Научная статья на тему 'К вопросу о проблемах развития юридического образования в России и концепциях его специализации'

К вопросу о проблемах развития юридического образования в России и концепциях его специализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелешко Николай Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о проблемах развития юридического образования в России и концепциях его специализации»

магистерском юридическом образовании одной и той же специализации, отсутствует, размыт, отдан на полное усмотрение руководителей магистерских программ. Полагаем, что это неправильно. В данном случае также должна сохраняться обязательная часть, содержание которой, наверное, должно рекомендовать учебно-методическое объединение по существующим блокам дисциплин.

Хочется обратить внимание и на такую, как представляется, несправедливость. Новый стандарт допускает возможность поступления в магистратуру и обучения по магистерской программе для студентов, не имеющих профильного, т.е. юридического, образования. Другими словами, лица, закончившие строительные, медицинские, экономические и любые другие учебные заведения, могут сразу претендовать на высшую ступень юридического образования, оставляя позади выпускников, четыре года углубленно изучавших различные юридические премудрости и получивших квалификацию бакалавра юриспруденции. Здравый смысл подсказывает, что двухуровневая система подготовки специалистов может быть оправдана лишь тогда, когда эти уровни будут учитываться при устройстве на работу. Ничего подобного у нас пока нет, и работодатель сегодня не имеет критериев отбора сотрудников, ориентированных на бакалавров или магистров. Однако презюмируется, что магистр юриспруденции должен иметь преимущества перед бакалавром и часть должностей в правоприменительных органах будет доступна только магистрам.

Но тогда получается, что, к примеру, гинеколог по первому образованию, закончивший магистратуру по специальности «Юриспруденция», сможет стать судьей или прокурором, а вот изначально избравший эту специальность и получивший образование бакалавра претендовать на эти должности не сможет. Справедливо? Конечно, нет.

Если же все структуры правоохранительной системы будут требовать для устройства на работу квалификации магистра, тогда вообще теряется смысл двухуровнего образования.

Выход в сложившейся ситуации в данном случае видится в том, чтобы срок обучения в магистратуре для лиц, имеющих непрофильное (неюридическое) образование, был более длительным, чем для лиц с квалификацией бакалавра юриспруденции. Это потребует разработки отдельных программ и учебных планов для такой категории магистров, но, как думается, другого выхода нет. Иначе вся затея с новой системой высшего образования превращается в обычную профанацию, в реформу ради реформы, а не ради повышения качества обучения.

Литература

1. Бойко А.И. Особенности профессии юриста и образовательные технологии // Юридическая наука и методология преподавания юридических дисциплин в условиях реформирования системы высшего образования: Сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2008.

УДК 378.34

Мелешко Н.П.

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И КОНЦЕПЦИЯХ ЕГО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Российское общество с начала 90-х гг. ХХ столетия находится в постоянном развитии: государственная собственность, планово-распределительное производство и потребление, диктатура государственной власти (чиновничества) в управлении населением заменяются частной собственностью, свободным рынком, и такими же ценами, конкурентностью в сфере производства и распределения, плюрализмом и демократией. Смена основных ценностей производства и распределения, бытия вообще влекут за собой изменение структуры общества,

его правовых систем, государственных институтов управления, менталитета нации и культуры отдельных граждан, что приводит к трансформации системы воспитания, образования и становления отдельных личностей, всего общества и его структур.

В современной России уделяется значительное внимание созданию законодательной базы, правоохранительной и правоисполнительной систем для обеспечения развития общества и государства по демократическому пути, для удовлетворения интересов, нужд и потребностей, прав и свобод челове-

ка и гражданина. Правовые системы и механизмы обеспечения их действенности определяют сущность любой общественной формации. Гарантом осуществления этих задач служит юридическое образование населения и подготовка профессиональных юристов.

Проблемам развития юридического образования уделяется значительное внимание со стороны законодательной и исполнительной власти, прежде всего, Министерством образования и науки Российской Федерации. Помимо государственной системы юридического образования, создана мощная небюджетная система образования, которая вносит существенный вклад в подготовку специалистов -юристов и в развитие юридических наук [1].

Интеллектуальное развитие личности заключается в развитии ее способностей - мышления, памяти, воображения, прогнозирования, в приобретении и архивировании известного запаса знаний. Образование можно получить в результате изучения законов и теорий, а воспитание - только в результате научения, применения права и жизни по праву в соответствии с законом. Юридическое воспитание должно постоянно сопровождать человека от рождения, а юридическое образование он получает в определенной системе и в определенное время. Оно делится на уровни, категории и влечет за собой приобретение юридической профессии.

