Федорова Т.Ю., к.п.н.
доцент
кафедра гражданского права Мухранов Р.Н. студент 4 курса кафедра гражданского права Уральский государственный экономический университет
Россия, г. Екатеринбург К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ БРАЧНОГО
ДОГОВОРА
Аннотация: в настоящей статье рассматриваются основные проблемные моменты регулирования брачного договора. Рассматривается опыт заключения брачного договора во времена царской России, нашего времени и опыта зарубежных стран.
Ключевые слова: брачный договор, правоотношения, имущественные отношения, царская Россия.
Tatiana Fedorova Associate Professor of Civil Law, Ph.D.
Ural State University of Economics Ekaterinburg, Russia Ruslan Mukhranov 4th year student of Civil Law;
Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia ON THE ISSUE OF REGULATION OF MARITAL CONTRACT
Аbstract: This article discusses the main problematic aspects of regulation of the marriage contract. The experience of the marriage contract in the times of Tsarist Russia, of our time and the experience offoreign countries.
Keywords : prenuptial agreement, legal, property, tsarist Russia .
Семейные правоотношения являются одним из основополагающих видов правовых отношений, которые регулируются гражданским и семейным законодательством. С появлением такого института, как брачный договор, у супругов появилось право самим устанавливать правовой режим своего имущества, как во время брака, так и в случае его расторжения. Брачный договор, являясь регулятором имущественных отношений супругов, становится действительно важным правовым институтом, который имеет много достоинств, к числу которых следует отнести предоставляемую им возможность разрешения любого спора еще до его возникновения.
Согласно ст. 40 Семейного кодекса Российской Федерации брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения [1].
Теория брака, как договора впервые возникла в Древнем Риме, римское
право регулировало только имущественные отношения, поэтому все основные формы брака рассматривались как обычная гражданско-правовая сделка. И только в дальнейшем церковные нормы придают институту брака характер мистического таинства, акцентируя внимание на духовной стороне. Брачный договор не являлся обязательным для заключения брака, однако такой договор часто составлялся, так как он регулировал вопросы, связанные с приданым и формальностями его выплаты в случае развода. Во время свадьбы договор зачитывался вслух, а затем десять свидетелей ставили свои печати.
О необходимости применения брачного договора свидетельствуют и законодательство царской России. Понятие «брачный договор» Россия знает с 15 века. В то время под брачным договором понималось гражданское обручение, то есть обещание вступить в брак. Правовое регулирование взаимоотношений супругов и содержание данного договора претерпевало значительные изменения на протяжении трех веков. От свободы в распоряжении имуществом в начале 15 века до полной зависимости от мужа со второй половины 16 века и, к самостоятельности и раздельности имущественной обязанности в 18 веке. В допетровскую эпоху брачный договор имел начала юридического характера, в договоре определялись различного вида обстоятельства, которыми договаривающиеся стороны хотели оформить заключение брака. В этом случае договор выполнял назначение своеобразного балансира, поддерживавшего внутреннее семейное равновесие, поскольку позволял решить не только отношения, связанные со свадьбой, но и закладывал некий фундамент семейных отношений для будущего. Бесконфликтность предбрачных отношений, достигаемая при помощи брачного договора, способствовала психологическому восприятию молодоженами всей дальнейшей жизни как жизни без конфликтов [2].
Таким образом, брачный договор в его изначальном смысле следует рассматривать как элемент и культурной, и социальной системы общества. Он является своеобразным способом сохранения и передачи сложившихся образцов поведения от поколений к поколению [3].
Затем, в Своде законов Российской Империи был установлен принцип раздельности имущества супругов, который предоставлял возможность супругу самостоятельно распорядиться своим имуществом.
Мы видим, что брачные договоры существовали в царской России до 1917 года, и уже, в те времена брачный договор избавлял людей от множества проблем в семейной жизни, при разводе и в случае смерти одного из супругов. Необходимо отметить, что советское законодательство о семье и браке, такой нормы не содержало. Возможность заключения брачного договора появилось в 1994 году, а современный вид законодательная база в этой области приобрела лишь в 1995 году.
До принятия ныне действующего Семейного кодекса Российской Федерации практически все семейное право было императивным. Однако
преобладание императивных норм в семейном праве вступило в противоречие с потребностями реальной жизни. Необходимо было предоставить участникам семейных отношений большую свободу в определении содержания этих отношений. Этому был призван служить брачный договор. Брачный договор в современной России распространен не столь широко, как в зарубежных странах [3]. Так, согласно статистическим данным Министерства юстиции Российской Федерации в России в 2014 году было зарегистрировано более 48 тысяч брачных договоров (что составляет 0,05% от числа зарегистрированных браков в Российской Федерации).
Однако ценность брачного договора заключается не в том, что каждая супружеская пара заключает его, а в том, что каждая супружеская пара имеет возможность урегулировать имущественные отношения таким способом. Следовательно, супруги свободны в своем выборе: заключать брачный договор или воздержаться от его заключения. Это, безусловно, достижение нашего законодательства. Но введение института брачного договора породило и проблемы, в том числе, нормативного характера, не скорректированные пока, к сожалению, правоприменительной практикой.
Остановимся на некоторых проблемных моментах правового регулирования брачного договора и попробуем сформулировать некоторые предложения по их разрешению.
