Научная статья на тему 'К вопросу о профессиональной адаптации и профессиональной деформации личности'

К вопросу о профессиональной адаптации и профессиональной деформации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
869
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профессиональной адаптации и профессиональной деформации личности»

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобровников А.Э., Пантелеев A.B. Система дистанционного тестирования с иерархической структурой предметного наполнения. //Научная сессия МИФИ-2001, Москва, 2001: Тез. докл. - М., 2001, том 12. - с. 112-113.

2. Карпова И.П. Исследование и разработка подсистемы контроля знаний в распределенных автоматизированных обучающих системах. Москва, 2002

3. Ковальчук С.П. Диплом не глядя (Сравнительный анализ Интернет - систем дистанционного обучения). http://www.computerra.rU/offline/1999/313/3199/priat.html

4. Титарев Л.Г., Открытое образование как система открытых университетов, www.mesi.ru.

5. Усков В.П. Дистанционное инженерное образование на базе Интернет. - М.: Машиностроение, 2000. - 64 с.

6. Усков В.Л., Ускова М. Информационные технологии в образовании. - Информационные технологий, 1999, с. 31-37.

7. Хуторской А. Дистанционное обучение и его технологии. «Компьютера», 17 сентября 2002 г, с.26-30.

Кантимирова Ю.П.

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Комплексное изучение психологических механизмов многоуровневой и многолетней (на протяжении всей профессиональной карьеры) адаптации человека к профессиональной деятельности в организации на конкретном рабочем месте в современных условиях является чрезвычайно актуальным, поскольку ускорение сроков адаптации и снижение риска профессиональной деформации ведет к повышению экономической эффективности деятельности предприятия.

Адаптацию можно рассматривать как динамический процесс постоянного приобретения и потери ресурсов взаимодействующих субъектов. В масштабе жизни и деятельности конкретного "человека имеют место как приобретение (профессионализм, мастерство, квалификация), так и параллельный процесс потери его ресурсов (профессиональная деформация личности, физические и психические заболевания). В масштабе подразделения и организации - это большая или меньшая эффективность реализации ими социальных функций по созиданию общественных благ.

В целом состояние вопроса системных механизмов адаптации можно свести к следующим положениям.

1. Адаптация есть постоянный процесс активного согласования человеком своих индивидуальных особенностей (индивидных, личностных) с условиями внешней среды (требованиями рабочего места., особенностями партнеров, социальных групп, организационной культуры и др.), обеспечивающими успешность его профессиональной деятельности и полноценную личностную самореализацию во всех сферах жизнедеятельности.

2. Адаптация человека к труду есть совокупность психологических механизмов, проявляющаяся в успешности его профессиональной деятельности, удовлетворенности своим трудом, оптимальной психической и физиологической «цене», затраченной на достижение результата. Они должны быть согласованы с нормативами деятельности, групповыми нормами, требованиями организационной культуры, взаимодействий с партнерами, проявляющимися как оптимальная профессиональная карьера. В целом карьера должна отражать качество согласования «внешних» и «внутренних» условий жизни субъекта, успешность его полноценной самореализации в разных сферах жизнедеятельности.

3. Адаптация являет собой фазовый процесс периодических изменений ее форм, обусловленных динамикой совокупности биологических, личностных, профессиональных особенностей человека как субъекта деятельности. Эти фазы проявляются в периодических изменениях структуры ПВК, в периодизации профессиональной карьеры (служебные перемещения, кризисы и др.), в периодах большей и меньшей эффективности его как субъекта труда, в периодах

большего или меньшего социального благополучия, в общей динамике жизненных кризисов и возможностей максимальной самореализации - в стадиях подъема, достижения и сохранения стабильности и инерции.

Основными путями адаптации как активного приспособления человека к требованиям трудовой деятельности специалисты считают обучение и воспитание, привыкание, отбор и формирование индивидуального стиля деятельности.

Испытываемые субъектом сложности его профессионального становления обобщенно можно обозначить понятием «профессиональная деструкция». Серьезным испытанием для человека является сама необходимость многолетней трудовой деятельности при достаточно ограниченном репертуаре трудовых функций, социальных ролей в первичном коллективе, сложных переплетениях формальных и неформальных отношений с коллегами и руководителями, нередко - необходимость «держаться» за данное рабочее место, за членство в определенной организации. В современной России по мере приближения к пенсионному возрасту человек труда вынужден заниматься личностным ростом, если заинтересован в сохранении своего рабочего места. Эти две стороны социальной активности человека далеко не всегда синергичны.

