УДК 378.016:811.111
DOI: 10.28995/2073-6398-2020-3-51-59
К вопросу о применении предметно-языкового интегрированного обучения в преподавании английского языка в неязыковом вузе
Елена Ю. Сейку
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы практического применения зарубежной технологии, вызывающей значительный интерес у современных российских методистов. Речь идет о предметно-языковом интегрированном обучении (CLIL - Content and Language Integrated Learning). Автор статьи вкратце обрисовывает историю этой образовательной технологии, ее цели, задачи, основные положения, отмечая большую популярность интегрированного обучения за рубежом и постоянно возрастающий интерес к ней со стороны отечественных преподавателей иностранного языка как в сфере среднего, так и в области высшего образования. Особое внимание уделяется возможностям применения предметно-языкового интегрированного обучения в рамках курсов профессионально-ориентированного обучения.
И, наконец, в качестве примера практического применения элементов технологии CLIL приводится авторская разработка тематического занятия, посвященного проведению торжественных мероприятий в честь столетнего юбилея окончания Первой мировой войны и Дня памяти павших в Лондоне (Remembrance Day).
В заключении обобщаются достоинства предметно-языкового интегрированного обучения и трудности, с которыми сталкиваются преподаватели в процессе использования элементов данной образовательной технологии при обучении иностранным языкам. Проведенная работа позволяет прийти к выводу о высокой эффективности применения элементов методики CLIL в рамках курса лингвострановедения или проведения занятий по страноведческой тематике.
Ключевые слова: предметно-языковое интегрированное обучение, лин-гвострановедение, профессионально-ориентированное обучение, День памяти павших
Для цитирования: Сейку Е.Ю. К вопросу о применении предметно-языкового интегрированного обучения в преподавании английского языка в неязыковом вузе // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2020. № 3. С. 51-59. DOI: 10.28995/2073-6398-2020-3-51-59
© Сейку Е.Ю., 2020 ISSN 2073-6398 • Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2020. № 3
Some aspects of application of CLIL while teaching English at non-linguistic universities
Elena Yu. Seyku
Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. This article discusses the application of a foreign technology of content and language integrated learning (CLIL) in teaching foreign languages in a non-linguistic university.
The author briefly outlines the history of this educational technology, its development, and the main methodological provisions. The great popularity of CLIL abroad and the ever-growing interest in it from Russian teachers of foreign languages both in the field of secondary and higher education are noted. Particular attention is paid to the possibilities of applying CLIL when teaching foreign languages, especially as part of vocational-oriented training courses.
Finally, the author presents her project of a CLIL based lesson dedicated to the Centennial of the end of the First World War and Remembrance Day.
The article concludes with the outline of the advantages of CLIL and the difficulties that teachers face when using the elements of this educational technology while teaching foreign languages. The results of the analysis allow one to suggest that the application of CLIL is especially beneficial when teaching linguistic and regional studies.
Keywords: content and language integrated learning, CLIL, linguistic and cultural studies, vocational-oriented training, Remembrance Day
For citation: Seyku, E.Yu. (2020), "Some aspects of application of CLIL while teaching English at non-linguistic universities", RSUH/RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogics. Education" Series, no 3, pp. 51-59, DOI: 10.28995/ 2073-6398-2020-3-51-59
Введение
Основная цель высшего образования в целом - и обучения иностранным языкам в частности - подготовка компетентного специалиста в той или иной области. В Федеральном образовательном стандарте прописан ряд общекультурных и практических компетенций, которыми должны обладать выпускники вузов, чтобы стать высококвалифицированными профессионалами. Таким образом, очевидно, что при обучении иностранным языкам в неязыковом
вузе недостаточно научить студента основным грамматическим правилам и помочь ему освоить минимальный словарный запас по тематике его будущей профессиональной деятельности. Необходимо подготовить специалиста, владеющего иностранным языком, способного полноценно общаться в профессиональной среде, изучать новейшую научную литературу, выступать на международных конференциях.
Перед преподавателем иностранного языка, кроме того, зачастую стоит дополнительная проблема: помимо непосредственно языковых, необходимо сформировать у студентов и общекультурные компетенции, помочь им расширить «фоновые» знания и профессиональный кругозор.
Один из инновационных методов, который может помочь преподавателю справиться с этими задачами, - предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL - Content and Language Integrated Learning). Наиболее авторитетными специалистами, стоявшими у истоков разработки CLIL в середине 90-х гг. ХХ в., являются профессор До Койл (Do Coyle) и Дэвид Марш (David Marsh). В 2Ol0 г. они (в соавторстве с Ф. Худом) опубликовали монографию «CLIL. Предметно-языковое интегрированное обучение» (CLIL. Content and Language Integrated Learning), в которой были обобщены основные методологические аспекты этой технологии [Coyle, Hood, Marsh 2010].
