Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ ПСИХОЛОГА'

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ ПСИХОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
372
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕСТРУКЦИИ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ АКЦЕНТУАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ БЕСПОМОЩНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бозаджиев Владимир Лукьянович

Проанализированы подходы к определению понятия профессиональные деструкции личности. В состав профессиональных деструкций включены профессиональные деформации личности, профессионально обусловленные акцентуации, а также профессиональная некомпетентность и профессиональная беспомощность. Подробно рассмотрены профессиональная некомпетентность и профессиональная беспомощность как виды профессиональных деструкций психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бозаджиев Владимир Лукьянович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF PROFESSIONAL INCOMPETENCE AND PROFESSIONAL HELP OF PSYCHOLOGIST

The approaches to the definition of the concept of professional destruction of personality are analyzed. In the composition of professional destructions related, professional personality deformations, professionally conditioned accentuation, as well as professional incompetence and professional helplessness. Professional incompetence and professional helplessness as types of professional destruction of a psychologist are considered in detail.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ ПСИХОЛОГА»

Вестник Челябинского государственного университета.

Образование и здравоохранение. 2020. № 2—3 (10—11). С. 71—75.

УДК 159.9:62

ББК 88.42

К вопросу о профессиональной некомпетентности и профессиональной беспомощности психолога

В. Л. Бозаджиев

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Проанализированы подходы к определению понятия профессиональные деструкции личности. В состав профессиональных деструкций включены профессиональные деформации личности, профессионально обусловленные акцентуации, а также профессиональная некомпетентность и профессиональная беспомощность. Подробно рассмотрены профессиональная некомпетентность и профессиональная беспомощность как виды профессиональных деструкций психолога.

Ключевые слова: профессиональные деструкции личности, профессиональные деформации личности, профессионально обусловленные акцентуации, профессиональная некомпетентность, профессиональную беспомощность.

Специфика любой профессиональной деятельности такова, что она накладывает свой отпечаток на человека, как субъекта этой деятельности. Многогранно влияя на личность, профессиональная деятельность предъявляет к ней определенные требования, тем самым преобразуя весь облик личности профессионала. Результатом может стать не только личностное развитие, профессиональный рост, но возможны и негативные для человека последствия. Вряд ли можно найти какую-либо профессию, которая вообще не имела бы для представляющего ее человека отрицательных последствий. Те изменения сложившейся структуры деятельности личности, которые негативно сказываются на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, получили название профессиональных деструкций [3].

Предлагая свою попытку анализа и классификации профессиональных деструкций, мы опираемся на трактовку Э. Ф. Зеера с некоторыми уточнениями. К профессиональным деструкциям мы относим, прежде всего, профессиональные деформации личности, профессионально обусловленные акцентуации, а также профессиональную некомпетентность и профессиональную беспомощность.

В данной статье рассматриваются профессиональная некомпетентность и профессиональная беспомощность как виды профессиональных де-струкций психолога.

Профессиональная некомпетентность заключается в отсутствии или недостатке, знаний, умений, навыков, практического опыта, несформирован-ных (или нечетко сформированных) ценностей, склонностей личности к социально-профессио-

нальной деятельности. Профессионально некомпетентный специалист не обладает (или обладает не в полной мере, или обладает не всеми) нужными для его деятельности компетенциями, включая его собственное отношение к этой деятельности. Следствием такой некомпетентности оказывается низкая эффективность профессиональной деятельности, неудовлетворительные результаты работы и снижение трудовой мотивации.

Какие факторы могут выступать в качестве детерминант профессиональной некомпетентности? На материале исследования профессиональной деятельности психолога мы выявили, например, следующие детерминанты.

Во-первых, низкий исходный уровень профессиональной подготовленности психолога. Очевидно, что наличие диплома о высшем профессиональном образовании не всегда свидетельствует о сформированности у выпускника факультета психологии общекультурных, профессиональных и иных требуемых компетенций. Среди психологов, к сожалению, не так редко встречаются специалисты, в дипломе которых (точнее, в приложении к диплому) доминируют всего лишь удовлетворительные оценки, да и они зачастую могли выставляться посредственному студенту только лишь для того, чтобы дать ему все-таки возможность хоть как-то закончить университет.

