противодействию идеологии экстремизма и терроризма, в том числе и в сети Интернет;
- Концепция Воспитательной работы ВИТИ НИЯУ МИФИ содержит в обязательном порядке направление работы по профилактике и противодействию идеологии терроризма в сети Интернет;
- в рамках ежегодно проводимого Подготовительного модуля на занятиях вновь поступившим студентам 1-го курса подробно разъясняются правила работы на сайтах, социальных сетях;
- проводится постоянный мониторинг (с привлечением кибер-волонтеров) Интернет-ресурсов;
- на кураторских часах студентам рассказывается о работе Национального Центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет. Доводится до студентов информация, где и как на специальном сервисе, можно оставить сообщение об обнаруженном видео, аудио и др. материале экстремистского содержания;
- в рамках дисциплин гуманитарного раздела формируются компетенции культуры безопасности, правовой культуры, а также уважительного отношения к многонациональной культуре нашего государства.
Таким образом, подводя итог в рамках воспитательной работы института в данном направлении, можно отметить, что цель всего комплекса мероприятий - изменить правовую психологию студентов, добиться абсолютного отторжения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения любых проблем. Способствовать пониманию, что семья, друзья, социальное окружение, государство в целом заботиться о них, и нет необходимости искать помощь и покровительство в социальных сетях. Только в этом случае можно говорить о полноценности противодействия и искоренения терроризма в молодежной среде [6].
Список литературы
1. Лашин Р. Л., Чурилов С. А. Противодействие экстремизму и терроризму в сети Интернет и образовательной среде // "ОБЗОР.НЦПТИ". 2015г. №7.- 47 с.
2. Южаков Т. А., Лашин Р. Л. Профилактика идеологии терроризма и экстремизма в образовательной среде и сети Интернет // "ОБЗОР.НЦПТИ". 2013г. №3.- 48 с.
3. Чурилов С. А., Быкадорова А.С. О противодействии распространению и профилактике радикальных идеологий в молодежной среде и сети Интернет // "ОБЗОР.НЦПТИ". 2016г. №8 - 60 с.
4. Скибо Т.Ю., Енютина М.В., Гасов В.Ю. Противодействие молодежному экстремизму в России и в мире: сравнительный анализ // Воинское обучение и воспитание, военная педагогика и психология. 2018. №7.- 234 с.
5. Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде // http://www.stavminobr.ru URL: https://kemsu.ru/upload/university/document/antiterror/2018-09_24-25_edu-sec-conf_method.pdf (дата обращения: 01.03.2023).
6. Сыромятников И.В. Терроризм - зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. - М.: СГА, 2008. -55 с.
Lokonova Elena Leonidovna, Ph.D., Associate Professor, Dean (e-mail: [email protected] )
Volgodonsk Institute of Engineering and Technology - branch of the FSAOU in the MEPhI, Volgodonsk, Russia
Zheleznyakova Anzhelika Viktorovna, PhD; Associate Professor (e-mail: [email protected])
Volgodonsk Institute of Engineering and Technology - branch of the FSAOU in the MEPhI, Volgodonsk, Russia
Davletshina Albina Fagimovna, senior lecturer (e-mail: [email protected])
Volgodonsk Institute of Engineering and Technology - branch of the FSAOU in the MEPhI, Volgodonsk, Russia
ON THE ISSUE OF COUNTERING THE IDEOLOGY OF TERRORISM ON THE INTERNET
Abstract. The article presents the results of a sociological survey of students of the VITI NIYAU MEPhI, the purpose of which is to study the attitude of Internet users to radical ideologies, the ideology of terrorism. The relevance of this survey is determined by the fact that the Internet is called an effective tool for propaganda of terrorist activities in the conditions of the existence of society in the modern world. The article also presents preventive measures recommended for use in the framework of preventing the ideology of terrorism among young people and the Internet.
Keywords: Internet, ideology of terrorism, youth environment, extremism, interethnic relations, interreligious relations, Internet space