В настоящей статье рассматриваются основные составляющие CLIL, приводится авторская разработка тематического занятия с применением элементов этой методики.
Помимо работы Д. Койл и соавторов, при написании данной статьи были использованы материалы с сайтов OneStopEnglish.com1 и teachenglish.org.uk [Darn 2020], а также публикации отечественных преподавателей иностранного языка, среди которых CLIL пользуется все возрастающим интересом (см., например, [Shraiber, Ovinova 2017; Belenkova, Zhivaikina 2014; Боброва 2017, Алмазова, Баранова, Халяпина 2017]).
Основные положения CLIL
Рассмотрим основные аспекты предметно-языкового обучения, сформулированные До Койл и Дэвидом Маршем.
Дэвид Марш предлагает следующее определение CLIL:
1 Onestopclil [Электронный ресурс]. URL: http://www.onestopenglish.com/ clil/ (дата обращения 17.03.2020).
CLIL относится к ситуациям, когда дисциплины полностью или частично преподаются на иностранном языке с двойной целью, а именно: изучение содержания дисциплины и одновременное изучение иностранного языка2 (перевод мой. - Е. С.).
Таким образом, двойное целеполагание является ключевым для интегрированного предметно-языкового обучения.
Профессор Койл разработала теорию «4С»: культура ("culture"), содержание ("content"), познание ("cognition") и коммуникация ("communication"). При этом под «культурой» понимается знакомство с различными точками зрения, расширение кругозора и развитие понимания и принятия иных культур, «содержание» - это освоение изучаемого предмета в соответствии с учебной программой, «познание» - развитие когнитивных навыков, и, наконец, «коммуникация» - это использование языка для учебы и общения и одновременно изучение самого языка [Coyle, Hood, Marsh 2010, pp. 41-42].
При использовании CLIL язык используется в трех аспектах: язык через обучение (язык - предмет изучения), язык для обучения (инструмент познания) и язык обучения (средство коммуникации). Эта особенность делает предметно-языковое интегрированное обучение достаточно универсальной и функциональной технологией.
Применение интегрированного обучения в рамках курса иностранного языка
Однако метод CLIL может применяться не только для преподавания других предметов на иностранном языке. Элементы этого метода можно использовать и при обучении иностранному языку.
Применение CLIL, в частности, пользуется большой популярностью среди зарубежных преподавателей английского языка как иностранного. Например, такая уважаемая организация как Британский Совет (British Council) многое делает для популяризации этого метода (статьи, лекции, курсы повышения квалификации для учителей).
Следует также отметить, что методика CLIL разрабатывалась и применяется для среднего образования. Тем не менее и в сфере высшего образования ее применение оказывается востребованным. Если говорить об отечественном опыте, то непосредственно
2 CLIL refers to situations where subjects, or, parts of subjects, are taught through a foreign language with dual focused aims, namely the learning of content, and the simultaneous learning of a foreign language [Ball 2020].
с необходимостью комплексного языкового и предметного обучения сталкиваются, прежде всего, преподаватели вузов, осуществляющие преподавание иностранного языка в профессиональной сфере (English for Specific Purposes, ESP). Здесь, правда, следует подчеркнуть, что в отечественной лингводидактике существует большой опыт профессионально-ориентированного обучения с глу-равнение отечественной методики и CLIL содержится в статье «Педагогические подходы и модели интегрированного обучения иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в зарубежной и российской лингводидактике» [Алмазова, Баранова, Ха-ляпина 2017]. Авторы отмечают, что все «4С», являющиеся базовыми для интегрированного обучения, имеют свои эквиваленты в профессионально-ориентированном обучении, а основные различия лежат в целеполагании (обучение ИЯ в профессиональном контексте vs параллельное овладение предметом и ИЯ), в степени обязательности междисциплинарного подхода и взаимодействия преподавателей профессиональных дисциплин и иностранного языка (желательно в профессиональном подходе vs обязательно в интегрированном) и, наконец, в самой организации учебного процесса («от языка к тексту» в профессиональном подходе vs «от текста к языку») [Алмазова, Баранова, Халяпина 2017, с. 130]. Стоит согласиться со сделанным авторами выводом об отсутствии необходимости срочного и повсеместного внедрения CLIL в сферу отечественного образования, однако заимствовать отдельные элементы этого метода кажется весьма целесообразным.
