Литература
1. Теоретические основы исследования и анализа латентной преступности: монография / под ред. С.М. Иншакова. М., 2011. 839 с.
2. Дуюнов В.К. Механизм уголовно-правового воздействия : Теоретические основы и практика реализации : дис. ... д-ра юрид. наук. Тольятти, 2001. 512 с.
3. Жариков Ю.С. К вопросу о совершенствовании правового регулирования мер уголовно-правового воздействия // Российская юстиция. 2012. № 7. С. 45-47.
4. Мирошниченко Д.В. Коррупция и уголовно-правовое воздействие на нее: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009. 251 с.
5. Епифанов О.С. Уголовно-правовое регулирование в механизме правового воздействия на осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительных колониях общего и строгого режимов: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2003. 269 с.
6. Бавсун М.В. Уголовно-правовое воздействие: идеология, цели и средства реализации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Омск, 2013. 40 с.
7. Словарь Д.Н. Ушакова, 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mirslovushakova. ru/show_termin/51284/ (дата обращения: 05.08.2014).
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов / под общ. ред. Л. И. Скворцова. 24-е изд. М., 2004. 896 с.
9. Кондратьев М.Ю, Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. М., 2007. 464 с.
К ВОПРОСУ О ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТАХ
Аннотация: в статье изучается проблема института наказания в виде принудительных работ. Затронутая тема актуальна в силу того, что, во-первых, принудительные работы — достаточно новый вид уголовного наказания, во-вторых, данный вид наказания недостаточно исследован в научном мире, в-третьих, в условиях гуманизации уголовно-исполнительной политики современной России огромное внимание уделяется развитию учреждений, исполняющих наказания без изоляции от общества. Решающее значение при этом имеет изменение карательной политики государства в направлении ее либерализации по отношению к лицам, совершившим преступления небольшой или средней тяжести. Под принудительными работами следует понимать наказание альтернативное лишению свободы, за совершение преступления неболь-
Ю. А. Варламова
шой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые. Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Необходимо отметить, что принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим 55-летнего возраста, мужчинам, достигшим 60-летнего возраста, а также военнослужащим.
Ключевые слова: принудительные работы, замена наказания, исправительный центр, отбывание наказания, наказания, не связанные с лишением свободы, меры уголовно-правового характера, осужденный, ограничение свободы, исправительные работы.
Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) введен новый вид уголовного наказания — принудительные работы. Как указано в ст. 53.1 УК РФ, это наказание может применяться только в качестве альтернативы лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступлений небольшой или средней тяжести или тяжкого преступления впервые.
В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.
В соответствии с УК РФ принудительные работы применяются только в качестве основного вида наказания.
При частичном или полном сложении наказаний по совокупности преступлений и совокупности приговоров один день принудительных работ соответствует одному дню лишения свободы. Согласно ч. 1 и 2 ст. 72 УК РФ срок принудительных работ при назначении этого наказания исчисляется в месяцах и годах, вместе с тем при замене наказания или сложении наказаний срок принудительных работ может исчисляться и в днях.
Кроме того, на осужденного к принудительным работам в полной мере распространяется институт условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, в том числе положения ст. 80 УК РФ о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, инвали-
дам первой и второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим 50-летнего возраста, мужчинам, достигшим 60-летнего возраста, а также военнослужащим.
По предварительным подсчетам, средняя численность осужденных к принудительным работам может составить около 30 тыс. чел. в год. Отбывание принудительных работ предусмотрено в исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором данные лица проживали или были осуждены.
Учитывая предположительные лимиты одного исправительного центра на размещение до 200 осужденных к принудительным работам, на первом этапе планируется создать 30 исправительных центров, всего же необходимо будет построить 150 таких специальных учреждений [1, с. 3].
Из финансово-экономического обоснования, представленного в Государственную Думу РФ, следует, что на создание одного исправительного центра потребуется 67,6 до 72,2 млн руб. в зависимости от комплектации, учитывающей климатические условия места расположения центра, необходимые инженерно-технические средства охраны, инженерные сети и системы, причем строительство таких центров планируется на базе проекта с использованием инвентарных зданий контейнерного типа, изготавливаемых предприятиями уголовно-исполнительной системы Российской Федерации [2, с. 3].
К месту отбывания наказания осужденные следуют за счет государства самостоятельно, а лица, находящиеся
к моменту вступления обвинительного приговора в законную силу под стражей, направляются в исправительный центр под конвоем.