Понятно, что процесс профессионального становления — это процесс периодических «подъемов», «плато» и «спусков», смены стадий профессионализации и депрофессионализации. Изменения структуры профессионально важных качеств, мотивации труда, жизненных ценностей человека.

Профессиональные деструкции - это постепенно накопившиеся устойчивые изменения сложившейся структуры и содержания деятельности, структуры личности субъекта. Они негативно сказываются на его производительности и удовлетворенности трудом, функциональных и межличностных взаимодействиях с партнерами, а также на развитии личности субъекта труда.

Э.Ф. Зеер выделил основные факторы кризисов профессионального становления:

1) сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом, отношениями в коллективе;

2) социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд);

3) возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром «эмоционального выгорания»;

4) вступление в новую должность (а также участие в конкурсах на замещение вакансии, в аттестациях);

5) полная поглощенность профессиональной деятельностью. Например, «трудоголики» характеризуются как специалисты, одержимые работой как средством достижения успеха и признания; специалисты, которые иногда серьезно нарушают профессиональную этику, становятся конфликтными; специалисты, которые нередко проявляют жестокость во взаимоотношениях;

6) изменения в жизнедеятельности (переезд, перерыв в работе, «служебный роман» и др.).

Все кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей

компетентности и профессиональной беспомощности.

Любая профессиональная деятельность уже на стадии освоения, а в дальнейшем при регулярном выполнении деформирует личность. Многие качества остаются невостребованными, развиваются профессиональные акцентуации — чрезмерно выраженные качества, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста. Очевидно, что многолетнее выполнение профессиональной деятельности должно сопровождаться и ее совершенствованием. При этом неизбежны периоды стабилизации. На начальных стадиях они недолговременны, в последующем увеличиваются. В крайних случаях уместно говорить о наступлении профессиональной стагнации личности. Личность особенно уязвима для появления профессиональных деформаций в моменты кризисов своего профессионального становления. Непродуктивный выход из них искажает последующее профессиональное развитие субъекта.

Конкретными психологическими детерминантами профессиональных деструкций, согласно Э.Ф Зееру, являются: неосознаваемые и осознаваемые неудачные мотивы выбора (соответствующие реальности либо имеющие негативную направленность); пусковым механизмом часто становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь (первые же неудачи побуждают искать «кардинальные» методы работы); образование стереотипов профессионального поведения (с одной стороны, они придают работе стабильность, но с другой —■

мешают адекватно действовать в нестандартных ситуациях); разные формы психологических защит (рационализация, отрицание, проекция, идентификация, отчуждение);

эмоциональная напряженность, часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния (синдром «эмоционального выгорания»); на стадии профессионализации (особенно для социономических профессий) по мере становления индивидуального стиля деятельности снижается уровень профессиональной активности, и возникают условия для стагнации профессионального развития; снижение уровня интеллекта с ростом стажа работы (часто вызвано особенностями нормативной деятельности, когда многие интеллектуальные способности остаются невостребованными); индивидуальный «предел» развития работника (зависящий от изначального уровня образования, от психологической насыщенности труда; неудовлетворенности трудом и профессией); акцентуации характера; старение работника (социально-психологическое, нравственно-этическое, профессиональное старение).

Различаются уровни профессиональных деструкции:

1. Общепрофессиональные деструкции, типичные для работников данной профессии. Например, для врачей — синдром «сострадательной усталости» (эмоциональная индифферентность к страданиям больных); для работников правоохранительных органов — синдром «асоциальной перцепции» (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель); для руководителей — синдром «вседозволенности» (нарушение профессиональных и этических норм, стремление манипулировать подчиненными).

2. Специальные профессиональные деструкции, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя — правовая подозрительность; у оперативного работника — актуальная агрессивность; у адвоката — профессиональная изворотливость; у прокурора — обвинительность. В медицинских профессиях: у терапевтов — стремление ставить «угрожающие диагнозы»; у хирургов — цинизм; у медсестер — черствость и равнодушие.

3. Профессионально-типологические деструкции, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности, приводящие: к деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностной ориентации, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям); к деформациям, развивающимся на основе каких-либо способностей — организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм); к деформации^ обусловленной чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность).

