Научная статья на тему 'К вопросу о происхождении экологического туризма'

К вопросу о происхождении экологического туризма Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
345
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТ / ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / АНТРОПОГЕННО-РЕКРЕАЦИОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ / МОТИВАЦИЯ ТУРИСТОВ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бессараб Дмитрий Александрович

В статье приводятся взгляды автора на причины превращения экологического туризма в массовый вид отдыха. Анализируется влияние отдельных открытий в области техники и технологии, изменивших восприятие человеком природных явлений. Так, ко второй половине 60-х гг. ХХ в. показатели экономического развития значительной части европейских стран превысили довоенный уровень. Благосостояние значительной части потребителей поднялось настолько, что интеллектуальный рост, совершенствование творческих способностей и рекреация заняли важное место в ценностной шкале общества. Изменилась и структура расходов домашних хозяйств, значительной стала доля накоплений, достигшая в отдельных странах до 30%. Вводимые гарантированные неоплачиваемые, а затем и оплачиваемые отпуска дали мощный толчок развитию массового туризма. Пробуждение же интереса к природе в массовом сознании было вызвано, по меньшей мере, двумя важными причинами: 1) увеличилось общее количество исследователей, занимающихся циклом биологических, географических и смежных дисциплин и проблемами существования человека в окружающей среде, в результате чего произошло накопление критической массы знаний; 2) начиная с 60-х годов ХХ в. появилась возможность передачи этих знаний массовому потребителю с использованием новейших достижений науки и техники, а значит, пропаганды и рекламы природы как уникального комплекса, имеющего значительную познавательную и эстетическую ценность. Таким образом, были созданы предпосылки для массового потребления информации о природе, а следовательно, ее познания и изучения в естественной среде рядовым потребителем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о происхождении экологического туризма»

240

ISSN 1683-0377. Труды БГТУ. 2015. № 1. Лесное хозяйство

УДК 338.48-6:502/504

Д. А. Бессараб

Белорусский государственный университет физической культуры К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

В статье приводятся взгляды автора на причины превращения экологического туризма в массовый вид отдыха. Анализируется влияние отдельных открытий в области техники и технологии, изменивших восприятие человеком природных явлений. Так, ко второй половине 60-х гг. ХХ в. показатели экономического развития значительной части европейских стран превысили довоенный уровень. Благосостояние значительной части потребителей поднялось настолько, что интеллектуальный рост, совершенствование творческих способностей и рекреация заняли важное место в ценностной шкале общества. Изменилась и структура расходов домашних хозяйств, значительной стала доля накоплений, достигшая в отдельных странах до 30%. Вводимые гарантированные неоплачиваемые, а затем и оплачиваемые отпуска дали мощный толчок развитию массового туризма. Пробуждение же интереса к природе в массовом сознании было вызвано, по меньшей мере, двумя важными причинами: 1) увеличилось общее количество исследователей, занимающихся циклом биологических, географических и смежных дисциплин и проблемами существования человека в окружающей среде, в результате чего произошло накопление критической массы знаний; 2) начиная с 60-х годов ХХ в. появилась возможность передачи этих знаний массовому потребителю с использованием новейших достижений науки и техники, а значит, пропаганды и рекламы природы как уникального комплекса, имеющего значительную познавательную и эстетическую ценность. Таким образом, были созданы предпосылки для массового потребления информации о природе, а следовательно, ее познания и изучения в естественной среде рядовым потребителем.

Ключевые слова: туризм, турист, экология, экологический туризм, окружающая среда, антропогенно-рекреационное использование территорий, мотивация туристов.

D. A. Bessarab

Belarusian State University of Physical Training

THE QUESTION ABOUT ORIGIN OF ECOLOGICAL TOURISM

The article presents the author's views on reasons of conversion ecological tourism into the mass type of rest. Analyzes the impact of separate discoveries in technique and technology which have changed the people's perception of natural occurrence. So, to the second quarter in 60th of XX century the performance of economic development of considerable part of European countries exceeded prewar level. Well-being of considerable part of users has so much rising, that intellectual increase, improvement of creative abilities and recreation occupied the important part in value scale of society. The structure of agricultural expense also has changed, the part of accumulation became considerable comes to 30 percents in separate countries. Engagement guaranteed unpaid, later paid vacations gave powerful lip forward to development of mass tourism. Return of knowledge to the nature in mass consciousness was beginning eventually with 2 main reasons. 1. Increase total number of researchers, who engaged into cycle of biological, geographical and closely-related disciplines and troubles of human's existence in the environment. As a result was the accumulation of a critical mass of knowledge. 2. From the beginning of the 60th of XX centrny the remove of this knowledge to the mass consumer with using the newest achievement on science and technology, it means a propaganda and a nature advertisement as a unique complex with considerable cognitive and aesthetic price. In this way the prerequisites for the mass consumption about the nature have created, so, in conclusion its knowledge and learning in natural environment for common consumer.

