IV. К ОБСУЖДЕНИЮ
УДК 378.1:006.07
Е. В. Олейник (Магнитогорск, Россия) О. Л. Потрикеева (Магнитогорск, Россия)
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
СТАНДАРТАХ
Аннотация. Авторы статьи включаются в научное обсуждение проводимой в России реформы системы профессиональной квалификации, частью которой стали профессиональные стандарты. Изменяющийся под воздействием научно-технического прогресса рынок труда требует постоянного развития старых и появления новых профессиональных навыков и компетенций работника. Работодатель сегодня сам определяет содержание деятельности в работника, что находит отражение в профессиональных стандартах. Вопрос о квалификации персонала и законности претензий к уровню его знаний, умений, навыков, опыту работы нуждается в государственном и общественном регулировании для защиты интересов всех заинтересованных сторон (работников, работодателей, потребителей). Формирование спектра квалификационных требований оказывается в одной плоскости с вопросом о профессиональном образовании, о сопоставимости образовательных и профессиональных стандартов. В статье раскрываются ключевые проблемы введения профессиональных и образовательных стандартов в современных условиях, формулируются перспективы формирования образовательных стандартов с учетом требований профессии. Авторы выявляют основные противоречия, возникающие при разработке и внедрении профессиональных стандартов; рассматривают условия, при которых реализация указанных нормативов будет успешной с позиций модернизации образовательных стандартов и самой системы образования. В статье представлена историческая справка по обозначенным вопросам; соотносятся роли государственных структур в развитии профессиональных стандартов: Национального агентства развития квалификаций, Агентства стратегических инициатив и Министерства труда и социальной защиты РФ. Авторы замечают, что реализация реформ в области среднего и высшего образования в части сочетания образовательных и профессиональных стандартов затрудняется разницей в подходах - компетентностного и деятельностного. Обращая внимание на слабые и сильные сторонам образовательных и профессиональных стандартов, авторы статьи концентрируются на роли работодателей (включая негосударственный сектор) в процессе модернизации образовательных программ, о соответствии требований стандарта современным условиям их реализации, требованиями самого работодателя и региона.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, образовательный стандарт, работодатель, образовательная организация.
В современной рыночной экономике остро встает проблема подбора кадров, которые могли бы решать поставленные перед ними профессиональные задачи. Компетентность специалиста подтверждается документом об образовании, который соотносился с тарифно-квалификационной сеткой, утвержденной соответствующим министерством. Сегодня работодатель сам определяет содержание деятельности в той или иной профессии. Эти требования излагаются в профессиональных стандартах. В этом плане можно обнаружить ряд противоречий:
- образовательные организации осуществляют профессиональную подготовку по образовательным стандартам, которые оторваны от профессиональных стандартов: образовательные стандарты разработаны на основе компетентностного подхода, в то время как профессиональные - на основе деятельностного;
- работодатели требуют от выпускников способности решать многосторонние задачи, в то время как подготовка специалистов осуществляется в соответствии с узким профилем или по общей программе профессиональной подготовки без учета особенностей функционала в организациях и предприятиях;
- в деятельности организаций и предприятий стремительно внедряются современные производственные и социальные технологии, которые требуют мультиспециалистов, но в профессиональном образовании при подготовке подобных специалистов сложно учесть весь спектр функций, которые могли бы им осуществляться в различных организациях и даже на предприятиях одной отрасли;
- в единой квалификационно-тарификационной сетке (ЕКТС) отсутствуют многие профессии, которые появились за последние 10 лет, что парализует работу кадровиков и руководителей предприятий.
Данные противоречия могли быть устранены путем введения профессиональных стандартов. Однако внедрение новых нормативов станет успешным при соблюдении следующих требований:
- их адаптации как к реальным условиям профессиональной деятельности;
- модернизации образовательных стандартов в соответствии с профессиональными стандартами и с учетом существующей нормативно-правовой базы в РФ;
- модернизации системы образования с учетом требований работодателя и организации возможности образовательным учреждениям и органам системы образования вести конструктивный диалог с работодателями для решения кадровой проблемы.
Появление профессиональных стандартов, их адаптация к реальным условиям профессиональной деятельности имеет свою историю. Впервые термин «профессиональный стандарт» был использован в 1997 г. в Программе социальных реформ в РФ на период 1996 -2000 годов. Несмотря на то, что Федеральные министерства и ведомства включили разработку профстандартов в свои программы, никаких серьезных действий для осуществления этой задачи предпринято не было. И только через 10 лет стали реализовываться следующие шаги
[4]:
- в 2006 г. на базе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) появилось Национальное агентство развития квалификаций (НАРК);
- в 2007 г. НАРК впервые разработало макет профессионального стандарта, а также Положение о профессиональном стандарте;
- в 2007-2008 гг. появились первые профессиональные стандарты;
- в 2011 году Правительством РФ было учреждено Агентство стратегических инициатив (АСИ), которое разработало дорожную карту «Создание Национальной системы квалификаций и компетенций», появилась идея создания не только системы квалификаций, но и компетенций;
- в 2012 г. в Трудовой кодекс РФ было введено понятие профессионального стандарта, разработаны новые подзаконные акты и методические документы, Министерством труда и социальной защиты РФ было объявлено множество конкурсов на создание профстандартов;
- в 2014 г. Министерство труда и социальной защиты РФ решило передать разработку профстандартов Российскому союзу промышленников и предпринимателей [ 5];
- в 2014 г. утвержден план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 гг.,
- в 2014 г. создан Национальный совет профессиональных квалификаций при Президенте РФ.
