Научная статья на тему 'К вопросу о природе общественного мнения: коммуникативный подход'

К вопросу о природе общественного мнения: коммуникативный подход Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
915
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНОЕ ОЦЕНОЧНОЕ СУЖДЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / ПУБЛИЧНОЕ ПОЛЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / COLLECTIVE VALUE JUDGMENT / PUBLIC OPINION / PUBLIC RELATIONS / PUBLIC FIELD / SOCIAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Михайлов Валерий Алексеевич

В статье рассматривается общественного мнения. Описываются механизмы формирования и функционирования общественного мнения в свете трактовки общественного мнения как коллективного оценочного суждения. Показаны кардинальные изменения в механизмах формирования и функционирования общественного мнения в результате смены господствующих типов социального общения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE NATURE OF PUBLIC OPINION: COMMUNICATIVE APPROACH

The article deals with the communicative nature of public opinion. It describes the mechanisms of formation and functioning of public opinion in the light of its interpretation as a collective assessment judgment. Cardinal changes in mechanisms of formation and functioning of public opinion because of change of dominating types of social communication are shown

Текст научной работы на тему «К вопросу о природе общественного мнения: коммуникативный подход»

Frank S.L. (1995). Subject of Knowledge. The Soul of Man / Ed. by I.I. Evlampiev. SPb. Science. 656 P. (In Rus.).

Frolova M.I. (2018). The Human World: Uncertainty as a Challenge (XVII Frolov Readings). In: The Questions of Philosophy. No. 4. [Electronic resource]. Access mode: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1936&Itemid=52. (In Rus.).

К ВОПРОСУ О ПРИРОДЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ: КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД

Для цитирования: Михайлов В.А. Влияние личностных свойств антропоса на коммуникацию в культурном пространстве. // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 3. № 3, 2018. С. 14-21.

Автор: МИХАЙЛОВ В.А.

МИХАЙЛОВ Валерий Алексеевич - д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой социологии Тверского государственного университета. Адрес: 170000, Тверь, ул. Желябова, д. 33. E-mail: [email protected].

Аннотация. В статье рассматривается коммуникативная природа общественного мнения. Описываются механизмы формирования и функционирования общественного мнения в свете трактовки общественного мнения как коллективного оценочного суждения. Показаны кардинальные изменения в механизмах формирования и функционирования общественного мнения в результате смены господствующих типов социального общения.

Ключевые слова: коллективное оценочное суждение, общественное мнение, общественность, публичное поле, социальный институт.

В рамках коммуникативного подхода общественное мнение (public opinion) плодотворнее всего рассматривать как коллективное оценочное суждение, т.е. процесс и результат обсуждения каким-то сообществом тех или иных социальных явлений с получением публично оформленной оценки по поводу обсуждаемых событий, лиц, социальных фактов.

Общественное мнение как мнение общественности

Первый шаг в категориальной экспликации разбираемого понятия состоит в развернутом ответе на извечные и самые вопросы теории общественного мнения: общественное мнение - это чье мнение? В какой мере в нем представлен индивид? Почему мнение «лидеров мнений» намного весомее мнений остальных членов данного сообщества?

Одна из традиционных расшифровок термина public в понятии public opinion состоит в переворачивании порядка слов и придании public вполне

определенного содержания: общественное мнение - это мнение общественности. Остается дать содержательную трактовку самому термину «общественность».

С точки зрения Ю. Хабермаса, общественность представляет собой часть активных граждан, которые не занимают никаких должностей в административном аппарате государства и гражданских организаций, находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, занимают критическую позицию по отношению к бюрократическим органам и поэтому способны влиять и даже контролировать их деятельность [Алхасов]. Таким образом, понятие «общественность» у Ю. Хабермаса обозначает не столько общественные организации, сколько постоянный диалог гражданского общества и государства, критическую позицию активной части населения (элита, «узкая общественность», «лидер мнений» и т.д.), публично выраженную оценку и функции социального контроля

