Научная статья на тему 'К вопросу о профилактике правонарушений в Российской Федерации'

К вопросу о профилактике правонарушений в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
751
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION OF OFFENCES / CRIME PREVENTION / VICTIMIZATION PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмедшина Наталия Владимировна

Рассматриваются дискуссионные вопросы, содержащиеся в законопроекте «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Анализируется соответствие норм, содержащихся в законопроекте, установленным в нем же принципам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On prevention of offences in Russian Federation

The article considers the debatable questions from the bill ''On bases of system of prevention of offences in the Russian Federation''. The conformity of the norms in the bill to the principles established in it is analyzed. The necessity of adoption of a law on preventive maintenance of offences in general and prevention of crimes, in particular, in modern conditions of the growing crime is obvious. In 2000 the Government of the Russian Federation in the State Duma introduced a bill ''On bases of the state system of prevention of crimes'', which later was not considered. From the moment of publication the bill received considerable public reaction, both negative and positive. In turn it would be desirable to pay attention to the positions that need some completion. It is strange enough that the developers of the bill have not used the terminology accepted by criminology science, which actually is engaged in working out of the theory of crime prevention. Article 6 of the bill ''Principles of functioning of system of preventive maintenance of offences'' fixes the principle of scientific validity. Thus, the definition given in Item 3 of Article 2 seems incomplete: preventive maintenance of offences is measures of social, legal, educational and other character directed at neutralization or elimination of the reasons and conditions of fulfilment of offences, consisting in purposeful, precautionary influence on persons with antisocial behavior, both in their own interests, and in interests of the society, and also directed at decreasing the risks of persons to become victims of criminal encroachments. In other words, preventive influence according to the bill, will be imposed only on persons with antisocial behavior whereas it is known that preventive maintenance of offences in general and prevention of crimes, in particular, is a multilevel system of state and public measures directed at elimination, easing or neutralization of the criminality determinant. The legislation on preventive maintenance of offences is accepted in many subjects of the Russian Federation. It is necessary to hope that the federal law will not keep itself waiting and will represent the document containing a complete system of preventive maintenance of offences in the country.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профилактике правонарушений в Российской Федерации»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 366. С. 97-98

ПРАВО

УДК 343.988

Н.В. Ахмедшина

К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассматриваются дискуссионные вопросы, содержащиеся в законопроекте «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Анализируется соответствие норм, содержащихся в законопроекте, установленным в нем же принципам.

Ключевые слова: профилактика правонарушений; предупреждение преступности; виктимологическая профилактика.

Необходимость принятия закона о профилактике правонарушений вообще и предупреждении преступлений, в частности в современных условиях растущего криминала достаточно очевидна.

Подобные проекты готовились неоднократно. Так, например, профессором В.В. Лунеевым был подготовлен проект закона «О предупреждении преступности», опубликованный в журнале «Государство и право» в 1996 г. В 1997 г. проект под названием «Основы государственной политики борьбы с преступностью в РФ» был разработан сотрудниками НИИ Генпрокуратуры,

В 2000 г. Правительством РФ в Государственную Думу был внесен законопроект «Об основах государственной системы предупреждения преступлений», который впоследствии был снят с рассмотрения.

Законопроект «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» был разработан Министерством внутренних дел РФ и опубликован для широкого ознакомления 16 августа 2011 г. на сайте «Российской газеты».

С момента опубликования законопроект получил со стороны общественности большое количество отзывов, как отрицательных, так и положительных. В свою очередь хотелось бы еще раз обратить внимание на некоторые положения, нуждающиеся в некоторой доработке.

Пункт 2. ст. 1 законопроекта гласит: «Действие настоящего Федерального закона не распространяется на правоотношения, связанные с осуществлением специальной профилактики правонарушений, реализуемой правоохранительными органами, в процессе расследования и рассмотрения уголовных дел, а также при рассмотрении дел об административных правонарушениях». Это положение противоречит принципу системности и комплексности, установленному п. 6 ст. 6, и не вполне согласуется со ст. 12 «Меры индивидуальной профилактики правонарушений». В числе прочих в п. 2 мерой индивидуальной профилактики правонарушений является вынесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Подобные представления, в частности, выносятся согласно ст. 158 УПК в ходе досудебного производства, т.е. в процессе расследования уголовных дел, о чем и указано в п. 2 ст. 1 законопроекта. Представляется, что подобный закон должен регулировать общественные отношения в сфере предупреждения правонарушений в соответствии с принципом системности и не допускать в своем содержании противоречий.

На непоследовательность размещения основных понятий уже указывалось [1], тогда как, например, в законопроекте 2000 г. (ст. 1) основные понятия изложены в более приемлемом порядке: государственная система предупреждения преступлений; предупреждение преступлений; меры предупреждения преступлений; криминологическая экспертиза; криминологический мониторинг [2. С. 332].

