Научная статья на тему 'ПОНЯТИЯ "ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА" И "ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ" В СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ ВИТИ НИЯУ МИФИ'

ПОНЯТИЯ "ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА" И "ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ" В СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ ВИТИ НИЯУ МИФИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИДЕОЛОГИЯ ТЕРРОРИЗМА / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / ЭКСТРЕМИЗМ / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Локонова Е. Л., Железнякова А. В., Давлетшина А. Ф.

Современное состояние мировой политики, мировой экономики несет в себе определенные требования к будущему поколению, каким оно должно быть для сохранения человеческой цивилизации в целом. К одним из вызовов современности относится терроризм, который распространяется не в одной стране, а мире в целом. Поэтому, воспитание у молодого поколения противодействие идеологии терроризма, информационное противодействие терроризму является особо актуальным направлением. В статье представлен обзор системной работы по воспитанию обучающихся в ВИТИ НИЯУ МИФИ по вопросам противодействия идеологии терроризму, а также результаты социологического опроса, цель которого была выявить уровень патриотизма, автономности, нравственной воспитанности студентов, социальной и этнической толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTS OF "COUNTERING THE IDEOLOGY OF TERRORISM" AND "INFORMATIONAL COUNTERACTION TO TERRORISM" IN THE MINDS OF STUDENTS OF VITI NIYAU MEPHI

The current state of world politics and the world economy carries certain requirements for the future generation, as it should be for the preservation of human civilization as a whole. One of the challenges of our time is terrorism, which is spreading not in one country, but in the world as a whole. Therefore, educating the younger generation to counter the ideology of terrorism, information counteraction to terrorism is a particularly relevant direction. The article presents an overview of the systematic work on the education of students at the MEPhI Institute on countering the ideology of terrorism, as well as the results of a sociological survey, the purpose of which was to identify the level of patriotism, autonomy, moral education of students, social and ethnic tolerance.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЯ "ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА" И "ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ" В СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ ВИТИ НИЯУ МИФИ»

УДК 316.62 : 004.738.5

ПОНЯТИЯ «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА»

И «ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ» В СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ ВИТИ НИЯУ МИФИ Локонова Елена Леонидовна, к.ф.н., доцент (e-mail: ELLokonova@mephi.ru) Железнякова Анжелика Викторовна, к.с.н., доцент (e-mail: AVZheleznyakova@mephi.ru) Давлетшина Альбина Фагимовна, ст. преподаватель (e-mail: AFDavletshina@mephi.ru) Волгодонский инженерно-технический институт -филиал НИЯУ МИФИ, г.Волгодонск, Россия

Современное состояние мировой политики, мировой экономики несет в себе определенные требования к будущему поколению, каким оно должно быть для сохранения человеческой цивилизации в целом. К одним из вызовов современности относится терроризм, который распространяется не в одной стране, а мире в целом. Поэтому, воспитание у молодого поколения противодействие идеологии терроризма, информационное противодействие терроризму является особо актуальным направлением. В статье представлен обзор системной работы по воспитанию обучающихся в ВИТИ НИЯУ МИФИ по вопросам противодействия идеологии терроризму, а также результаты социологического опроса, цель которого была выявить уровень патриотизма, автономности, нравственной воспитанности студентов, социальной и этнической толерантности.

Ключевые слова: интернет, идеология терроризма, молодежная среда, экстремизм, Интернет-пространство, информационное поле, противодействие идеологии терроризма

Очень важно воспитывать у молодого поколения понимание: что такое терроризм, в чем его суть и проблема и, самое важное, как уберечь себя и своих близких от этого явления в молодежной среде и в мире в целом. К сожалению, сегодня многие террористические группировки ведут активную работу по привлечению молодого поколения к своим разрушительным идеологиям. И, прежде всего, в информационном поле.

В Волгодонском инженерно-техническом институте - филиале НИЯУ МИФИ существует системная работа по воспитанию молодого поколения в вопросах противодействия идеологии терроризму, которая базируется на Концепции воспитательной работы ВИТИ НИЯУ МИФИ. Данная концепция разработана в целях эффективной организации и систематизации воспитательной работы в институте и определения ее приоритетных направлений. Одно из таких направлений - это направление противодействия идеологии терроризма, в том числе и такой формы как информационный терроризм.

Следует отметить, что одним из основных и важнейших направлений сегодня в противодействии идеологии терроризма, информационного противодействия терроризму в Российской Федерации является его профилактика, то есть разъяснительно-предупредительная работа по противодействию экстремистским и террористическим проявлениям. В рамках выполнения вышеуказанной Концепции воспитательной работы и профилактики терроризма ежегодно в ВИТИ НИЯУ МИФИ проводятся следующие мероприятия:

1. При разработке учебно-методических материалов для студентов по специальным и социально-гуманитарным дисциплинам предусмотрено обязательное включение соответствующих разделов патриотической тематики, которые основаны на реальных примерах в достижениях российских учёных-выпускников НИЯУ МИФИ, педагогов, деятелей культуры, искусства, производства;

2. Систематически в институте проводятся тематические лекции, посвященные знаменательным датам истории государства Российского и НИЯУ МИФИ.

