УДК 37.02
ББК 4402.5 ГСНТИ 14.33.09 Код ВАК 13.00.01
Берсенева Оксана Михайловна,
магистрант, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г- Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
Быкова Лариса Валентиновна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г- Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 403; e-mail: [email protected].
К ВОПРОСУ 0 ПРИМЕНЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМООБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: федеральный государственный образовательный стандарт; технология обучения; нейропсихологические аспекты; коллективное взаимообучение.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается вопрос об актуальности применения в образовательном процессе технологии взаимообучения в свете реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
Berseneva Oksana Mikhailovna,
Master's Degree Student of the Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Bykova Larisa Valentinovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Pedagogy, Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
THE PROBLEM OF APPLICATION OF PEER TO PEER LEARNING TECHNOLOGY IN EDUCATION
KEYWORDS: Federal State Education Standard; education technology; neuropsychological aspects; collective peer to peer learning.
ABSTRACT. The article deals with problem of urgency of application of the peer to peer technology in education in the light of realization of the Federal State Education Standard.
1 января 2015 г. исполнилось 5 лет, как был введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарт направлен на формирование общих универсальных учебных действий на уровне, достаточном для образования и самообразования, создание условий для развития детей в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями, сохранения и укрепления их физического, психического и социального здоровья [4].
Согласно этому стандарту, педагоги должны формировать у обучающихся мотивацию к обучению, к самоорганизации и саморазвитию, а также привить умение учиться (навыки решения творческих задач и поиска, анализа и интерпретации информации и др.).
Для реализации стандарта необходимо изучение и внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс, поскольку новый стандарт может быть полностью реализован лишь в новой образовательной среде.
Истории мировой педагогической мысли и практики обучения известны самые разнообразные формы организации обучения. Нас заинтересовал успешный педагогический опыт А. Г. Ривина (18781944), который в 1918 г. провел на Украине © Берсенева О. М., Быкова Л. В., 2015
необычный эксперимент. В течение одного года А. Г. Ривин вел занятия с разновозрастными (от ю до 16 лет) детьми на хуторе Корнин. Известно, что были достигнуты высокие результаты в обучении. Каждый ученик освоил учебный материал за 3-4-летний курс. Обычные сельские школьники научились рассуждать, доказывать, дискутировать, анализировать сложные тексты по философии, литературе, истории, проявляли педагогические способности. Впервые в истории отечественной педагогики обучение проходило в парах сменного состава.
Идея обучения, где один ученик учит другого, берет свое начало в древности; всем известна Белл-Ланкастерская система взаимного обучения, где старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше [5].
Свой педагогический подход А. Г. Ривин назвал «оргдиалогом», «сочетательным диалогом» или «талгенизмом» (соединив два слова: «талант» и «гений»). Большую часть времени в обучении занимали диалогические сочетания (оргдиалог), остальное время отводилось на самостоятельную работу и выступление учеников с комментариями учителя.
Методика Ривина предназначена для изучения научного текста и деловых статей.
Особенностью является поабзацная проработка текста в парах сменного состава, где возможны разные варианты работы в парах (статичная, динамичная, вариативная). Одновременно происходит изучение разных тем. Каждый ученик имеет свою отдельную тему (текст), которую он прорабатывает по-абзацно в парах (каждый абзац в новой паре), выступая поочередно то в роли ученика (слушателя), то в роли учителя (рассказчика). В самом начале перед каждым учеником ставится цель понять содержание текста (абзаца) так, чтобы уметь его рассказать, выделить главную мысль каждого абзаца, озаглавить и ответить на вопросы.
Суть методики Ривина заключается в том, что каждый ученик получает свою тему и прорабатывает ее не в одиночку и не в паре с одним учеником, а имеет возможность работать на уроке с разными учениками всего класса.
Когда заканчивается проработка текста, ученик еще раз перечитывает или просматривает его, чтобы изложить полное содержание изученного материала в устной или письменной форме.
Наиболее интересным опытом работы по методу «оргдиалога» в 1928 г. была деятельность так называемого «Дикого вуза». При организации учебного процесса важно было, чтобы непосредственно в данный момент в паре происходил пересказ изучаемой темы. После изучения одного задания учащийся должен перейти к изучению следующего задания и т. д. При этом наиболее удобной формой оформления учебного материала является карточка с заданием. Все карточки имели свой порядковый номер, который соответствовал последовательности учебных заданий [6].
Каждый учащийся самостоятельно вел учет изученного материала в учетных карточках, где были графы «дата», «Ы карточки», «принял», «передал». По этой карточке учета было видно, какую карточку он принял, когда ее передал.
С 1950-х гг. В. К. Дьяченко развивал идею взаимного обучения А. Г. Ривина и создал теорию коллективного способа обучения. В. К. Дьяченко считает, что обучение есть общение обучающих и обучаемых, при котором каждый учит каждого. В свою очередь, вид общения определяет и форму обучения (индивидуальная, парная, групповая, коллективная). Каждая форма организации учебного процесса предусматривает специальную подготовку учебного материала и способы передачи его учащимся, а также виды их деятельности при усвоении знаний, предъявляет свои требования к расписанию, к учебным помещениям, к навыкам и умениям учителя.
Современный способ обучения состоит из следующих организационных форм: индивидуальной, парной, групповой и коллективной.