Пьер Бурдье и Патрик Шампань отмечают, что под термином «общественное мнение» во Франции XVIII в. подразумевались публичные выражения личных мнений ограниченной, но довольно значительной части населения, которая, обладая большим экономическим и культурным капиталом, претендовала на участие в управлении и намеревалась воздействовать на политиков с помощью пасквилей и так называемой «общественной» прессы. В XIX в. под воздействием демократических взглядов, основанных на том, что единственным источником законности политики является воля народа, публично выраженные мнения «социальной элиты» превращаются в народные мнения; представительная система правления приводит к тому, что элита, состоящая из избранных представителей, считает себя естественной выразительницей интересов «народа» и рассматривает свои мнения как выражение общих интересов и благосостояния, исключив узкие и ограниченные интересы определенного класса или группировки [Афанасьев, Ферро: 217-218]. Таким образом, здесь также история становления общественного мнения жестко привязывается к генезису такого социального феномена, как общественность, которая всегда и везде устанавливала «повестку дня», выдвигала на всеобщее обозрение социальные проблемы, предлагала варианты их решения.

Общественное мнение как публично высказанное мнение

Второй шаг в категориальной экспликации понятия public opinion состоит в расшифровке public как публично оформленного мнения. В основном, это ответы на следующие вопросы: когда, где и как происходит столкновение разных мнений и дальнейшая выработка коллективного оценочного мнения?

Общественное мнение может состояться только через обсуждение, что требует обязательного наличия публичной площадки. Например, основная борьба в современных демократиях разворачивается как раз за доступ к таким публичным площадкам (сегодня это, в основном, медийное поле), на которых формируется и функционирует общественное мнение и через которые общественное мнение выполняет свои социально-политические функции.

Вот что писал Д. Дидро в конце XVIII в.: «Мнение...ведет свое происхождение только от небольшого количества людей, которые говорят после того, как они думали, и которые беспрестанно образовывают в различных пунктах общества просветительские центры, откуда продуманные заблуждения и истины постепенно расходятся до самых последних пределов города, где они утверждаются в качестве догматов веры» [Чепурина]. Вывод таков: вместе с историческим развитием общественности изменялось и публичное поле, в котором происходило формирование и функционирование мнения той или иной общественности по поводу того или иного социально значимого события.

П.Н. Милюков в третьей книге своих «Очерков по истории русской культуры» весьма подробно разбирает соответствующие процессы, происходившие в России XVII-XVIII вв. [Милюков: 337]. В России изначально первенствующую роль в становлении общественности сыграли литература и пресса, которые повсеместно стали открывать значимые для всего общества темы обсуждения, вырабатывать варианты оценок и способов решения злободневных проблем, интерпретировать прошлое, формулировать ценностные установки и идеалы будущего. В процессе коллективного обмена мнениями происходило как рождение самой общественности, так и приобщение различных слоев к лагерю общественности (со стороны разночинной молодежи). Появляется специализированное информационно-коммуникационное пространство (кафе, редакции газет и журналов, клубы, салоны, общества, театры и т.д.), где происходит обмен мнений и где появляется коллективная -пока узкая, но уже вполне «публичная» - точка зрения.

Общественное мнение как коллективное оценочное суждение определенной социальной общности

Кардинальный факт состоит в том, что общественное мнение не может «жить» ни на индивидуальном, ни на всеобщем уровне: интраперсональное и общемировое общение имеют совершенно иные конструктивные особенности поля общения - в первом случае другие люди просто не догадываются, что с ними, возможно, ведется заочный диалог (здесь вообще нет никакого публичного поля), а во-втором случае это самое публичное поле настолько лоскутно и представлено с такими информационными лакунами, что о так называемом «общемировом» общественном мнении современная социология даже и не осмеливается говорить.

Итак, общественное мнение всегда функционирует только на уровне общности, которая хотя и привязана определенным образом к характеристикам национальных, религиозных, территориальных и прочих общностей, но появляется и исчезает вместе с фактом реального коллективного обсуждения той или иной социально значимой проблемы. Ясно, что общественное мнение без индивида существовать не может: всегда требуется личное участие в оценке событий, фактов и лиц. Индивид является исходной, но никак не конечной инстанцией. Индивидуальное сознание всегда «корректируется» средствами массовой информации и другими субъектами общественного мнения. Да и

«высказываться» в общественном мнении индивиду приходится отнюдь не по всем волнующим его проблемам, но только по общественно значимым проблемам. К тому же «высказывается» приходится публично, обращаясь к другим или прислушиваясь к другим. А так как простой человек практически по всем вопросам не имеет собственного обоснованного мнения, то ему приходится прислушиваться к мнению «уважаемых людей».

