Научная статья на тему 'К вопросу о проекте федерального закона «о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»'

К вопросу о проекте федерального закона «о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
264
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ЗАКОНОПРОЕКТ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ФОТО-И ВИДЕОФИКСАЦИЯ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ДЛЯ ФИКСАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / RUSSIAN FEDERATION CODE OF ADMINISTRATIVE OFFENCES / TRAFFIC REGULATIONS / DRAFT LAW "ON AMENDMENTS TO THE RUSSIAN FEDERATION CODE OF ADMINISTRATIVE OFFENCES" / ADMINISTRATIVE OFFENCE / PHOTO/VIDEO RECORDING / SPECIALIZED SOFTWARE USED FOR RECORDING ADMINISTRATIVE OFFENCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майоров В.И.

Анализируется проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Дана его общая характеристика, рассмотрено его содержание, актуальность и особенности реализации предлагаемых нововведений. Также рассмотрены позитивные и негативные оценки законопроекта, исходящие от заинтересованных сторон, и предложен ряд рекомендаций по совершенствованию проекта федерального закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майоров В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE DRAFT FEDERAL LAW «ON AMENDMENTS TO THE RUSSIAN FEDERATION CODE OF ADMINISTRATIVE OFFENCES»

This article presents an analysis of the draft federal law «On Amendments to the Russian Federation Code of Administrative Offences». The analytical review comprises the overall characterization of the content of the bill, its relevance and specific features of the implementation of the proposed innovations. Both the positive and negative assessments of the bill made by different interested parties are examined. Some recommendations for improving the draft federal law are proposed.

Текст научной работы на тему «К вопросу о проекте федерального закона «о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2016, № 6, с. 147-151

147

УДК 342.9

К ВОПРОСУ О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

© 2016 г. В.И. Майоров

Тюменский государственный университет, Тюмень

1955715@rambler.ru

Поступила в реИакцию 20.09.2016

Анализируется проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Дана его общая характеристика, рассмотрено его содержание, актуальность и особенности реализации предлагаемых нововведений. Также рассмотрены позитивные и негативные оценки законопроекта, исходящие от заинтересованных сторон, и предложен ряд рекомендаций по совершенствованию проекта федерального закона.

Ключевые слова: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Правила дорожного движения, законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», административное правонарушение, фото- и видеофиксация, специализированное программное обеспечение, используемое для фиксации административных правонарушений.

На сегодняшний день в МВД России подготовлен законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - КоАП). Законопроект предлагает возможность вынесения постановлений о назначении административных наказаний за отдельные нарушения Правил дорожного движения (далее - ПДД) на основании материалов фото- или видеосъемки, зафиксированных с применением специальных мобильных приложений, полученных от граждан, с указанием времени и координат съемки.

Штрафовать за нарушения ПДД на основании видеозаписей от граждан МВД России предложило в марте текущего года. А в начале апреля Минкомсвязи РФ заявило, что оно не против такого нововведения и готово обеспечить технические условия для того, чтобы записи были признаны легитимными доказательствами нарушений ПДД - но только в отношении смартфонов [1].

Актуальность данного законопроекта, по мнению его разработчиков, заключается в том, что он призван способствовать снижению количества правонарушений в сфере дорожного движения.

Содержание законопроекта сводится к следующему: согласно новой редакции статьи 2.6 КоАП РФ, фото- и видеоматериалы по нарушениям ПДД, зафиксированные гражданами с помощью сертифицированного программного обеспечения, будут рассматриваться органами ГИБДД как доказательства вины водите-

лей, нарушивших правила дорожного движения, действующие на территории Российской Федерации [2].

Законопроект приравнивает любительскую видеосъемку к автоматической фото- и видеофиксации нарушений, которая не требует отдельного оформления протокола о совершении нарушения и привлечения свидетеля. Правда, к самим фото- и видеоматериалам тоже предъявляется ряд требований. Во-первых, любительские записи будут приниматься только от граждан, зарегистрированных на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Во-вторых, материалы должны содержать в себе как точное время проведения съемки, так и координаты места совершения правонарушения.

Видеоролики, сделанные гражданами с помощью специальных приложений в смартфонах, теперь станут вескими основаниями для наложения штрафов на нарушителей ПДД Специальную программу на свой смартфон сможет установить любой желающий. Редактировать отснятый видеоматериал запрещено, его нужно будет сразу передавать в ГИБДД, после чего инспектор должен будет распознать вид правонарушения и отправить штраф автовладельцу.

В соответствии с законопроектом в КоАП РФ появится понятие «специализированное программное обеспечение, используемое для фиксации административных правонарушений». Запись, которую сделает очевидец с помощью приложения, защищена от редактирова-

ния, к съемке будут автоматически «подшиваться» спутниковые координаты, дата и время фиксации правонарушения. Если в полиции сочтут, что факт правонарушения действительно имел место, и смогут идентифицировать номер машины нарушителя, то этого будет достаточно для возбуждения административного дела, писать дополнительное заявление автору съемки не придется.