Согласно ст. 41 Семейного Кодекса Российской Федерации брачный договор может быть заключен до регистрации брака и какое - то время может существовать до тех пор, пока брак не будет зарегистрирован, не имея юридической силы. Это порождает правовую неопределенность, так как брачные отношения могут быть зарегистрированы через длительное время или не зарегистрированы вообще. Этот вопрос следовало бы урегулировать, введя, например, с помощью прямой отсылки на Гражданский Кодекс Российской Федерации, условия о предварительном договоре с определенным сроком действия. Так, например, в Японии брачный договор действителен лишь, если он заключен до подачи заявления о вступлении в брак. Документ, заключенный после свадьбы подлежит аннулированию, и тогда имущественные отношения между супругами регулируются нормами гражданского кодекса. Более того, после подачи заявления о вступлении в брак брачный договор по японскому законодательству не может быть изменен. Поправки допускаются лишь в случае, если сам договор содержит положение о порядке его изменения.
Условия брачного договора могут быть рассчитаны на период после прекращения брака. А между тем, согласно ст. 40 Семейного Кодекса Российской Федерации субъектами брачного договора являются супруги или лица, вступающие в брак. По смыслу закона бывшие супруги уже не являются субъектами заключенного между ними договора. Поэтому считаем целесообразным отметить в законе, что субъектами брачного договора являются также и бывшие супруги в отношении заключенного между ними ранее брачного договора.
Статьей 42 Семейного Кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок изменения брачного договора. Изменения должны быть совершены в той же форме, что и сам договор, то есть нотариальной. Однако согласно ст. 38 Семейного Кодекса Российской Федерации соглашение о разделе имущества, составленное в простой письменной форме, может изменить условия брачного договора. В связи с этим целесообразно прямо указать в законе, что соглашение о разделе имущества может иметь место, если между супругами не заключен брачный договор.
В связи с тем, что фактические браки находят все большее распространение, к соглашениям между фактическими супругами о режиме их имущества можно применить нормы брачного договора в порядке аналогии права.
В законодательстве Российской Федерации содержится лишь два правовых режима имущества супругов, что сужает их возможности выбора. Предлагаем в связи с этим изучить и использовать опыт зарубежных стран по данному вопросу, в частности, Франции (в кодексе Наполеона предлагается 6 вариантов правового режима) [5].
Известно, что согласно Семейному Кодексу Российской Федерации предметом брачного договора могут быть только имущественные права и обязанности. Это положение заслуживает внимания. Мы разделяем точку зрения российских ученых, изложенную в научной литературе, где неоднократно указывается, что законодательство большинства стран предусматривает возможность урегулирования в брачном договоре не только имущественных, но и неимущественных прав и обязанностей супругов [4].
В законодательстве некоторых государств, где имеет место дуализм частного права, предусмотрены специальные правила, четко регламентирующие права физических лиц - коммерсантов в сфере торговой деятельности, когда это связано с имуществом супругов [2]. У нас эти вопросы, к сожалению, не урегулированы. Согласно российскому законодательству, в частности ст.46 Семейного Кодекса Российской Федерации супруг обязан уведомить своего кредитора о заключении, изменении или расторжении брачного договора. Однако нашим законодательством не предусмотрен механизм регистрации брачных договоров, позволяющий заинтересованным лицам знакомиться с его содержанием, что имело бы большое значение для успешного бизнеса (Во Франции, если один из супругов занимается предпринимательской деятельностью, брачный договор, заключенный между ними, подлежит обязательному опубликованию) [4] .
В заключение хотелось бы отметить следующее. Безусловно, брачный договор - институт, который утвердится в нашей жизни. Однако при его заключении необходимо учитывать не только правовой, но и морально -этический аспект, Он состоит в невозможности превращения самого брака лишь в средство заключения брачного договора. Договор не может быть
единственным или доминирующим основанием вступления в брак. Недопустимо, чтобы имущественный интерес в браке взял верх над эмоционально - доверительной стороной брака. Брачный договор существует для брака, а не наоборот. В противном случае это нанесет существенный вред институту брака.
Использованные источники:
1. Семейный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 29.12.1995 N 223-Ф3 (ред. от 28.11.2015) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Альбиков И.Р. Брачный договор по российскому и зарубежному законодательству: сравнительно - правовой анализ // Нотариус. 2012. N 1. С. 22 - 24.
3. Богданова О.В. О некоторых проблемах регулирования семейных отношений в отечественном праве в свете зарубежного опыта. [Текст]// Вектор науки Тольяттинского госуниверситета № 2(16), 2011,с. 191 - 193.
4. Потапова Н.В. Брачный договор: информационное обеспечение интересов кредиторов и иных третьих лиц [Текст] // Российский юридический журнал. 2013. N 5. С. 156 - 159.
5. Французский гражданский кодекс (кодекс Наполеона) 1804 г. [Электронный ресурс]: http://pnu.edu.ru
Финогенова А.А. студент 5 курса факультет «Менеджмента» Тульский институт экономики и информатики
Россия, г. Тула
ПРОБЛЕМАТИКА СОВРЕМЕННЫХ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ
В статье рассмотрена деятельность многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг (МФЦ)России. Описаны основные трудности, с которыми сталкиваются заявители в процессе получения услуг по средствам МФЦ, а так же проблематика оказывающая негативное влияние на уровень удовлетворенности граждан системой предоставления услуг.
Качестов и доступность предоставления государственных и муниципальных услуг формируют такой показатель как уровень удовлетворенности граждан, который напрямую влияет на уровень доверия правительству. Административная реформа 2007 года была направлена на количественные и качественные перобразования в сфере предоставления услуг населению. Одним из результатов реализации Административной реформы было решение о создании МФЦ, которое помогло значительно повысить уровень удовлетворенности граждан качеством оказания