Срок принудительных работ исчисляется со дня прибытия осужденного в исправительный центр. В этот срок за-считывается и время содержания осужденного под стражей, а также следования в исправительный центр под конвоем из расчета один день содержания под стражей (нахождения под конвоем) за один день принудительных работ.
Порядок отбывания принудительных работ определяется Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (УИК РФ) и Правилами внутреннего распорядка исправительных центров.
Осужденные к принудительным работам находятся под надзором и обязаны: выполнять Правила внутреннего распорядка исправительных центров; работать там, куда они будут направлены; постоянно находиться в пределах территории исправительного центра, проживать, как правило, в специально предназначенных общежитиях, не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации исправительного центра; принимать участие в работах по благоустройству территории исправительного центра в порядке очередности в нерабочее время не более двух часов в неделю; постоянно иметь при себе документ, удостоверяющий личность.
Осужденным может быть разрешен краткосрочный выезд за пределы исправительного центра на срок до пяти суток. Им не разрешается иметь при себе запрещенные предметы, указан-
ные в перечне Правил внутреннего распорядка исправительных центров. Осужденные и помещения, где они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных — досмотру.
Осужденным при положительном поведении и отбытии определенной части срока наказания по постановлению начальника исправительного центра может быть предоставлено право проживания с семьей за пределами исправительного центра в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр.
Лицам, не имеющим взыскания, разрешается выезд за пределы исправительного центра на период ежегодного оплачиваемого отпуска.
Осужденным к принудительным работам разрешается обучение в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования по заочной форме обучения, находящихся в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр.
Материально-бытовое обеспечение осужденных к принудительным работам заключается в следующем: им предоставляются индивидуальное спальное место и постельные принадлежности; норма жилой площади не может быть менее четырех квадратных метров; обеспечение одеждой, обувью и питанием осуществляется за свой счет; осужденные вправе иметь при себе денежные средства и распоряжаться ими.
Осужденные к принудительным работам обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров. Эти лица привлекаются к труду в соответ-
ствии с трудовым законодательством Российской Федерации, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, отказа от выполнения работы, предоставления отпусков (18 календарных дней).
Из заработной платы осужденных производятся удержания в размере, установленном приговором суда, а также для возмещения расходов по их содержанию, но все же им выплачивается гарантированный минимум в размере не менее 25 % от начисленной заработной платы.
С осужденными к принудительным работам администрацией исправительного центра проводится воспитательная работа с учетом индивидуальных особенностей личности и обстоятельств совершенных ими преступлений. В рамках проведения воспитательной работы законодателем предусмотрен перечень мер дисциплинарных взысканий и мер поощрения, применяемых к осужденным к принудительным работам, а также порядок их применения.
В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ начальник исправительного центра направляет в суд представление о замене неотбытой части наказания на лишение свободы из расчета один день лишения свободы за один день неотбытых принудительных работ.
УИК РФ предусмотрено применение технических средств надзора и контроля за поведением осужденных к принудительным работам.
Анализ современной криминальной ситуации свидетельствует о наличии в действующем механизме уголовно-
правового регулирования ряда проблем, детерминирующих дальнейшую новеллизацию норм уголовного и уголовно-исполнительного права. В связи с этим в научных кругах на правотворческом и правоприменительном уровнях формируется проблема оптимизации наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества. Законодательная регламентация принудительных работ в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве повлекла за собой возникновение ряда вопросов теоретико-прикладного характера, решение которых направлено на эффективное правовое регулирование, обеспечиваемое надлежащим уровнем оформления и применения указанной меры уголовно-правового характера.
Одной из проблем реализации данного вида наказания является, исходя из содержания ст. 53.1 УК РФ, присутствие ряда схожих признаков, характерных для других видов наказаний. Принудительные работы вводятся как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо тяжкого преступления впервые. В связи с этим определенное сомнение вызывает вероятность использования единой меры государственного принуждения в отношении различных по степени общественной опасности осужденных, признанных виновными в совершении совсем не схожих преступлений. Назначение лишения свободы (на срок от двух месяцев до пяти лет) при наличии вывода суда о возможности исправления осужденного без реального его отбывания ста-
новится основанием для вынесения постановления о замене указанного вида наказания принудительными работами. Такое положение закона в целом совпадает с основанием суда считать назначенное наказание условным (ч. 1 ст. 73 УК РФ).