Key words: tourism, tourist, ecology, ecological tourism, environment, human recreational using areas, motivation of tourists.

Введение. В настоящее время экологический туризм является одним из наиболее массовых и востребованных видов путешествий. Объясняя причину данного феномена многие авторы [1-4] прежде всего склоняются к мысли о том, что интерес к данному виду путешествий вызван устойчивым ухудшением качества окружающей среды, а также воз-

росшим экологическим сознанием людей и появившейся потребностью в общении с природой.

Однако тезис о возрастании экологического сознания еще не объясняет причину массового интереса к экологическим путешествиям. По всей видимости, ответ на этот вопрос надо искать глубже.

Туризм и лесоохотничье хозяйство

241

Основная часть. Ко второй половине 60-х гг. ХХ в. показатели экономического развития значительной части европейских стран превысили довоенный уровень. Важно отметить, что экономическая составляющая перешла на совершенно новый уровень, в том числе и потому, что развитие научных разработок все активнее внедрялось в производство. Усовершенствование технологий, механизация и автоматизация позволили интенсифицировать труд, а значит, увеличить производство материальных благ и, как следствие, покупательскую способность населения. Благосостояние значительной части потребителей поднялось настолько, что интеллектуальный рост, совершенствование творческих способностей и рекреация заняли важное место в ценностной шкале общества. Изменилась и структура расходов домашних хозяйств. Если в довоенное время основные расходы направлялись на обеспечение потребностей в пище, одежде и жилище (т. е. расходов на потребление), то к концу 60-х годов их доля стала занимать порядка 45-60% от общей суммы расходов. Значительной стала доля накоплений, достигшая в отдельных странах до 30%.

Интенсификация производства привела к тому, что растущее благосостояние общества обусловило постепенное уменьшение рабочего времени в пользу свободного, во всех странах Европы вводились гарантированные неоплачиваемые, а затем и оплачиваемые отпуска. Это явилось коренным переломом и позволило дать мощный толчок развитию массового туризма.

Кроме того, панъевропейские интеграционные процессы требовали революционного развития транспортной составляющей как гаранта эффективной экономики. В свою очередь, стало возможным приспособление разветвленной транспортной сети к перемещениям с туристическими целями, что обусловило скорость и надежность передвижения при снижении расходов на путешествия.

Экономические трансформационные процессы привели к тому, что значительная часть европейских стран к середине 70-х годов прошлого века начала переходить в постиндустриальную фазу, а туризм принял форму глобального социально-экономического и культурного явления современности. Вовлечение все большего потока людей в туристические путешествия привело к резкому увеличению спектра потребностей и мотивации туристов, что отразилось в формировании множества узкоспециализированных сегментов в туристическом спросе, а значит, и в разнообразии предлагаемых услуг.

В это же время степень воздействия человека на окружающую среду увеличилась в разы, что отразилось на общем состоянии окружаю-

щей среды и нарастании экологических проблем. Сегодня о последних мы фактически говорим уже в контексте социальной экологии -науке, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.

Уже с конца 60-х годов прошлого столетия экологи все чаще стали предупреждать о нарастающих изменениях в окружающей среде, вызванных ускоренным ростом населения и развитием промышленных технологий. Состояние среды обитания стало волновать общественное мнение, а природоохранные и государственные организации начали обращаться к экологам за помощью в решении проблем, вызванных загрязнением различных сред и пр. В данном случае проблема стала рассматриваться с точки зрения сохранения планеты как саморазвивающейся и саморегулирующейся системы, так как потеря этих функций может привести к полному изменению облика Земли и невозможности существования человека как биологического и социального вида.

