Научная статья на тему 'К вопросу о принципах и формах взаимодействия следователя с общественными организациями и контролирующими органами при расследовании экономических преступлений'

К вопросу о принципах и формах взаимодействия следователя с общественными организациями и контролирующими органами при расследовании экономических преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2083
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / РАССЛЕДОВАНИЕ / ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА / РЕВИЗИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / INTERACTION / PUBLICORGANIZATIONS / REGULATORY AGENCIES / ECONOMICCRIMES / INVESTIGATION / DOCUMENTARY INSPECTION / AUDITING / RESEARCH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аксенов Р. Г., Симанцов Ф. А.

В статье рассматриваются принципы, а также формы взаимодействия следователя с общественными организациями и контролирующими органами при расследовании экономических преступлений. Авторы выделяют и раскрывают принципы законности, организации, предметности взаимодействия и знания возможностей взаимодействующих субъектов. На основе исследования практики расследования уголовных дел об экономических преступлениях авторы характеризуют процессуальные и организационно-тактические формы взаимодействия следователя с общественными организациями и контролирующими органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the principles and forms of the investigator's interaction with publicorganizations and regulatory agencies during investigation of economiccrimes

The article touches upon principles and forms of the investigator's interaction with publicorganizations and regulatory agencies during investigation of economiccrimes. The authors distinguish and expose principles of legality, organization, subjection of interaction and knowledge of interacting agents' abilities. The authors describe procedural and organizational tactical forms of the investigator's interaction with publicorganizations and regulatory agencies on basis of the research of economiccrimes investigation practice.

Текст научной работы на тему «К вопросу о принципах и формах взаимодействия следователя с общественными организациями и контролирующими органами при расследовании экономических преступлений»

Раздел 5. Совершенствование деятельности правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений

к вопросу о принципах и формах взаимодействия

СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОБщЕСТВЕННыМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

и контролирующими органами при расследовании

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Р.Г. Аксенов

(начальник адъюнктуры Тюменского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент; [email protected])

ф.А. Симанцов

(начальник отделения следственного управления при УВД по г. Ноябрьску;

[email protected])

В статье рассматриваются принципы, а также формы взаимодействия следователя с общественными организациями и контролирующими органами при расследовании экономических преступлений. Авторы выделяют и раскрывают принципы законности, организации, предметности взаимодействия и знания возможностей взаимодействующих субъектов. На основе исследования практики расследования уголовных дел об экономических преступлениях авторы характеризуют процессуальные и организационно-тактические формы взаимодействия следователя с общественными организациями и контролирующими органами.

Ключевые слова: взаимодействие, общественные организации, контролирующие органы, экономические преступления, расследование, документальная проверка, ревизия, исследование.

Одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов является борьба с экономической преступностью. Уровень распространенности экономических преступлений в последнее время значительно подрывает экономические основы нашего государства. Большая часть экономических преступлений совершается в сфере хозяйствования, наблюдение, контроль и надзор за которой осуществляется различными контролирующими органами, а также общественными организациями. Система государственного управления в России постоянно совершенствуется за счет создания тех или иных государственных структур, наделяемых функциями контроля за закрепленными сферами деятельности. Так, в частности, с 2004 года, когда была создана новая система государственных органов исполнительной власти, она постоянно совершенствуется [1].

Наряду с государственными органами в системе управления нашим государством активно участвуют различные общественные объединения, которые в последнее

время называют Третьим сектором гражданского общества (наряду с бизнесом и государством).

Соответственно в рамках осуществляемых функций у всех вышеназванных субъектов накапливается большой объем информации, которая могла бы способствовать раскрытию и расследованию экономических преступлений. Однако следователи при расследовании экономических преступлений не используют в полной мере важные и порой необходимые и недостающие сведения, имеющиеся в таких организациях и объединениях. Несмотря на то, что последние являются источником информации, а также у них есть собственные средства и методы контроля, которые могут успешно использоваться следователями в процессе раскрытия и расследования экономических преступлений, обращения к этим средствам единичны.

Сложившаяся ситуация вызывает необходимость исследования проблем взаимодействия следователя с общественными организациями и контролирующими орга-

Юридическая наука и правоохранительная практика нами при расследовании экономических преступлений.