Согласно Гегелю, общественное мнение «содержит в себе вечные субстанциональные принципы справедливости, подлинное содержание и результат всего государственного строя, законодательства и всеобщего состояния вообще в форме здравого смысла людей как той нравственной основы, которая проходит через все, что принимает форму предрассудка, а также истинных потребностей и правильных тенденций действительности. Вместе с тем, когда эти внутренние моменты вступают в сознание и становятся в общих положениях представлением, отчасти для себя, отчасти для конкретного рассуждения о событиях, постановлениях и обстоятельствах государства и об ощущаемых потребностях, выступает вся случайность мнения, его невежество и извращенность, ложность знания и суждения» [Гегель: 352]. Здесь общественное мнение, как институт гражданского общества, противопоставляется государству, в котором единственно может совершаться органическое осуществление всеобщего. Мыслитель явно располагает общественное мнение между всеобщим и индивидуальным, т.е. в зоне особенного, в лоне той или иной социальной общности.

Общественное мнение как специфическая форма отражения действительности, формирующаяся в ходе информационно-коммуникативного общения

Общественное мнение - это, в первую очередь, обсуждение, в котором может быть представлено как доминирующее суждение, так и равновесное распределение различных мнений. Чтобы оно появилось, должна произойти публичная дискуссия. Только через подобное общение совокупность индивидуальных мнений может трансформироваться в общественное мнение. Таким образом, общественное мнение - как коллективное оценочное суждение - есть ментальное явление, специфическая форма отражения действительности, а с другой стороны, оно являет собой специфический социальный институт, превращающий публичное общение в важную детерминанту общественной жизни.

Можно отметить, что в истории общественного развития действует закон смены главенствующего типа общения. Так, в первобытном обществе наличествует лишь межличностное общение, а буржуазном обществе ведущей становится массовая коммуникация. Смена преобладающего типа общения неизбежно влечет за собой замену механизма формирования и функционирования общественного мнения. В сословном обществе у каждого сословия свои «арены взаимодействия», которые практически не перекрещиваются и не могут породить общенационального общественного

мнения. Г Тард отмечал: «Во времена Людовика XIV мнение двора имело большое значение, гораздо большее, чем думают, на решение монарха, который бессознательно подчинялся ему; мнение города не шло в счет, а мнение провинций вовсе игнорировалось» [Тард: С. 36].

Например, в современном обществе наличествует невиданное ранее соединение интраперсонального, межличностного, специализированного и массового типов информационно-коммуникационного взаимодействия: межличностное общение в Интернет-пространстве становится безличным, а массовая коммуникация, обрастая сетью «обратных связей», имеет тенденцию к демассификации и, скорее всего, будет постепенно уступать свою главенствующую роль специализированным формам взаимодействия, о чем наглядно свидетельствует бурное развитие социальных сетей.

В современном обществе средства массовой информации замыкают на себя основные информационные потоки, поэтому остаются в своей совокупности основным полем бытия общественного мнения, а значит, и главным каналом влияния на общественное мнение. И это влияние (общение людей через СМИ) носит принципиально противоречивый характер: с одной стороны, СМИ всемерно расширяют горизонт массового сознания, но с другой, - на пути достижения всех и каждого они неизбежно понижают глубину описаний и тем самым неизбежно сужают глубину идей, точность, объем информации. В результате СМИ выступают то как «магическое окно», через которое мы всматриваемся в мир и общаемся с другими, то как «кривое зеркало» или «фабрика грез», где создается собственный и альтернативный мир, привлекательный и соблазнительный для общения тех или иных групп людей.

