УДК 159.9
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА
И.Н. Чичканова (Бийск)
Аннотация. Рассматривается проблема профессионально-педагогической направленности личности студентов педвуза. Доказывается, что выпускники средних профессиональных педагогических учебных заведений, имеющие опыт «погружения» в сферу их будущей профессиональной деятельности, обладают действительной профессионально-педагогической направленностью, что повышает качество их профессиональной подготовки.
Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование; профессионально-педагогическая направленность личности; мотивы учения; мотивы выбора профессии; готовность к профессиональной деятельности.
Актуальность проблемы профессиональной направленности личности и профессиональной мотивации обусловлена приемом в учебные заведения по результатам единого государственного экзамена и возможностью участия в конкурсе по зачислению в различных вузах на различные специальности, в том числе и такие, о которых выпускники имеют мало информации. В педагогической теории и практике доказано, что наличие профессионально значимых мотивов существенно влияет на результативность обучения в вузе, впоследствии - на удовлетворенность профессиональной деятельностью и добросовестное отношение к исполнению своих обязанностей.
Практика подготовки учителя позволяет овладеть профессией на разных квалификационных уровнях: получить высшее профессиональное образование, обучаясь в педагогическом вузе, или среднее профессиональное образование, обучаясь в педагогическом училище (колледже). В условиях специалитета законодательно закреплялась возможность сокращения сроков обучения, так как в Законе Российской Федерации «Об образовании» было сказано, что лицам, имеющим среднее специальное образование соответствующего профиля, дано право на обучение в вузе по сокращенным, ускоренным программам.
В современных условиях существует противоречие между необходимостью непрерывного общего и педагогического образования по отношению к каждому учителю и особенностями реформирования системы профессионального педагогического образования, которое находится в стадии перехода к уровневой подготовке учителей (бакалавр, магистр).
91
№ 39
Сибирский психологический журнал
2011 г.
В этих условиях актуализируется проблема преемственности профессиональной подготовки в системе педколледж - педвуз.
Известно, что профессионально-педагогическая направленность является основным признаком профессиональной пригодности к работе учителем. Профессиональная направленность как одно из структурных образований личности означает достаточно осознанную и эмоционально выраженную ее ориентацию на определенный род и вид деятельности. Она проявляется в духовных и социальных потребностях личности, в ее взглядах, мотивах поведения, в установках, интересах, ожиданиях, идеалах. Ее можно рассматривать с точки зрения уровней, глубины, широты, интенсивности, устойчивости.
В. А. Сластенин характеризует профессионально-педагогическую направленность личности как «потребность в педагогической деятельности, движущую силу развития педагогических способностей, как одну из предпосылок педагогического мастерства» [3. С. 89]. Ее наличие содействует формированию у педагога профессионально значимых способностей, особенностей мышления, эмоций, воли, характера, именно поэтому ее называют стержневой чертой характера. Н.В. Кузьмина под профессиональной направленностью имеет в виду интерес к профессии, склонность заниматься ею. Понятие «направленность» включает в себя представление о цели, мотивы, побуждающие к деятельности, и эмоциональное к ней отношение (любовь, удовлетворенность, потребность) [2. С. 36].
В связи с этим представляется важным выявление мотивов выбора студентами педагогической профессии.
Студентов, пришедших обучаться в педагогический вуз, можно разделить на 2 группы: первая - вчерашние школьники, вторая - выпускники средних профессиональных педагогических учебных заведений.
Исследование профессионально-педагогической направленности студентов - выпускников школ или непрофильных учебных заведений -проводилось в сравнении с направленностью выпускников средних профессиональных педагогических учебных заведений при помощи опросника, в котором мотивы, оправдывающие выбор профессии, определены в соответствии с классификацией В. А. Сластенина:
- мотивы, свидетельствующие о действительной профессионально-педагогической направленности;
- мотивы, характеризующие частичную профессионально-педагогическую направленность;
- мотивы, не содержащие профессионально-педагогической направленности [3].