Любой акт взаимодействия следователя с общественными организациями и иными контролирующими органами будет эффективен, только если он будет подчиняться определенным, заранее установленным правилам, которые именуются принципами взаимодействия. Под принципами взаимодействия понимаются основные руководящие положения, которые опосредуют цель, содержание и формы делового сотрудничества и обеспечивают достижение задач, определяемых законом [2, с. 34]. Поэтому важное теоретическое и практическое значение имеет уяснение вопроса о принципах взаимодействия следователя с общественными организациями и иными контролирующими органами при расследовании экономических преступлений.

Вопросы о принципах взаимодействия многократно исследовались учеными в различных аспектах. Проведенный нами анализ литературных источников [3, с. 1118; 4, с. 12; 5, с. 129-132; 6, с. 372-380 и др.] позволяет сформулировать следующие принципы взаимодействия следователей с общественными организациями и иными контролирующими органами при расследовании экономических преступлений и раскрыть их специфику.

Принцип законности. Данный принцип является основным, приоритетным принципом взаимодействия, объединяющим все другие принципы в единую систему [2, с. 38]. Он является общим по отношению ко всем остальным принципам, предполагает объективную необходимость соблюдения и исполнения требований законодательных актов, регламентирующих взаимодействие.

Применительно к рассматриваемой проблеме законность находит свое конкретное выражение в социальном и правовом статусе взаимодействующих субъектов, в уровне и порядке правового регулирования взаимодействия, в условиях реализации нормативно-правовых предписаний, в наличии и действенности гарантий обеспечения законности (ведомственный, судебный контроль, прокурорский надзор). При вза-

имодействии законность означает прежде всего, что субъекты взаимодействия обязаны четко и последовательно выполнять соответствующие нормативные предписания, ставить в ходе сотрудничества только те цели и решать те задачи, которые предусмотрены законодательством, и при этом не выходить за пределы своей компетенции. Совместные решения и мероприятия, осуществляемые при взаимодействии, а также методы и способы их реализации не должны противоречить действующему законодательству и нарушать или ущемлять права и законные интересы граждан.

Принцип организации взаимодействия. Прежде всего предполагает упорядоченность и согласованность действий субъектов взаимодействия в соответствии с установленными правилами и процедурами раскрытия и расследования экономических преступлений. Фактическим и формальным руководителем взаимодействия является следователь, как субъект, обладающий большим объемом процессуальных и организационных полномочий. Как верно отмечает А.Ф. Лубин, следователь, в отличие от руководителей административной сферы, обладает меньшим набором рычагов управления, потому что ни один из участников взаимодействия по отношению к нему не находится в служебной зависимости [7, с. 90]. Тем не менее только следователь может правильно организовать взаимодействие, согласовать деятельность участников по времени, месту и форме закрепления результатов индивидуальной и общей работы. Организация взаимодействия как один из его принципов может включать в себя дополнительные принципы, в частности:

1. Принцип планирования взаимодействия или принцип согласованного комплексного использования сил и средств, которыми располагают участники взаимодействия, включая современные научно-технические средства.

2. Взаимный регулярный обмен информацией между взаимодействующими субъектами в целях интенсификации совместной работы, выбора наиболее опти-

82

мального варианта решения и исключения дублирования действий.

3. Поддержание атмосферы доверия, сотрудничества, взаимного уважения и помощи при решении вопросов, предусматривающих взаимный интерес.

Некоторыми учеными данные принципы выделяются в качестве самостоятельных принципов взаимодействия. Мы считаем, что это принципы именно организации взаимодействия.

Еще один принцип взаимодействия, который мы считаем необходимым выделить, - это принцип предметности взаимодействия, означающий, что различные виды деятельности его участников должны входить в сочетание по конкретному поводу и на конкретных основаниях. Поводом для возникновения, изменения и прекращения взаимодействия следователя с общественными организациями и контролирующими органами при расследовании экономических преступлений, как правило, служит та информация, которой обладает следователь на данный момент расследования, и анализ которой предполагает оценку признаков преступления, предположения об основных элементах преступной деятельности и возможных преступниках, а также формирование вопросов, входящих в предмет доказывания по уголовному делу и подлежащих проверке. Исходя из возникших в ходе расследования задач, следователь принимает то или иное решение о взаимодействии с определенными субъектами. В случае если задачи не являются комплексными, т.е. не требуют привлечения дополнительных сил, средств и методов, предмет взаимодействия отсутствует - нет оснований. Между тем практика раскрытия и расследования экономических преступлений свидетельствует, что в подавляющем большинстве случаев решаемые задачи носят комплексный характер. На это обстоятельство указало большинство опрошенных

нами респондентов (94 %)*. Следовательно, предмет и основания для взаимодействия являются объективно существующими.