3. Студенты готовят рефераты и презентации в рамках изучения истории России и важнейших современных событий, проводится олимпиада по истории Отечества;

4. Студенты участвуют в межвузовских и всероссийских научно- методических семинарах, конференциях по темам: «Патриотическое воспитание молодежи», «Социокультурные вызовы многонациональному молодежному сообществу в современном информационном пространстве», «Трудности (особенности) межкультурной и межэтнической коммуникации в молодежной среде», «Меры профилактики распространения радикальных идеологий в молодежной среде и сети Интернет» и т.д.;

5. В ВИТИ НИЯУ МИФИ создан «Патриотический клуб»;

6. Ежегодно проводится фотовыставка студенческого фотоклуба городских ветеранов «И память, нам покоя не дает...»;

7. Проводятся экскурсии по местам боевой славы Ростовской, Волгоградской областей;

8. В студенческой газете «Мифи - ДА» систематически освещаются проблемы патриотического воспитания;

9. Организуются тематические выставки по патриотическому воспитанию студентов в учебных корпусах и читальном зале ВИТИ НИЯУ МИФИ;

10. Ежегодно проводится акция «Письмо Победы»;

11. Совместно с Советом ветеранов проводятся встречи студентов с участниками Великой Отечественной войны и ветеранами Вооруженных Сил «Уроки мужества» и т.д.;

12. Студенты ВУЗа участвуют в городских, областных и всероссийских мероприятиях и акциях гражданско-патриотического направления: «День народного единства», «День Защитника Отечества», «День победы» и др.

13. Совместно с Волгодонской епархией создана методическая база по духовно-нравственному воспитанию;

14. Проведен педагогический всеобуч по вопросам православной педагогики с привлечением духовенства Волгодонской епархии;

15. Проведено анкетирование родителей «трудных» подростков с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.

16. Совместно с духовенством Волгодонской епархией проводятся беседы, классные и кураторские часы со студентами нравственного и духовно-нравственного содержания;

17. Студенты систематически принимают участие в организации социально-значимых дел, акций и благотворительности.

18. Совместно с духовенством Волгодонской епархией проводятся «круглые столы», деловые и ролевые игры духовно-нравственной направленности.

19. В повседневной работе используются наглядные средства по духовно-нравственному воспитанию: информационные стенды для родителей, студентов и педагогов. [1]

20. Постоянно проводится ознакомление студентов с многонациональными Российскими культурными традициями, с исторической памятью нашего многонационального народа;

21. Совместно с духовенством Волгодонской епархии в процессе встреч и бесед в студентах воспитываются такие качества, как милосердие, терпимость и уважение к разным национальным культурам, вероисповеданиям;

22. Классными руководителями и кураторами, в учебных группах которых есть студенты другой этнической принадлежности, в воспитательной деятельности используются следующие темы для обсуждения: «Обычаи и культура народов Дона», «Свадебные обряды народов Кавказа», «История моего рода», «Национальная кухня» и т.д., где докладчиками выступают студенты; на постоянной основе проводится студенческая конференция, посвященная «Международному дню родного языка»;

23. В процессе проведения неформальных бесед со студентами, а так же в образовательном процессе, профессорско-преподавательским коллективом ВУЗа предпринимаются попытки научить их анализировать информацию в Интернете и СМИ. Предполагается, что чем чаще они будут анализировать события, тем труднее будет манипулировать их действиями, вводя в заблуждение информацией или псевдокультурными «ценностями»; Студенты ВУЗа принимают участие в городском «Фестивале народов Дона»;

24. Проведение совместных с духовенством Волгодонской епархии неформальных бесед в студенческих группах создает благоприятный климат для культурного межэтнического взаимопонимания, где каждый студент чувствует себя комфортно и защищено. Вместе с тем, жестко пресекаются

попытки унижения личности, особенно возникающие на межэтнической основе.

Следует отметить, что в ВИТИ НИЯУ МИФИ действует «Программа по формированию толерантного сознания и профилактике экстремистско-террористических проявлений у студентов ВИТИ НИЯУ МИФИ». Цель программы - формирование в рамках межличностного общения студентов ВИТИ НИЯУ МИФИ норм толерантного поведения, которые должны обеспечить устойчивость поведения в обществе студентов в различных социальных ситуациях [2].

