ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES
№ 27 2012
УДК 81'367.622
к ВОПРОСУ о ПРОБЛЕМЕ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ОТГЛАГОЛЬНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
© о. С. ЖЕСТКОВА Пензенский государственный университет им. В.Г. Белинского, кафедра русского языка и методики его преподавания e-mail: [email protected]
Жесткова О. С. - К вопросу о проблеме лексикографического описания отглагольных существительных // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 259-261. - Статья посвящена рассмотрению отглагольных существительных (на примере имен действия, мотивированных глаголами созидания и разрушения в современном русском языке) в лексикографическом аспекте. Рассматриваются принципы и закономерности описания номинативных типов и выбора терминологии в сфере девербативов.
Ключевые слова и фразы: имя действия, девербатив, субстантив, отпредикатное имя, пропозиция.
Zhestkova О. S. - On the problem of lexicographical description of nominal verbal derivatives // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im. i V.G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 259-261. - The article describes nominal verbal derivatives (on the example of deverbatives motivated by the verbs of creation and destruction in modern Russian) in lexicographical aspect. The author reveals the principles and rules of description of nominal types and the terminology choice in the sphere of verbal derivatives.
Keywords: deverbal noun, deverbative, nominal, predicate noun, proposition.
Отглагольные существительные как автономные субстантивные производные глагола представляют собой феномен, вызывающий интерес исследователей на протяжении многих лет. При достаточно хорошей изученности данного явления, остаются аспекты, требующие отдельного рассмотрения и позволяющие описать спектр девербативности более широко [1].
одним из дискуссионных вопросов современной лингвистики остается определение словообразовательной категории имен действия. Классифицированные еще в 1584 году [24], девербативы занимают особое место, так как они включают в себя, с одной стороны, существительные, называющие состояния и процессы, а с другой стороны, - факты, события, ситуации и т.д.
В основу любой дефиниции nomina actionis лексикографы вкладывают попытку описать семантические соотношения отглагольного существительного и мотивирующего его глагола таким образом, чтобы получить определение имени через глагол или наоборот (хотя в части работ ставится вопрос о непредикативной дефиниции существительного [14], [4]). Зачастую дается лишь простое указание на то, что отглагольное существительное имеет значение действия или состояния по одному или нескольким значениям мотивирующего глагола. Ср. ОБДИРАНИЕ, ср. Действие по знач. глаг. обдирать и обдираться. ВЫПУСКАНИЕ,
ср. Действие по знач. глаг. выпускать. ВОПЛОЩЕНИЕ, ср. Действие по знач. глаг. воплотить - воплощать и состояние по знач. глаг. воплотиться - воплощаться. ИЗНОС, м. Состояние по знач глаг. износиться. Идеографический подход состоит в том, что с целью сокращения объема словаря отглагольное существительное наряду с другими производными помещается в гнездо под основным словом.
В традиционной грамматике отглагольные существительные называются именами действия (nomina actionis) и имеют значение «отвлеченного процессуального признака» [15] или «действия, отвлеченного от его носителя» [7], [3] и др.): н-р., аккумулирование, бичевание, вспашка, приготовление и др. [5] Данный термин покрывает и существительные, называющие состояния и процессы (т.е. не только названия действий как таковых), но и факты события, ситуации и т.д., а также номинализации с этими значениями, восходящие к тем или иным пропозитивным структурам [10]: н-р, существительное ВОСПИТАНИЕ обозначает не только действие по значению мотивирующего его глагола воспитать, но и результат такого действия, а именно навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной и личной жизни. ЕВГЕНЬЕВА); в структуре девербатива ОТРЕЗ также обнаруживаются элементы пропозиции образующего глагола: 3. Место, по которому отрезано что-л.; срез.
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Гуманитарные науки ♦ № 27 2012 г.
Предполагая значение процессуальности деривата, термин имя действия, с одной стороны, лимитирует понятие отглагольного существительного, а с другой стороны, является более широким, т.к. включает также отыменные (отсубстантивные и отадъектив-ные) существительные [7] и «не означает обязательную производность существительного от глагола» [8]. Само действие, обозначаемое глаголом, динамично, и противопоставляется объектам, вещам [14]. В концепции В.П. Казакова «имена действия» не являются отглагольными существительными как таковыми, а представляют лишь те из них, которые сохраняют исходные глагольные значения [9]. Следовательно, понятие имя действия не полно охватывает весь диапазон свойств, выражаемых отглагольными существительным, так как во многих случаях речь о самом «действия» не идет (состояние, процесс, отношение, качество и т.п.).
