К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В условиях цифровой экономики экономическая конкурентоспособность страны будет во многом определяться наличием интеллектуальных транспортных и логистических систем. В статье рассматриваются возможность применения инновационной информационной технологии Blockchain в логистике и управлении цепями поставок, а также проблемы, связанные с внедрением данной технологии на современном этапе развития транспортно-логистических услуг в России
Abstract: In a digital economy, the country's economic competitiveness will be largely determined by the availability of intelligent transport and logistics systems. The article discusses the possibility of using Blockchain's innovative information technology in logistics and supply chain management, as well as problems associated with the introduction of this technology at the current stage of development of transport and logistics services in Russia
Ключевые слова: цифровая экономика, логистика, управление транспортными сетями, информационные технологии, блокчейн.
Keywords: digital economy, logistics, transport network management, information technology, blockchain.
Современное развитие экономики, ее глобализация и дигитализация, расширение торговых отношений и реализация транзитного потенциала России, приводят к необходимости создания новых подходов к развитию транспортных услуг, применению современных информационных технологий в логистике. Географическое расположение России между западноевропейскими и азиатскими центрами производства и потребления предоставляет перед ней огромные возможности для развития транспортных услуг. Для реализации транзитного потенциала России необходимо внедрять в логистике инновационные разработки, расширять ассортимент услуг транспортно-логистическим компаниям, что позволило бы им обеспечивать услуги 3 PL и 4 PL логистики [1].
В России в себестоимости продукции доля транспортных затрат составляет 15-20% хотя в странах с развитой экономикой процент затрат намного ниже - 7-8%. Этому способствуют не только огромные по протяжённости территории, суровые климатические условия, но и не достаточное развитие национальной системы товародвижения.
Увеличение экспорта угля, продукции химической и нефтехимической промышленности, нефтеналивных и других грузов, привело к значительному росту объемов перевозок и выявило некоторый дефицит пропускных и провозных возможностей [2].
В транспортной стратегии РФ на период до 2020 указываются возможности транзитного потен-
циала России для увеличения валового национального продукта за счет экспорта транспортных услуг реализуются не полностью, а положение отечественных перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг не отвечает их реальным возможностям [3]. Возросла конкуренция на российском рынке транс-портно-логистических услуг после вступления России во Всемирную торговую организацию и появления в нем иностранных компаний [4].
Развитие логистической инфраструктуры международных транспортных коридоров, реализация совместных программ и экспертная поддержка проектов транспортно-логистического бизнеса, внедрение в логистике инновационных технологий по-зволитоптимизировать взаимодействие различных видов транспорта, снизить загрязнение окружающей среды, создаваемое транспортными системами [5].
Технология все чаще выполняет важную, а иногда и трансформирующую роль для поставщиков и коммерческих пользователей транспортных и логистических услуг. Автоматизация, мобильные приложения и внедрение все более сложных систем управления транспортными потоками способствуют повышению эффективности работы транспортно-логистических компаний, увеличения производительности и, в конечном счете, финансовой прибыли. Технологическим прорывом в логистике является использование технологии ВЬсксЬшт, которая обеспечивает создание прозрачной системы взаимодействия между всеми участниками рынка.
Blockchain - это распределенная цифровая книга транзакций, которые нельзя подделать, с использованием криптографических методов [6].
Blockchain - это децентрализованная база данных или электронная таблица (часто называемая «цифровой регистрацией»), которая поддерживается и обновляется сетью участвующих компьютеров. Эта высокозащищенная технология позволяет сторонам создавать запись (известную как блок), которая привязана по времени и связана с предыдущим блоком, так что она не может быть изменена задним числом без изменения всех последующих блоков. Цифровая книга обычно доступна для публики, но также может быть закрытой. Blockchain позволяет отследить всю цепь поставки товара от производителя к потребителю. Каждая сделка или транзакция в таком случае записывается и добавляется в цепочку распределенной базы данных как новый фрагмент, которому вручную присваивается уникальный многозначный числовой шифр. Этот фрагмент хранит данные о времени, дате, участниках, сумме сделки и, что важно, информацию о всей сети. Здесь любая передача информации происходит в виде цепочки блоков (block и chain - цепь), где каждый блок всегда содержит информацию о предыдущем блоке.
Эта технология позволяет конечным потребителям, среди многих других преимуществ, отслеживать отгрузку в режиме реального времени, просматривать стадии движения груза на единой электронной карте, к такой видимости современные потребители электронной коммерции уже привыкли. Внедрение Blockchain в логистику обеспечит сохранность данных, защиту репозитория документов от взлома, устранит возможность внесения изменения информации о ходе перевозки. Такая система определённо может сократить задержки доставки и уменьшит вероятность мошенничества всем участником цепи поставок [7].