Между тем, как верно отмечает А.Ф. Лубин, предметом взаимодействия практически выступает не комплексный вопрос вообще, а задача, состоящая из комплекса обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию в ходе расследования [7, с. 91-92], когда при обращении в общественные организации или иные контролирующие органы необходимо установить или доказать конкретный факт.

Другими словами, должна существовать необходимость в интересах выявления и раскрытия преступления посредством взаимодействия с общественными организациями и иными контролирующими органами. В противном случае взаимодействие будет лишь формой без содержания и цели.

В современных условиях все более важное значение приобретает такой принцип взаимодействия, как знание следователем возможностей контролирующих органов и общественных объединений, осуществляющих свою деятельность в экономической сфере. Несоблюдение данного принципа взаимодействия приводит к тому, что следователь не может в полной мере использовать возможности данных органов. В большинстве изученных уголовных дел отражены факты взаимодействия с такими контролирующими органами, как Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу. Общественные объединения как субъекты взаимодействия при раскрытии и расследовании экономических преступ-

* В ходе проведенного исследования по проблемам взаимодействия следователя и контролирующих органов и общественных организаций было опрошено 218 следователей и изучено 234 уголовных дела о преступлениях в сфере экономической деятельности.

Юридическая наука и правоохранительная практика лений выступают не часто. Из изученных нами материалов уголовных дел об экономических преступлениях такие случаи зафиксированы в 9 % дел. При этом общественные объединения выступали как субъекты, обладающие определенной информацией, способствующей расследованию преступления, либо специалистами, чьи специальные познания необходимы следователю (79 % случаев). Наиболее часто субъектами были такие общественные объединения, как торгово-промышленные палаты и общества по защите прав потребителей. В основном их представители выступали в качестве независимых экспертов или специалистов.

Особенно актуально соблюдение данного принципа из-за постоянно расширяющихся и меняющихся возможностей контролирующих органов в соответствии с нормативно-правовыми изменениями. Поэтому важно обеспечить своевременное информирование следователя о соответствующих возможностях тех или иных контролирующих органов, чтобы он мог предусмотреть, спланировать и организовать необходимое взаимодействие.

Изучая вопросы взаимодействия, ученые-криминалисты традиционно исследуют его основные формы, подчеркивая при этом, что все вопросы взаимодействия следователя с другими органами и подразделениями должны основываться на нормах уголовно-процессуального законодательства и регулироваться им. Так, например, еще в 1964 году А.Р. Ратинов писал, что порядок и формы участия милиции в расследовании преступлений регулируются УПК РСФСР К числу таких форм относятся: 1) выполнение органом дознания поручений следователя о проведении следственных и розыскных действий и 2) содействие следователю при выполнении им следственных действий [8, с. 24-27]. Но, как показывает практика, закон не указывает всех возможных форм взаимодействия следователя с общественными организациями и контролирующими органами при расследовании преступлений. Кроме того, в науке также нет единого мнения о понятии и

видах форм взаимодействия. Этот вопрос до сих пор остается дискуссионным.

В науке под формой принято понимать внешнее выражение какого-либо содержания [9, с. 1435]. В словаре русского языка С.И. Ожегова одно из значений слова «форма» трактуется как «способ существования, содержания, неотъемлемый от него и служащий его выражением» [10, с. 853]. В теории и на практике принято различать внешнюю и внутреннюю форму того или иного явления. Когда термин «форма» употребляется для обозначения внутренней организации содержания, то он связан с понятием структуры [11, с. 247]. При относительном единстве содержания и формы первое представляет собой подвижную, динамическую сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее в ходе развития несоответствие содержания и формы разрешается путем отторжения старой и возникновения новой формы, адекватной развивающемуся содержанию [12, с. 23].