В ВИТИ НИЯУ МИФИ обучаются представители различных народностей. Поэтому, традиционно в ВИТИ НИЯУ МИФИ большое внимание уделяется мероприятиям, которые направлены на формирование толерантного сознания, профилактику и противодействие проявлений терроризма, а также экстремизма среди студентов. В ВИТИ НИЯУ МИФИ регулярно проводятся соответствующие анкетирования обучающихся для определения объективной картины отношения студентов к негативным социальным явлениям в обществе. В результате проводимой работы повысилась сознательность и ответственность у студентов по вопросам соблюдения режима поведения в социальных сетях, толерантного отношения к представителям 18 разных национальностей, которые, в данный момент, обучаются в институте в рамках соблюдения корпоративной культуры поведения [3].

Традиции российского общества выражаются в поступках, мыслях и нравственном облике людей. Приоритетная задача педагога - донести духовно-нравственные ценности до студентов и воспитать достойных граждан России, которые способны служить государству в основных сферах его жизнедеятельности, путем приобщения к культурным традициям.

Вопросы противодействия идеологии терроризма, в том числе информационного противодействия терроризму очень тесно связаны с вопросами духовно-нравственного воспитания молодого поколения и, естественно, являются объектом исследования различных мониторингов и анкетирований. В ВИТИ НИЯУ МИФИ было проведено анкетирование студентов первых курсов, поступивших в институт на базе одиннадцати классов. Основополагающим методом исследования является тестирование. Оптимально (по многолетним наблюдениям) эта методика подходит для студентов в возрасте от 17-22 лет.

Результаты исследования были предназначены для преподавателей, кураторов учебных групп. Методика проводилась в стандартных условиях учебных заведений.

Цель исследования: выявить уровень патриотизма, автономности, нравственной воспитанности студентов, социальной и этнической толерантности.

Студентам предлагалось прослушать 55 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 — всегда; 3 — почти всегда; 2 — иногда; 1 — очень редко; 0 — никогда.

Использование методики проходило в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре данного метода диагностики. Респонденты выполняли все требования. При проведении диагностики строго соблюдался педагогический такт, что позволило получить достоверную информацию и не причинить психологического вреда испытуемым [4].

Респонденты в ходе исследования заполняли специально разработанные бланки. Для обработки и интерпретации результатов исследования в учебном заведении была создана рабочая группа, в которую вошли специалисты отдела по социально-воспитательной работе и волонтеры Студенческого союза ВИТИ НИЯУ МИФИ. На начальном этапе также привлекались специалисты кафедры информационных технологий для разработки программы по подсчету результатов, что в дальнейшем помогло оптимизировать временные затраты на обработку анкет.

Диагностика по оценке и обработке анкет велась несколько лет, что позволило более точно определить эффективность работы воспитательной системы учебного заведения по вопросам противодействия идеологии терроризма, а также информационному противодействию терроризму и оценить, как складывается отношение к данным понятиям в сознании студентов ВИТИ НИЯУ МИФИ.

Обсуждение результатов анкетирования дает возможность выработать новые направления воспитательной деятельности в вопросах профилактики таких явлений как идеология терроризма, в том числе в информационном поле. Итак, результаты проведенного исследования показали, что уровень патриотизма в ВИТИ НИЯУ МИФИ составляет в рамках показателя 78% от числа вновь поступивших студентов в 2022 году. Такой, достаточно высокий показатель критерия «уровень патриотизма» неудивителен. В институте уделяется большое внимание патриотическому воспитанию. Ведется пропаганда достижений российской науки, культуры, отечественного спорта. А также, через изучение гуманитарных дисциплин формируются у студентов значимые патриотические качества.

Изучение уровня отношения студентов к культуре показал результаты среднего уровня - 61%. Высокий уровень культуры отметили только 39% студентов. На такой средний показатель сформированности данного критерия, скорее всего, повлиял ряд факторов, а именно: социальное положение студентов, их гендерная идентичность и уровень социализации. Для эффективной работы в данном направлении, может быть предложено, проведение социологическое исследование по изучению характеристик повседневной культуры студентов.

Сформированность в рамках изучения уровня нравственности студентов показал следующие результаты: высокий - 50%; средний - 50%. Такие показатели уровня нравственности не могут считаться удовлетворительными. Так как высокий показатель данного критерия очень важен, потому что именно он является основой для формирования у студента идеологии противодействия экстремизму и терроризму.

Образовательное пространство нашего института поликультурно и по-лиэтнично, и значит, включает в себя различные национальные группы, культурные ценности и нормы поведения. Поэтому, социальная (высокий уровень - 61%, средний - 39%) и этническая (высокий уровень - 44%, средний - 56%) толерантность, их высокий уровень сформированности, помогает выстраивать эффективный диалог на основе взаимопонимания и взаимоуважения.