Интернет-коммуникация как новая практика информационно-коммуникативного взаимодействия, формирования и функционирования

общественного мнения

Интернет-коммуникация существенно меняет конфигурацию коммуникативного акта: в массовом обществе информация идет преимущественно от коммуникатора к коммуниканту, в Интернет-пространстве пользователь-коммуникант становится господствующей фигурой. Удельный вес и значение массовой коммуникации в виртуальном пространстве минимально, ее место занимает специализированная информация. Виртуальная среда необычайно креативная среда: чтобы сохранить себя как целостность, Сеть сетей должна постоянно расширять совокупную коллективную деятельность. Здесь объединение индивидуальных мнений в коллективное оценочное суждение происходит здесь на фоне «Я»-центрирования, хотя и в непрерывном общении. Преобладающей формой общения является диалог, а не монолог.

В силу того, что любой человек одновременно является членом многих малых и больших социальных групп, то структура его самоидентификации может быть представлена как взаимопересечение многих «Мы» (по профилю социальных сетей уже сегодня можно достаточно полно и точно описать самоидентификацию личности). Социальные сети представляют сегодня

своеобразное лоскутное одеяло, состоящее из самозамкнутых сообществ (посредством паролей и логинов). Известно, что в отсутствие упорядочивающего центра и упорядочиваемой периферии любое социальное пространство неизбежно образует мозаичные (сетевые) структуры. В такой среде общественное мнение получает довольно специфические характеристики.

Как образно выражаются специалисты, без сообществ социальные сети были бы просто приукрашенными телефонными справочниками. Главные функции социальных сетей: поддержание общения, обмен мнений, получение информации, средство самореализации и др. Но при этом общение происходит в безличной форме (Nick-самопрезентация), а свои эмоции и чувства человек вынужден выражать исключительно в вербальной форме. Социальные сети - как современное средство публичной коммуникации и как новый способ выражения мнения - породил новый вид «лидеров мнений» (блогеры и проч.). Когнитивный, чувственно-эмоциональный и поведенческий уровни в структуре общественного мнения реконфигурируются. Например, чувственно-эмоциональный компонент сетевого общественного мнения носит подчеркнуто демонстративный характер, но при этом исключительно труднодоступен для проверки. Недаром, американский Pew Research Center сделал обескураживающий вывод, что замеры общественного мнения в социальных сетях практически всегда и повсеместно дают искаженную картину реальности.

Таким образом, как замечает М. Кастельс, наступает общество процессов, а не структур. Вместо былого «пространства мест» приходит «пространство потоков», а вместо былого часового времени наступает «без(вне)временное время». Информационализм становится способом развития общества. Новые информационные и телекоммуникационные технологии приобретают конституирующее значение в развитии информационного общества. По мере погружения экономической, политической и культурной среды в виртуальное пространство законы функционирования Сети сетей будут все более действенными для закономерностей экономического, политического и культурного развития общества. В результате, как верно отметил Р. Штихве, понятие «сеть» уже сегодня реально «заменяет старые социологические понятия, такие как понятие группы или общины, на понятия средней области действия...Понятие сети в этом случае будет не только указанием на универсальный метод и теорию в социологической дисциплине, но и на новую форму структуры мирового сообщества» [Штихве: 67-77]. Новые технологии формируют новые типы и формы социального общения, а с ними и новые механизмы формирования и функционирования общественного мнения.

Источники

Алхасов А.Я. (2001). От критической теории к теории коммуникативного действия. Эволюция взглядов Юргена Хабермаса. Тексты. / А.Я. Алхасов Ульяновск. УлГТУ. 150 с.

50/50: Опыт словаря нового мышления. (1989). / Под общ. ред. Ю. Афанасьева, М. Ферро. Москва. Прогресс: Пайо. 560 с.

Чепурина М. (2004). Общественное мнение во Франции на исходе старого порядка. // Альманах исследований всеобщей истории XVI - XIX вв. Интеллектуальная история. № 1. Екатеринбург. С. 244 -254

Милюков П.Н. (1995). Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Москва. Гегель, Г.В.Ф. Философия права. / Г.В.Ф. Гегель. Пер. с нем.: Ред. и сост. Д.А. Керимов и В.С. Нерсесянц / Авт. вступ. ст. и примеч. В.С. Нерсесянц Москва. Мысль. 1990. 524 с.

Тард, Г. Общественное мнение и толпа / Г. Тард. Пер. с франц. под ред. Когана П.С. Институт психологии РАН. Издательство «КСП+». 1999 г. 414 с.