В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками реформирования сферы воспитания и образования нашего общества и его граждан. Будучи премьер-министром России М. Фрадков заявил, что эта задача не только важная, но и очень сложная с учетом масштабов и процессов развития федеративного устройства страны. Он выделил три основных направления реформы: обеспечение доступности образования для всех слоев населения, повышение качества преподавания, обеспечение финансирования этой сферы [2, с. 1].

Концепция реформы образования, предложенная Минобрнауки предусматривает охват всего образовательного процесса. Самые значительные изменения предлагаются в системе высшего образования, которое должно перейти на двухуровневую систему - бакалавриат и магистратура.

Представители деловых кругов и университетов корень зла в неудовлетворительном состоянии сегодняшнего высшего образования видят в недостаточном бюджетном финансировании и уходе государства из системы образования, что порождает

коррупцию в рядах преподавателей вузов и учителей школ, коммерциализацию учебного процесса.

В общей системе образования особое место должно занимать юридическое образование. Конституция России провозгласила диктатуру закона: закон и законность, особенно в деятельности государственной власти должны обеспечивать действенность таких общечеловеческих гражданских критериев - оценочных принципов, как свобода, равенство, справедливость. Чтобы обеспечить верховенство закона, каждый гражданин должен быть юридически грамотным, государственные чиновники должны быть юристами-профессионалами в сфере своей деятельности, а работники правоохранительной, правоприменительной сферы и правосудия должны быть профессионалами юристами высокого класса и высокообразованными людьми в сфере философии, социологии и специальных отраслевых знаний.

1. Юридическое образование, по нашему мнению, должно быть единым, цельным и в тоже время многообразным в соответствии с потребностями структуры общества и процесса развития общественных отношений вообще, и в конкретном историческом временно-пространственном измерении, в частности. Должно быть достигнуто соответствие между демографической структурой общества, его потребностями, структурой и конечными показателями юридического образования.

1.1 Единство юридического образования должно обеспечиваться государственным стандартом, в который входят нормативы на количественные и качественные характеристики. Действующий ныне государственный стандарт содержания юридического образования не соответствует реалиям и потребностям общества в юридическом образовании, способствует волюнтаризму в выборе учебных дисциплин и структуре их содержания. Об этом свидетельствует действующая градация дисциплин: федеральный, региональный, вузовский, по выбору.

Следовало бы установить стандарт на условия образования, т.е. обязательные к изучению дисциплины социолого-философского, математикоинформационного, исторического, лингвистического, культурологического, государственно-правового направлений. Причем государственно-правовые должны занимать не менее 2/3 всего объема обучения. Объем преподавания дисциплин этих направлений и единые формы определения знаний студентов (экзамен, зачет, рейтинг, тесты и т.д.) должны определяться государством, так как это единый

оценочный, соответствующий международным нормам государственный образовательный стандарт высшего юридического профессионального образования с присвоением профессии, например, бакалавра юриспруденции - юриста 2 степени, магистра юриспруденции - юриста 3 степени.

1.2 Структура юридического образования может быть многоуровневой, а процесс образования

- непрерывным. Это: 1) дошкольное правовое воспитание: изучение правил движения на улицах и дорогах, системы обеспечения безопасности и т.д.;

2) начальное юридическое образование в системе общего среднего образования (школа, гимназия)

- дает общие знания о системах государственного устройства, управления обществом, системах права; 3) среднее профессиональное юридическое образование: колледж, техникум - готовит специалистов учетно-кадрового обслуживания, делопроизводства, подготовки документов, помощников нотариусов, а также низшего управленческого звена; 4) высшее профессиональное юридическое образование - институты с 4-летним обучением -бакалавриат, университеты с 5-6-летним образованием - магистратура; 5) постоянно действующая система повышения образования и квалификации; 6) высшее послевузовское профессиональное образование - аспирантура, докторантура, адъюнктура. Учебные заведения могут базироваться на разных формах собственности, но дипломы должны быть одинакового образца независимо от формы собственности учебного заведения.

Полагаем, что эти уровни (ступени) образования должны готовить специалистов определенного, то есть заданного уровня. Школы, гимназии дают общее, начальное юридическое образование, не присваивая статуса профессии; колледжи, техникумы дают среднее профессиональное образование с присвоением профессии (например, юрист 1-ой степени, категории). Эта градация должна быть определена и установлена Табелем о рангах государственной и коммерческой службы. Среднее юридическое образование должно, по нашему мнению, регулироваться ГОСТом.