Таким образом, отмечая особенность текущего этапа развития России -глобализацию социальных процессов, вовлечение в них большого количества групп людей разных мировоззрений и культур, следует отметить, что все это требует новых подходов к социальному управлению во всех сферах общества и государства, особенно необходимо создание адекватной и устойчивой системы государственной безопасности. К сожалению, современная действительность констатирует следующий факт, что мы не защищены должным образом от внешних манипуляций в информационном поле. И как следствие, наблюдаем присутствие в российском обществе идеологий экстремизма и терроризма и отмечаем нравственную деградации молодёжи [5].

Список литературы

1. Шихваргер Ю.Г. Гражданско-патриотическое воспитание студентов /Технологическое образование и устойчивое развитие региона. Т.1. №1-1(11), 2014. С. 197-200.

2. Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 58. - Ч. 4. - 380 с.

3. Давлетшина А.Ф. Воспитательная работа в социокультурном пространстве технического вуза как фактор формирования личности будущего специалиста/ Проблемы современного педагогического образования. № 58-4, 2018. С. 80-84.

4. Белый, Евгений Анатольевич. Деятельность государственных и общественных институтов по воспитанию студенческой молодежи : 1992-2003 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02. - Москва, 2004. - 208 с.

5. Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде // http://www.stavminobr.ru URL: https://kemsu.ru/upload/university/document/antiterror/2018-09_24-25_edu-sec-conf_method.pdf (дата обращения: 21.03.2023).

Lokonova Elena Leonidovna, Ph.D., Associate Professor, Dean (e-mail: ELLokonova@mephi.ru)

Volgodonsk Institute of Engineering and Technology - branch of the FSAOU in the MEPhI, Volgodonsk, Russia

Zheleznyakova Anzhelika Viktorovna, PhD; Associate Professor (e-mail: AVZheleznyakova@mephi.ru)

Volgodonsk Institute of Engineering and Technology - branch of the FSAOU in the MEPhI, Volgodonsk, Russia

Davletshina Albina Fagimovna, senior lecturer (e-mail: AFDavletshina@mephi.ru)

Volgodonsk Institute of Engineering and Technology - branch of the FSAOU in the MEPhI, Volgodonsk, Russia

THE CONCEPTS OF "COUNTERING THE IDEOLOGY OF TERRORISM" AND "INFORMATIONAL COUNTERACTION TO TERRORISM" IN THE MINDS OF STUDENTS OF VITI NIYAU MEPHI

Abstract. The current state of world politics and the world economy carries certain requirements for the future generation, as it should be for the preservation of human civilization as a whole. One of the challenges of our time is terrorism, which is spreading not in one country, but in the world as a whole. Therefore, educating the younger generation to counter the ideology of terrorism, information counteraction to terrorism is a particularly relevant direction. The article presents an overview of the systematic work on the education of students at the MEPhI Institute on countering the ideology of terrorism, as well as the results of a sociological survey, the purpose of which was to identify the level of patriotism, autonomy, moral education of students, social and ethnic tolerance.

Keywords: Internet, ideology of terrorism, youth environment, extremism, Internet space, information field, countering the ideology of terrorism

КЛИКБЕЙТ КАК ЦИФРОВОЙ ИНСТРУМЕНТ УВЕЛИЧЕНИЯ

ТРАФИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ Новиков Кирилл Александрович, соискатель

(e-mail: novikov.k.a@mail.ru) Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г.Белгород. Россия

В данной статье раскрывается понятие и значение такого инновационного маркетингового инструмента как кликбейт. На дворе экономика внимания и впечатлений, на людей как из рога изобилия обрушивается водопад информации и раздражителей. И не факт, что именно вашу фирму, вашу рекламу, ваш посыл заметят среди десятков (сотен) аналогичных. Так что нужно побороться за то, чтобы вас хотя бы заприметили.

Ключевые слова: инновационный маркетинг, маркетинговые коммуникации, цифровые инструменты маркетинга, кликбейт, целевая аудитория, контент, заголовки, СМИ.

Научная статья посвящена рассмотрению особенностей применения инновационных маркетинговых коммуникаций в современных интегрированных рекламно-информационных кампаниях. Сделан вывод о том, что современный рынок, а также инструменты, с помощью которых компании стараются захватить большую его часть, значительно расширились, и на данном этапе уже недостаточно использовать массированные рекламные кампании, высокого уровня креатив и т.д. На сегодняшний день для успешной работы требуется оригинальная маркетинговая концепция.[1]

Компании продвигают свой бизнес разными методами: с помощью SEO, нативной рекламы или грамотного контент-маркетинга. А некоторые используют кликбейт - привлекают аудиторию громкими заголовками или вызывающими фотографиями. Кликбейт апеллирует к эмоциям и чувствам читателей, чаще всего - низкочастотным и примитивным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.