По всей видимости, в это же время стали закладываться и теоретические основы современного экологического туризма. К 70-м годам прошлого века в результате бурного развития традиционных видов туризма ускоренными темпами стали проявляться отрицательные последствия нерегулируемого антропогенно-рекреационного использования территорий, прежде всего, в двух наиболее востребованных с туристической точки зрения регионах мира -Средиземноморье и Альпах. Традиционно считается, что предельные туристско-антропоген-ные нагрузки здесь формируются, главным образом, за счет пляжно-купального туризма в летний период и горнолыжного - в зимний. Однако следует учесть и тот факт, что наиболее привлекательны для рекреационного использования территории, характеризующиеся сочетанием предельного количества контрастных сред. В данном случае мы сталкиваемся с достаточно редким феноменом - «наслаиванием» друг на друга как минимум четырех ведущих факторов туристического интереса:

1) море в зоне повышенной комфортности;

2) горы (имеются в виду, прежде всего, Альпы и Пиренеи, в меньшей степени Апеннины, Динарское нагорье и горные массивы полуострова Малая Азия);

3) богатейший культурный пласт с очагами современной европейской цивилизации (Древний Египет, Финикия, Минойская цивилизация, Эгейская культура, Древняя Греция, Древний Рим, Романская культура, готика, эпоха Возрождения, барокко, ампир, неоклассицизм, ар-нуво и др.);

4) территории, близкие к Средиземноморью (древние царства Ханаана, Иудеи и Из-

242

ISSN 1683-0377. Трулы БГТУ. 2015. № 1. Лесное хозяйство

раиля), являются колыбелью Авраамических религий, а сам регион - место их начального распространения и, как следствие, интенсивного паломничества.

В результате описываемые территории к моменту устойчивого развития массового туризма обладали сверхвысокой рекреационной привлекательностью вследствие того, что туризм в последней четверти прошлого столетия преимущественно ориентировался на «традиционные» его виды, сочетающие отдых на море летом, в горах - зимой. Кроме того, на протяжении всего года, с пиковыми нагрузками в летний период, осуществлялись познавательные и паломнические туры. Подобные рекреа-ционно-антропогенные деформации проявлялись и в регионах, имеющих крайне узкую туристическую специализацию. Так, пример рекреационной деградации природных территорий под воздействием массового туристического спроса на горные восхождения, приводит Т. К. Сергеева [4], рассматривая ситуацию, сложившуюся в подножьях горы Аннапурна (Непал) в начале 80-х гг. прошлого столетия.

Такое развитие событий привело к формулированию понимания о неотложной диверсификации туристического предложения с целью снижения предельных антропогенных нагрузок за счет интенсивного развития новых видов туризма, позволяющих, во-первых, перенаправить туристические потоки в ранее не вовлеченные в рекреационный оборот регионы, а во-вторых, уменьшить нагрузку на естественные ландшафты.

Пробуждение же интереса к природе в массовом сознании было вызвано, по меньшей мере, еще двумя важными причинами.

1. Увеличилось общее количество исследователей, занимающихся циклом биологических, географических и смежных дисциплин и проблемами существования человека в окружающей среде. В результате произошло накопление критической массы знаний.

2. Начиная с 60-х годов ХХ в. появилась возможность передачи этих знаний массовому потребителю с использованием новейших достижений науки и техники, а значит, пропаганды и рекламы природы как уникального комплекса, имеющего значительную познавательную и эстетическую ценность. Вот некоторые из открытий, изменившие восприятие человеком природных явлений.

В 1943 г. капитан Жак-Ив Кусто и Эмиль Ганьян изобрели акваланг - первый безопасный и эффективный аппарат для дыхания под водой, который в дальнейшем позволил более детально изучать биоту Мирового океана.

В 1948 г. появляется кабельное телевидение с передачей сигнала повышенной четкости.

В 60-е гг. ХХ ст. появился тепловизор, на его основе была создана тепловая видеокамера, позволяющая вести ночную съемку (ряд животных проявляет наибольшую активность в ночные часы).

23 апреля 1965 г. была проведена спутниковая телевизионная трансляция из Владивостока в Москву, появилось спутниковое телевидение, обеспечивающее передачу сигнала с удаленных и труднодоступных точек.

С 1967 г. началось регулярное цветное телевизионное вещание в ФРГ, Великобритании, Нидерландах и других странах Западной Европы, а также в Австралии по системе PAL, разработанной в 1962-1966 гг. в ФРГ, что позволило донести до массового зрителя максимально приближенный к действительности «эффект присутствия».