4. Индивидуальные деформации, появляющиеся из-за таких особенностей характера работников. которые связаны с возникновением сверхкачеств, или акцентуаций (сверхответственность, суперчестносгь, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, навязчивая педантичность —ч<профессиональный кретинизм»).

Если рассматривать в качестве примера деформацию педагогических работников, то можно отметить следующие ее формы:

Агрессия педагогическая — возможные причины: индивидуальные особенности, психологическая защита - проекция, фрустрационная нетолерантность, т. е. нетерпимость, вызванная любыми, в том числе мелкими, отклонениями от привычных правил поведения.

Авторитарность — причины: защита - рационализация, завышенная самооценка, властность, схематизация типов учащихся.

Демонстративность — причины: защита - идентификация, завышенная самооценка, эгоцентризм.

Дидактичность: стереотипы мышления, речевые шаблоны, профессиональная акцентуация.

Догматизм педагогический: стереотипы мышления, возрастная интеллектуальная инерционность. /

Доминантность: неконгруэнтность эмпатии. т.е неадекватность, несоответствие ситуации, неспособность эмпатировать, нетерпимость к недостаткам учащихся; акцентуации характера.

Индифферентность педагогическая: защита - отчуждение, синдром «эмоционального сгорания», генерализация личного отрицательного педагогического опыта.

Консерватизм педагогический: защита - рационализация, стереотипы деятельности,

социальные барьеры, хроническая перегрузка педагогической деятельностью.

Ролевой экспансионизм: стереотипы поведения, тотальная погруженность в педагогическую деятельность, самоотверженный профессиональный труд, ригидность.

Социальное лицемерие: защита - проекция, стереотипизация морального поведения, возрастная идеализация жизненного опыта, социальные экспектации, т. е. неудачный опыт адаптации к социально-профессиональной ситуации.

Поведенческий трансфер: защита - проекция эмпатических тенденций присоединения, т.е. проявление реакций, свойственных воспитанникам, — использование выражений и манер поведения.

Завершая анализ проблемы, Э.Ф. Зеер обозначает и возможные пути профессиональной реабилитации:

повышение социально-психологической компетентности и ауто-компетентности; диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодолений;

прохождение тренингов личностного и профессионального роста;

анализ профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста;

профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста; овладение приемами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций;

систематическое повышение квалификации, периодически переход на новую квалификационную категорию или должность

Таким образом, проблема профессиональной адаптации, достаточно исследованная в организационной психологии и экономике труда, требуе1 более детального анализа в русле перерастания ее в проблему профессиональной деформации и последующего снижения, в связи с этим, организационной эффективности. Возникла насущная необходимость разработки технологий профилактики синдрома профессиональной деструкции.

Куник P.M., Дюжая И А.

ВНЕАУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНОВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ОБУЧЕНИЮ

Обучение - это не только работа студента в аудитории и выполнение им домашних работ, оно может быть очень интересным и захватывающим, если проводить его в форме разнообразных внеаудиторных мероприятий. Конференций, диспутов, вечеров, экскурсий, предметных недель.

Необходимость проведения предметных недель обусловлена тем, что они позволяют рассматривать с разных сторон одну проблему — проблему обучения и развитие студентов.

Сущностью любой предметной недели является создание эффективной системы взаимодействия студентов и преподавателя, направленного на развитие познавательных и творческих способностей студентов и пропаганду престижа знаний. Основные цели и задачи недели физики: развитие познавательного интереса к естественно - научным дисциплинам, творческих способностей студентов, повторение пройденного материала по темам. При подготовке к недели физики и участие в ходе проведения ее воспитываются коллективизм, и положительные моральные качества студентов

Внеаудиторные мероприятия помогают эффективно формировать познавательный интерес студентов, активизировать их умственную и творческую деятельность. Богатый дополнительный материал способствует расширению кругозора студентов, формированию и закреплению навыков самообразования.

А перед преподавателем стоит важнейшая задача: не только сообщить студенту определенную сумму знаний, развить их умения и навыки, но, главное, научить применять полученные знания на практике. А этому и способствуют внеаудиторные занятия.

Внеаудиторные занятия приучают студента к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу, вносят элементы исследования в их работу, содействуют выбору будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.