Все эти шаги привели к тому, что было определено и закреплено законодательно понятие профессионального стандарта как характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
В ряде профессиональных сфер деятельности стандарты были введены в действие, что, ожидаемо, породило ряд проблем как для работодателей, так и для академического сообщества. Назовем наиболее существенные из них:
- вынужденное (для работодателя) создание собственной системы введения профстан-дартов в деятельность своей организации;
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2017. Т. 1. № 2 (2)
- выявление несоответствия квалификации работников требованиям новых нормативов и образовавшиеся в связи с этим ситуации для увольнения, понижения в должности, а в лучшем случае, затраты на дополнительное обучение;
- необходимость обновления образовательных программ с учетом профстандартов;
- быстрое устаревание профстандартов, необходимость их обновления в соотвествии с происходящими социально-экономическими изменениями и др.
Вместе с тем внедрение профстандартов, по оценкам разработчиков, позволит устранить дисбаланс между требованиями рынка труда и уровнем подготовки специалистов, а также скоординирует взаимодействие между работодателями и теми, кто готовит для них кадры. Определение некого «эталона» для каждой специальности поможет сформировать перечень основных компетенций, которыми должен обладать настоящий профессионал.
Вопрос модернизации образовательных стандартов с учетом требований профессиональных стандартов достаточно сложный и неоднозначный [1; 2 и др.]. Во многом это объясняется концептуальными основами образовательных стандартов, которые, с одной стороны, должны давать перспективу развития той или иной отрасли, с другой стороны, должны отвечать потребностям региона. В этой связи видится следующая траектория модернизации образовательных стандартов: сохранение базовой части, которая бы отвечала за перспективу развития конкретной отрасли, и развитие вариативной части, ориентированной на требования конкретного региона, работодателя [1, с. 28].
Реализация реформ в области среднего и высшего образования в части сочетания образовательных и профессиональных стандартов затрудняется тем, что они разработаны на основе разных подходов: одни, соответственно, описывают компетенции объекты и виды профессиональной деятельности, другие представляют группы занятий, обобщенные и обычные трудовые функции. Образовательные стандарты формируют способности выпускника развивать свою деятельность в будущем, и направлены они на дальнейшее совершенствование этой деятельности (например, возможность решать и действовать в нестандартных ситуациях, проявлять инициативу, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения, способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, самореализации, способностью проводить научные исследования) [2; 6; 8]. Другое дело профессиональные стандарты: они ориентированы на то, что работник должен выполнять в данный момент времени и ближайшую перспективу. Внедрение профессиональных стандартов осложняется еще и тем, что они должны меняться в соответствии с изменяющимися современными условиями, что отражается в нормативно-правовых документах (например, появление нового функционала при введении нового или обновления имеющегося закона по отрасли).
В вопросе модернизации системы образования с учетом требований рынка труда хотелось бы акцентировать внимание на потенциале роли работодателя в этом процессе. Сегодня он имеет достаточно свободы в своих действиях, так как государство только регулирует рынок труда, в то время как система образования государством управляется [1, с. 27]. Следовательно, эта свобода позволяет работодателю быть активным и выступать инициатором внесения изменений в образовательные программы. Однако работодатель проявляет инициативу по-разному, в зависимости от типа своей организации, формы ее собственности, финансовых возможностей, личной позиции работодателя и др. Вместе с тем, наблюдается заинтересованность частного бизнеса и организаций негосударственного сектора в обсуждении образовательных программ и профессиональных стандартов. Представители негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, заинтересованные в повышении качества подготовки будущих специалистов, тесно сотрудничают с образовательными организациями по вопросам формирования учебных планов, содержания практических курсов и производственных практик и т.п.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белоцерковский А. В. К вопросу о согласований образовательных и профессиональных стандартов // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 26-30.
2. Гневэк О. В. «Профессиональный стандарт педагога» как отражение требований федеральных государственных образовательных стандартов школьного образования // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 1. С. 144-148.
3. Министерство труда и социальной защиты РФ: профессиональные стандарты. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/ (дата обращения 10.10.2017).
4. Ничкова Н. История разработки профессиональных стандартов [Электронный ресурс]. URL: http://www.estimatica.info/assessment/profstandarty/166-istoriya-razrabotki-professionalnyh-standartov (дата обращения 11.10.2017).