29 октября 1969 г. в 21:00 между двумя первыми узлами сети ARPANET, находящимися на расстоянии в 640 км, - в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса (UCLA) и Стэнфорд-ском исследовательском институте (SRI) - провели сеанс связи (прообраз Internet). К 1971 г. была разработана первая программа для отправки электронной почты по сети. В 1973 г. к сети через трансатлантический телефонный кабель были подключены первые иностранные организации из Великобритании и Норвегии, сеть стала международной. В 1989 г. родилась концепция Internet, предложенная Тимом Бер-нерс-Ли, он же в течение двух лет разработал протокол HTTP, язык HTML и идентификаторы URI. Появилась возможность передачи информации без искажения на большие расстояния.

В 1976-1977 гг. несколькими фирмами были выпущены первые персональные компьютеры. В 1977 г. появился первый массовый персональный компьютер Apple II. В августе 1981 г. IBM выпустила компьютерную систему IBM PC, положившую начало эпохе современных персональных компьютеров. Появилась возможность оперативной работы с большими объемами информации и ее компактного хранения.

В 1981 г. корпорация Sony представила на рынок первую коммерческую цветную видеокамеру Sony Mavica на основе ПЗС-матрицы. Во многом появление Mavica было переворотом, аналогичным изобретению химического фотопроцесса в начале XIX в. На смену громоздким телекамерам с электронно-лучевыми трубками пришло компактное устройство на основе твердотельного ПЗС-сенсора. Появилась возможность работать с объектами не только профессионалам, но и любителям. Кроме того, можно вспомнить и ряд других изобретений, но смысл сказанного ясен.

Туризм и лecooxoтничьe xoзяйcтвo

243

Еще одним важным событием для распространения знаний о географической оболочке и стимулировании интереса к ней, стало появление специализированных телевизионных каналов. Так, в 1985 г. появляется телевизионный канал Discovery Channel, 01.10.1996 г. был основан канал Animal Planet. В 2005 г. был открыт канал Travel & Living: в основе содержания -реалити-передачи и программы о путешествиях (бывший Discovery Travel & Adventure). Далее: 01.01.2006 открыт канал National Geographic Wild,

в Великобритании число его подписчиков составляет более 10,5 млн. человек. В 2007 г. начинает вещание Animal Planet HD - телеканал о мире животных в формате HDTV (передачи отличаются от Animal Planet), а кроме того и ряд других, в том числе региональных и местных каналов.

Заключение. Таким образом, были созданы предпосылки для массового потребления информации о природе, а следовательно, ее познания и изучения в естественной среде для рядового потребителя.

Литература

1. Александрова А. Ю. Международный туризм. М.: Аспект Пресс, 2002. 470 с.

2. Биржаков М. Б. Введение в туризм. М.; СПб.: Издат. Дом ГЕРДА: Невский Фонд, 2014. 544 с.

3. Дмитрук О. Ю. Экологический туризм: товременные концепции менеджмента и маркетинга. М.: Альтерпрес, 2004. 192 с.

4. Сергеева Т. К. Экологический туризм. М.: Финансы и статистика, 2004. Зб0 с.

References

1. Aleksandrova A. Yu. Mezhdunarodnyy turizm [International tourism]. Moscow, Aspect Press Publ., 2002. 470 p.

2. Birzhakov M. B. Vvedenie v turizm [Leading in tourism]. Moskow; St. Petersburg, Publishing House GERDA: Nevskiy Fond Publ., 2014. 544 p.

3. Dmitruk O. Yu. Ekologicheskiy turizm: sovremennye kontseptsii menedzhmenta i marketinga [Ecological tourism: Modern concepts of management and marketing]. Moscow, Alterpres Publ., 2004. 192 p.

4. Sergeeva T. K. Ekologicheskiy turizm [Ecological tourism]. Moscow, Financy i statistica Publ., 2004. Зб0 p.

Информация об авторах

Бессараб Дмитрий Александрович - кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента туризма и гостеприимства Института туризма. Белорусский государственный университет физической культуры (220020, г. Минск, пр-т Победителей, 105, Республика Беларусь). E-mail: dibess1@yandex.ru

Information about the authors

Bessarab Dzmitry Aleksandrovich - Ph. D. Geographic, assistant professor, assistant professor, Department of Tourism Management and Hospitality of Institute of Tourism. Belarusian State University of Physical Training (105, Pobediteley Ave.; 220020, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: dibess1@yandex.ru

Поступила 23.02.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.