Выбор мотивов поступления в вуз и их ранжирование по значимости приведены в табл. 1.
92
Психология образования и развития
Мотивы поступления в вуз
Т а б л и ц а 1
Мотивы поступления в вуз Выпускники школы Выпускники педколледжа
Потребность в педагогической деятельности 48% (IV) 62% (III)
Желание иметь высшее образование для работы в школе 13,8% 73,7% (I)
Наличие профессиональных интересов 55% (III) 42% (IV)
Любовь к детям данного возраста 62% (II) 89,5% (II)
Интерес к изучаемым предметам 41,4% (V) 15,8%
Увлеченность процессом приобретения знаний 24,1% 26,3%
Необходимость высшего образования для непедагогической карьеры 69,7% (I) 20,6%
Советы родителей, авторитетных лиц 34,5% 33% (V)
Анализ полученных результатов показывает, что у выпускников педколледжа на первое место выходит группа мотивов, свидетельствующих о действительной профессионально-педагогической направленности, а студенты, пришедшие в вуз после школы, чаще останавливают свой выбор на мотивах, свидетельствующих о частичной профессионально-педагогической направленности или об ее отсутствии.
Проверка и уточнение полученных данных посредством других методик (мини-сочинение «Почему я выбрал профессию учителя», наблюдение, ранжирование с целью определения внутренней иерархии мотивов) позволили установить, что мотив «желание иметь высшее образование» свидетельствует о профессионально-педагогической направленности, если студенты считают его необходимым для работы в школе. Этот же мотив не имеет профессионально-педагогической направленности, если высшее образование нужно студентам для непедагогической карьеры.
Определение иерархии мотивов поступления в вуз позволяет сделать вывод, что выпускники педколледжа имеют более выраженную профессионально-педагогическую направленность.
Современная практика набора в вуз базируется на одном параметре - оценке знаний, полученной во время единого государственного экзамена, и не позволяет выявить уровень профессиональнопедагогической направленности абитуриентов.
Результаты учебно-познавательной деятельности зависят не только от интеллекта, но и от многих особенностей личности, в частности от мотивационных факторов.
Будучи сложным структурным образованием мотивация учебнопознавательной деятельности студентов имеет несколько значений:
1) являясь продуктом формирования личности, выступает как фактор ее дальнейшего развития;
93
№ 39
Сибирский психологический журнал
2011 г.
2) оказывает общее стимулирующее воздействие на протекание мыслительных процессов, становится источником интеллектуальной активности;
3) мобилизует творческие силы на поиск и решение познавательных задач, положительно влияет на качество знаний, их глубину и действенность, широту и систематизацию;
4) имеет диагностическое значение, т.е. служит показателем развития многих важных качеств личности - целеустремленности, сознательности, трудолюбия, широты и устойчивости познавательных интересов [3. С. 60].
В.А. Сластенин, анализируя данную проблему, опирается на мнение Л.С. Выготского, который писал, что мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы сознания, основывающей наши стремления и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции [3. С. 61].
А.В. Брушлинский все мотивы мыслительной деятельности делит на два вида: специфически-познавательные и неспецифические. К первому виду он относит все то, что вызывается познавательным интересом (узнать новое, неизвестное), ко второму - не чисто мыслительные интересы, а внешние причины, воздействие обстоятельств (дисциплина, чувство ответственности, честолюбие и т.д.) [1].
В педагогической теории и практике доказано, что профессионально-педагогическая направленность личности студентов оказывает значительное влияние на мотивы их учения. Логично предположить, что у студентов, обучающихся в системе педколледж - педвуз, имеющих выраженную профессионально-педагогическую направленность, мотивы учения в вузе подкреплены профессионально-познавательными интересами.
Анализ психолого-педагогической литературы, беседы со студентами и преподавателями, наблюдение за учебной деятельностью позволили выделить основные мотивы учения студентов, ранжирование по значимости, их внутреннюю иерархию (табл. 2).