Весьма странным является то, что разработчики законопроекта не воспользовались терминологией, принятой криминологической наукой. Именно криминология занимается разработкой теории (с учетом практических исследований) предупреждения преступлений. Статья 6 законопроекта «Принципы функционирования системы профилактики правонарушений» закрепляет принцип научной обоснованности. В этой связи представляется неполным определение, данное в п. 3 ст. 2: профилактика правонарушений - меры социального, правового, воспитательного и иного характера, направленные на нейтрализацию или устранение причин и условий совершения правонарушений, заключающиеся в целенаправленном, предупредительном воздействии на лиц с антиобщественным поведением, как в их собственных интересах, так и в интересах общества, а также направленные на снижение у лиц риска стать жертвами преступных посягательств. Другими словами, профилактическое воздействие, согласно законопроекту, будет осуществляться только на лиц с антиобщественным поведением и на лиц с виктимным поведением, тогда как известно, что профилактика правонарушений вообще и предупреждение преступлений в частности -это многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию детерминант преступности (причин, условий, факторов) [3. С. 117].

Подобная редакция определения профилактики правонарушений в п. 3 ст. 2 не согласуется со ст. 7 законопроекта, где речь идет об объектах профилактической деятельности: «объектами профилактической деятельности в Российской Федерации являются: 1) общественные отношения, порождающие причины правонарушений и условия, способствующие их совершению или облегчающие их совершение на территории Российской Федерации; 2) физические и юридические лица, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен контроль за соблюдением установленных правил, нормативов,

стандартов; 3) физические лица, в отношении которых установлен надзор и (или) принимаются меры к соблюдению ими установленных федеральными законами ограничений; 4) физические лица, поведение которых нарушает социальные нормы и дает основание субъектам системы профилактики прогнозировать совершение ими правонарушения, и их ближайшее окружение; 5) лица, способные стать жертвами правонарушений в силу присущих им субъективных качеств или объективных свойств». Представляется, что подобное противоречие в законе недопустимо.

Не совсем понятна логика авторов по вопросу видов профилактики правонарушений. Согласно ст. 10 законопроекта видами профилактической деятельности являются: 1) общая профилактика правонарушений;

2) индивидуальная профилактика правонарушений;

3) виктимологическая профилактика правонарушений. Обратимся вновь к криминологической науке: в системе предупреждения преступности выделяют три структуры - виды предупреждения: общее, специальное и индивидуальное [4. С. 422]. Общее предупреждение преступности - это система мер по устранению процессов детерминации и причинности преступности, воздействующих на все население или его группы, выделяемые по общим экономическим, социальным, иным критериям, и создающих вероятность преступного поведения практически всех представителей этих социальных групп. Специальное предупреждение преступности - система воздействия на процессы детерминации и причинности преступности, касающиеся отдельных социальных групп, сфер деятельности и объектов, характеризующихся повышенной вероятностью совершения преступлений. Индивидуальное предупреждение преступлений - это, прежде всего, воздействие на тех лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, а также на окружающую их социальную среду [4. С. 443-455].

Виктимологическая профилактика - это «целенаправленное специализированное воздействие на лиц с неправомерным или аморальным поведением, а также на факторы, обусловливающие виктимность, связанную с подобным поведением. В равной мере ее объек-

том являются факторы и лица, положительное поведение которых, тем не менее, виктимоопасно для них» [5. С. 241]. Следовательно, виктимологическая профилактика тоже может быть общей, специальной и индивидуальной [6. С. 137-138]. Исходя из упомянутых ст. 2 и 7, целесообразнее было бы разделить профилактическую деятельность, направленную на детерминанты преступности (вообще и на лиц с антиобщественным поведением в частности) и на виктимологическую профилактику, в рамках которых произвести деление на виды: общая профилактика, специальная профилактика и индивидуальная профилактика.

Кроме того, законопроект не содержит оснований применения мер индивидуальной профилактики. В п. 3 ст. 12 говорится, что меры индивидуальной профилактики правонарушений определяются с учетом индивидуальных особенностей лиц, в отношении которых они применяются, характера и степени проявления пред-криминального поведения, при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Другими словами, эти основания могут быть предусмотрены в существующих и последующих нормативных актах. Представляется, что в соответствии с принципом системности основания для принятия мер индивидуальной профилактики должны быть прописаны в данном законе. Это может быть: неоднократное совершение лицом административных правонарушений; освобождение лица от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, предусмотренным действующим уголовным и уголовнопроцессуальным законодательством [2. С. 337] и т.д. Четкое изложение оснований для применения мер индивидуальной профилактики позволит снизить их вольное толкование, а следовательно, свести к минимуму нарушения прав граждан.

Законодательство о профилактике правонарушений принято во многих субъектах Российской Федерации. Остается надеяться, что федеральный закон не заставит себя ждать и будет представлять собой документ, содержащий целостную систему профилактики правонарушений в стране.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сапрунов А.Г. Современные проблемы законодательного регулирования профилактики преступности в России // Российский следователь.

2012. № 8.

2. Криминология : учеб. пособие / Г.И. Богуш, О.Н. Ведерникова, М.Н. Голоднюк [и др.] ; науч. ред. Н.Ф. Кузнецова. 2-е изд., перераб. и доп.

М. : Проспект, 2010. 496 с.

3. Прозументов Л.М., Шеслер А.В. Криминология. Общая часть : учеб. Томск : ДиВо, 2007. 230 с.

4. Криминология : учеб. / под общ. ред. А.И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Норма, 2005. 912 с.

5. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. СПб., 2002. 304 с.

6. Ахмедшина Н.В. Криминологическая виктимология. Томск : Том. гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2011. 202 с.

Статья представлена научной редакцией «Право» 1 ноября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.