Пример практического занятия с применением технологии CLIL
В силу специфики интегрированного подхода при его применении совершенствуются все ключевые навыки: чтение и аудирование (которые в данном случае будут использоваться, в первую очередь, для ввода нового материала), говорение (причем акцент делается в большей степени на развитии беглости, а правильность речи остается на втором месте), письмо (главным образом - использование релевантной лексики). Язык в таком случае будет, в первую очередь, функциональным, тематически обусловленным, и основное внимание в связи с этим будет сосредоточено на лексике и развитии когнитивных и общекультурных навыков, усвоении новой информации, а не на грамматических структурах и языке per se.
В качестве иллюстрации приведем разработанный автором настоящей статьи вариант тематического занятия Remembrance
Day (Centenary) in Great Britain, посвященного традиции отмеча-ния Дня памяти павших.
Цели занятия:
1) изучение темы Remembrance Day in Great Britain;
2) повторение знакомой и изучение новой лексики по темам: война, дипломатия, проведение торжественных мемориальных мероприятий.
Задачи занятия:
1) Активизация и развитие навыков говорения, чтения и аудирования;
2) Развитие общекультурной компетенции посредством изучения традиций страны изучаемого языка.
План:
1. Warm-up: беседа о Первой мировой войне.
На данном этапе актуализируются фактические знания студентов по данной теме, а также происходит повторение лексики по темам «война» и «дипломатия».
2. Group work: работа с аутентичным текстом «5 things you need to know about Armistice Day»3 . В маленьких группах производится выявление ключевой информации (в форме поиска ответов на предоставленные вопросы) и первичный ввод тематической лексики.
3. Class work 1: чтение и обсуждение аутентичного текста о программе празднования столетнего юбилея в Лондоне. «Press release: 100 years on from the Armistice, the nation remembers»4. Просмор видео о церемонии возложения венков у Кенотафа в Лондоне. Студентам предлагается найти ответы на заранее предложенные вопросы с последующим обсуждением.
3 5 things you need to know about Armistice Day [Электронный ресурс]. URL: https://www.historyextra.com/period/first-world-war/ww1-armistice-day-remembrance-sunday-poppies-silence-commemoration/ (дата обращения 17 марта 2020).
4 Press release: 100 years on from the Armistice, the nation remembers [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/news/100-years-on-from-the-armistice-the-nation-remembers (дата обращения 17 марта 2020).
4. Class work 2: чтение текста о символе Remembrance Day -цветах мака. «Remembrance Day: Why do we wear red poppies in tribute to fallen soldiers?»5. В качестве задания студенты должны сформулировать 5 вопросов к тексту с целью его последующего обсуждения. Прослушивание записи стихотворения Джона Маккрея «На полях Фландрии» (John McCrae In Flanders Fields) и заполнение пропусков в распечатанном тексте этого произведения.
5. Round-up discussion: значение Первой мировой войны в Европе и России.
6. Follow-up: подготовить перевод стихотворения «На полях Фландрии».
Третий и четвертый этапы подразумевают фронтальную работу (в случае необходимости, впрочем, ее можно частично заменить на парную и групповую). В процессе работы с текстами и просмотра видеоматериалов учащиеся расширяют свои знания о важном историческом периоде (как показывает опыт, эта тема мало знакома студентам) и одновременно совершенствуют свой словарный запас, речь и навыки аудирования.
Последние два пункта плана подразумевают завершающую дискуссию и вариант домашнего задания. В целом, данная разработка рассчитана на занятие продолжительностью 90 минут в группах продвинутого уровня (В2 - С1), в более слабых группах, возможно, потребуется разделить этот материал на два занятия.
Заключение
Опыт проведения занятий по предложенному плану позволяет отметить положительные и отрицательные моменты, связанные с применением метода CLIL при обучении иностранным языкам.
Достоинства:
- комплексный подход (dual focused aims), который подразумевает параллельное освоение иностранного языка и его использование в качестве инструмента получения информации в различных областях знания;
5 Sommerlad, J. Remembrance Day: Why do we wear red poppies in tribute to fallen soldiers? [Электронный ресурс]. URL: https://www.independent.co.uk/ news/uk/home-news/remembrance-day-2018-red-poppies-why-do-people-wear-armistice-flanders-royal-british-legion-a8623961.html (дата обращения 17 марта 2020).
- дополнительная мотивация (язык как инструмент, а не самоцель).