Мотив «желание иметь высшее образование», оказался ведущим и у студентов, обучающихся в системе педколледж - педвуз, и у студентов - выпускников школ. Однако дальнейший анализ показывает, что у выпускников школ этот мотив выступает в форме потребности в высшем образовании для непедагогической деятельности. Их высокая потребность в статусе студента (62%) ориентирована на внешние атрибуты студенческой жизни («нравится получать хорошие оценки» -51,7%; «чтобы получать стипендию» - 48,8%; «мне просто интересно» -51,7%). Только 30% студентов, отметивших мотивы «стремление к полным и глубоким знаниям», «желание стать специалистом высокого уровня», уверены, что их профессиональная деятельность совпадет с профилем образования.
94
Психология образования и развития
Мотивы обучения в вузе
Т а б л и ц а 2
Мотивы учения Выпускники Выпускники
школы вуза
К этому обязывает мой долг 13,8% 26,3%
Стремление к полным, глубоким знаниям 58,6% (III) 47,3% (III)
Нравится быть студентом 62% (II) 31,6%
Желание стать специалистом высокого уровня 48,2% 78,9%(II)
Нравится получать хорошие оценки 51,7%(IV) 31,6%
Чтобы получать стипендию 44,8% (V) 36,9%
Желание быть не хуже других 44,8% (V) 42,1% (IV)
Не хочу подводить группу 3,5% 5,2%
Так хотят родители 34,4% 36,9%
Желание иметь высшее образование 86,2% (I) 89,5% (I)
Хочу быть лучшим студентом в группе 3,5% 5,2%
Мне просто интересно 51,7% 42,1%
У выпускников педколледжа мотив «получение высшего образования» ставится на первое место, потому что студентами осознана потребность его получения как необходимого минимума для работы по специальности. Вторым по значимости определен мотив «желание стать специалистом высокого уровня» - 78,3%; закономерно предположить, что третий при ранжировании мотив «стремление к полным и глубоким знаниям» выступает в форме потребности профессионального совершенствования.
Очевидно, на формирование профессионально значимой мотивации студентов, обучающихся по схеме педколледж - педвуз, оказывает значительное влияние тот факт, что уже на первой ступени создаются условия непрерывного «погружения» в сферу их будущей профессиональной деятельности.
В.А. Сластенин отмечает: «Работая с детьми, студенты чувствуют дефицит общих и психолого-педагогических знаний, что приводит к росту профессиональных мотивов, активизирует интерес к специальным знаниям, повышает ответственность за учебу и предстоящую педагогическую деятельность» [3. С. 62].
Пополнение высшего профессионального учебного заведения студентами с достаточно высоким уровнем профессионально-педагогической направленности способствует профессионально значимой мотивации и, как следствие, эффективному формированию готовности к профессиональной деятельности, ядром которой являются положительное отношение к учительской профессии и устойчивые профессиональные мотивы. Педвузы и средние специальные учебные заведения не должны существовать как обособленные образовательные системы в условиях многоуровневой системы высшего профессионального образования. Необходим поиск принципиально новых образовательных моделей подготовки учителя.
95
№ 39
Сибирский психологический журнал
2011 г.
Литература
1. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ). М.: Мысль, 1979. 230 с.
2. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 114 с.
3. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. 160 с.
4. Смирнова С.В., Павлова Е.В. Проблема профессиональной мотивации студентов психолого-педагогической направленности // Сиб. психол. журн. 2003. № 18. С. 127-131.
ABOUT PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ORIENTATION OF FUTURE PEDAGOGICAL UNIVERSITIES STUDENTS Chichkanova I.N. (Biysk)
Summary. The article deals with the problem of professional pedagogical orientation of pedagogical universities students. It is proved that the graduates of professional pedagogical institutions who have the experience of their future professional activity have real professional pedagogical orientation and this fact helps to improve their professional qualification.
Key words: continuous pedagogical education; professional pedagogical orientation of a person; motivation of studies; ground for choosing a profession; readiness for professional activity.
96