В терминах трансформационной грамматики исследуемые существительные относятся к классу от-предикатных имен [13], подробно рассмотренных в работах Е. В. Падучевой, Н. Д. Арутюновой и др. Данный термин охватывает все свойства группы nomina actionis, сохраняя «весь набор семантических актантов исходного предиката (нексусные имена по Есперсену)» [6]. В основе данной трактовки лежит понятие общего имени (именного предиката) и экстенционала (класса индивидуальных сущностей, соответствующего общему имени) [13]. Среди отпредикатных имен выделяют:
имена ситуации - ВЫПОЛНЕНИЕ, Действие по знач. глаг. выполнить - выполнять; РАСКОЛКА, Действие по глаг. расколоть
- раскалывать (в 1 знач.) и расколоться
- раскалываться (в 1 знач.); ОБРАБАТЫВАНИЕ, Действие по знач. глаг. обрабатывать; УСТРАНЕНИЕ, Действие по знач. глаг. устранить - устранять и др.;
имена участников ситуации (актантные имена: имя объекта, имя второго объекта и т.д.) -НАСЕЧКА, 2. Бороздки, канавки на поверхности металла или дерева. 3. Украшение на металле в виде резного узора, проложенного другим металлом; СООРУЖЕНИЕ, 2. То, что сооружено, строение;
имена сирконстантов (способ, место, результата и т.п.) - ВЫРАБОТКА, 2. То, что выработано; количество выработанного. 3. обычно мн. ч. (выработки, -ток^. Место добычи полезных ископаемых; ОБРАЗОВАНИЕ, 2. То, что образовалось, создалось в результате какого-л. процесса, и др. Мельчук И. А.
Синонимичным отпредикатному имени является термин субстантив от англ. nominative (прил. «обозначающий обычно субъект глагола особенно в языках, которые имеют относительно полную систему склонений»), появившегося в литературе еще в 14 веке (лат. nominativus) для описания существительного [21]. В зависимости от контекста употребления субстантивы принято разделять на пропозитивные и номинативные
по типу номинализации [13], под которой, в свою очередь, понимается «трансформация, с помощью которой порождаются все виды субстантивов, включая и актант-ные имена» [20]. Первые соотносятся с действием и выражают пропозицию (источники порождения пропози-тивного контекста подробно изучены Н. Д. Арутюновой [2]). Второй тип обозначает факт, событие [23]. Отглагольные существительные могут совмещать в себе оба этих значения, что делает разделение субстантивов на подклассы сложным, а иногда невозможным: н-р, РАССТРЕЛ может рассматриваться как факт (номинативное значение), и как действие, соотнесенное во времени,
а, значит, отражение предикативности. Подчеркивая связь глагола и мотивированного им существительного, зарубежные исследователи ставят под сомнение факт, что девербативы нейтральны по отношению к залогу и что только эргативные конструкции могут сохранять структуру аргумента, выделяя активные и пассивные субстантивы [16], [25]. При этом отношения в паре глагол-существительно относят в основном к уровню семантики и лишь слегка затрагивается синтаксис.
В работах последних лет класс отглагольных существительных все чаще именуется девербативами (от англ. deverbative: 1. Буквально образованный от глагола; 2. используемый в деривации (компонент, слово. Deverbal - отглагольный) [21], существительные, образованные от глагола или глагольной фразы; один из способов номинализации. Следует отметить, что во многих языках различают глагольные (verbal) и отглагольные (deverbal) существительные, образованные в обоих случаях от глагола, но различающиеся синтаксически: девербативы выступают в качестве обычных существительных в предложении, в то время как глагольные существительные (н-р, герундии) сохраняют глагольные характеристики и выступают в качестве как глагола, так и существительного одновременно. С. Гринбом [18] объясняет данное различие так: «Глагольные существительные отличаются от отглагольных тем, что последние представляют собой класс существительных, образованных от глагола, но не имеющих глагольную силу: building (здание, строение). [22]. В зависимости от семантической структуры девербатива и контекста его употребления авторы предлагают различные интерпретации при категоризации данного класса существительных. Наиболее разветвленная классификация девербативов представлена в работах Энрича / Раппа (2000), Шеффлера (2005) и Блума (2004). Рассматривая отглагольные существительные немецкого языка, они выделяют (в отличие от традиционной классификации В. Гримшоу и его сторонников) следующие типы: процесс, событие, состояние (результативное\нерезультативное), объект (абстрактный\ материальный), результат (абстракт-ный\материальный), средство, субъект, место [17].