Участниками цепи поставок, во время перемещения продукта, являются поставщик, производитель, дистрибьютор, розница, и наконец, потребитель. Каждый из участников дополняет характеристики товара (информацию о текущем статусе продукта) в его профиле в Blockchain. Каждому продукту присваивается уникальный цифровой код и записывается в профиль, который содержит информацию, вносимую на различных этапах жизненного цикла продукта [8]. Цифровой код является уникальным криптографическим идентификатором, связываю
щим физический продукт со своей виртуальной копией в сети В1оскс11ат. Цифровые профили участников цепи поставок, полученные при регистрации в сети ВЬсксЬшт, содержат информацию: описание участника, его местоположение, сертификаты и тип продукции, с которой работает участник. Конфиденциальность данных в профиле устанавливается для каждого участника цепи поставок, так же, участник может быть полностью анонимным, если имеет сертификат, подтверждающий надежность его деятельности.
Для взаимодействия в сети ВЬсксЬшт разрабатывается программное обеспечение с учетом всех деталей взаимодействия и устанавливается на компьютеры участников. Потребители используют программное обеспечение, созданное для них специально и обеспечивающие доступ к информации о продукте, необходимой для потребителя [9].
Преимущества использования технологии В1оскс11ат в логистике [10]:
• безопасность цепи поставок (уменьшение риска мошенничества);
• сокращение ошибок и отслеживание документации;
• использование RFID для отслеживания и создания подробных записей о маршруте движения материального потока;
• прозрачность транзакций;
обмен информацией между всеми участниками цепи поставок, возможность обратной связи в режиме реального времени.
Среди основных препятствий использования технологии ВЬсксЬшт можно назвать следующие. Отсутствие действующих унифицированных стандартов. В настоящее время нет унифицированных стандартов, регулирующих данную технологию. Различные стороны разрабатывают свои собственные стандарты, способы кодирования и программное обеспечение для применения решений В1оскс11ат [11].
Но даже если единый стандарт или набор единых стандартов будут разработаны это не будет гарантией успеха блокчейна, поскольку он зависит от того, сколько участников примут эти стандарты. Эффективность блокчейна напрямую зависит от количества участников. Поэтому ценность данной технологии в начале ее внедрения очевидна далеко не для всех. Для использования данной технологии необходимо наличие мощного вычислительного и поддерживающего оборудования, разработки программного обеспечения, высокоскоростные сети передачи дан-
ных и многое другое. Мешает развитию технологии и неопределенность государственного регулирования, а также непонимание преимуществ Blockchain значительной частью участников цепи производитель -перевозчик - потребитель [12]. Применение технологии Blockchain в российской транспортной логистике позволит увеличить объемы перевозок, повысить конкурентоспособность отечественных логистических компании, снизить затраты, активно реагировать на возникающие риски при транспортировке, минимизировать сроки доставки, достичь более высокого уровня производительности труда и качества обслуживания.
На сегодняшний день уже невозможно представить формирование и развитие «Цифрового сельского хозяйства» без использования новых информационных технологий и платформенных решений, построенных на Blockchain. Важно отметить, что развитие любой отрасли промышленности Российской Федерации без применения децентрализованных центров обработки данных, технологий распределенных вычислений и баз данных, Blockchain и т.д., в том или ином их виде будет существенно проигрывать аналогичным отраслям в других странах.
По прогнозам аналитиков Министерства сельского хозяйства РФ, за ближайшие восемь лет (2018-2025) доля российского рынка информационно-компьютерных технологий в сельском хозяйстве вырастет примерно в пять раз. Среднегодовой рост рынка IT-решений в сельском хозяйстве может составить 12%, при этом объем рынка прогнозируется на отметке $480 млрд. в 2035 году по сравнению с $46 млрд. в 2015 году. Столь благоприятные перспективы «агроцифровизации» должны послужить толчком к появлению и внедрению тысяч ИТ и бизнес-проектов во всех регионах.
Наиболее актуальными трендами в «Цифровом сельском хозяйстве» для разработчиков и инвесторов на сегодняшний день являются:
• Технологии управления поставками и развитие электронной торговли.
Роботизированные и автоматизированные системы, в том числе беспилотные системы.
• Альтернативное сельское хозяйство и инновационная еда.
• Биоэнергетика и биоматериалы.
• Биотехнологии.
В 2016 году в компании «Программные Системы Атлансис» была начата работа по проектиро
ванию и созданию новой цифровой платформы «ORPH Digital Platform» для создания на ее основе любой по сложности цифровой площадки, позволяющей решать задачи управления процессами продаж, маркетинга и предоставления цифровых сервисов.
Разработанные «Программные Системы Атлансис» платформы для решения задач Цифровой экономики удостоились высоких наград на всероссийских выставках в номинации Softool «Продукт года 2016» и «ИТ-проект года 2016», а также «Проект года 2018» журнала сетевых решений LAN и OSPData.
