Научная статья на тему 'К вопросу о применении инструментального контроля при исполнении контрольно-надзорных функций'

К вопросу о применении инструментального контроля при исполнении контрольно-надзорных функций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
122
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сметанкина Г. И., Уколов А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о применении инструментального контроля при исполнении контрольно-надзорных функций»

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ

Г.И. Сметанкина, к.т.н., доцент,

А.Н. Уколов,

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Защита жизни человека и его имущества - это основная функция любого государства. Поэтому законодательные и нормативные правовые акты в Российской Федерации устанавливают обязательные требования безопасности. Одной из составных частей безопасности зданий и сооружений является пожарная безопасность, основные требования к которой изложены в Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности [1] и Правилах противопожарного режима в Российской Федерации. Наличие обязательных требований, соответственно, предполагает необходимость проведения соответствующих мероприятий.

Неисполнение требований влечет ответственность как административную, так и уголовную. Санкции по делу об административных правонарушениях в форме штрафов в настоящее время составляют суммы от ста пятидесяти тысяч до миллиона рублей (в случае введения пожароопасного режима). Средний штраф, после проведенной проверки, составляет триста тысяч рублей. Кроме того, могут быть применены такие меры, как арест товаров и временный запрет деятельности до девяноста суток. Такие санкции надзорных органов являются достаточно действенными и в некоторых случаях могут привести к потере бизнеса. При всех перечисленных неприятностях необходимость исполнения требований пожарной безопасности остается и после уплаты штрафов. В противном случае - очередной штраф за неисполнение предписания также будет чувствительно бить по карману

[3].

То есть, в случае неисполнения обязательных требований, предприниматель пострадает дважды: сначала он оплатит штрафы, а затем будет выполнять мероприятия по выполнению требований пожарной безопасности. Просто стоимость мероприятий по обеспечению пожарной безопасности увеличивается на сумму штрафа.

В настоящее время, значительная часть собственников объектов, обнаружив сведения о своей организации в годовом плане проверок, который открыто публикуется на сайте Генпрокуратуры, обращается в специализированные организации для проведения независимого обследования и установления необходимых мероприятий в целях приведения в соответствие требованиями пожарной безопасности ещё до проверки. Это вызвано тем, что мероприятия всё равно придётся выполнять, но штрафных санкций можно избежать. Помощь в этом случае оказывают специалисты из организаций, занимающихся пожарным аудитом.

Второй случай - это выполнение работ в области пожарной безопасности. Это относится к законопослушным собственникам объектов, которые в силу определенных обстоятельств: будь то разумная осмотрительность или

327

неотвратимость проверки, стараются выполнять все требования пожарной безопасности. Они в соответствии с Правилами противопожарного режима организуют проверки систем пожарной безопасности объектов. Так же, к ним относятся собственники, которые принимают объекты от строителей. Большинство из них уже не довольствуется заверениями подрядчиков о том, что всё сделано хорошо, а требует проверки независимой организацией качества работы противопожарных систем. Например, директор школы не в состоянии оценить качество проведенной огнезащиты. В этом случае собственники объектов прописывают в договорах обязательное подтверждение качества работ третьими лицами - компетентными и независимыми организациями [4].

И третий случай - это производство и реализация продукции, подлежащей обязательной сертификации, и к которой установлены обязательные требования. По данным с сайта МЧС России: «При проведении данных проверок было установлено, что на реализуемую продукцию имеются сертификаты соответствия. Вместе с тем, на одном объекте была проведена проверка реализуемой продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, которой было установлено, что нарушены условия сертификации реализуемой продукции, а именно - истек срок действия сертификатов пожарной безопасности на продукцию. По результатам проверки в отношении должностного лица был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 20.4 КоАП РФ (неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно)» [2].

Согласно статьи 21 Федерального закона № 69 «О пожарной безопасности» изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними. Идентичные требования установлены «Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности». Так, статьями 133, 134, 135, 141 Технического регламента [1] в отношении строительных материалов, текстильных и кожевенных материалов, газов, жидкостей, твёрдых веществ и материалов, твёрдых дисперсных веществ, электротехнической продукции установлены указанные требования.

В этом случае помощь производителю оказывают специалисты органов по сертификации продукции, аккредитованные Федеральной службой по аккредитации или в добровольной и авторитетной системе сертификации продукции (в зависимости от необходимости подтверждения параметров -добровольно подтверждаемых или подтверждаемых обязательно). Таким образом, суть инструментального контроля сводится к подтверждению соответствия оказываемых услуг требованиям различным регламентирующих документов. Такими документами могут быть ГОСТы, Своды правил, СНиПы.

328

Инструментальный контроль входит в оценку системы качества и проводится, как правило, перед процедурой сертификации

Анализ динамики пожаров в России за последние годы убеждает, что, несмотря на сокращение числа пожаров, они продолжают наносить серьезный ущерб экономике страны. Таким образом, проблема борьбы с пожарами в Российской Федерации приобретает в современных условиях очень большое значение, поскольку пожары, причиняя государству значительный ущерб и унося человеческие жизни, стали одним из факторов, дестабилизирующих социально-экономическую обстановку в России. Такой показатель, как доля ущерба пожара от ВВП в России, который в настоящее время, является одним из самых высоких в мире, свидетельствует о нерациональной политике обеспечения пожарной безопасности. Наблюдаемая тенденция сокращения этого показателя за последние годы, прежде всего, связана с увеличением самого показателя ВВП на душу населения, что никак не свидетельствует о повышении эффективности и качества работы пожарных подразделений. Выход из этой ситуации видится во введении института пожарного аудита как своеобразного механизма саморегуляции и независимой оценки рисков, а также обязательного страхования от пожаров с обязательным вовлечением в этот процесс специалистов, осуществляющих инструментальный контроль в области пожарной безопасности [ 5].

Список использованной литературы

1. Федеральный закон № 123 от 22 07.2008г. Технический регламент «О требованиях пожарной безопасности».

2. Сметанкина Г.И., Боева В.В., Пономаренко Д.В. К вопросу о производстве металлографических исследований в судебной экспертизе. Материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Редколлегия: С.В. Пахомов, Д.А. Натура, Л.А. Рычкалова; Краснодарский университет МВД России. 2013. С. 304-308.

3. Сметанкина Г.И. К вопросу о проблемах осуществления государственной надзорной деятельности на современном этапе Естественные и технические науки. 2014. № 11-12 (78). С. 461-464.

4. Сметанкина Г.И., Одинцов И.С., Организация и проведение инструментального контроля при проведении надзорных мероприятий на объектах защиты. Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 9 (99). С. 229-232.

5. Сметанкина Г.И., Дашко С.А. Пожарная безопасность как составляющая национальной безопасности государства. Сборник научных трудов. По материалам научно-практической конференции с международным участием. "Приоритетные научные направления: от теории к практике". Центр развития научного сотрудничества. г.Новосибирск,2016г.№ 28 стр.153-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.