Институты, университеты должны, так же как и сейчас, давать высшее профессиональное юридическое образование двух ступеней: высшее общее юридическое профессиональное образование - юрист 2 степени (система бакалавриата) и высшее специализированное юридическое образование - (магистратура) - юрист 3 степени - готовит работников административно-правового

управления обществом, гражданско-правового управления обществом, криминологического (уголовно-правового) управления обществом.

Двухуровневая система высшего юридического образования не должна, на наш взгляд, исключать среднего профессионального образования по подготовке кадров низшего управленческого звена.

Непрерывность юридического образования всех обозначенных систем должна заключаться не в перезачете ранее изучавшихся предметов, а в изучении тех же обязательных для юристов предметов, но на более высоком профессиональноспециализированном уровне.

Система зачетов ранее изучавшихся дисциплин неприемлема и в системе переподготовки кадров, т.е. получения второго высшего образования. Необходимо изучать все обязательные дисциплины государственного стандарта и сдавать по ним экзамены. Не допустимо, на наш взгляд, давать второе высшее юридическое образование по сокращенной программе лицам, имеющим только среднее неюридическое и даже юридическое образование.

1.3 Вторая ступень высшего юридического профессионального образования, как правовая специализация, также должна определяться государственным стандартом и включать основные направления (специализации), уже имеющиеся в вузах: 1) административно-государственное управление общественными процессами; 2) гражданско-правовое управление обществом; 3) криминологическое (уголовно-правовое) управление общественными процессами (отношениями).

Предлагаем ввести четвертое основное направление специализации - ювенальную юстицию для подготовки специалистов в: а) системе управления развитием (воспитание, образование) несовершеннолетних; б) системе защиты их прав и свобод и системе противодействия преступности несовершеннолетних (см. п. 2.2).

Государственный стандарт должен определять набор основных дисциплин в общем учебном объеме их преподавания не менее чем на 2/3 общего объема, остальные (1/3 объема) - это спецкурсы по углубленному изучению основных дисциплин, которые определяет ВУЗ, возможно, по согласованию с региональными органами государственного управления образованием. Выпускники получают профессию, например, специалиста по установленной шкале (второй степени или магистра юриспруденции - специалиста третьей степени и т.п.).

Для работающих юристов, специалистов (магистров) должна также существовать система повышения квалификации на уровне учебных академий при участии в формировании учебных программ министерств и ведомств. Все специалисты должны проходить повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет продолжительностью 3-6 месяцев с присвоением квалификации в соответствии с Табелем о рангах. Продвижение по службе, как правило, должно происходить после этапа учебы в этой системе.

Подготовка специалистов-юристов узкой специализации в различных сферах должна решаться, на наш взгляд, на стадии переподготовки, повышения квалификации или же институтами, университетами по дополнительной, специально разработанной программе, согласованной с органами управления в регионах.

2. Проблемы выбора общеобязательных и специализированных дисциплин должны решаться не только в соответствии с уровнем развития мировой и отечественной науки вообще, но обязательно в соответствии с потребностями развития общества на современном этапе с учетом потребностей регионов.

Государство должно определить приоритеты развития правовых систем управления обществом на современном этапе и на перспективу.

2.1. Сейчас основой общества становится частная собственность, свобода торговли, цен, конкуренция, капитализация, предпринимательство и др., т.е. основополагающие ценности капиталистического цивилизованного общества. Это принципиально новая система ценностей требует иного построения программ и «курсов» вузовского обучения. Меняется существующая структура и содержание правовых дисциплин, преподаваемых в вузах. Подход при этом нередко упрощенный. Так, под изучением «Административного права» мы понимаем ознакомление с «Кодексом об административных правонарушениях» (т.е. незначительных преступлениях граждан и их корпораций), а не изучение курса «Основы административных процедур». В стране отсутствует аналогичный закон, регулирующий все многообразие деятельности (и ответственность) органов государственной власти. Поэтому в стране нет и «административного правосудия» как системы разрешения претензий граждан и их корпораций (частного интереса) к органам государственной власти (публичный интерес).

Если исходить из общей категории «преступного деяния», а не административного деликта, это позволит «преступление» рассматривать как категорию действительно общественноопасных деяний, а не абстрактную формулировку «кодекса», который быстро меняется, и «население» уголовноисправительных учреждений свести до минимума (десятки тысяч, а не тысячи тысяч). Нынешняя формулировка понятия преступления (ст. 14 УКРФ) неизбежно ведет к созданию армии заключенных, лишенных свободы и человеческих условий жизни людей, что наносит государству и обществу не только моральный, но и большой экономический ущерб.

Следует задействовать ювенальную правовую систему воспитания, образования и защиты детей как особой категории населения (подрастающего поколения). Дети должны быть, как правило, выведены из сферы действия уголовного закона и уголовно-правовой системы «правосудия».