Предусмотрен закрытый перечень правонарушений, которые граждане смогут снять на видео и отправить их запись в ГИБДД:

1) проезд на красный сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика (ч. 1 ст. 12.12 КоАП РФ);

2) невыполнение требования уступить дорогу на перекрестке транспортному средству, пользующемуся преимуществом (ч. 2 ст. 12.13 КоАП РФ);

3) невыполнение требования уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (ст. 12.18 КоАП РФ);

4) выезд в нарушение ПДД на встречную полосу (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ);

5) нарушение требований знаков или разметки при повороте налево либо развороте (ч. 2 ст. 12.16 КоАП РФ) и т.д. [2]

В законопроекте есть еще одно важное нововведение: за серьезные нарушения (в частности, превышение скорости более чем на 60 км/ч), повторно зафиксированные стационарными камерами, предложено лишать водителей прав. Согласно действующему законодательству лишение прав применяется только в случаях ручного оформления соответствующих видов правонарушений сотрудниками ГИБДД на месте, а за автоматически зафиксированные нарушения взимается штраф не более 5 тыс. рублей. В настоящее время при автоматической фиксации нарушения КоАП РФ предписывает лишь штрафовать автовладельца, но не лишать его прав, даже если статья КоАП подразумевает такую возможность. Однако новый законопроект вносит изменения, которые исключают ответственность в виде штрафа и дают возможность заочно лишить нарушителя прав.

В целом позитивные оценки рассматриваемого законопроекта преобладают в комментариях официальных лиц. Как полагает первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству Вячеслав Лы-саков, данный законопроект направлен на обеспечение принципа неотвратимости наказания [3]. По мнению Главы ГИБДД, генерал-лейтенанта полиции Виктора Нилова, фото- и видеоматериалы по нарушениям ПДД, зафиксированные гражданами, можно использовать

в виде доказательной базы при совершении правонарушений, что будет способствовать повышению безопасности на дорогах [4].

Критические оценки преобладают в высказываниях представителей общественности. Суть претензий заключается в следующем. Во-первых, пользоваться специальными приложениями в смартфонах гражданам будет неудобно. Граждане, желающие зафиксировать нарушение ПДД, сначала должны зарегистрироваться на Едином портале государственных и муниципальных услуг, затем скачать приложение на смартфон и, в случае необходимости, войти в это приложение, что невозможно при отсутствии Интернета. Во-вторых, такой алгоритм действий демонстрирует явное неуважение к гражданам, которых заведомо подозревают в стремлении фальсифицировать материалы, сделанные с помощью обычного фотоаппарата или видеорегистратора. Если о нарушении ПДД хотел бы сообщить водитель автомобиля, то ему было бы гораздо проще воспользоваться своим видеорегистратором, скачав видео на компьютер и отправив файл по электронной почте. К тому же пользоваться мобильным телефоном за рулем строго воспрещается [5].

Также вызывает вопросы перечень правонарушений, которые могут быть зафиксированы с применением технических средств, имеющих функции видеозаписи, и специализированного программного обеспечения на портале государственных и муниципальных услуг. Почему, например, в список нарушений правил движения, предлагаемых изменениями в КоАП, не попало такое серьезное нарушение, как движение по обочине или по тротуару? Ведь его проще всего зафиксировать пешеходу, движению которого воспрепятствовал чей-то автомобиль.

В пояснительной записке к законопроекту указывается, что видеоматериалы будут просматривать сотрудники ГИБДД. Именно они классифицируют нарушение и идентифицируют водителя по номеру машины, а затем, если есть на то основание, выписывают штраф. И хотя это будет сделано «лишь при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения», возникает закономерный вопрос: как человеку, идентифицированному по номеру автомобиля, доказать свою невиновность?

Сейчас приобщенные к обращениям граждан фото- или видеоматериалы, полученные с помощью устройств, не являющихся специальными техническими средствами, подлежат рассмотрению лишь в совокупности с иными материалами (свидетельскими показаниями, объяснениями лиц, в отношении которых ведется

проверка, и др.). При этом у лица, которое подозревается в совершении правонарушения, заведомо отсутствует алиби или другие оправдания (а для этого его обязательно нужно опросить). Лишь после этого может быть подписано постановление о штрафе. Эта норма явно не устраивает авторов законопроекта, поскольку «рассмотрение подобных обращений влечет за собой значительные временные и ресурсные затраты сотрудников Госавтоинспекции» [6]. Но именно такая процедура позволяет исключить злоупотребления нормами права. В России и без того уже не действует принцип презумпции невиновности в случаях, когда нарушение ПДД зафиксировано дорожными камерами. Но эти камеры устанавливаются по специальным правилам, о них сообщают дорожные знаки.