Во-вторых, далеко не редкое явление, когда выпускники не сразу после окончания университета начинают работать по своей специальности. Причины могут быть разными, останавливаться на них не будем. Когда спустя несколько месяцев или даже несколько лет бакалавр, специалист или магистр с дипломом психолога все же приступает к работе по своей специальности, естественно,

обнаруживается, что некоторые знания забыты, имевшиеся хоть какие-то умения и навыки утеряны, а профессиональные компетенции так и не приобретены.

В-третьих, некомпетентность зачастую возникает в результате профессиональной стагнации. Многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться совершенствованием ключевых компетенций и непрерывным профессиональным развитием личности. Неизбежны, пусть временные, периоды стабилизации. На начальных стадиях профессионализации эти периоды недолговременны. На следующих стадиях профессионализации у отдельных психологов период стабилизации может продолжаться достаточно долго: год и более. В этих случаях уместно говорить о наступлении профессиональной стагнации личности психолога. Уровни выполнения профессиональной деятельности при этом могут существенно отличаться. Но даже при достаточно высоком уровне осуществления профессиональной деятельности, реализуемой одними и теми же способами, стереотипно и стабильно, проявляется профессиональная стагнация [3]. Профессиональная стагнация является переходным состоянием профессионального психолога, так как длительное выполнение профессиональной деятельности на высоком уровне невозможно.

В-четвертых, профессиональная некомпетентность может быть навязана. Это возникает в ситуациях не подтвержденного профессиональными успехами карьерного роста, когда на более высокую должность выдвигается надежный и преданный сотрудник, хороший человек. Конечно, такой фактор для профессиональной деятельности психолога вряд ли можно считать типичным. Система (если ее, конечно, так можно назвать) профессиональной деятельности психолога в нашей стране пока еще не создает необходимых условий для карьерного роста. Тем не менее, в одном из наших исследований [2] мы с трудом подобрали экспертов, в том числе и из числа руководителей разных уровней (особенно в системе образования), которые могли бы адекватно, высокопрофессионально дать экспертное заключение об успешности профессиональной деятельности подчиненных им психологов.

Как уже отмечалось, к профессиональным де-струкциям психолога мы относим и профессиональную беспомощность.

М. Селигман впервые описал феномен выученной беспомощности как пассивность и безволие человека в проблемной ситуации. Возникновение выученной беспомощности обусловлено насту-

плением неприятных субъекту событий, неподконтрольных его воле. В. Миллер, Д. Хирото, Дж. Тидсдейл и др., развивая идеи М. Селигмана, сосредоточились также на феномене состояния беспомощности. Под выученной беспомощностью понимается психологическое состояние, которое возникает, когда организм не может избежать действующих на него неприятных стимулов, и характеризуется специфическими дефицитами — мотивационными, когнитивными и эмоциональными. Симптомами выученной беспомощности являются пассивность, грусть, тревога, враждебность, когнитивный дефицит, пониженный аппетит, снижение иммунитета, снижение самооценки, изменения нейрохимических процессов.

В отечественной психологии Н. А. Батурин и Д. А. Циринг разделяют беспомощность ситуативную и личностную.

В основе ситуативной беспомощности лежит состояние, развивающееся в конкретной ситуации [1]. Этому способствует естественная для любого человека атрибуция причин негативных событий, отрицательная оценка своих действий, достигнутого результата и стремление к избеганию неудачи, что в итоге приводит к отказу от новых попыток разрешить ситуацию, к бездействию, апатии.

Личностная беспомощность рассматривается Д. А. Циринг [4; 5] как системное качество субъекта, обусловленное симптомокомплексом определенных личностных особенностей, возникающих в результате взаимодействия внутренних условий с внешними, определяющего низкий уровень субъектности, то есть низкую способность человека преобразовывать действительность, управлять событиями собственной жизни, ставить и достигать целей, преодолевая различного рода трудности. Личностная беспомощность проявляется в деятельности, обусловливая снижение ее успешности. Структура личностной беспомощности включает в себя мотивационный, эмоциональный, волевой и когнитивный компоненты, имеющие значимые взаимосвязи, отличающиеся на различных этапах онтогенеза.

Противоположным качеством личностной беспомощности выступает такое образование, как самостоятельность, характеризующееся выраженной волевой активностью, оптимистическим мировосприятием, эмоциональной уравновешенностью, интратенсивной мотивацией, креативностью. Нахождение человека на той или иной точке континуума «личностная беспомощность — самостоятельность» является индикатором его уровня субъектности, т. е. его способности преобразовывать действительность, а также собственную жиз-

недеятельность, управлять своей деятельностью.