Фактически мы строим свободное общество свободных людей, а пользуемся антагонистической для этого общества социалистической правовой системой тоталитарного государства и государственного управления.

Предлагается: 1) ввести во всех вузах дисциплины сравнительного правоведения в области административно-правового управления, гражданско-правового (цивильного), криминологического (уголовно-правового) управления и ювенальной юстиции как системы воспитания, образования и судебной защиты несовершеннолетних и молодежи; 2) исключить из преподавания дисциплину «Правоохранительные органы», так как они постоянно совершенствуются, и ввести дисциплину «Правоохранительная деятельность государства» -это функции выявления и пресечения нарушений и неисполнений любых систем права как преступных деяний, т.е. правонарушений и преступлений;

3) функции уголовного преследовании - расследование преступных деяний, наказание осужденных и их исправление - это функции судебной власти и по Конституции РФ они возложены на прокуратуру, дознание, следствие, Министерство юстиции. Им должна соответствовать наука «Уголовное преследование в России»; 4) функцию правосудия по уголовным, гражданским, административным делам

- в сфере государственного управления обществом осуществляют органы судебной власти (по Конституции это: суды всех правовых систем и прокуратура). Соответственно, должна быть и дисциплина «Отправление правосудия в России» и ее спецкур-

сы - Уголовное, Гражданское, Административное, Конституционное правосудие (процессы).

Особо следует остановиться на «Прокурорском надзоре» как функции судебной власти в любой конституционной стране. «Прокурорский надзор»

- «разбор полетов» при (после) нарушении закона. Преступление - тяжкое по умыслу и последствиям нарушение закона, одно из степеней преступного деяния. В органах прокуратуры можно проверить любой «материал», выявить детали, определить квалификацию такого деяния - нарушения. Это расследование. Любое дело может быть расследовано в прокуратуре. «Следователь» - архаизм. Это должны делать прокуроры, их заместители, их помощники. Это не проблемы «подследственности», и не сокращения или увеличения следственного аппарата. Это осуществление функции уголовного преследования, досудебного производства, надзора за исполнения законов во всех сферах государственной власти (кроме президентской) в плане противодействия коррупции, в том числе и в системе органов судебной власти. Ни одна система в природе и обществе не может быть «самодостаточной» и «само-контролирующейся», так как это всегда приводит к ее вырождению, коррумпированности, разложению и гибели подобной системы.

Поэтому наука о «Прокурорском надзоре в системе государственной власти и управления» необходима в системе юридического образования.

Следует отметить, что учебная дисциплина «Криминология» по действующему стандарту предусмотрена на 3-м курсе обучения параллельно с другими дисциплинами уголовно-правового цикла. Фактически «Криминология» - это дисциплина, завершающая весь цикл уголовно-правового обучения, так как ее предметом является профилактика, предупреждение, пресечение преступности, планирование и организация противодействия и борьбы с ней. Уголовное, исполнительное право, процесс, криминалистика, юридическая психология и этика является «инструментами», с помощью и на базе

которых «Криминология» организует и мобилизует общество на борьбу с противоправностью и ее высшей стадией - преступностью как социальными явлениями.

Поэтому «Криминология», как одна из основных научных дисциплин юриспруденции, должна изучаться на последних курсах высшего профессионального юридического обучения, не ниже 8 семестра (4 курса) независимо от специализации студента. Юрист любой специализации должен владеть знаниями и практикой противодействия противоправному поведению в целом, и преступному в частности. После изучения «Криминологии» как общетеоретической основы юридических наук и философии государственного реагирования на преступность как единый негативный процесс возможно активное усвоение студентами специальных курсов по проблемам борьбы с преступностью в обществе любого региона и страны в целом.

2.2 Поскольку «Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних» основано не только на знаниях права, но и на знаниях педагогики, социологии, психологии, естественных наук о человеке и природе, эта отрасль правоотношений должна быть выделена в особый объект всех указанных наук, и, следовательно, должна быть введена самостоятельная специализация - «Ювенальная юстиция» с набором дисциплин: «Основы ювенальной юстиции», «Ювенальное правосудие», «Международные стандарты социализации (развития) детей», «Защита детей, попавших в трудную жизненную ситуацию», «Система органов защиты детей и профилактики их девиантного поведения» и других.

В заключение хотелось бы сказать, что изучение правового опыта зарубежных стран (других социально-правовых систем) поможет нам развивать наши правовые системы по цивилизованному, прогрессивно-гуманистическому направлению и избежать «ошибок» (волюнтаризм, репрессии, геноцид и т.д.), присущих социалистическим тоталитарным системам права и управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.