5. РСПП Профессиональные стандарты [Электронный ресурс]. URL: http ://profstandart.rspp.ru/ (дата обращения 10.10.2017).
6. Савва Л. И. Умение слушать как показатель социальной зрелости студента вуза // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 1. С. 24-29
7. Справка о профессиональных стандартах (подготовлено экспертами компании «Гарант») [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/57746200/ (дата обращения 10.10.2017).
8. Супрун Н. Г., Халикова Д. А., Маметьева О. С. Изучение мотивации студентов к научно-исследовательской работе в вузе // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 1. С.55-60.
E. V. Oleynik (Magnitogorsk, Russia О. L. Potrikeeva (Magnitogorsk, Russia)
ON THE PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL STANDARDS
Abstract. The article discusses the issue of appointment of the educational and professional standards. The authors indicate that today, the employer can determine the subject matter of work in the profession. These requirements are laid out in the professional standards. The article also reveals the key problems of introducing professional and educational standards under current conditions, formulates the prospects for the development of educational standards with due regard to the professional requirements. The article presents the main contradictions, pointing to problems in the development and implementation of professional standards. The authors examine the conditions under which the introduction of professional standards can be successful from the standpoint of modernization of educational standards and the system itself. The article also presents historical background on the creation and introduction of professional standards since 1997. The role of the National Agency of qualification development, the strategic initiatives Agency and the Ministry of labour and social protection of the Russian Federation in the development of professional standards are also described in the article. The authors draw attention to the fact that the implementation of reforms in secondary and higher education in terms of a combination of educational and professional standards is complicated by the fact that their formulation and development are based on different approaches: competence and activity. Particular attention is paid to strong and weak sides of the educational and professional standards. The article emphasizes the role of the employer in the process of modernization of educational programs in accordance with modern conditions and requirements of the employer in the region. The authors note the interest of private business and non-governmental organizations ' sector in the modernization of educational programs in terms of enhancing the quality of training future specialists.
Keywords: professional standard, educational standard, the employer, educational organization.
REFERENCES
1. Belotserkovskii A. V. K voprosu o soglasovanii obrazovatel'nykh i professional'nykh standartov // Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2015. No 6. pp. 26-30.
2. Gnevek O. V. Occupational standard of a teacher as a reflection of requirements of Federal State Educational Standards of school education. Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya. [Humanitarian and pedagogical Research], 2017, Vol. 1, No 1, pp. 144-148.
3. Ministerstvo truda i sotsial'noi zashchity RF: professional'nye standarty. URL:
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2017. Т. 1. № 2 (2)
http://profstandart.rosmintrud.ru/ (data obrashcheniya: 10.10.2017).
4. Nichkova N. Istoriya razrabotki professional'nykh standartov [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.estimatica.info/assessment/profstandarty/ 166-istoriya-razrabotki-professionalnyh-standartov (data obrashcheniya: 11.10.2017).
5. RSPP Professional'nye standarty [Elektronnyi resurs]. URL: http://profstandart.rspp.ru/ (data obrashcheniya: 10.10.2017).
6. Savva L. I. Ability to listen as an indicator of the social maturity of the university student. Gumani-tarno-pedagogicheskie issledovaniya. [Humanitarian and pedagogical Research], 2017, Vol. 1, No 1, pp. 2429
7. Spravka o professional'nykh standartakh (podgotovleno ekspertami kompanii «Garant») [Elektronnyi resurs]. URL: http://base.garant.ru/57746200/ (data obrashcheniya: 10.10.2017).
8. Suprun N.G., Halikova D.A., Mameteva O. S. Studies of students' motivation in the research work in a higher education institution. Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research]. 2017, Vol. 1, No 1, pp. 55-60
Олейник Е. В., Потрикеева О. Л. К вопросу о профессиональных и образовательных стандартах // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 2. С. 79-83
Oleynik E. V., Potrikeeva О. L. On the Professional and Educational Standards, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya. [Humanitarian and pedagogical Research], 2017, Vol. 1, No 1, pp. 79-83
Сведения об авторах
Олейник Елена Викторовна - доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Россия; oleynik. [email protected].
Потрикеева Ольга Леонидовна - доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой социальной работы и психолого-педагогического образования Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Россия; [email protected].
Authors:
Elena V. Oleynik, cand. ped. Sciences, Associate Professor of the department of Social Work and Psychological and Teacher's Training at the Institute of Humanities education, Nosov Magnit i-gorsk State Technical University (NMSTU), oleynik. ev@,mail. ru.
Olga L. Potrikeeva, cand. ped. Sciences, Associate Professor. The Head of the department of Social Work and Psychological and Teacher's Training at the Institute of Humanities education, Nosov Magnitigorsk State Technical University (NMSTU), olgapotrikeeva@mail. ru