Применительно к формам взаимодействия следователя с общественными организациями и контролирующими органами при расследовании экономических преступлений предлагаем понимать под ними внешнее выражение взаимной связи между отдельными субъектами, задействованными следователем для решения задач расследования. На практике формы взаимодействия весьма разнообразны и зависят от целого ряда обстоятельств, в том числе от правового положения субъектов взаимодействия, их компетенции, особенностей решаемых задач расследования, условий их решения и т.п.

Проведенный нами анализ литературных источников показывает, что ученые в своем большинстве изначально подразделяют все возможные формы взаимодействия на два основных вида: процессуальные и непроцессуальные, или организационные (организационно-тактические) [13; 14; 15; 16; 17; 18]. При этом считается, что процессуальные формы взаимодействия установлены уголовно-процессуальным кодексом, а организационно-тактические, непроцессуальные формы взаимодействия

84

регламентированы другими нормативными правовыми актами.

Важно отметить, что непроцессуальная форма взаимодействия вполне легитимна и не противоречит закону, но, в отличие от процессуальной формы, регламентируется другими нормативными источниками и применяется в ходе проведения действий, не подчиненных определенным процессуальным правилам. Деление указанных форм взаимодействия обусловлено прежде всего тем, что, во-первых, любое нарушение процессуальной формы отрицательно сказывается на принципе соблюдения законности при производстве предварительного расследования, в то время как отступление от организационной формы, хотя и может причинить какой-либо ущерб расследованию, однако не повлечет за собой отрицательных последствий процессуального характера. Во-вторых, в зависимости от того, в какой форме взаимодействует следователь с другими субъектами, различается и компетенция этих субъектов.

Современная практика расследования экономических преступлений свидетельствует о том, что следователь в ходе их расследования также использует две основные формы взаимодействия с общественными организациями и контролирующими органами. При этом процессуальная форма такого взаимодействия используется в большинстве случаев (по данным нашего исследования, такие случаи составили 61 % от общего количества расследованных уголовных дел).

В основном данное взаимодействие выражается в привлечении экспертов для производства судебных экспертиз, в привлечении специалистов для участия в производстве следственных действий, а также при назначении документальных проверок и ревизий хозяйственной деятельности предприятий. Причем, если процедуры привлечения экспертов и специалистов четко регламентированы уголовно-процессуальным кодексом, то относительно назначения следователем документальных проверок и ревизий уголовно-процессуальный закон такой регламентации не содержит и предусматривает лишь возможность

требовать их производства. Отсутствие порядка назначения и производства данных проверочных действий, которые к тому же вынесены за пределы стадии предварительного расследования и проводятся до возбуждения уголовного дела, дает нам основание исключить из числа процессуальных форм взаимодействия вопросы, связанные с назначением документальных проверок и ревизий, отнеся их соответственно к числу непроцессуальных, организационно-тактических форм взаимодействия. По этой же причине следует рассматривать в качестве непроцессуальных форм взаимодействия и предусмотренные Федеральным законом от 09.03.2010 № 19-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [19] в ч. 1 ст. 144 УПК РФ требования производства исследования документов, предметов, трупов и привлечения к участию в них специалистов. До этого момента сомнения в отнесении данной формы взаимодействия к непроцессуальным не возникало, так как указанные действия были предусмотрены Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», Законом РФ «О милиции» и ведомственными нормативными актами.

Между тем данные непроцессуальные формы взаимодействия следователя с общественными организациями и контролирующими органами содержат различные его организационно-тактические аспекты.

Изучение материалов уголовных дел об экономических преступлениях показало, что проведение аудиторских и иных проверок хозяйственной деятельности, а также ревизий может осуществляться как в ходе предварительной проверки материалов (43 % случаев), так и до ее проведения (52 % случаев).

В соответствии с действующим законодательством ревизии и проверки могут проводиться различными государственными органами, в том числе органами федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), органами федеральной налоговой службы в части проведения налоговых проверок и таможенными органами в части проведения таможенных

Юридическая наука и правоохранительная практика ревизий и др. Исследования предметов и документов по делам об экономических преступлениях, как правило, осуществляются специалистами Роспотребнадзора, Торгово-промышленной палаты.