Вместе с тем следует отметить определенную конкуренцию уголовно-правовых норм, способную дезориентировать правоприменительные органы. Законодательная регламентация цели исправления осужденного предполагает установление указанного направления при исполнении принудительных работ. Однако нельзя исключить тот факт, что данный вид наказания, возможно, имеет иное функциональное предназначение исходя из этимологического трактования его названия. Принудительные работы несут в своем назначении такую организацию труда осужденных, которая позволяет ожидать достижение лишь специально-предупредительного эффекта. Довольно сложно надеяться на выгодные изменения в поведении и сознании осужденного под воздействием выполнения на протяжении продолжительного периода неестественных, несвободных работ, не соответствующих его пожеланиям и стремлениям. В результате возникает вопрос в отношении моментов, на которых должен основываться вывод суда о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в виде лишения свободы. Вероятно, законодатель принимал данное решение с целью разгрузить исправительные учреждения и исключить необходимость дополнительного финансирования содержания осужденных в условиях строгой изоляции от общества.
Подтверждением служит предоставленная возможность назначения принудительных работ за впервые совершенное тяжкое преступление. На наш взгляд, довольно нелегко признать карательную суть принудительных работ, совпадающую по своему содержанию с идентичным элементом, предусмотренным для осужденных к исправительным работам (ч. 3 ст. 50 УК РФ) [3, с. 164168]. Проблематичным представляется и привлечение осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Регулярно снижается удельный вес занятых трудовой деятельностью осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях. Образование новых промышленных комплексов затруднительно и неперспективно для развития производственной деятельности уголовно-исполнительной системы. Исходя из положений закона исключается возможность принудительного привлечения к труду в учреждениях, организациях, предприятиях различных форм собственности, как это практикуется при исполнении обязательных работ [4, с. 62-65]. Предусмотренное законом производство изъятия из заработной платы осужденного от 5 до 20 % предполагает, как минимум, достойное денежное содержание.
На данном этапе допускается использование осужденных на принудительных работах с вредными условиями труда, но только с их непосредственного согласия. Между тем производственный процесс предполагает определенный период обучения, специальность и профессию. Неквалифицированный труд исключает хорошую заработную плату, что уменьшает возмож-
ность стимулировать социально полезное для общества поведение.
Законодатель предлагает осуществить исполнение наказания в виде принудительных работ в исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта РФ, в котором осужденные проживали или были осуждены. На данном этапе, несомненно, возникает проблема необходимых для решения поставленной задачи социально-экономических условий. Отсутствие же таковых, в свою очередь, повлечет за собой направление осужденных в исправительные центры, расположенные на территории другого субъекта РФ, где имеются определенные условия для их размещения и привлечения к труду. Такой подход исключает сохранение социально полезных связей и отношений, стимулирующих процесс исправления осужденного. Вызывает сомнение и возможность создания при исправительных учреждениях изолированных участков, функционирующих как исправительные центры [5, с. 33-36].
Подводя итог, хотелось бы отметить, что наиболее перспективным направлением модернизации и гуманизации правовой системы РФ является улучшение норм законодательства, регламентирующих назначение и исполнение наказаний, не связанных с изоляцией от общества, в частности принудительных работ.
Литература
1. Официальный отзыв на проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные акты Российской Федерации» от 22.03.2011 № А4-3894 Пс. С. 6.
2. Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». С. 5.
3. Рамазанов Р.З. Зарубежный опыт обязательных и исправительных работ // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 164-168.
4. Хорошко И.В. Организационно-правовые проблемы исполнения обязательных работ // Человек: преступление и наказание. 2013. № 1. С. 6265.
5. Суховаров К.С. Исправительный центр должен не только исправлять // Уголовно-исполнительное право. 2013. № 1. С. 33-36.
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ДЕОФШОРИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, касающиеся гражданско-правовых мер деофшоризации российской экономики.
Кипрский кризис убедительно показал, насколько опасна офшоризация для российской экономики. Кипр высту-
Б. Е. Кошелюк
пал одной из важнейших перевалочных баз для транзита российского капитала. По данным Центрального банка РФ, здесь было зарегистрировано примерно 14,4 тыс. компаний, которые представлены в России дочерними компаниями. С введением Кипром антикри-