Штихве Р. (1999). К генезису мирового общества - инновации и механизмы // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 2. № 3. С. 6777.

TO THE QUESTION ABOUT THE NATURE OF PUBLIC OPINION: COMMUNICATIVE APPROACH

For citation: Mikhailov V.A. To the Question about the Nature of Public Opinion: Communicative Approach. In: Communicology: The Online Scientific Journal. Vol. 3. No.3. 2018. P. 14-21.

Author: MIKHAILOV V.A.

MIKHAILOV Valery A., PhD, Professor, head of the Department of Sociology, Tver State University. Address: 170000, Tver, Zhelyabova str., 33. E-mail: [email protected].

Annotation. The article deals with the communicative nature of public opinion. It describes the mechanisms of formation and functioning of public opinion in the light of its interpretation as a collective assessment judgment. Cardinal changes in mechanisms of formation and functioning of public opinion because of change of dominating types of social communication are shown.

Key words: collective value judgment, public opinion, public relations, public field, a social institution.

References

Alkhasov A.Ya. (2001). From Critical Theory to Communicative Action Theory. Evolution of views of Jurgen Habermas. Texts. / ed. A.Ya. Alkhasov Ulyanovsk. ULSTU. 150 P. (In Rus.).

50/50: Experience of the Dictionary of New Thinking. (1989). / ed. Y. Afanasiev, M. Ferro. Moscow. Progress. 560 P. (In Rus.).

Chepurina M. (2004). Public Opinion in France is Running Out of the Old Order. In: Almanac of studies of the General history of the XVI-XIX centuries. Intellectual history. No. 1. Yekaterinburg. P. 244 -254. (In Rus.).

Milyukov P.N. (1995). Essays on the History of Russian Culture. In 3 t. Moscow. (In Rus.).

Hegel, G.W.F. Philosophy of Law. (1990). / trans. and ed. D.A. Kerimov and V.S. Nersesyants / Intro and notes. V.S. Nersesyants. Moscow. Thought. 524 P. (In Rus.).

Tarde G. Public Opinion and Crowd. (1999). / G. Tarde. trans. P.S. Kogan. Institute of psychology RAS. Publishing house "KSP+". 414 P. (In Rus.).

Stave R. (1999). To the Genesis of World Society - Innovations and Mechanisms. In: Journal of sociology and social anthropology. Vol.2. No. 3. P. 6777. (In Rus.).

ПЕДАГОГИКА ЛИДЕРСТВА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ УПРАВЛЕНЦА-ПАТРИОТА И РАЗВИТИЯ ЕГО КОММУНИКАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Для цитирования: Ильченко В.И., Токмачева М.А. Педагогика лидерства как средство формирования личности управленца-патриота и развития его коммуникативного потенциала. // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 3. № 3, 2018. С. 21-31.

Авторы: ИЛЬЧЕНКО В.И., ТОКМАЧЕВА М.А.

ИЛЬЧЕНКО Валерий Иванович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры Мировой философии и теологии Луганского национального университета им. В. Даля. Адрес: 91000, г. Луганск, кв. Молодежный, 20а. E-mail: [email protected].

ТОКМАЧЕВА Марина Алексеевна - магистрант кафедры Мировой философии и теологии Луганского национального университета им. В. Даля. Адрес: 91000, г. Луганск, кв. Молодежный, 20а. E-mail: [email protected].

Аннотация. В статье рассматривается идеологема «Русский мир» как феномен, не просто охватывающий понятие «национальные интересы России», но простирающийся на все пространство ойкумены. Сопоставляются два подхода в объединении мирового сообщества: цивилизационный, базирующийся на полезности индивидуума, и культурологический, апеллирующий к духовным ценностям человека. Показано, что кризис современного общества обусловлен перекосом цивилизационно-культурного баланса в сторону первого. Утверждается, что возрождение духовных ценностей «Русского мира» возможно лишь при правильном руководстве обученными оргуправленцами, готовыми решать проблемы не только цивилизационной, но и культурной сферы. Отмечается, что для подготовки национальных лидеров требуется принципиально новая система приемов, принципов и методов воспитания, требующая смены образовательной парадигмы и определяющаяся таким

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.