В целом, определение отглагольных существительных - вопрос дискуссионный, так как, в той или иной степени, связан с осмыслением границ класса nomina actionis, что позволяет выяснить весь спектр значений существительных, мотивированных глаголами действия (созидания и разрушения). Значения
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>
девербативов характеризуются диффузностью, что является решающим фактором, определяющим деривационную семантику. То, что лексикографические описания не всегда отражают это явление и более того, стремятся освободить словарные статьи от примеров, демонстрирующих эту неопределенность, существенно искажает представление о семантической структуре слов. С другой стороны, неопределенность и зыбкость границ значений слова предполагает возможность ошибочной трактовки тех или иных значений, а также трудности определения содержания отдельных ЛСВ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика (синонимические средства языка). М.: Наука, 1974. 367 с.
2. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: факт, событие, оценка. М.: Наука, 1988. 339 с.
3. Васильев Л. М. Семантика русского глагола. М.: Высшая школа, 1981. 184 с.
4. Вежбицкая А. Язык. Культура. Знание. М.: Русские словари, 1996. 416 с.
5. Евгеньева А. П. Словарь русского языка в 4-х томах. М.: Русский язык, 1999. 2990 с.
6. Есперсен О. Философия грамматики. М.: Иностранная литература, 1958. 404 с.
7. Коряковцева Е. И. Имена действия в русском языке: история, словообразовательная семантика. М.: Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, 1998. 218 с.
8. Казаков В. П. Имена действия в грамматике и словаре // Филологические науки. М., 1993. № 3. С. 104-105.
9. Казаков В. П. Синтаксис имен действия. СПб.: СПбУ, 1994. 105 с.
10. Кубрякова Е. С. Типы языковых значений: Семантика производного слова. М.: Наука, 1981. 150 с.
11. Мельчук И. А. Опыт теории лингвистических моделей «Смысл-Текст». М.: Наука, 1974. 682 с.
12. Падучева Е. В. Динамические модели в семантике лексики. М., 2004. 374 с.
13. Падучева Е. В. Отпредикатные имена в лексикографическом аспекте // Информационные процессы и системы. 1991. № 5. С. 21-31.
14. Рахилина Е. В. Когнитивный анализ предметных имен существительных: семантика и сочетаемость. Netherlands: Springer, 2005. 407 р.
15. Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1980. Т. 1.
16. Blinkenberg К. Le problème de la transitivité en français
moderne: essai syntacto-sémantique. Kobenhavn:
Munksgaard, 1960. 471 p.
17. Brandtner Regine. Deverbal nominals in context: Meaning variation and copredication. Stuttgart: Universität Stuttgart Keplerstraße, 2009. 198 p.
18. Greenbaum Sidney. The Oxford Companion to the English Language. Oxford, 1992. 410 p.
19. Langacker R. W. Foundation of cognitive grammar. Stanford, 1987. 346 р.
20. Lees R. The grammar of English nominalizations. The Hague: Mouton, 1966. 238 p.
21. Merriam-Webster Dictionary. Merriam Webster Mass Market; Revised edition, 2004. 939 p.
22. Szawerna M. A corpus based study of nominalizations predicated by English verbal nouns in -tion. P.: Lang, 2007. 367 p.
23. Vendler Z. Linguistics in Philosophy. Oxford: Cornell University Press, 1967. 203 p.
24. Vodnik V. Pismenost: Ali, Gramatika Sa Perve Shole. Laib: Kessinger Publishing, 2011. 206 p.
25. Veyrenc J. Structure de la proposition infinitive impersonnelle. 1973. 691 p.