Вышесказанное в полной мере можно отнести и к профессиональной деятельности психолога. Проявляясь в деятельности, личностная беспомощность обусловливает снижение ее успешности.

Для рассмотрения профессиональных деструкций понимание феномена выученной беспомощности, ситуативной и личностной, безусловно, важно, но недостаточно. Очевидно, имеет смысл говорить и о профессиональной беспомощности.

Нередко первое ощущение, с которым сталкивается психолог, приступив к самостоятельной профессиональной деятельности, — это беспомощность самостоятельно решить вдруг возникшую (или не вдруг, кем-то заданную) психологическую проблему. Психолог, оказывая помощь беспомощным, сам иногда оказывается таковым в силу неспособности решить какие-либо (или чьи-либо) психологические проблемы.

Все время повторяющиеся ситуации, в которых психолог каждый раз оказывается беспомощным, могут привести к отказу от дальнейшей профессиональной деятельности, к выводу о неправильно выбранной профессии, к поиску других путей самореализации. При этом психолог демонстрирует профессиональную некомпетентность и дезадаптивность к профессиональной деятельности.

Профессиональную беспомощность можно рассматривать, как обусловленное определенными личностными особенностями и профессиональной некомпетентностью системное качество субъекта, возникающее в процессе профессиональной деятельности, препятствующее достижению требуемого результата профессиональной деятельности (приводящее к нежелательным последствиям) и определяющее низкий уровень профессионализма субъекта деятельности.

Профессиональная беспомощность и профессиональная некомпетентность тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Профессиональная беспомощность, будучи понятием более широким по отношению к профессиональной некомпетентности, может быть одновременно и предпосылкой некомпетентности, и ее результатом.

Личностные особенности профессионально беспомощного специалиста характеризуются мо-тивационно-ценностным, волевыми когнитивным компонентами, имеющими значимые взаимосвязи и отличающимися на различных этапах профессионализации [2].

В чем проявляется (или может проявляться) профессиональная беспомощность психолога? Здесь следует обозначить целый ряд моментов.

1. Неспособность и неготовность самостоятельно ставить цели и определять задачи решения психологических проблем.

2. Растерянность в нестандартных ситуациях, требующих необычных, нестандартных методов работы; стремление убежать от такой ситуации.

3. Боязнь неадекватной оценки результатов своей работы клиентами, коллегами, начальством.

4. Потеря самоконтроля в профессиональной ситуации (консультирования, психодиагностического исследования, психокоррекцион-ной или тренинговой работы и т. п.).

5. Убеждение в неподконтрольности ситуации.

6. Боязнь брать на себя ответственность в применении тех или иных технологий профессиональной деятельности психолога.

7. Страх потерять клиентов.

8. Неспособность довести начатое дело (например, консультирование конкретного клиента или группы клиентов) до конца.

9. Переживание событий, которые привели к неудаче, и одновременно неспособность их анализировать и делать нужные выводы.

10.Неспособность к адекватной оценке своего эмоционального состояния, неспособность и/или нежелание регулировать его. Фокусирование внимания на своих негативных чувствах и настроении.

11.Упрямство в отстаивании избранных способов, методов решения психологической проблемы даже тогда, когда их неуместность очевидна.

12.Внушаемость, податливость влиянию коллеги в решении проблемы в какой-либо профессиональной ситуации даже тогда, когда это внушение приводит к негативным последствиям.

13.Страх психологически компетентного клиента.

14.Некритическая оценка результатов своего труда.

15.Нерешительность в отстаивании своей позиции в полемике с авторитетными и опытными учеными и практиками.

Данный перечень может быть дополнен, основываясь на данных специальных экспериментальных исследований.

Следует подчеркнуть, что профессиональная беспомощность начинает формироваться в студенческие годы. Беспомощный в отношении учебы студент, как правило, становится беспомощным специалистом-психологом. В ходе исследования мы попытались выявить уровень сформированности

научно-исследовательской компетенции у студентов, завершающих обучение по направлению подготовки «Психология», на этапе подготовки к защите выпускных квалификационных работ. Оказалось, что студенты-выпускники ощущали свою некомпетентность в вопросах владения информационными технологиями, методами психодиагностики, низкую готовность к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Результаты исследования показали также низкую готовность и способность самостоятельно осуществлять такие виды практической деятельности, как психологическое консультирование, психокоррекционную и тренинговую работу и т. п. Чаще всего это характерно для студентов с низким уровнем обучаемости, испытывавших трудности в усвоении теоретических знаний, приобретении умений и навыков, необходимых для профессионального психолога.