В 2018 году технологии «ORPH Digital Platform», предусматривающей использование Blockchain и криптовалюту «ORPH Token», легли в основу разных start-up проектов, в том числе стали частью работы по созданию проекта Федеральной специализированной электронной биржи «АГРО СОЮЗ».
Целью создания Федеральной специализированной электронной биржи «АГРО СОЮЗ», разрабатываемой в «Программные Системы Атлансис», является создание уникального и единственного в Российской Федерации информационно-технологического решения для более чем 3,774 млн. индивидуальных предпринимателей (ИП), 174,8 тыс. крестьянских фермерских хозяйств (КФХ) и 1,728 млн. предприятий оптово-розничной торговли, которое позволит осуществить:
Стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса.
• Поддержку развития информационно-технологической инфраструктуры агропродоволь-ственного рынка.
• Повысить эффективность регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Стимулировать рост производства основных видов сельскохозяйственной продукции и производства пищевых продуктов.
Обеспечить эффективными инструментами как ИП и КФХ, так и органы государственной власти в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Реализация проекта по созданию электронной биржи «АГРО СОЮЗ» с применением технологии Blockchain позволяет:
1. Объединить сотни тысяч производи-
телей и миллионы потребителей сельскохозяйственной продукции в рамках одного контролируемого информационного пространства.
2. Создать крупнейшие в РФ торговые и рекламные площадки на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
3. Создать на базе «АГРО СОЮЗ» уникальный и самый крупный в России ИТ и бизнес-проект в агропромышленном комплексе.
4. Создать контролируемое (регуляторами и законодательством) и прозрачное информационное пространство в сфере развития инновационного агропромышленного комплекса.
5. Максимальное упрощение поиска и расширения рынка сбыта и поставщиков.
6. Прозрачность ценообразования.
7. Увеличение уровня конкуренции по каждому товару.
8. Снижение рисков торговых операций.
9. Гарантия исполнения сделок и рас-
Библиография:
1. Сергеев В.И., Дутиков И.М. Цифровое управление цепями поставок: взгляд в будущее // Логистика и управление цепями поставок. 2017. № 2. С. 87-97.
2. Степанов А.А. Формирование маркетинговой системы транспортно-экспедиционного обслуживания в современной России. М., 2005.
3. Приказ Минтранса РФ от 12 мая 2005 г. № 45 «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года» // Консультант Плюс: Законодательство.
4. ПодхалюзинаВ.А. Перспективыразвитияроссийскоготранспорта // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2017. №1-2.
5. Лёвин С.Б. Интеграция России в Евроазиатскую транспортную систему // Транспортное дело России. 2014. № 3. С.
98-99.
6. Pilkington Marc, Blockchain Technology: Principles and Applications (September 18, 2015). Research Handbook on Digital Transformations, edited by F. Xavier Olleros and Majlinda Zhegu. Edward Elgar, 2016. URL: https://ssrn.com/abstract=2662660
7. Maier R., Passiante G. & Zhang Creating value in networks // International Journal of Innovation and Technology Management, S. 2011, vol. 8, №3, pp. 357-371.
8. Saveen A. Abeyratne, Radmehr P. Monfared. Blockchain ready manufacturing supply chain using distributed ledger // International Journal Of Research in Engineering and Technology, 2016. №05(09), pp. 1-10.
9. Берман Н.Д. К вопросу о цифровой грамотности. / Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 6-2. С. 35-38.
10.Marc S. Blubaugh Blockchain & Transportation: Home Run or Hype? / Interconnect Newsletter - Fall 2017.
11.Куприяновский В. П., Синягов С. А., Климов А. А., Петров А. В., Намиот Д.Е. Цифровые цепи поставок и технологии на базе блокчейн в совместной экономике / InternationalJoumalofOpenlnformationTechnologies. vol.5, №8, 2017.
12.Сергеев В.И., Кокурин Д.И. Применение инновационной технологии «Блокчейн» в логистике и управлении цепями поставок // Креативная экономика. 2018. Том 12. № 2. С. 125-140.
четов по ним.
10. Равный доступ к торговле на бирже всем участникам рынка.
Применение технологии Blockchain в электронной бирже «АГРО СОЮЗ» позволяет предоставлять пользователям следующие сервисы:
1. Электронная торговля.
2. Электронные платежи.
3. Микрофинансирование и микрострахование.
4. Целостность данных и безопасность операций.
По оценкам «Программные Системы Атлан-сис» минимальная капитализация проекта «АГРО СОЮЗ» к 2023 году составит от 5 до 20 млрд руб. и охватит все регионы Российской Федерации.
На сегодняшний день идет активная работа с заказчиками и инвесторами, рассматривающими проект по созданию Федеральной специализированной электронной биржи «АГРО СОЮЗ», как приоритетный в своем портфеле решений.