Если же информация о транспортном средстве, нарушающем ПДД, поступает через мобильное приложение, то судить о событии административного правонарушения сотрудники ГИБДД должны с соблюдением всех процессуальных правил. В противном случае мы можем столкнуться со случаями, когда из чувства мести или просто неприязни к автовладельцу его будут специально снимать с такого ракурса, который позволит предполагать нарушение ПДД даже там, где его заведомо не было. Любительскую видеозапись следует просматривать еще более тщательно, чтобы убедиться, что нарушение совершено именно тем автомобилем, который попал в кадр, и что заявленные место и время съемки соответствуют реальным [5].

В европейских государствах отношение к автомобильным видеорегистраторам весьма неоднозначное. В ряде стран использование подобных устройств запрещено, а в Швеции и Швейцарии - не рекомендуется, поскольку это может трактоваться как вмешательство в частную жизнь граждан, так как в кадр попадают номера машин. А если автомобиль с регистратором долгое время следует за другим автомобилем, то это может попасть под определение слежки. При этом даже если в ПДД какой-либо страны запрет на регистраторы прямо не прописан, то их использование может быть запрещено другими законами [7].

В России уже имеется опыт привлечения граждан к наказанию автонарушителей. Любой желающий может прислать в Госавтоинспекцию отснятое нарушение, приложив к нему заявление, но расследование таких случаев обычно затягивается, так как для разбирательства необходимо найти свидетелей и вызвать для дачи объяснений самого водителя. Кроме того, подобные предложенному МВД приложения

уже работают в Москве («Помощник Москвы») и Татарстане («Народный инспектор»), но штрафов с их помощью выписывается мало. Президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин отметил, что в предложенных МВД России поправках есть несколько недочетов. Так, к ответственности будут привлекать не нарушителей, а собственников автомобилей, а это далеко не всегда одно и то же лицо. Конечно, установить собственника автомобиля проще, нежели того, кто находился за рулем в момент правонарушения, однако наказание за действия другого лица является неоправданным и незаконным. Помимо этого существует опасность расправы над теми, кто фиксирует нарушения. «Я имею право запросить материалы дела, а значит, узнать личность человека, кто снял видео», - сказал Травин [8].

Координатор движения «Синие ведерки» (общественное движение, выступающее против произвола чиновников и хамства на дорогах) Петр Шкуматов добавил, что чаще всего нарушения на дороге совершаются очень быстро, и у граждан просто не будет времени на то, чтобы включить программу и заснять правонарушение. Поэтому он предложил добавить в законопроект возможность использовать записи с салонных видеорегистраторов: «Они обычно включены постоянно и картинку дают отличную. Смартфон в большинстве случаев неудобен для того, чтобы фиксировать нарушения, которые происходят у нас на дорогах» [9].

Таким образом, отношение к рассматриваемому законопроекту со стороны общественности весьма неоднозначное. В настоящее время законопроект проходит стадию общественного обсуждения, но учитывая, что он разработан МВД, шансы его принятия очень высоки. По нашему мнению, текст проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» нуждается в коррективах с учетом замечаний и предложений, высказанных в ходе его обсуждения заинтересованными сторонами: автовладельцами, сотрудниками ГИБДД, представителями общественных и политических структур.

В связи с этим для совершенствования рассматриваемого законопроекта мы предлагаем ряд рекомендаций:

1. Расширить список правонарушений, которые могут быть зафиксированы с применением технических средств, имеющих функции видеозаписи, включив в этот перечень такое серьезное нарушение, как движение транспортного средства по обочине или по тротуару.

2. Событие административного правонарушения, зафиксированное гражданами с помощью сертифицированного программного обеспечения, необходимо рассматривать с соблюдением всех процессуальных правил (сотрудники ГИБДД классифицируют нарушение и идентифицируют водителя по номеру машины, снимают свидетельские показания, выслушивают объяснения лиц, которые подозреваются в совершении правонарушения, и т.д.). Лишь после этого может быть подписано постановление о штрафе или ином административном наказании.

3. Для передачи информации о нарушении ПДД разрешить водителям транспортных средств использование записей с салонных видеорегистраторов.

К ответственности за нарушение ПДД привлекать водителя транспортного средства, а не собственника автомобиля, поскольку далеко не всегда это одно и то же лицо.

Список литературы

1. Разработан перечень нарушений ПДД, которые граждане смогут фиксировать на видео [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ». URL: http://www.garant.ru/news/ 842668/#ixzz4I9roOyZh (дата обращения: 08.09.2016).

2. Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» видео [Электронный ресурс]. URL: http ://regulation. gov.ru/proj ects#npa= 50381 (дата обращения: 07.09.2016).

References

3. Водители смогут ловить нарушителей при помощи смартфонов [Электронный ресурс]. URL: http://www.1gai.ru/autonews/517204-voditeli-smogut-lo vit-narushiteley-pri-pomoschi-smartfonov.html (дата обращения: 07.09.2016).

4. ГИБДД создаст интернет-приложение для отправки жалоб на нарушителей ПДД [Электронный ресурс]. URL: http://www.zr.ru/content/news /901439-v-gibdd-sozdadut-internet-resurs (дата обращения: 08.09.2016).

5. Мобильное приложение для жалоб на нарушения ПДД: усложнение простых задач [Электронный ресурс]. URL: http://www.kolesa.ru/article/mobilnoe-prilozhenie-dlya-zhalob-na-narusheniya-pdd-uslozhnenie-prostyh-zadach (дата обращения: 06.09.2016).

6. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс]. URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=50381 (дата обращения: 07.09.2016).

7. Водителям на заметку: как использовать запись с видеорегистратора [Электронный ресурс]. URL: http://www.amic.ru/news/275619/ (дата обращения: 06.09.2016).

8. Владельцев смартфонов привлекут к наказанию нарушителей ПДД [Электронный ресурс]. URL: http://www.interfax.ru/russia/523557 (дата обращения: 06.09.2016).

9. Владельцы смартфонов смогут повлиять на нарушителей ПДД [Электронный ресурс]. URL: http://rim.today/2016/08/15/vladeltsy-smartfonov-smog ut-povliyat-na-narushitelej-pdd/ (дата обращения: 06.09.2016).

http://regulation.gov.ru/projects#npa=50381 (data

ON THE DRAFT FEDERAL LAW «ON AMENDMENTS TO THE RUSSIAN FEDERATION CODE OF ADMINISTRATIVE OFFENCES»

V.I. Mayorov

This article presents an analysis of the draft federal law «On Amendments to the Russian Federation Code of Administrative Offences». The analytical review comprises the overall characterization of the content of the bill, its relevance and specific features of the implementation of the proposed innovations. Both the positive and negative assessments of the bill made by different interested parties are examined. Some recommendations for improving the draft federal law are proposed.

Keywords: Russian Federation Code of Administrative Offences, Traffic Regulations, draft law «On Amendments to the Russian Federation Code of Administrative Offences», administrative offence, photo/video recording, specialized software used for recording administrative offences.

1. Razrabotan perechen' narushenij PDD, kotorye grazhdane smogut fiksirovat' na video [Ehlektronnyj resurs] // Informacionno-pravovoj portal «GAR-ANT.RU». URL: http://www.garant.ru/news/842668 /#ixzz4I9roOyZh (data obrashcheniya: 08.09.2016).

2. Proekt federal'nogo zakona «O vnesenii izmenenij v Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah» video [Ehlektronnyj resurs]. URL:

obrashcheniya: 07.09.2016).

3. Voditeli smogut lovit' narushitelej pri pomoshchi smartfonov [Ehlektronnyj resurs]. URL: http:// www.1gai.ru/autonews/517204-voditeli-smogut-lovit-na rushiteley-pri-pomoschi-smartfonov.html (data obrashcheniya: 07.09.2016).

4. GIBDD sozdast internet-prilozhenie dlya otpravki zhalob na narushitelej PDD [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.zr.ru/content/news/901439-v-gibdd-sozdаdut-internet-resurs (data obrashcheniya: 08.09.2016).

5. Mobil'noe prilozhenie dlya zhalob na narusheniya PDD: uslozhnenie prostyh zadach [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.kolesa.ru/article/mobilnoe-prilozhenie-dlya-zhalob-na-narusheniya-pdd-uslozhnenie-prostyh-zadach (data obrashcheniya: 06.09.2016).

6. Poyasnitel'naya zapiska k proektu federal'nogo za-kona «O vnesenii izmenenij v Kodeks Rossijskoj Feder-acii ob administrativnyh pravonarusheniyah» [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://regulation.gov.ru/projects# npa=50381 (data obrashcheniya: 07.09.2016).

7. Voditelyam na zametku: kak ispol'zovat' zapis' s videoregistratora [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://

www.amic.ru/news/275619/ (data obrashcheniya: 06.09.2016).

8. Vladel'cev smartfonov privlekut k nakazaniyu narushitelej PDD [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www. interfax.ru/russia/523557 (data obrashcheniya: 06.09.2016).

9. Vladel'cy smartfonov smogut povliyat' na narushitelej PDD [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://rim.to day/2016/08/15/vladeltsy-smartfonov-smogut-povliyat-na-narushitelej -pdd/ (data obrashcheniya: 06.09.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.