Профессиональная беспомощность формируется и в случае, когда психолог совершает правильные и ошибочные профессиональные действия, не имея возможности определить, почему его усилия оказы-

ваются то эффективными, то напрасными. Причина беспомощности может состоять в том, что между действиями и их последствиями проходит так много времени, что человек не может связать реакции руководства с теми или иными собственными действиями. Важную роль играет и то, что психологу далеко не всегда удается (у него далеко не всегда есть возможность) узнать о результатах своей работы с конкретным клиентом. С группой это более вероятно, если это был заказ и о результатах работы заказчик проинформировал психолога.

Как видим, профессиональные деструкции психолога, с одной стороны, характеризуются теми же качествами, которые свойственны представителям и других профессий, с другой — отличаются некоторыми особенностями, вытекающими из специфики профессиональной деятельности психолога в различных областях общественной практики. Преодоление деструкций возможно, если они вовремя обнаружены, если специалист соответствующим образом мотивирован и прилагает к этому необходимые усилия.

Список литературы

1. Батурин, Н. А. Психология успеха и неудачи : учеб. пособие / Н. А. Батурин. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 1999. — 100 с.

2. Бозаджиев, В. Л. Психолог: профессия и личность / В. Л. Базаджиев. — Челябинск : Печатный Двор, 2011. — 423 с.

3. Зеер, Э. Ф. Психология профессиональных деструкций: учеб. пособие для вузов / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. — Москва: Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2005. — 239 с.

4. Циринг, Д. А. Психология выученной беспомощности : учеб. пособие / Д. А. Циринг. — Москва : Академия, 2005. — 120 с.

5. Циринг, Д. А. Концепция личностной беспомощности с позиции субъектно-деятельностного подхода / Д. А. Циринг // Психология человека в современном мире : материалы Всерос. юбил. науч. конф., посвящ. 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна. 15—16 октября 2009 г. Т. 4. — Москва : Ин-т психологии РАН, 2009. — С. 84—91.

Сведения об авторе

Бозаджиев Владимир Лукьянович — кандидат педагогических наук, доцент, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. bvl_psy@inbox. ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

Education and Healthcare. 2020. № 2—3 (10—11). Р. 71—75.

To the question of professional incompetence and professional help of psychologist

V.L. Bozadzhiev

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. bvl_psy@inbox. ru

The approaches to the definition of the concept of professional destruction of personality are analyzed. In the composition of professional destructions related, professional personality deformations, professionally conditioned accentuation, as well as professional incompetence and professional helplessness. Professional incompetence and professional helplessness as types of professional destruction of a psychologist are considered in detail.

Keywords: professional destruction of personality, professional deformation of the personality, professionally

conditioned accentuations, professional incompetence, professional helplessness.

References

1. Baturin N.A. Psikhologiya uspekha i neudachi [Psychology of success and failure]. Chelyabinsk, SUSU Publ., 1999. 100 p. (In Russ.)

2. Bozadzhiev V.L. Psikholog: professiya i lichnost' [Psychologist: profession and personality]. Chelyabinsk, Pechatnyi Dvor, 2011. 423 p. (In Russ.)

3. Zeer E.F., Symanyuk E.E. Psikhologiya professional'nykh destruktsii [Psychology of professional destruction]. Moscow, Akademichesky proekt, Ekaterinburg, Delovaya kniga, 2005. — 239 p. (In Russ.)

4. Tsiring D.A. Psikhologiya vyuchennoi bespomoshchnosti [Psychology of learned helplessness]. Moscow, Academiya, 2005. 120 p. (In Russ.)

5. Tsiring D.A. Kontseptsiya lichnostnoi bespomoshchnosti s pozitsii sub»ektno-deyatel'nostnogo podkhoda [The concept of personal helplessness from the position of the subject-activity approach]. Psikhologiya cheloveka v sovremennom mire [Human psychology in the modern world]. Vol. 4. Moscow, Institut psikhologii RAN, 2009. Pp. 84—91. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.