Трудности:
- нехватка методических разработок по применению СЫЬ в России вследствие относительно недавно возникшего интереса;
- необходимость дополнительной проработки преподавателем содержания планируемого занятия (в нашем случае это история и международные отношения накануне и в годы Первой мировой войны, ее итоги).
Занятие по предлагаемому плану может быть проведено со студентами как гуманитарных, так и технических специальностей в рамках расширения их лингвострановедческих и лингвокуль-турологических знаний о событиях Первой мировой войны и современных традициях Великобритании. Личный опыт автора показал, что при проведении занятия по вышеописанной схеме студенты с интересом узнавали о реалиях страны изучаемого языка. Использование же аутентичных материалов, на наш взгляд, позволяло достичь той самой двоякой цели получения новых знаний посредством языка и совершенствования владения языком в различных аспектах.
Хотелось бы также отметить, что применение элементов методики предметно-языкового интегрированного обучения (СЫЬ), на наш взгляд, целесообразно и может быть рекомендовано, в частности, при изучении страноведческих тем, поскольку позволяет актуализировать лингвокультурологический аспект и способствует развитию кросс-культурной компетенции учащихся.
Литература
Алмазова, Баранова, Халяпина 2017 - Алмазова НА., Баранова Т.А., Халяпина Л.П. Педагогические подходы и модели интегрированного обучения иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в зарубежной и российской лингводидактике // Язык и культура. 2017. № 39. С. 116-134. DOI: 10.17223/ 19996195/39/8
Боброва 2017 - Боброва Н.Е. Особенности использования методики CLIL в рамках иноязычной подготовки студентов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 5 (71): В 3 ч. Ч. 2. C. 164-166.
Ball 2020 - Ball, Ph. What is CLIL? [Электронный ресурс]. URL: http://www. onestopenglish.com/clil/methodology/articles/article-what-is-clil/500453.article (дата обращения 17 марта 2020).
Belenkova, Zhivaikina 2014 - Belenkova N.M., Zhivaikina O.N. Integration of CLIL Approach into BA Students' Speaking Skills Development // Вестник РУДН. Серия «Юридические науки». 2014. № 2. С. 400-403.
Coyle, Hood, Marsh 2010 - Coyle Do, Hood P., Marsh D. CLIL. Content and Language Integrated Learning. Cambridge. CUP, 2010. 184 p.
Darn 2020 - Darn S. Content and Language Integrated Learning [Электронный ресурс] . URL: https: //www.teachingenglish.org.uk/article /content-language-integrated-learning (дата обращения 17 марта 2020).
Shraiber, Ovinova 2017 - Shraiber E.G., Ovinova L.N. CLIL Technology as an Innovative Method to Learn Foreign Languages at University // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2017. Т. 9. № 2. С. 82-88. DOI: 10.14529/ped170208
References
Almazova, N.A., Baranova, T.A. and Khalyapina L.P. (2017), "Pedagogical approaches and models of integrated teaching of foreign languages and professional disciplines in foreign and Russian linguodidactics", Yazyk i kul'tura, no. 39, pp. 116-134. DOI: 10.17223/19996195/39/8 Ball, P. What is CLIL'?, avaliable at: http://www.onestopenglish.com/clil/metho-
dology/articles/article-what-is-clil/500453.article (Accessed 17 March 2020). Belenkova, N.M. and Zhivaikina, O.N. (2014), "Integration of CLIL Approach into BA Students' Speaking Skills Development", Vestnik RUDN, Yuridicheskie nauki series, no. 2, pp. 400-403.
Bobrova, N.Ye. (2017), "Peculiarities of using the CLIL methodology in the framework of foreign language training of students", Filologicheskiye nauki. Voprosy teorii i praktiki, no. 5 (71), part 2, pp. 164-166. Coyle, Do, Hood, P. and Marsh, D. (2010), CLIL. Content and Language Integrated
Learning, CUP, Cambrige, UK. Darn, S. Content and Language Integrated Learning, URL https://www.teachingenglish.
org.uk/article/content-language-integrated-learning (Accessed 17 March 2020). Shraiber, E.G. and Ovinova L.N. (2017), "CLIL Technology as an Innovative Method to Learn Foreign Languages at University", Vestnik YuUrGU, Obrazovanie. Peda-gogicheskie nauki series, vol. 9, no. 2, pp. 82-88. DOI: 10.14529/ped170208
Информация об авторе
Елена Ю. Сейку, кандидат исторических наук, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; [email protected]
Information about the author
Elena Yu. Seyku, Cand. of Sci. (History), Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125993; [email protected]