Охарактеризуем ри способа обучения:
1. Индивидуальный способ обучения (до XVII в.); включает две формы: индивидуальную и парную.
2. Групповой способ обучения (XVII-XX вв.); включает три формы: индивидуальную, парную и групповую.
3. Коллективный способ обучения, включающий все четыре формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную.
В. К. Дьяченко выявляет несколько противоречий группового способа обучения, которые, на его взгляд, разрешаются в коллективном способе обучения [1].
А. Г. Ривин и В. К. Дьяченко использовали идею взаимообучения, в которой все обучающиеся выступают поочередно то в роли ученика, то учителя.
Рассмотрим понятие «технология обучения».
С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.
Существует множество определений сущности педагогических технологий. В рамках проводимого нами исследования считаем целесообразным опираться на определение И. П. Волкова, который под педагогической технологией понимает описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
Данное определение наиболее для нас интересно, так как в основе реализации государственного образовательного стандарта второго поколения лежит системно-дея-тельностный подход, предполагающий га-рантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, которая направлена на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.
Говоря о нейропсихологических аспектах коллективного способа обучения, необходимо отметить, что в основе технологии коллективного взаимообучения лежат психологические теории, рассматривающие
коллективную работу учащихся с трех точек зрения:
• социально-психологической (члены группы зависят друг от друга);
• когнитивной психологической теории (представление о развитии познавательных функций человека);
• бихевиористской теории научения (представление о положительном подкреплении результативной работы группы).
Социально-психологический аспект опирается на исследования Курта Левина по изучению групповой динамики. Согласно Левину, суть группы - во взаимозависимости ее членов, порожденной наличием общей цели. Жизнь группы - это динамическое целое, где изменение в состоянии одного из членов автоматически влечет за собой изменения в состоянии всех других.
Когнитивный аспект опирается на идеи Ж. Пиаже и Л. С. Выготского о развитии познавательных способностей человека. Согласно разработкам школы Пиаже, выполнение совместных действий, как правило, сопровождается «социокогнитивным конфликтом». Пиаже считает, что в процессе совместной деятельности участники вовлекаются в дискуссии, которые и порождают познавательные конфликты, а также стимулируют их разрешение. Реальный когнитивный происходит место только тогда, когда дети сами конструируют свои знания.
Из концепций школы Л. С. Выготского следует, что всякое знание носит социально детерминированный характер и порождается совместными усилиями в ходе понимания и разрешения возникающих проблем. Среди очевидных достоинств такой работы - неизбежность разворачивания соответствующих умственных действий, естественность их громкоречевого проговаривания (П. Я. Гальперин). Для сохранения информации в памяти, для ее включения в существующие когнитивные структуры учащийся должен выполнить операции по «пересказу», реструктуризации этой информации в своих собственных внутренних образах (представлениях). Наиболее эффективно выполнить такую работу можно в ходе объяснения изученного материала партнеру.
Сторонники бихевиористской теории акцентируют внимание на групповых подкреплениях и итоговой награде, которая мотивирует усилия по обучению (Р. Славин). Особое значение здесь уделяется применяемой учителем системе оценок и поощрений.
Все три подхода обращены к разным сторонам действительности. Технология коллективного взаимообучения использует рекомендации каждого из перечисленных
подходов. Заметное место среди них занимают представления о взаимозависимости, развиваемые в рамках социально-психологического подхода [3].
Экспериментально доказано, что при обучении других человек запоминает до 95% изучаемого материала. Приведем примеры коэффициентов усвоения учебного материала при разных формах изучения: при чтении молча - 10%, на слух - 20%, зрительно - 30%, зрительно и на слух - 50%, в практике и в собственной речи - до 90%.
Таким образом, коллективные способы обучения являются наиболее эффективными педагогическими технологиями [2].
Можно выделить основные преимущества применения технологии взаимообучения Ривина в образовательном процессе:
1) в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
2) в процессе речи (при повторном рассказывании прочитанного) развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
3) используются все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная, вербальная;
4) каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
5) повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты совместного труда;
6) отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
7) формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
8) обсуждение одной темы с несколькими обучающимися увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение;
9) происходит освобождение учителя от значительной доли фронтальной работы с классом, что ведет к увеличению времени для индивидуальной работы с учащимися.
Мы считаем, что в настоящее время применение технологии коллективного взаимообучения А. Г. Ривина при работе с текстом позволит успешно осуществлять самообучение, самопроверку, саморазвитие, самоуправление, самосовершенствование обучающихся, так как работа в парах сменного состава способствует самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитию творческих способностей, что соответствует требованиям государственного образовательного стандарта второго поколения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дьяченко В. К. Общие формы организации процесса обучения. Красноярск : Изд-во КГУ, 19842. Кукуншн В. С. Теория и методика обучения. Ростов н/Д. : Феникс, 2005. (Высшее образование).
3. Нейропсихологические аспекты коллективного способа обучения. URL: http://www.allbest.ru/.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010.
5. Формы организации обучения. URL: http://libsib.ru/pedagogika.
6. Эпнггейн М. Метод Ривина. История развития идеи и практики применения. URL: http: //www.altruism.ru.
Статью рекомендует канд. пед. наук, проф. А. В. Гришин.