В криминалистической литературе среди форм использования специальных знаний в числе непроцессуальных выделяют использование консультационно-справочной помощи сведущих лиц [20, с. 19]. Соответствие данной формы использования специальных знаний принципам взаимодействия позволяет рассматривать ее в качестве формы изучаемой деятельности. Однако однозначно отнести ее к процессуальной или организационно-тактической форме нельзя. Так, получение от контролирующих органов или общественных организаций справочной информации в процессе расследования осуществляется в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 21 УПК РФ, в соответствии с которой требования, поручения и запросы следователя, предъявленные в пределах его полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. В то же время на стадию возбуждения уголовного дела действие указанной нормы УПК не распространяется, поскольку полномочий требовать предоставления информации (за исключением ч. 2 ст. 144 УПК РФ) у следователя нет. Возможность обмена информацией на стадии возбуждения уголовного дела между следователем и контролирующим органом может быть предусмотрена ведомственным нормативным актом, как, например, это регламентировано в отношении органов внутренних дел и федеральной налоговой службы [21].

Тактические особенности взаимодействия следователя с привлекаемыми к взаимодействию общественными организациями и контролирующими органами и их представителями во многом зависят от правовой регламентации данной деятельности. Вместе с тем, на наш взгляд, в криминалистике необходимо разрабатывать единый подход к их изучению, причем соблюдение выработанных рекомендаций

должно стать обязательным и для следователя, и для соответствующих контролирующих органов в каждом случае взаимодействия.

1. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314: ред. от 07.10.2008. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

2. Кузнецов А.П., Щербаков В.Ф. Взаимодействие правоохранительных и контролирующих органов при противодействии экономической преступности: теоретико-прикладной аспект. Н. Новгород, 2007.

3. Бахарев Н.В., Малков В.П., Оор-жак А.С. Принципы взаимодействия следователя с работниками органов дознания // Проблемы совершенствования расследования и профилактики преступлений на современном этапе: межвузовский науч. сб. Уфа, 1990.

4. Шумилов А.Ю. Юридические основы оперативно-розыскных мероприятий. М., 1999.

5. Быков В.М. Психологические аспекты взаимодействия следователей и органов дознания. Омск, 1976.

6. Богданов Б.Е. Криминалистика / под ред. А.М. Васильева. М., 1980.

7. Лубин А.Ф. Взаимодействие субъектов расследования преступлений // Криминалистика: Расследование преступлений в сфере экономики / под ред. В.Д. Грабовс-кого, А.Ф. Лубина. Н. Новгород, 1995.

8. Взаимодействие следователей прокуратуры и органов милиции при расследовании и предупреждении преступлений: сб. науч. тр. / под ред. И.И. Карпеца, А Н. Шейкина. М., 1964.

9. Советский энциклопедический словарь. М., 1979.

10. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1990.

11. Баранов В.М. Формы (источники) права // Общая теория права: курс лекций. Н. Новгород, 1993.

12. Дедюхин В.В., Канцарин Ф.Г. Совершенствование взаимодействия опера-

86

тивных аппаратов ИТУ с другими частями и службами этих учреждений // Актуальные проблемы управления оперативными аппаратами органов внутренних дел. М., 1978.

13. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. Общая и частные теории. М., 1987.

14. Криминалистика: учебник / под ред. И.Ф. Герасимова, Л.Я. Драпкина. М., 2000.

15. Чувилев А.А. Взаимодействие следователя органа внутренних дел с милицией. М., 1981.

16. Балашев А.Н. Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений. М., 1979.

17. Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. основы взаимодействия следователя и ор-

гана дознания при расследовании преступлений. Мн., 1983.

18. Федоткин М.А. Взаимодействие органов предварительного следствия и дознания // Вестник Московского университета. Сер. 11, Право. 1996. № 4.

19. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 11. Ст. 1168.

20. Россинская Е.Р., Галяшина Е.И., Зинин А.М. Теория судебной экспертизы / под ред. Е.Р. Россинской. М., 2009.

21. Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений: приказ МВД России, ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347 // Рос. газ. 2009. 16 сент. № 173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.